Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2008 по делу N А76-4304/2008-19-160 Поскольку безвозмездная передача имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации предполагает принятие соответствующего решения уполномоченным на то органом исполнительной власти, суд, исследовав материалы дела и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается указанный факт, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о понуждении ответчика передать истцу спорные нежилые помещения.

Постановлением ФАС Уральского округа от 01.12.2008 N Ф09-8507/08-С6 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2008 г. по делу N А76-4304/2008-19-160

Резолютивная часть решения объявлена 8 августа 2008 года

Полный текст решения изготовлен 11 августа 2008 года

Арбитражный суд Челябинской области в лице судьи Титовой Е.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Валеевой Л.Р.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску

Министерства промышленности

и природных ресурсов Челябинской области

к Администрации города Челябинска,

третьи лица:

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям

города Челябинска;

Государственное учреждение культуры

“Челябинская областная библиотека им. В. Маяковского“;

Челябинская Городская Дума.

о понуждении передать нежилые помещения

при участии в судебном заседании:

от истца - М.Ю.А., ведущего специалиста
юридического отдела, действующей на основании доверенности N 1/4 от 09.01.2008, служебное удостоверение N 2064 от 03.10.2005,

от ответчика: - А.Д.А. - по доверенности N 05-172 от 23.05.2008, паспорт;

от третьих лиц:

представителя КУИЗО - П.Э.В. - представителя по доверенности N 12520 от 29.12.2007, служебное удостоверение;

представителя ГУК “Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского“ - Х.С.Н. по доверенности от 02.06.2008, паспорт,

представителя Челябинской Городской Думы - Г.Ю.Ю. - по доверенности N ГД1-12-294 от 29.04.2008, служебное удостоверение N 58 от 17.11.2005.

установил:

Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области, г. Челябинск, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Администрации г. Челябинска, о понуждении ответчика передать Челябинской области нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Челябинск, ул. Энгельса д. 61, общей площадью - 516,8 кв. м; г. Челябинск, ул. Коммуны дом 129, общей площадью 267,8 м кв.; г. Челябинск ул. Коммуны дом 133, общей площадью 345,7 м кв., занятые под размещение Челябинской областной детской библиотеки в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (требования изложены с учетом замены ответчика (определение от 21.05.2008 л.д. 88 - 89) и изменений предмета иска, принятых в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (заявление от 10.06.2008 N 1/4983 (л.д. 99 - 103), от 17.06.2008 г. N 1/5150 (л.д. 105 - 109), определение от 10.06.2008 (л.д. 127)).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 131-ФЗ принят 06.10.2003, а не 22.08.2003.

Истец на иске настаивает, считает, что обязанность ответчика осуществить безвозмездную передачу спорных нежилых помещений возникла из императивных положений Федеральных законов N 184-ФЗ от 06.10.1999, N 131-ФЗ от
22.08.2003, N 122-ФЗ от 22.08.2004, так как в числе видов имущества, которое может находиться в собственности субъекта Российской Федерации, указано имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также имущество библиотек субъекта Российской Федерации (к числу которых относятся нежилые помещения занимаемые на основании договоров аренды ГУК “Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского“); спорное имущество не используется для реализации полномочий муниципальными органами и для организации деятельности муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий в связи с чем, нецелесообразно сохранение спорных помещений в муниципальной собственности с целью решения вопросов местного значения.

Ответчик в отзыве от 10.06.2008 и в судебных заседаниях в иске просит отказать, поскольку необходимым условием безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации является волеизъявление передающей стороны, срок безвозмездной передачи законодательством определен до 01.01.2008, является пресекательным и к моменту рассмотрения дела в суде истек (л.д. 96 - 97).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: некорректно указана дата решения Челябинского областного Совета народных депутатов N 261/5-м.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора КУИЗО г. Челябинска, согласился с мнением ответчика и просит в иске отказать, ссылаясь на наличие спорных объектов недвижимости в реестре муниципальной собственности (л.д. 110, 111, 112) и основание их включения - решение Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.2992 N 261/5-м (л.д. 113 - 114 - 120).

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГУК “Челябинская областная детская библиотека им. В. Маяковского“ просил исковые
требования удовлетворить, поскольку спорные помещения заняты библиотекой многие десятилетия, всегда имели статус областных, а необходимость уплаты арендной платы сказывается на финансовом состоянии учреждения.

Представитель привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Челябинской городской Думы в судебном заседании пояснил, что в настоящее время ведутся переговоры относительно передачи спорных помещений в собственность субъекта федерации, но окончательное решение этого вопроса может быть принято только Челябинской городской Думой (л.д. 133 - 136).

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив и оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, арбитражный суд пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Как видно из материалов дела, в адрес Главы Челябинского городского округа первым заместителем Губернатора Челябинской области письмом N 01/488 от 15.03.2006 (л.д. 22) со ссылкой на п. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ была направлена просьба вынести на очередное заседание Челябинской городской Думы вопрос о передаче в областную собственность муниципального недвижимого имущества, необходимого для обеспечения деятельности работников областных унитарных предприятий и областных учреждений, в том числе нежилые помещения являющиеся предметом спора (л.д. 23).

С аналогичным обращение Министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области письмом от 28.04.2005 N 1/2297 обратился к Главе Челябинского городского округа с просьбой вынести на очередное заседание Челябинской городской Думы вопрос о передаче в собственность Челябинской области муниципального имущества, в том числе являющегося предметом спора (л.д. 25 - 27).

Подобного содержания письма в адрес ответчика истцом направлялись 01.08.2006 N 06/1800 (л.д. 32), в адрес Городской Думы от 20.10.2005 N 1/5773 (л.д. 33 - 36).

Письмом
от 09.07.2008 N 6299 Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям известил истца о деятельности по подготовке вопроса о передаче спорных помещений в собственность субъекта федерации - Челябинской области.

В соответствии с выписками из реестра муниципальной собственности города Челябинска по состоянию на 26.05.2008 (л.д. 110 - 112) нежилые помещения являющиеся предметом настоящего спора, переданы в муниципальную собственность на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 22.09.1992 N 261/5-М, включены в реестр муниципальной собственности 27.12.1992 (л.д. 116, 120).

В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно п. 11 ст. 154 Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти.

Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской
Федерации осуществляется в следующем порядке:

Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: уполномоченным исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации.

Передача в федеральную собственность из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности и в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или
муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иного имущества. Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 “О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации“ для принятия решения о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность необходимо представить, в частности, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, предложение органа местного самоуправления о передаче муниципального имущества в собственность субъекта Российской Федерации.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определении от 07.12.2006 N 542-О, в соответствии с Конституцией Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (статья 130, часть 1); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132, часть 1); местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение
прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (статья 133). Названные конституционные гарантии местного самоуправления являются основой реализации народом своей власти через органы местного самоуправления (статья 3 часть 2 Конституции Российской Федерации).

Вместе с тем из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 34, 35, 130, 132 и 133 следует, что не только право частной собственности, но и право собственности публичных образований, в том числе муниципальных образований, может быть ограничено лишь федеральным законом, если это необходимо для защиты конституционных ценностей и если такое ограничение является соразмерным, т.е. его характер соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2000 года N 14-П).

Вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому ранее уже являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Так, в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ в части, устанавливающей порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, были признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу. При этом Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, предполагает достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и
органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающий конституционные правомочия субъектов Российской Федерации и гарантии государственной собственности субъектов Российской Федерации.

Данные выводы были сформулированы Конституционным Судом Российской Федерации исходя из системного толкования положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в частности ее абзацев пятнадцатого - восемнадцатого. Этими положениями, между тем, закрепляется необходимость направления предложений о передаче имущества не только органами государственной власти субъекта Российской Федерации; такие предложения направляют и органы местного самоуправления - соответствующему федеральному органу исполнительной власти в случаях передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную, уполномоченному исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации. Кроме того, устанавливается, что передача в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации из муниципальной собственности имущества, не включенного в указанные предложения, не допускается.

Из приведенных положений следует, что порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации аналогичен порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность: он включает направление органом местного самоуправления соответствующего предложения, при этом передача имущества из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, не указанного в предложении, не допускается, т.е. безвозмездная передача муниципальной собственности в федеральную либо собственность субъектов Российской Федерации предполагает необходимость согласованных действий соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Тем самым федеральный
законодатель, обеспечивая во исполнение предписаний Конституции Российской Федерации баланс интересов названных публичных образований, исключил возможность принятия федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности, решения о безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Таким образом, поскольку порядок безвозмездной передачи в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, является аналогичным порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, на него распространяются правовые позиции и выводы, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 8-П.

В рассматриваемом случае с учетом анализа приведенного законодательства установленный порядок соблюден не был, представленными доказательствами по делу не подтверждается наличие решения собственника в лице муниципального образования о передаче принадлежащего ему имущества в федеральную собственность, органы местного самоуправления города Челябинска с заявлением к уполномоченному исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации (Челябинской области) для передачи имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации не обращались. Документы, подтверждающие достижение соответствующих договоренностей, решения о безвозмездной передаче спорного имущества, находящегося в муниципальной собственности истцом не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

В связи с вышеизложенным, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Госпошлина подлежит отнесению на ответчика в соответствии с ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в иске отказать.

Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме в апелляционную инстанцию - в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд или в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в кассационную инстанцию - в Федеральный арбитражный суд Уральского округа путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://www.fasuo.arbitr.ru.

Судья

Е.В.ТИТОВА