Законы и бизнес в России

Постановление Главы Саткинского муниципального района Челябинской области от 17.04.2009 N 437 “Об утверждении муниципальной целевой Программы природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Саткинском муниципальном районе на 2009 год“ (вместе с “Муниципальной целевой Программой природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Саткинском муниципальном районе на 2009 год“)

ГЛАВА САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2009 г. N 437

Об утверждении муниципальной целевой Программы

природоохранных мероприятий оздоровления экологической

обстановки в Саткинском муниципальном районе на 2009 год

Руководствуясь ст.ст. 3, 7, 10, 63, 74 Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, пп. 9 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Уставом Саткинского муниципального района,

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить муниципальную целевую Программу природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Саткинском муниципальном районе на 2009 год (приложение 1).

2. Управлению строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района (Кузина
И.В.) обеспечить реализацию муниципальной целевой Программы природоохранных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки в Саткинском районе в 2009 году и своевременное предоставление отчета о расходовании бюджетных средств на выполнение муниципальной целевой Программы природоохранных мероприятий.

3. Контроль за исполнением данного Постановления возложить на и.о. заместителя Главы Саткинского муниципального района Кузину И.В.

Глава Саткинского

муниципального района

Челябинской области

В.И.ХЛЫСТА

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

ОБСТАНОВКИ В САТКИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2009 ГОД

ПАСПОРТ

МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

-----------------T--------------------------------------------------------¬

¦Наименование ¦Программа природоохранных мероприятий оздоровления¦

¦программы ¦экологической обстановки в Саткинском муниципальном¦

¦ ¦районе на 2009 год (далее по тексту - Программа). ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Нормативно- ¦1. Федеральный закон “Об охране окружающей среды“ от¦

¦правовая база ¦10.01.2002 N 7-ФЗ; ¦

¦программы ¦2. Федеральный закон “Об охране атмосферного воздуха“ от¦

¦ ¦04.05.1999 N 96-ФЗ; ¦

¦ ¦3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006¦

¦ ¦N 74-ФЗ; ¦

¦ ¦4. Федеральный закон “Об особо охраняемых природных¦

¦ ¦территориях“ от 14.03.1995 N 33-ФЗ; ¦

¦ ¦5. Закон Челябинской области “Об особо охраняемых¦

¦ ¦природных территориях Челябинской области“ от 25.04.2002¦

¦ ¦N 81-ЗО; ¦

¦ ¦6. Федеральный закон “Об общих принципах организации¦

¦ ¦местного самоуправления в Российской Федерации“ от¦

¦ ¦06.10.2003 N 131-ФЗ; ¦

¦ ¦7. Постановление Правительства Челябинской области от 20¦

¦ ¦сентября 2007 г. N 192-П “О Концепции основных¦

¦ ¦направлений охраны окружающей среды в Челябинской¦

¦ ¦области на 2007 - 2015 годы“; ¦

¦ ¦8. Постановление Правительства Челябинской области от 23¦

¦ ¦марта 2007 г. N 61-П “О Концепции обращения с твердыми¦

¦ ¦коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 -¦

¦ ¦2010 годы“; ¦

¦ ¦9. План стратегического развития Саткинского¦

¦ ¦муниципального района до 2020 года; ¦

¦ ¦10. Устав Саткинского муниципального района ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Статус программы¦Целевая муниципальная ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Дата принятия ¦1. Распоряжение Главы Саткинского муниципального района¦

¦решения ¦“О разработке муниципальной целевой Программы¦

¦о разработке ¦природоохранных мероприятий оздоровления экологической¦

¦программы, дата ¦обстановки в Саткинском муниципальном районе на 2009¦

¦ее утверждения ¦год“ от 26.02.2009 N 113-р; ¦

¦(наименование и ¦2. Постановление Главы Саткинского муниципального района¦

¦номе𠦓Об утверждении муниципальной целевой Программы¦

¦соответствующего¦природоохранных мероприятий оздоровления экологической¦

¦нормативного ¦обстановки в Саткинском муниципальном районе на 2009¦

¦акта) ¦год“ от _________ 2009 г. N ______ ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Муниципальный ¦Управление строительства и архитектуры администрации¦

¦заказчик ¦Саткинского муниципального района ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Основные ¦Отдел по охране окружающей среды Управления¦

¦разработчики ¦строительства и архитектуры администрации Саткинского¦

¦программы: ¦муниципального района ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Цели программы: ¦1. Улучшение экологической обстановки в районе, снижение¦

¦ ¦уровня загрязнения окружающей среды, формирование¦

¦ ¦экологически привлекательного имиджа района для¦

¦ ¦комфортного проживания населения и развития туризма; ¦

¦ ¦2. Сохранение природных систем, поддержание их¦

¦ ¦целостности и жизнеобеспечивающих функций для¦

¦ ¦устойчивого развития общества; ¦

¦ ¦3. Привлечение внимания общественности к проблемам¦

¦ ¦окружающей среды в Саткинском районе, формирование¦

¦ ¦экологической культуры населения ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Задачи ¦1. Сокращение выбросов загрязняющих веществ в¦

¦программы: ¦атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в¦

¦ ¦поверхностные водные объекты, снижение загрязнения¦

¦ ¦земельных ресурсов; ¦

¦ ¦2. Регулярное обследование и мониторинг компонентов¦

¦ ¦окружающей среды в целях контроля состояния и¦

¦ ¦предотвращения загрязнения; ¦

¦ ¦3. Обеспечение безопасной эксплуатации действующей¦

¦ ¦свалки пос. Сулея в соответствии с нормативными¦

¦ ¦требованиями; ¦

¦ ¦4. Проведение инвентаризации мест санкционированного и¦

¦ ¦несанкционированного размещения отходов на территории¦

¦ ¦Саткинского района и определение их влияния на объекты¦

¦ ¦окружающей среды; ¦

¦ ¦5. Предотвращение появления новых несанкционированных¦

¦ ¦мест размещения отходов; ¦

¦ ¦6. Обеспечение населения достоверной информацией о¦

¦ ¦состоянии окружающей среды на территории Саткинского¦

¦ ¦района ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Важнейшие ¦ Важнейшие целевые индикаторы и показатели на 2009 г. ¦

¦целевые ¦---------------------T----------------T----------------¬¦

¦индикаторы и ¦¦ Целевой показатель ¦ Количественный ¦ Затраты, ¦¦

¦показатели: ¦¦ ¦ показатель ¦ тыс. руб. ¦¦

¦ ¦¦ ¦ +----------------+¦

¦ ¦¦ ¦ ¦ МБ ¦¦

¦ ¦+--------------------+----------------+----------------+¦

¦ ¦¦Приведение объекта ¦ 1 ¦ 90 ¦¦

¦ ¦¦размещения отходов ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦в пос. Сулея ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦в соответствие ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦с санитарными и ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦экологическими ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦требованиями ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦+--------------------+----------------+----------------+¦

¦ ¦¦Проведение ¦ 18 ¦ 10 ¦¦

¦ ¦¦экологического ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦контроля и ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦мониторинга: ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦- 9 выпусков ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦хозбытовых сточных ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦вод; ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦- 2 источников ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦выбросов (атм. ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦воздух); ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦- 3 водных объектов ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦(Сильга, Буланка, ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦Саткинский пруд); ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦- 2 участков ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦загрязненных земель;¦ ¦ ¦¦

¦ ¦¦- 2 проб отходов ¦ ¦ ¦¦

¦ ¦+--------------------+----------------+----------------+¦

¦ ¦¦ ИТОГО ¦ ¦ 100 ¦¦

¦ ¦L--------------------+----------------+-----------------¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Сроки и этапы ¦2009 год, в том числе: ¦

¦реализации ¦- 1 этап - 1 полугодие 2009 года; ¦

¦программы: ¦- 2 этап - 2 полугодие 2009 года ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Перечень ¦1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду¦

¦программных ¦за счет: ¦

¦мероприятий: ¦- снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный¦

¦ ¦воздух источниками основных промышленных предприятий¦

¦ ¦района в периоды НМУ; ¦

¦ ¦- снижения воздействия на окружающую среду сточных вод и¦

¦ ¦отходов. ¦

¦ ¦2. Организация работ на существующих местах размещения¦

¦ ¦отходов в районе. ¦

¦ ¦3. Инвентаризация несанкционированных свалок в районе.¦

¦ ¦Оценка их влияния на объекты окружающей среды¦

¦ ¦(мониторинг). ¦

¦ ¦4. Организация публичного обсуждения и изучения вопросов¦

¦ ¦охраны окружающей среды и экологической безопасности.¦

¦ ¦Организация работы по обеспечению достоверной информации¦

¦ ¦через СМИ. Повышение квалификации в области¦

¦ ¦экологической безопасности. ¦

¦ ¦5. Организация комплексного обследования и мониторинга в¦

¦ ¦целях определения состояния окружающей среды и¦

¦ ¦предотвращения загрязнения атмосферного воздуха, водных¦

¦ ¦объектов, земельных ресурсов и почв. ¦

¦ ¦6. Рассмотрение и утверждение Программ природоохранных¦

¦ ¦мероприятий основных промышленных предприятий района. ¦

¦ ¦7. Утверждение плана контроля за выполнением Программ¦

¦ ¦природоохранных мероприятий основных промышленных¦

¦ ¦предприятий района ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Объемы и ¦Финансирование Программы предусматривается за счет¦

¦источники ¦средств местного бюджета (МБ), а также возможного¦

¦финансирования ¦привлечения средств областного бюджета (ОБ). ¦

¦с разбивкой ¦Общий объем финансирования на реализацию Программы¦

¦по годам: ¦составляет 200 тыс. руб. ¦

+----------------+--------------------------------------------------------+

¦Ожидаемые ¦1. Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный¦

¦конечные ¦воздух в периоды НМУ; ¦

¦результаты ¦2. Приведение в соответствие с санитарными и¦

¦реализации ¦экологическими требованиями свалки в пос. Сулея; ¦

¦программы и ¦3. Контроль качества сточных вод, сбрасываемых в водные¦

¦показатели ¦объекты района; ¦

¦социально- ¦4. Контроль состояния водных объектов района в целях¦

¦экономической ¦предотвращения их дальнейшего загрязнения и выработка¦

¦эффективности: ¦рекомендаций по улучшению качества воды; ¦

¦ ¦5. Организация мероприятий публичного обсуждения и¦

¦ ¦изучения вопросов охраны окружающей среды; ¦

¦ ¦6. Подготовка ежегодного доклада о состоянии окружающей¦

¦ ¦среды на территории Саткинского муниципального района на¦

¦ ¦основании проведенного комплексного обследования ¦

L----------------+---------------------------------------------------------

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ

НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1. Постановка проблемы, анализ причин ее возникновения. Обоснование связи проблемы с местными приоритетами социально-экономического развития. Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом.

В настоящее время планом стратегического развития Саткинского муниципального района до 2020 г. взят курс на обеспечение экологической привлекательности района в целях комфортного проживания населения района и развития туризма.

Состояние окружающей среды определяется исторически сложившейся структурой экономики Саткинского района, где ведущая роль принадлежит предприятиям металлургического и горнодобывающего комплекса.

В результате многолетней деятельности предприятий, интенсивно загрязняющих окружающую среду, на территории района сложился комплекс проблем, требующих решения, в т.ч. программными методами.

В целях предотвращения загрязнения окружающей природной среды необходимо проведение регулярного комплексного обследования, включающего согласованные во времени и пространстве наблюдения за уровнем загрязнения в различных компонентах природной среды, таких как атмосферный воздух, почвенный и снежный покровы, поверхностные воды, донные отложения, объекты биоты в промышленных районах с интенсивной антропогенной нагрузкой, и получение другой дополнительной, связанной с загрязнением, информации.

Целью комплексных обследований является получение наиболее полной информации о состоянии и причинах загрязнения окружающей среды в промышленных районах населенных пунктов с интенсивной антропогенной нагрузкой.

Основными задачами комплексного обследования являются:

- всесторонний анализ состояния и тенденции загрязнения окружающей среды;

- оценка негативного воздействия на фоне естественных природных процессов;

- выявление наиболее критических источников и факторов воздействия на окружающую среду конкретного района населенного пункта;

- выявление наиболее подверженных негативному воздействию компонентов окружающей среды и приоритетных загрязняющих веществ;

- анализ причин загрязнения окружающей среды.

Основа комплексных обследований загрязнения окружающей среды вблизи промышленных площадок с интенсивной антропогенной нагрузкой включает в себя геосистемный подход, совместный анализ природных и антропогенных источников и факторов загрязнения окружающей среды, наблюдения за уровнями химического загрязнения таких компонентов окружающей среды, как атмосферный воздух, снежный покров, поверхностные воды, почвенный и растительный покров.

В связи с тем, что предприятия района находятся в непосредственной близости от жилой застройки, состояние атмосферы в жилых районах напрямую зависит от количества валовых выбросов предприятий. Кроме того, в г. Сатка значения максимальных концентраций пыли в атмосфере периодически превышают нормативные в периоды неблагоприятных метеорологических условий. Необходимо систематическое проведение наблюдений в жилых районах разного типа застройки, на перекрестах улиц и автомагистралей с оживленным движением, в выраженных формах рельефа, в пределах санитарно-защитных зон основных промышленных предприятий и за пределами города на наветренной и подветренной сторонах, а также проведение подфакельных наблюдений от приоритетных источников загрязнения.

Кроме того, Программой предусматривается проведение мониторинга водных объектов района и выпусков сточных вод в целях проведения независимой оценки качества воды по основным загрязняющим веществам, которые сбрасываются в водные объекты в сточных водах предприятий. Это позволит составить картину загрязнения водных объектов по району и обеспечить население достоверной информацией, особенно при возникновении аварийных сбросов в водоемы.

На территории Саткинского муниципального района в настоящее время зарегистрированы четыре объекта размещения (ОРО) твердых коммунальных отходов - г. Сатка, г. Бакал, пос. Межевой, пос. Сулея. В целях организации и систематического проведения мониторинга на ОРО каждым предприятием разработана программа ведения мониторинга на ОРО и план-график контроля за загрязнением окружающей среды на основе результатов и рекомендаций по проведенным геоэкологическим и гидрологическим изысканиям, с учетом наличия наблюдательных скважин и влияния ОРО на поверхностные водные объекты.

1.1. Охрана атмосферного воздуха.

Ведущая роль в экономике района принадлежит предприятиям горнодобывающей и металлургической отраслей - ОАО “Комбинат “Магнезит“, ОАО “СЧПЗ, ООО “БРУ“, предприятиям по производству щебня - ООО “Саткинский щебзавод“, ООО “Нерудпром“, ООО “Технология“, ООО “Саткинское ДРСУ“. Весомый вклад в загрязнение атмосферы вносят котельные района и автотранспорт.

Основным загрязнителем атмосферы является ОАО “Комбинат “Магнезит“. Его доля в общем объеме выбросов в районе в 2008 году составила около 75 %, или 29,9 тыс. т. Выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) ОАО “Комбинат “Магнезит“ представлены в основном магнезитовой пылью - окисью магния и кремния.

Выбросы ОАО “СЧПЗ“ в 2008 году составили более 1,8 тыс. т/год.

Стабилизация работы ООО “Бакальское рудоуправление“ за последние 3 года привела к постепенному росту производства, запуску дополнительных обжиговых печей и, как следствие, постепенному росту загрязнения. Выбросы ООО “Бакальское рудоуправление“ в 2008 году составили более 6,0 тыс. т за год.

Таким образом, валовые выбросы загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу в целом по району в 2008 году составили почти 41,0 тыс. т/год.

Всего на территории района находятся около 1210 источников выбросов в атмосферу, из них 738 - организованных.

Следует отметить, что только 60 % источников выбросов на предприятиях оснащены газопылеулавливающими установками. На предприятиях по производству щебня, кроме ООО “Саткинский щебзавод“, отсутствуют пылеулавливающие установки. Также одной из причин загрязнения атмосферного воздуха является использование устаревших малоэффективных технологий и высокий уровень износа оборудования.

Увеличивается количество выбросов ЗВ автотранспортом. По сравнению с 1998 г., то есть за десять лет, количество автотранспорта увеличилось более чем в 2 раза и составило 24 тыс. единиц.

Программой планируется:

- рассмотрение и утверждение Программ природоохранных мероприятий основных промышленных предприятий района,

- утверждение плана контроля за выполнением программ природоохранных мероприятий основных промышленных предприятий района,

- обследование атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятий - загрязнителей атмосферного воздуха,

- проведение мониторинга атмосферного воздуха, проведение контроля загрязняющих веществ на источниках выбросов предприятий, в том числе оперативные наблюдения в период НМУ.

1.2. Охрана окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод.

Поверхностные водоемы Саткинского района подвержены большой антропогенной нагрузке и служат одновременно источниками водообеспечения и приемниками сточных вод. В реку Б. Сатка сбрасываются промышленные и коммунальные недостаточно очищенные стоки г. Сатка.

Всего сброс сточных вод в водоемы района составляет 55,2 млн. куб. м/год, из них сбрасываются без очистки - 50,7 %, недостаточно очищенные - 49,3 %. Со сбрасываемыми водами в водоемы поступает загрязняющих веществ более 6,66 тыс. т/год. Основными загрязняющими веществами являются взвешенные вещества, хлориды, сульфаты, нитриты, нефтепродукты, тяжелые металлы.

Значительное влияние на состояние водных объектов оказывают предприятия, осуществляющие отведение в них бытовых недостаточно очищенных сточных вод. В 2008 г. из 26,8 млн. куб. м загрязненных сточных вод 13,0 млн. куб. м (49 %) сбросили предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Очистные сооружения ряда предприятий требуют реконструкции. По состоянию на 01.01.2009 в Саткинском районе действует 9 очистных сооружений, из них ни одно не обеспечивает нормативной очистки. Основными причинами являются моральный и физический износ, отсутствие эффективной доочистки сточных вод.

Многолетний сброс загрязненных стоков приводит к накоплению загрязняющих веществ в водоемах. Вследствие этого ухудшается качество среды обитания объектов растительного и животного мира, нарушается биологическое равновесие экосистем.

Программой планируется:

- проведение оценки качества воды и прогноза экологического состояния Саткинского (городского) водохранилища,

- обследование качества воды в реках Буланка и Сильга,

- обследование остальных водных объектов района,

- контроль качества производственных сточных вод - 15 выпусков,

- контроль качества хозяйственно-бытовых сточных вод - 9 выпусков,

- обследование подземных вод.

1.3. Охрана окружающей среды от загрязнения земель и почв отходами.

В результате производства и потребления на территории района образуется и размещается более 20,0 млн. тонн отходов, из них до 98 % составляют вскрышные породы отработки карьеров горных производств. Под размещение карьеров, отвалов вскрышных пород, складов, зон обрушения шахт выведено из хозяйственного оборота более 3135 га.

Коммунальные отходы составляют около 30,0 тыс. т/год.

В связи с остро стоящей в Саткинском районе проблемой образования несанкционированных свалок в 2009 году продолжить работу по приведению в соответствие с санитарными и экологическими требованиями существующего места захоронения отходов в пос. Сулея.

В настоящее время планом стратегического развития Саткинского муниципального района до 2020 г. взят курс на обеспечение экологической привлекательности района в целях комфортного проживания населения района и развития туризма. Однако рост количества несанкционированных свалок в районе, загрязнение земель населенных пунктов, Гослесфонда, засорение находящихся на территории района памятников природы регионального значения, наиболее посещаемых туристами мест - все это способствует формированию непривлекательного имиджа района, и поэтому проблема обращения с коммунальными отходами на территории района требует немедленного решения.

Программой планируется:

- содержание существующего места размещения отходов в пос. Сулея в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, недопущение возгорания отходов и захламления отходами земель поселений и гослесфонда, проведение мониторинга на объектах размещения твердых коммунальных и промышленных отходов,

- проведение мониторинга загрязнения земель отходами и химическими веществами,

- биотестирование, биоиндикация природных сред, анализ загрязнения растительности,

- анализ донных отложений,

- анализ снежного покрова.

1.4. Обеспечение населения достоверной информацией о состоянии и охране окружающей среды, экологическое просвещение и пропаганда.

По данному направлению предусматривается проведение таких мероприятий, как публичные обсуждения вопросов охраны окружающей среды, экологической безопасности; обеспечение населения достоверной информацией через СМИ, а также современные средства - Интернет и электронную почту. Программой предусматривается подготовка материалов по актуальным вопросам охраны окружающей среды, их размещение в печатных органах и телевидении, работы по созданию Интернет-ресурса “Экология Саткинского района“ на сайте Администрации Саткинского муниципального района. Планируется продолжение использования такой формы просветительской деятельности, как проведение летнего экологического лагеря для школьников, а также чтение лекций и докладов в учебных заведениях по экологической тематике.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Основными целями Программы являются снижение уровня загрязнения природной среды, сохранение природных систем, поддержание их жизнеобеспечивающих функций, формирование экологической культуры населения.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные водные объекты, снижение загрязнения земельных ресурсов и почв;

- регулярное обследование и мониторинг в целях контроля состояния и предотвращения загрязнения природных сред;

- обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории Саткинского муниципального района.

В Программе предусматривается реализация мероприятий по направлениям:

- охрана атмосферного воздуха;

- охрана окружающей среды от негативного воздействия загрязненных сточных вод;

- охрана окружающей среды от загрязнения земель и почв;

- обеспечение населения информацией о состоянии и охране окружающей среды, экологическое воспитание и пропаганда;

- организация и проведение комплексного обследования и мониторинга загрязнения окружающей среды.

Система программных мероприятий и объемы финансирования представлены в приложении 1.

Раздел III. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ

Для достижения поставленных целей и решения задач целевой программы необходимо выполнение следующих мероприятий.

1. Снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет:

- снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух источниками основных промышленных предприятий района;

- прекращения сброса в водные объекты загрязненных производственных сточных вод;

- снижения воздействия промышленных отходов и рекультивации нарушенных земель.

2. Организация публичного обсуждения и изучения опросов охраны окружающей среды и экологической безопасности.

3. Организация работы по обеспечению достоверной информацией населения через средства массовой информации о состоянии окружающей среды и предотвращению ее загрязнения окружающей сред в результате комплексного обследования и мониторинга природных сред:

- атмосферного воздуха,

- водных объектов,

- земельных ресурсов и почв.

Раздел IV. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Срок реализации Программы - 2009 год.

Реализация Программы осуществляется в два этапа:

1 этап - 1 полугодие 2009 года;

2 этап - 2 полугодие 2009 года.

На первом этапе предполагается:

- принять участие в научно-исследовательских работах по утилизации фенола в выбросах ОАО “Комбинат “Магнезит“ для определения необходимого метода утилизации и затрат;

- продолжить работу по приведению в соответствие с санитарными и экологическими требованиями свалки в пос. Сулея;

- разработать и утвердить планы-графики контроля окружающей среды на объектах размещения отходов, приступить к их выполнению;

- осуществлять контроль загрязняющих веществ на источниках выбросов, контроль качества воды водных объектов и сточных вод в выпусках предприятий, контроль за загрязнением почв;

- провести семинары с руководителями предприятий на тему обеспечения экологической безопасности, акцию по очистке берегов водных объектов района “Чистый берег“;

- регулярно обеспечивать население Саткинского муниципального района достоверной информацией о состоянии и проблемах загрязнения окружающей среды на территории района.

На втором этапе предполагается:

- продолжить контроль загрязняющих веществ на источниках выбросов, контроль качества воды водных объектов и сточных вод в выпусках предприятий, контроль за загрязнением почв;

- осуществлять контроль окружающей среды на объектах размещения отходов;

- получить исходные данные гидрохимических и гидробиологических исследований Саткинского (городского) водохранилища, рек Буланка и Сильга и приступить к разработке рекомендаций и мероприятий по улучшению качества их воды;

- установить режим зон санитарной охраны питьевых водоисточников района - Саткинского и Малосаткинского (питьевых) водохранилищ;

- определить состояние и тенденцию загрязнения основных водных объектов района, определить приоритетные ЗВ, выявить критические источники загрязнения;

- обеспечивать население Саткинского муниципального района достоверной информацией о состоянии окружающей среды на территории района;

- разработать Программу природоохранных мероприятий оздоровления экологической обстановки в Саткинском муниципальном районе на 2010 год.

На протяжении реализации Программы осуществляются:

- финансирование мероприятий целевой Программы за счет местного бюджета;

- совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга правовых актов Челябинской области и Саткинского муниципального района;

- внедрение организационных и финансовых механизмов реализации программных мероприятий.

Раздел V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет местного бюджета, а также возможного привлечения “редств областного бюджета и внебюджетных источников.

Общий объем финансирования для реализации Программы в 2009 г. за счет средств местного бюджета составляет 100 тыс. руб.

Раздел VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Муниципальным заказчиком программы является Управление строительства и архитектуры.

Муниципальный заказчик:

1. подготавливает и направляет в Комитет экономики и Финансовое управление доклад о ходе реализации целевой программы за полугодие (до 1 августа 2009 года), год (до 1 февраля 2010 года);

2. осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

3. подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы;

4. разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;

5. осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

6. согласовывает с основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования;

7. подготавливает ежегодно в установленном порядке реестр расходных обязательств в размере муниципальных заказчиков, мероприятий и кодов функциональной классификации расходов бюджета РФ;

8. разрабатывает методику оценки эффективности реализации целевой программы с учетом ее специфики;

9. несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

10. организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом выполнения ее программных мероприятий;

11. организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, информацию о ходе реализации целевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.

Раздел VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

С УКАЗАНИЕМ ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРОВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Ожидаемые результаты реализации Программы:

В результате реализации Программы к концу 2009 года ожидается следующий экологический и социально-экономический эффект:

- осуществление регулярного контроля источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;

- сокращение выбросов в периоды НМУ в атмосферный воздух;

- приведение свалки пос. Сулея в соответствие с санитарными и экологическими требованиями;

- осуществление регулярного мониторинга окружающей среды на объектах размещения отходов;

- организация мероприятий публичного обсуждения и изучения вопросов охраны окружающей среды в учебных учреждениях;

- выступления по телевидению по вопросам охраны окружающей среды;

- обеспечение населения достоверной информацией через средства массовых коммуникаций, создание специального сайта;

- подготовка ежегодного комплексного доклада о состоянии окружающей среды в Саткинском районе.

Для обеспечения анализа хода реализации программы муниципальным заказчиком разработаны целевые индикативные показатели.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели на 2009 г.

-----------------------------------------------T----------------T---------¬

¦ Целевой показатель ¦ Количественный ¦Затраты, ¦

¦ ¦ показатель ¦тыс. руб.¦

¦ ¦ +---------+

¦ ¦ ¦ МБ ¦

+----------------------------------------------+----------------+---------+

¦Приведение объекта размещения отходов ¦ 1 ¦ 90 ¦

¦в пос. Сулея в соответствие с санитарными и ¦ ¦ ¦

¦экологическими требованиями ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------+----------------+---------+

¦Проведение экологического контроля и ¦ 18 ¦ 10 ¦

¦мониторинга: ¦ ¦ ¦

¦- 9 выпусков хозбытовых сточных вод; ¦ ¦ ¦

¦- 2 источников выбросов (атм. воздух) в период¦ ¦ ¦

¦НМУ; ¦ ¦ ¦

¦- 3 водных объектов (Сильга, Буланка, ¦ ¦ ¦

¦Саткинский пруд); ¦ ¦ ¦

¦- 2 участков загрязненных земель и почв; ¦ ¦ ¦

¦- 2 проб отходов ¦ ¦ ¦

+----------------------------------------------+----------------+---------+

¦ИТОГО ¦ ¦ 100 ¦

L----------------------------------------------+----------------+----------

Приложение 1

к муниципальной целевой Программе

природоохранных мероприятий

оздоровления экологической обстановки

в Саткинском районе на 2009 год

ПЕРЕЧЕНЬ

ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

НА 2009 ГОД

----T--------------------T----------------T--------------T----------T------------------¬

¦ N ¦ Наименование ¦ Ответственный ¦ Источник ¦Финансовые¦ Ожидаемые ¦

¦п/п¦ мероприятия ¦ исполнитель ¦финансирования¦ затраты, ¦ результаты и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс. руб. ¦ экологический ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ эффект ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ от реализации ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятия ¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

¦ 4 ¦Комплексное ¦УСиА ¦ МБ ¦ 10 ¦1. получение ¦

¦ ¦обследование ¦(по договорам с ¦ ¦ ¦исходных данных ¦

¦ ¦природных сред и ¦аккредитованными¦ ¦ ¦гидрохимических и ¦

¦ ¦контроль источников ¦лабораториями) ¦ ¦ ¦гидробиологических¦

¦ ¦загрязнения, в том ¦ ¦ ¦ ¦исследований ¦

¦ ¦числе: ¦ ¦ ¦ ¦с выдачей ¦

¦ ¦1. Проведение оценки¦ ¦ ¦ ¦рекомендаций ¦

¦ ¦качества воды и ¦ ¦ ¦ ¦2. разработка ¦

¦ ¦прогноза ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий по ¦

¦ ¦экологического ¦ ¦ ¦ ¦улучшению качества¦

¦ ¦состояния ¦ ¦ ¦ ¦воды ¦

¦ ¦Саткинского ¦ ¦ ¦ ¦3. определение ¦

¦ ¦(городского) ¦ ¦ ¦ ¦состояния и ¦

¦ ¦водохранилища ¦ ¦ ¦ ¦тенденции ¦

¦ ¦2. Обследование ¦ ¦ ¦ ¦загрязнения водных¦

¦ ¦качества воды ¦ ¦ ¦ ¦объектов района ¦

¦ ¦в реках Буланка и ¦ ¦ ¦ ¦4. определение ¦

¦ ¦Сильга ¦ ¦ ¦ ¦приоритетных ЗВ, ¦

¦ ¦3. Обследование ¦ ¦ ¦ ¦выявление ¦

¦ ¦поверхностных водных¦ ¦ ¦ ¦критических ¦

¦ ¦объектов района ¦ ¦ ¦ ¦источников ¦

¦ ¦(реки, ручьи, озера,¦ ¦ ¦ ¦загрязнения ¦

¦ ¦водохранилища) ¦ ¦ ¦ ¦5. контроль ¦

¦ ¦4. Контроль качества¦ ¦ ¦ ¦выполнения ¦

¦ ¦производственных ¦ ¦ ¦ ¦предприятиями ¦

¦ ¦сточных вод - ¦ ¦ ¦ ¦нормативов ¦

¦ ¦15 выпусков ¦ ¦ ¦ ¦допустимых сбросов¦

¦ ¦5. Контроль качества¦ ¦ ¦ ¦6. возможность ¦

¦ ¦хозяйственно-бытовых¦ ¦ ¦ ¦взыскания ¦

¦ ¦сточных вод - ¦ ¦ ¦ ¦административных ¦

¦ ¦9 выпусков ¦ ¦ ¦ ¦штрафов за сброс ¦

¦ ¦6. Обследование ¦ ¦ ¦ ¦стоков с ¦

¦ ¦подземных вод ¦ ¦ ¦ ¦концентрациями ЗВ ¦

¦ ¦7. Обследование ¦ ¦ ¦ ¦выше значений ПДС ¦

¦ ¦атмосферного воздуха¦ ¦ ¦ ¦7. контроль за ¦

¦ ¦на границе ¦ ¦ ¦ ¦выбросами с ¦

¦ ¦санитарно-защитной ¦ ¦ ¦ ¦источников ¦

¦ ¦зоны предприятий - ¦ ¦ ¦ ¦предприятий и в ¦

¦ ¦загрязнителей ¦ ¦ ¦ ¦СЗЗ ¦

¦ ¦атмосферного воздуха¦ ¦ ¦ ¦8. оценка ¦

¦ ¦8. Проведение ¦ ¦ ¦ ¦эффективности ¦

¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦выполнения планов ¦

¦ ¦атмосферного ¦ ¦ ¦ ¦предприятий по ¦

¦ ¦воздуха, проведение ¦ ¦ ¦ ¦снижению выбросов ¦

¦ ¦контроля ¦ ¦ ¦ ¦до нормативных ¦

¦ ¦загрязняющих веществ¦ ¦ ¦ ¦уровней в период ¦

¦ ¦на источниках ¦ ¦ ¦ ¦НМУ ¦

¦ ¦выбросов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предприятий, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦числе оперативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦наблюдения в период ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦НМУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦9. Проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мониторинга на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦объектах размещения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦твердых коммунальных¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦и промышленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отходов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦10. Проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦загрязнения земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отходами и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦химическими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦веществами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦11. Биотестирование,¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦биоиндикация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦природных сред, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦анализ загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦растительности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦12. Анализ донных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отложений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦13. Анализ снежного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦покрова ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦14. Приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦оборудования, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦инструментария и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦реактивов для отбора¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦проб и анализа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦загрязнения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦15. Прохождение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обучения по отбору ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦проб и приобретение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦необходимой НМД ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦по отбору проб и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦комплексному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦обследованию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦природных сред ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

¦ 2 ¦Организация работ ¦УСиА (мун. ¦ МБ ¦ 90 ¦Содержание ¦

¦ ¦на свалке пос. Сулея¦договор) ¦ ¦ ¦существующего ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦места размещения ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в соответствии ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦с санитарными и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологическими ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦требованиями, ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦недопущение ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦возгорания отходов¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и захламления ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отходами земель ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦поселений и ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦гослесфонда ¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

¦ 3 ¦Организация теле-, ¦УСиА ¦ - ¦ - ¦Обеспечение ¦

¦ ¦радиопередач ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦

¦ ¦по вопросам охраны ¦ ¦ ¦ ¦информацией ¦

¦ ¦окружающей среды, ¦ ¦ ¦ ¦по вопросам охраны¦

¦ ¦публикаций ¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды ¦

¦ ¦в периодических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦изданиях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

¦ 4 ¦Создание, развитие и¦УСиА ¦ - ¦ - ¦Информирование ¦

¦ ¦поддержание ¦ ¦ ¦ ¦населения о мерах ¦

¦ ¦Интернет-ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦по оздоровлению ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦экологической ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦обстановки ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в районе ¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

¦ 5 ¦Организация работ ¦УСиА ¦ - ¦ - ¦Проверка ¦

¦ ¦по регулированию ¦ ¦ ¦ ¦соблюдения ¦

¦ ¦выбросов ЗВ ¦ ¦ ¦ ¦предприятиями ¦

¦ ¦в атмосферный воздух¦ ¦ ¦ ¦выполнения ¦

¦ ¦в период НМУ ¦ ¦ ¦ ¦мероприятий по ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦снижению выбросов ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦в периоды НМУ ¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

¦ 6 ¦Установление режима ¦УСиА ¦ ¦ ¦Установление ¦

¦ ¦зон санитарной ¦(совместно с ¦ - ¦ - ¦режима зон ¦

¦ ¦охраны питьевых ¦эксплуатирующими¦ ¦ ¦санитарной охраны ¦

¦ ¦водоисточников ¦водохранилища ¦ ¦ ¦питьевых ¦

¦ ¦района - Саткинского¦предприятиями) ¦ ¦ ¦водоисточников - ¦

¦ ¦и Малосаткинского ¦ ¦ ¦ ¦постановление ¦

¦ ¦(питьевых) ¦ ¦ ¦ ¦Губернатора ¦

¦ ¦водохранилищ ¦ ¦ ¦ ¦Челябинской ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦об утверждении ЗСО¦

+---+--------------------+----------------+--------------+----------+------------------+

¦ ¦ИТОГО: ¦ ¦ ¦ 100 ¦ ¦

L---+--------------------+----------------+--------------+----------+-------------------

Начальник отдела

по охране окружающей среды

Е.Б.СОЛОВЬЕВА