Законы и бизнес в России

Закон Челябинской области от 28.05.2009 N 439-ЗО (ред. от 29.10.2009) “О радиационной безопасности населения Челябинской области“ (подписан Губернатором Челябинской области 10.06.2009)

Изменения, внесенные Законом Челябинской области от 29.10.2009 N 493-ЗО, вступают в силу со дня его официального опубликования.

28 мая 2009 года N 439-ЗО

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О радиационной безопасности населения Челябинской области

Принят

постановлением

Законодательного Собрания

Челябинской области

от 28 мая 2009 г. N 1788

(в ред. Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 493-ЗО)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон регулирует отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в целях охраны его здоровья от вредного воздействия ионизирующего излучения.

Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия:

1) радиационная безопасность населения - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их
здоровья воздействия ионизирующего излучения;

2) радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение;

3) радиационный мониторинг - система наблюдений, измерений, регистрации и прогнозирования уровней содержания радионуклидов в природной среде и рационе человека, а также уровней воздействия ионизирующего излучения на человека;

4) радиационная обстановка - обобщенная характеристика пространственного и временного распределения уровней содержания радионуклидов в природной среде и доз облучения населения на определенной территории;

5) радиоактивные вещества - не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

6) радиоактивные отходы - ядерные материалы и радиоактивные вещества, дальнейшее использование которых не предусматривается.

2. Применяемые в настоящем Законе иные понятия соответствуют понятиям, используемым в Федеральном законе “О радиационной безопасности населения“ и Федеральном законе “Об использовании атомной энергии“.

Статья 3. Задачи настоящего Закона

Основными задачами настоящего Закона являются:

1) разграничение полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области;

2) обеспечение радиационной безопасности населения Челябинской области с учетом специфических условий Челябинской области, обусловленных расположением на ее территории ядерно опасных и радиационно опасных объектов, наличием территорий, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения, и территорий с повышенным относительно естественного радиационного фона уровнем ионизирующего излучения, создаваемым излучением природных радионуклидов (далее - повышенный естественный радиационный фон).

Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области являются:

1) принцип нормирования - непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

2) принцип обоснования - запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и
общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

3) принцип оптимизации - поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения Челябинской области основывается на следующих принципах:

1) предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

2) виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Статья 5. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области

1. Радиационная безопасность населения Челябинской области обеспечивается путем:

1) проведения комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

2) осуществления органами исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в сфере обеспечения радиационной безопасности населения;

3) информирования населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

4) обучения населения в сфере обеспечения радиационной безопасности.

2. Проведение комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера обеспечивается за счет:

1) соблюдения организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, правил, норм и нормативов в сфере обеспечения радиационной безопасности населения;

2) совершенствования технологических процессов, осуществляемых на ядерно опасных и радиационно опасных объектах, в том числе технологий обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами;

3) планирования и проведения мероприятий по:

снижению уровней радиационного воздействия на население Челябинской области в местах размещения
ядерно опасных и радиационно опасных объектов, на территориях, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения, на территориях с техногенно измененным радиационным фоном и с повышенным естественным радиационным фоном;

реабилитации территорий Челябинской области, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения, и по улучшению социально-экономических условий проживания населения на таких территориях;

обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области при использовании источников ионизирующего излучения;

обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области при радиационной аварии, ликвидации ее последствий на разных поставарийных этапах;

4) осуществления радиационного мониторинга в Челябинской области;

5) выявления территорий и объектов, на которых размещены вещества и материалы с повышенным содержанием радионуклидов;

6) иных мероприятий.

Статья 6. Полномочия Законодательного Собрания Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области

Законодательное Собрание Челябинской области:

1) принимает нормативные правовые акты в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в пределах своих полномочий;

2) осуществляет контроль за исполнением законов Челябинской области, регулирующих отношения в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области;

3) проводит депутатские слушания по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области.

Статья 7. Полномочия Правительства Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области

Правительство Челябинской области:

1) обеспечивает условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в пределах своих полномочий;

2) принимает нормативные правовые акты в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области в пределах своих полномочий;

3) осуществляет полномочия собственника в отношении радиационных источников и радиоактивных веществ, находящихся в государственной собственности Челябинской области;

4) устанавливает порядок обсуждения вопросов использования атомной энергии на территории Челябинской области с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан;

5) принимает решения
о размещении и сооружении на территории Челябинской области радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в государственной собственности Челябинской области;

6) согласовывает решения Правительства Российской Федерации о месте размещения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов (далее - пункты хранения), находящихся в федеральной собственности, либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, либо размещаемых и сооружаемых на территориях закрытых административно-территориальных образований, размещение и сооружение которых предполагается на территории Челябинской области;

7) вносит предложения о выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения до израсходования установленного в проекте объекта использования атомной энергии ресурса или предложения об ограничении проектных технико-экономических показателей их работы при наличии соответствующих обоснований;

8) согласовывает лимит на ежегодно ввозимые в Российскую Федерацию облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов для их переработки и временного технологического хранения в организациях, осуществляющих соответствующую деятельность и расположенных на территории Челябинской области.

Статья 8. Полномочия органа исполнительной власти Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области

Орган исполнительной власти Челябинской области, наделенный полномочиями в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области:

1) организует контроль за радиационной обстановкой на территории Челябинской области в пределах своих полномочий;

2) разрабатывает проекты областных целевых программ в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области и обеспечивает реализацию указанных программ;

3) разрабатывает и утверждает ведомственные целевые программы в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области и обеспечивает их реализацию;

4) участвует в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии на территории Челябинской области;

5) участвует в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных
аварий на территории Челябинской области;

6) осуществляет мероприятия по обеспечению безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в государственной собственности Челябинской области;

7) организует обсуждения вопросов использования атомной энергии на территории Челябинской области с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан;

8) принимает участие в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды на территории Челябинской области (далее - окружающая среда) от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы;

9) осуществляет контроль за обеспечением радиационной безопасности населения Челябинской области и охраной окружающей среды, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энергии;

10) осуществляет учет и контроль радиоактивных веществ в рамках систем и государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов;

11) организует обеспечение физической защиты радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в государственной собственности Челябинской области;

12) организует в пределах своих полномочий радиационный мониторинг в Челябинской области;

13) организует ведение радиационно-гигиенического паспорта территории Челябинской области;

14) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации, организациями, общественными организациями (объединениями) и гражданами в пределах своих полномочий;

15) планирует и проводит мероприятия по реабилитации территорий Челябинской области, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения, по улучшению социально-экономических условий проживания населения на данных территориях, а также мероприятия, направленные на снижение облучения населения Челябинской области от природных радионуклидов.

Статья 9. Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области

Финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере обеспечения радиационной безопасности населения
Челябинской области, осуществляется за счет средств, предусмотренных законом Челябинской области об областном бюджете на очередной финансовый год.

(в ред. Закона Челябинской области от 29.10.2009 N 493-ЗО)

Статья 10. Программы в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области

1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности населения Челябинской области разрабатываются и реализуются областные целевые программы, ведомственные целевые программы, а также специальные экологические программы реабилитации радиационно загрязненных участков территории.

2. Порядок разработки и реализации указанных программ, их финансирования определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Статья 11. Радиационный мониторинг в Челябинской области

1. Радиационный мониторинг в Челябинской области осуществляется в целях минимизации ущерба от возможного радиационного воздействия на население Челябинской области и окружающую среду.

2. Задачами радиационного мониторинга в Челябинской области являются:

1) ведение наблюдений за радиационной обстановкой в местах размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов, в том числе за уровнями доз облучения населения Челябинской области, проживающего в указанных зонах;

2) выявление содержания радионуклидов природного и техногенного происхождения в природной среде, питьевой воде, производственном и продовольственном сырье и продуктах питания;

3) контроль уровней и доз облучения населения Челябинской области при использовании источников ионизирующего излучения;

4) оценка и прогноз последствий воздействия ионизирующего излучения на население Челябинской области и окружающую среду;

5) информационное обеспечение процесса подготовки и принятия управленческих решений по предотвращению или снижению радиационного воздействия на население Челябинской области и окружающую среду.

3. Радиационный мониторинг в Челябинской области организуется органом исполнительной власти Челябинской области, наделенным полномочиями в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области, по следующим приоритетным направлениям:

1) радиационный мониторинг территорий, загрязненных в результате радиационных аварий радионуклидами искусственного происхождения;

2) радиационный
мониторинг в местах размещения ядерно опасных и радиационно опасных объектов.

Статья 12. Радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, и территории Челябинской области

1. В Челябинской области проводится радиационно-гигиеническая паспортизация организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, и территории Челябинской области в целях оценки влиянии источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) на население Челябинской области, планирования и проведения мероприятий по обеспечению ею радиационной безопасности, а также анализа эффективности данных мероприятий.

2. Ведение радиационно-гигиенических паспортов организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, и территории Челябинской области осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Государственный учет и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на территории Челябинской области

1. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы на территории Челябинской области подлежат государственному учету и контролю в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Учет и контроль радиоактивных веществ на территории Челябинской области осуществляются в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов органом исполнительной власти Челябинской области, наделенным полномочиями в сфере обеспечения радиационной безопасности населения Челябинской области.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

Закон Челябинской области от 24 декабря 1998 года N 60-ЗО “О радиационной безопасности населения Челябинской области“ (Сборник законов и иных нормативных правовых актов Челябинской области, 1998, N 12);

Закон Челябинской области от 24 июня 2004 года N 249-ЗО “О внесении изменений в Закон Челябинской области “О радиационной безопасности населения Челябинской области“ (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2004, вып. 5, июнь);

Закон Челябинской
области от 30 ноября 2004 года N 331-ЗО “О внесении изменений в статью 7 Закона Челябинской области “О радиационной безопасности населения Челябинской области“ (Ведомости Законодательного собрания Челябинской области, 2004, вып. 9, ноябрь);

Закон Челябинской области от 26 мая 2005 года N 382-ЗО “О внесении изменений в Закон Челябинской области “О радиационной безопасности населения Челябинской области“ (Южноуральская панорама, 2005, 10 июня);

статью 4 Закона Челябинской области от 12 декабря 2008 года N 337-ЗО “О внесении изменений в некоторые законы Челябинской области о природопользовании и радиационной безопасности“ (Южноуральская панорама, 2008, 27 декабря).

Губернатор

Челябинской области

П.И.СУМИН

10.06.2009

г. Челябинск

N 439-ЗО от 28 мая 2009 года