Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Аргаяшского муниципального района Челябинской области от 26.03.2008 N 36 “Об утверждении Порядка обращения с отходами производства и потребления на территории Аргаяшского муниципального района“ (вместе с “Порядком обращения с отходами производства и потребления на территории Аргаяшского муниципального района“)

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АРГАЯШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 марта 2008 г. N 36

Об утверждении Порядка обращения

с отходами производства и потребления

на территории Аргаяшского муниципального района

Собрание депутатов Аргаяшского муниципального района

РЕШАЕТ:

1. Утвердить Порядок обращения с отходами производства и потребления на территории Аргаяшского муниципального района.

2. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации.

Глава Аргаяшского

муниципального района

Челябинской области

И.М.ВАЛИШИН

Принят

решением

Собрания депутатов

Аргаяшского муниципального района

Челябинской области

от 26 марта 2008 г. N 36

Порядок

обращения с отходами производства и потребления

на территории Аргаяшского муниципального района

I. Общие положения

1. Порядок обращения с отходами производства и потребления в Аргаяшском муниципальном районе (далее - Порядок) направлен на совершенствование управления и контроля в сфере обращения с отходами и соблюдение чистоты и порядка
на территории Аргаяшского муниципального района. Порядок разработан на основании и в соответствии с действующими:

- Федеральным законом “Об отходах производства и потребления“ от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 08.11.2007);

- Федеральным законом “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ от 30.03.1999 N 52-ФЗ;

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 7-ФЗ принят 10.01.2002, а не 10.01.2001.

- Федеральным законом “Об охране окружающей среды“ от 10.01.2001 N 7-ФЗ;

- Законом Челябинской области “Об отходах производства и потребления“ от 07.10.1999 N 89-ЗО (ред. от 28.10.2004);

- “Кодексом РФ об административных правонарушениях“ от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.12.2007);

- Законом Челябинской области “Об административных правонарушениях в Челябинской области“ от 23.08.2007 N 190-ЗО (ред. от 25.10.2007);

- Уставом Аргаяшского муниципального района.

2. Порядок устанавливает способы обращения с отходами (сбор, хранение, использование, транспортировку (перемещение), захоронение, переработку, проведение аналитических исследований), а также учет и контроль движения отходов.

3. Порядок не регламентирует обращение с опасными отходами (радиоактивными, биологическими и т.п.), которое регулируется специальными нормативными документами.

4. Порядок не регулирует обращение с отходами, образующимися на территориях промышленных предприятий Аргаяшского муниципального района.

5. Порядок обязателен для выполнения физическими лицами и юридическими лицами всех организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями.

II. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

6. Термины и определения, применяемые в настоящем Порядке:

Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Бытовые отходы - отходы, образующиеся в результате износа предметов быта, товаров потребления, отходы жизнедеятельности населения.

Крупногабаритные отходы - вышедшие из употребления мебель, бытовая техника, упаковка и другие неделимые предметы.

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют одинаковые
общие признаки, в соответствии с классификацией отходов.

Опасные отходы - отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.

Класс опасности - степень опасности отходов при их воздействии на окружающую среду, показатель, зависящий от токсичности компонентов, содержащихся в отходе (определяется в соответствии с “Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды“, (утв. Приказом Министерства природных ресурсов России от 15.06.2001 N 511)).

Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В случаях, установленных законодательством, данные виды деятельности подлежат лицензированию.

Размещение отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов.

Сбор отходов - удаление отходов из мест их образования и накопление отходов в специально отведенных местах.

Сортировка отходов - разделение отходов на составляющие компоненты (стекло, пластик, металл, бумага и пр.), выделение утильных компонентов с целью вторичного использования.

Хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

Переработка отходов - использование отходов для извлечения ценных компонентов или в качестве вторичного сырья для производства иной продукции.

Обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду.

Разрешение на размещение отходов - предельно допустимое
количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Мониторинг мест размещения отходов - систематические наблюдения, выполняемые по специально разработанным программам, за состоянием мест размещения отходов и их влиянием на объекты окружающей среды; оценка и прогноз изменений и процессов, происходящих в окружающей среде.

III. СБОР, ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТХОДОВ

7. Органами местной власти утверждаются:

- список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;

- список территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций, ведомств;

- график вывоза твердых и жидких бытовых отходов от организаций, жилых кварталов и с территорий индивидуальной застройки;

- ответственные за соблюдение чистоты площадок, на которых производится сбор твердых бытовых отходов от населения в специальное транспортное средство для вывоза ТБО.

8. Жилые и административные строения, объекты социальной сферы (образовательные учреждения, места отдыха, занятий спортом, вокзалы, магазины).

8.1. Сбор отходов из объектов, перечисленных в пункте 8 настоящего Порядка, производится в:

- бункеры-накопители,

- контейнеры для отходов, установленные на оборудованных контейнерных площадках,

- специальный автотранспорт, работающий по установленному графику.

8.2. Сбор крупногабаритных отходов и вторсырья производится на специальных площадках с последующим вывозом спецавтотранспортом.

8.3. Вторсырье сдается в специальные пункты, имеющие соответствующие разрешения.

8.4. Площадки, указанные в п. 8.1 и 8.2 настоящего Порядка, располагаются на расстоянии не менее 20 м от окон жилых зданий, детских площадок и других мест постоянного пребывания людей, но не более 100 м от наиболее удаленного
входа в жилое здание.

8.5. Размещение и обустройство площадок хозяйствующим субъектом производится в соответствии с проектом, согласованным в установленным порядке.

8.6. Сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов, образующихся в административных строениях, объектах социальной сферы, осуществляется в специальную тару для накопления транспортных партий и с последующей передачей специализированным предприятиям для обезвреживания (перечень предприятий - в комитете по экологии).

8.7. Сбор использованных люминесцентных ламп, ртутьсодержащих приборов и других опасных отходов, образующихся в жилых помещениях, осуществляется организациями, обслуживающими жилищный фонд. Индивидуальные собственники сдают данный вид отхода в специально отведенное помещение ЖКХ.

8.8. Периодичность вывоза отходов: не реже 1 раза в 3 суток в холодное время года (при t = +5 град. C и ниже) и ежедневно в теплое время (при t = +5 град. C и выше)

--------------------------------

Примечание. Допускается изменять периодичность вывоза отходов из частного жилого сектора по согласованию с органами Росприроднадзора.

Владельцы индивидуальных жилых домов, балансодержатели жилых и административных строений, объектов социальной сферы обязаны иметь договор на вывоз и/или размещение отходов и ассенизационные услуги (при отсутствии централизованной канализации).

8.9. Ответственность за организацию сбора и своевременного удаления отходов с контейнерных площадок в соответствии с настоящим Порядком, надлежащее санитарное состояние контейнерных площадок несет балансодержатель объекта.

8.10. Ответственность за сбор и удаление отходов в установленные места из индивидуальных жилых домов в соответствии с настоящим Порядком лежит на собственнике домовладения.

9. Комплексы объектов мелкорозничной торговли, рынки.

9.1. Сбор отходов на территории комплексов объектов мелкорозничной торговли (мини-рынков, торговых комплексов площадью более 50 кв. м) производится в контейнеры или бункеры-накопители.

9.2. При определении числа урн следует исходить из того, что на каждые 50 кв. м
площади рынка должна быть установлена одна урна, причем расстояние между ними вдоль линии торговых прилавков не должно превышать 1 метр.

9.3. На территории комплексов объектов мелкорозничной торговли выделяются специальные зоны для размещения контейнеров или бункеров-накопителей, указанных в п. 9.1 настоящего Порядка.

9.4. Места размещения вышеуказанных зон определяются проектом, согласованным в установленном порядке.

9.5. На территории комплексов объектов мелкорозничной торговли в обязательном порядке предусматриваются места под размещение стационарных или мобильных пунктов сбора вторичного сырья.

9.6. Запрещается хранение тары и мусора после окончания торговли в местах, кроме указанных в п. 9.1 и 9.4 настоящего Порядка.

9.7. Запрещается сжигание отходов.

9.8. Ответственность за организацию сбора и удаление отходов лежит на пользователе (собственнике) земельного участка, предоставленного под комплекс объектов мелкорозничной торговли.

9.9. Технический персонал рынка после его закрытия должен производить основную уборку территории. Днем следует производить патрульную уборку и очистку наполненных отходами сборников. В теплый период года, помимо обязательного подметания, территорию рынка с твердым покрытием следует ежедневно мыть.

10. Объекты мелкорозничной торговли.

10.1. Сбор отходов, образующихся в объектах мелкорозничной торговли (кроме указанных в п. 9 Порядка), производится в контейнеры или мешки для последующей передачи на утилизацию. Передача отходов на утилизацию производится ежедневно.

--------------------------------

Примечание. Допускается сбор отходов в находящиеся рядом контейнеры при наличии заключенного договора с владельцем контейнеров и отсутствии токсичных отходов.

10.2. Места сбора и складирования отходов определяются при согласовании размещения объектов мелкорозничной торговли.

10.3. Запрещается оставлять на территории населенного пункта после окончания торговли тару и мусор.

10.4. Лицо, осуществляющее торговую деятельность, имеет право вывозить отходы самостоятельно при наличии лицензии на обращение с отходами.

11. Территория населенного пункта.

11.1. Сбор бытовых отходов на территории населенного пункта независимо от владельца
этой территории производится в урны и контейнеры.

11.2. Установка урн и контейнеров производится по проектам, согласованным отделом по архитектуре и градостроительству.

11.3. Дорожный смет, снег с улиц населенного пункта собирается и вывозятся на специализированные площадки.

11.4. Растительные остатки (обрезь, скошенная трава, ветки и т.п.) вывозятся на специализированные площадки.

11.5. Запрещается:

- сжигание отходов и растительных остатков на территории, в контейнерах, на свалках ТБО и других местах санкционированного сбора отходов;

- загрязнение территории поселения отходами производства и потребления;

- размещение отходов, растительных остатков, дорожного смета и снега на территории населенного пункта вне специализированных площадок.

11.6. Ответственность за удаление отходов из урн и контейнеров возлагается на организацию, обеспечивающую благоустройство, чистоту и порядок соответствующей территории.

12. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (СК), гаражно-строительные кооперативы (ГСК).

12.1. Для сбора отходов, образующихся в ГСК и СК, оборудуются контейнерные площадки или площадки для бесконтейнерного сбора.

12.2. Бытовые отходы вывозятся на свалку ТБО в соответствии с заключенным договором на размещение отходов.

12.3. Отработанные горюче-смазочные материалы (ГСМ), автошины, аккумуляторы, металлолом, иные токсичные отходы собираются для обязательной последующей утилизации в соответствии с действующим законодательством.

12.4. Вывоз отходов из ГСК и СК осуществляется по мере накопления, но не реже 2-х раз в год, транспортирование отходов осуществляется в соответствии с разделом IV настоящего Порядка и действующим законодательством.

12.5. Ответственность за организацию сбора и удаления отходов из ГСК и СК лежит на председателе кооператива.

13. Строительные площадки, объекты ремонта и реконструкции.

13.1. Сбор строительных отходов производится в специальные емкости или места, определяемые проектом “Организация строительства“, до накопления транспортных партий. Из образующихся отходов выделяются утильные фракции.

13.2. При производстве работ на объектах ремонта и реконструкции без отведения строительной
площадки или при отсутствии специально обустроенных мест складирования допускается хранение отходов в специальных емкостях или мешках на улице около объекта ремонта и реконструкции, при этом не допускается ограничение свободного проезда автомашин, прохода людей и захламление газонов. Не допускается срок хранения отходов до их вывоза более 3-х суток.

13.3. Отходы, не подлежащие вторичному использованию или переработке, вывозятся на свалку сельского поселения с разрешения Главы сельского поселения в соответствии с установленными лимитами.

13.4. Грунт, извлекаемый при строительных работах или образующийся при планировке стройплощадки, иные инертные строительные отходы допускается использовать при отсыпке дорог, карьеров и других объектов при условии:

- наличия указаний в проекте, определяющих использование конкретного вида отходов на данном объекте,

- наличия документов, подтверждающих использование отходов с указанием наименования отходов, массы (объема), объекта и даты использования.

13.5. При производстве аварийных работ на коммунальных сетях (водоснабжение, отопление, канализация, связь и т.п.) с выемкой грунта извлеченный грунт складируется на специальные поддоны, установленные в непосредственной близости от места проведения работ, или вывозится в установленные места.

13.6. При производстве работ по сносу зданий и сооружений обращение с отходами должно соответствовать п. 13.1 - 13.4 настоящего Порядка.

13.7. Приемка в эксплуатацию объекта, законченного строительством (ремонтом, реконструкцией и т.п.), без предоставления заказчиком документов, подтверждающих размещение отходов в соответствии с данным Порядком, не производится.

13.8. Ответственность за удаление отходов со строительных площадок возлагается на физическое или юридическое лицо, выступающее подрядчиком при производстве работ, если иное не предусмотрено в договоре подряда с заказчиком.

14. Промышленные предприятия.

14.1. Сбор бытовых отходов на территории предприятия производится в соответствии с п. 11.1 настоящего Порядка.

14.2. Сбор и временное хранение промышленных отходов на предприятиях
осуществляется в соответствии с действующими технологическими процессами и нормативными документами.

14.3. Промышленные отходы обезвреживаются, перерабатываются или повторно используются в порядке, установленном законодательством.

14.4. Промышленные отходы III - IV классов опасности, не используемые по п. 14.3 настоящего Порядка, вывозятся на свалку сельского поселения в соответствии с заключенным договором с балансодержателем свалки в пределах лимитов на размещение отходов, установленных промышленному предприятию.

14.5. Промышленные отходы I - II классов опасности размещаются в местах, указанных в специальных разрешениях.

14.6. Допускается вывоз отходов с территории предприятия осуществлять собственными силами предприятия при соблюдении требований раздела IV данного Порядка и наличии лицензии.

15. Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ).

15.1. Сбор, хранение и удаление отходов ЛПУ осуществляется в соответствии с СанПиН - 2.1.1.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений“.

16. Пляжи.

16.1. Технический персонал пляжа после его закрытия должен производить основную уборку берега, раздевалок, туалетов, зеленой зоны, мойку тары и дезинфекцию туалетов. Днем следует производить патрульную уборку. Вывозить собранные отходы разрешается до 8 часов утра. Запрещается сжигание отходов.

16.2. Урны необходимо располагать на расстоянии 3 - 5 м от полосы зеленых насаждений и не менее 20 м от уреза воды. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 кв. м территории пляжа. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м.

16.3. Контейнеры емкостью 0,75 куб. м следует устанавливать из расчета один контейнер на 3500 - 4000 кв. м площади пляжа.

16.4. На территориях пляжей необходимо устраивать общественные туалеты из расчета одно очко на 75 посетителей. Расстояние от общественных туалетов до места купания должно быть не менее 50 м и не более 200 м.

17. Парки.

17.1.
Хозяйственная зона с участками, выделенными для установки сменных мусоросборников, должна быть расположена не ближе 50 м от мест массового скопления отдыхающих (танцплощадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны и др.). Запрещается сжигание отходов.

17.2. При определении числа урн исходить из расчета одна урна на 800 кв. м площади парка. На главных аллеях расстояние между урнами не должно быть более 40 м. У каждого ларька, киоска (продовольственного, сувенирного, книжного и др.) необходимо устанавливать урну емкостью не менее 10 литров.

17.3. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, следует устанавливать промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.

17.4. При определении числа контейнеров для хозяйственных площадок следует исходить из среднего скопления отходов за 3 дня.

IV. ТРАНСПОРТИРОВКА ОТХОДОВ

18. Транспортировка отходов должна осуществляться способами, исключающими возможность их потери в процессе перевозки, создания аварийных ситуаций, причинения вреда окружающей среде, здоровью людей, хозяйственным и иным объектам.

19. Транспортировка отходов производится организациями, имеющими в случаях, предусмотренных законодательством, лицензию на обращение с отходами, специальным транспортом или приспособленным для этих целей транспортом с закрывающим кузов пологом.

20. Прием-передача отходов на транспортировку оформляется документами, в которых указывается вид, класс опасности (для промышленных отходов), вес (объем) отходов, дата отгрузки, место назначения, наименование отправителя и транспортировщика отходов.

V. РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ

21. Размещение отходов производится на специализированных предприятиях по переработке, утилизации и захоронению отходов в соответствии с разработанным и согласованным в установленном порядке проектом.

22. Предприятие, осуществляющее размещение отходов, обязано вести:

- входной контроль поступающих отходов с регистрацией:

- наименования предприятия или объекта, с которого доставлены отходы,

- виды отхода,

- массы поступивших отходов,

- даты и времени приемки отходов;

- контроль за соблюдением лимитов поставщиками отходов;

- мониторинг влияния мест размещения отходов на окружающую среду.

23. Размещение дорожного смета, снега, растительных остатков (в том числе компостированных) производится на специализированных площадках, которые должны иметь твердое покрытие, организованный водосбор и локальные очистные сооружения сточных вод.

VI. УЧЕТ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

24. Учет отходов всеми хозяйствующими субъектами ведется по:

- видам;

- классам опасности - определение класса опасности отходов, образующихся и используемых на предприятии, организации, учреждении входит в обязанность природопользователя;

- весу (объему для бытовых отходов, собираемых в местах образования);

- местам переработки или захоронения.

25. Учет образующихся бытовых отходов производится хозяйствующими субъектами - балансодержателями или собственниками объектов на основании норм накопления, утвержденных в установленном порядке действующими нормативными правовыми актами.

26. Учет отходов, образующихся в частных жилых домах, ведется организациями, предоставляющими услуги по их вывозке.

27. Отчетность по обращению с отходами представляют балансодержатели или собственники объектов (кроме собственников индивидуальных жилых домов).

--------------------------------

Примечание. Допускается возложение ответственности за представление отчетности по обращению с отходами на арендаторов нежилых помещений (в случае, если их число не превышает 2-х), используемых под производственные или складские цели, при наличии данного условия в договоре аренды нежилого помещения.

28. Отчет по обращению с отходами представляется в Комитет по экологии и природопользованию администрации Аргаяшского муниципального района в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.

29. Передача или получение отходов от одного природопользователя другому с целью их использования в качестве вторичного сырья для производства какой-либо продукции осуществляется при наличии соответствующего разрешения.

VII. КОНТРОЛЬ ЗА ОБРАЩЕНИЕМ С ОТХОДАМИ

30. Соблюдение требований к размещению, сортировке, переработке отходов обязаны обеспечить хозяйствующие субъекты и иные организации, осуществляющие данную деятельность.

31. Контроль принятых или переданных на размещение отходов осуществляет природопользователь на основании акта сдачи и приема отходов.

32. Контроль за соблюдением требований к размещению, сортировке, переработке отходов вправе осуществлять в соответствии с действующим законодательством администрация района и специально уполномоченные государственные органы.

33. Разрешение на размещение отходов выдает Управление Ростехнадзора по Челябинской области при условии предварительного согласования с Комитетом по экологии и природопользованию администрации Аргаяшского муниципального района.

В разрешении определяется объем (масса) размещения отходов на конкретных объектах, сроки хранения и условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровья человека.

Разрешение выдается сроком на один год.

34. Основанием для расчетов объемов размещения бытовых отходов или их переработки являются нормативы образования бытовых отходов (кроме промышленных предприятий), устанавливаемые администрацией района.

VIII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ПОРЯДКА

35. Нарушение настоящего Порядка, повлекшее нарушение чистоты и порядка на территории Аргаяшского муниципального района, влечет административную ответственность в соответствии с Законом Челябинской области “Об административных правонарушениях в Челябинской области“.

36. Привлечение к ответственности не освобождает виновника от обязанности устранить допущенное нарушение.

37. Перечень лиц, уполномоченных рассматривать дела о нарушении настоящего Порядка, определяется в соответствии с действующим законодательством Челябинской области и перечнем должностных лиц, утверждаемых администрацией района.

38. Штрафы за нарушение настоящего Порядка зачисляются в бюджет района на финансирование мероприятий бюджета, предусмотренных на очередной финансовый год.

39. Обжалование действий должностных лиц по применению штрафов за нарушения настоящего Порядка осуществляется в порядке, установленным действующим законодательством.