Законы и бизнес в России

Информация Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от <07.06.2008> <Вопросы и ответы о налогах>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

НДС

Вопрос: Организация - арендодатель в соответствии с условиями договора аренды получает от арендатора обеспечительный платеж, который в случае исполнения договора и при отсутствии каких-либо удержаний, подлежит возврату арендатору. Подлежит ли включению в налоговую базу по НДС у арендодателя обеспечительный платеж?

Ответ: В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом сумм полученных за реализованные товары (работ, услуги), в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В силу ст. 606 Гражданского кодекса по
договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Пунктом 1 ст. 329 Гражданского кодекса установлено, что исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

При этом задатком (обеспечительным платежом) признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения (п. 1 ст. 380 ГК РФ).

Таким образом, операция по передаче арендатором суммы задатка (обеспечительного платежа), внесенного при заключении договора аренды в целях обеспечения его исполнения, является объектом налогообложения по НДС у арендодателя на основании п.п. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса, поскольку указанные суммы связаны с оплатой реализованных услуг.

Вопрос: Индивидуальный предприниматель, плательщик единого налога на вмененный налог, арендует помещение у Комитета по управлению муниципальным имуществом, является ли плательщиком НДС на плату арендованного имущества?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, обязанности налогового агента, предусмотренные п. 3 ст. 161 Налогового кодекса, возникают у тех лиц, которые арендуют
указанное имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления (Комитет по управлению муниципальным имуществом).

Обязанность по исчислению и уплате НДС со стоимости арендной платы, уплачиваемой при аренде муниципального имущества, возникает с момента заключения договора аренды с Комитетом по управлению муниципальным имуществом.

Положениями п. 4 ст. 346.26 Налогового кодекса установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость только в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса. Указанный порядок не распространяется на лиц, исполняющих обязанности налогового агента.

Следовательно, применяя упрощенную систему налогообложения, Вы в соответствии с п. 3 ст. 161 Налогового кодекса являетесь налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость как арендатор муниципального имущества.

Вопрос: Может ли организация принять к вычету сумму НДС по нормируемым представительским расходам в части не превышающей норму и в части превышения, т.е. единовременно?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 171 Налогового кодекс суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. Согласно п. 7 ст. 171 Налогового кодекса вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. В случае если в соответствии с главой 25 Налогового кодекса расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы налога по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем указанным нормам.

Таким образом, в случае если нормируемые расходы относятся к нескольким отчетным периодам, суммы НДС, относящиеся к таким расходам, подлежат вычету в размере, соответствующем нормативу, применяемому для целей налога на прибыль
организаций, в тех периодах, в которых возникают эти расходы. Данный порядок подтвержден письмом Минфина России от 11.11.2004 N 03-04-11/201.

Вопрос: В каком налоговом периоде организация имеет право применить налоговые вычеты на сумму уплаченного НДС при ввозе товаров из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации в марте 2008 года?

Ответ: Согласно п. 8 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15 сентября 2004 года, суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.

Таким образом, суммы НДС, уплаченные налогоплательщиками в бюджет по товарам, ввезенным с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, подлежат вычету в порядке, установленном главой 21 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Пунктом 2 ст. 171 Налогового кодекса установлено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и оформления, в отношении:

- товаров
(работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса;

- товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычетам подлежат, если иное не установлено ст. 172 Налогового кодекса, только суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию РФ после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Налогового кодекса.

В связи с вышеизложенным, а также с учетом положений Соглашения при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, налогоплательщики вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса, на соответствующие налоговые вычеты при выполнении следующих условий:

- принятии на учет ввезенных на территорию РФ товаров на основании соответствующих первичных документов;

- использовании ввезенных на территорию РФ товаров для осуществления операций, облагаемых НДС;

- наличии документов, подтверждающих фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию РФ, а именно: за явления о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога по месту постановки на учет налогоплательщика, налоговой декларации, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам и платежного документа на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой декларации, подтверждающего фактическую уплату налога.

Следовательно, если товар ввезен на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь и принят на учет, а также налог на добавленную стоимость уплачен, то НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации может быть включен в налоговые вычеты в
налоговой декларации, представляемой за налоговый период, следующий за периодом в котором он уплачен и отражен в налоговой декларации.

Таким образом, НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и отраженный в налоговой декларации за март 2008 года, подлежит вычету в налоговой декларации за апрель 2008 года.

Начальник отдела

косвенных налогов

Управления ФНС РФ

по Челябинской области

М.Н.МОЧИЛОВА

ККТ

Вопрос: Необходимо ли применение контрольно-кассовой техники при реализации меда с лотка в торговом комплексе?

Ответ: Управление ФНС России по Челябинской области, рассмотрев Ваше обращение, сообщает, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Пунктом 3 ст. 2 Закона, предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно - кассовой техники при осуществлении такого вида деятельности, как - торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также других территориях, отведенных для осуществления торговли за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других, аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами.

Таким образом, реализация меда с лотка может производиться
без применения контрольно-кассовой техники.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

I класса

Г.В.ПЕТРОВА

УСН

Вопрос: Садоводческое некоммерческое товарищество, осуществляющее свою уставную деятельность за счет членских взносов садоводов, а также имеющее доход от коммерческой деятельности, направляемый на развитие товарищества, применяет упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов).

Какие налоги и сборы должно исчислять “товарищество“, что является базой для исчисления налога по УСН?

Ответ: Управление Федеральной налоговой службы Челябинской области, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.

Согласно п. 2 ст. 346.11 Налогового кодекса применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Налоговым кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иные налоги уплачиваются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 249 и 250 гл. 25 “Налог на прибыль организаций“ Налогового кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 гл. 25 Налогового кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса при определении налоговой базы не учитываются, в частности, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических
лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми согласно Гражданскому кодексу.

Таким образом, суммы, полученные садоводческим некоммерческим товариществом в виде членских взносов, не подлежат включению в налоговую базу при применении упрощенной системы налогообложения при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации и (или) ведение ею уставной деятельности.

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

I класса

М.В.ЕКИМОВА