Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 03.05.2007 N 01-Э “О принудительной реорганизации юридического лица“

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 3 мая 2007 г. N 01-Э

О принудительной реорганизации юридического лица

ОАО по добыче угля

“Челябинская угольная компания“

ул. Блюхера, д. 69,

г. Челябинск, 454087

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении законодательства в сфере электроэнергетики в составе председателя Комиссии Козловой Анны Алексеевны (руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области), а также членов Комиссии: Шиллер Эрны Рихардовны (начальник Отдела анализа товарных и финансовых рынков) и Малиновского Евгения Васильевича (специалист-эксперт Отдела анализа товарных и финансовых рынков),

УСТАНОВИЛА:



21.02.2007 Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) в адрес Открытого акционерного общества по добыче угля “Челябинская угольная компания“ (далее - ОАО по добыче угля “ЧУК“; 454087, г. Челябинск, ул. Блюхера, д. 69) был направлен запрос (исх. N 0604/6-9) о представлении информации, необходимой для осуществления антимонопольным органом контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.

02.03.2007 в адрес Челябинского УФАС России поступило письмо ОАО по добыче угля “ЧУК“ от 27.02.2007 (исх. N 52/д-юу). В данном документе указывалось на то, что объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие ОАО по добыче угля “ЧУК“ на праве собственности, в настоящее время переданы во временное владение и пользование на основании договоров аренды обществу с ограниченной ответственностью “Коркинская энергосетевая компания“ (далее - ООО “КЭСК“; 456550, <...>, ул. Т., д. 5).

28.02.2007 Челябинским УФАС России для осуществления контроля за экономической концентрацией по адресам ООО “КЭСК“ и ОАО по добыче угля “ЧУК“ были отправлены запросы (исх. N N 0691/6-9 и 0692/6-9 соответственно) о представлении информации и документов, в том числе договоров о передаче ООО “КЭСК“ принадлежащего ОАО по добыче угля “ЧУК“ имущества, а также соответствующих актов приема-передачи.

19.03.2007 в адрес Челябинского УФАС России поступило письмо ОАО по добыче угля “ЧУК“ от 12.03.2007 (исх. N 67/д-юу). К данному отправлению с письменным сообщением был приложен пакет документов, содержащий, в частности, копию договора аренды движимого имущества от 01.04.2006 N 264 (далее - договор N 264). Данный договор продлен на неопределенный срок (абзац 2 пункта 5.1 договора N 264).

22.03.2007 в Челябинское УФАС России поступило письмо ООО “КЭСК“ от 21.03.2007 (исх. N 1-8/116) с приложением копий договоров аренды недвижимого имущества от 01.03.2007 N 15 (далее - договор N 15), от 01.03.2007 N 16 (далее - договор N 16). Срок действия данных документов установлен с 01.03.2007 по 31.01.2008 (пункт 5.1 договора N 15, пункт 5.1 договора N 16).

Согласно пункту 1.1 и Приложению N 1 договора N 264, пункту 1.1 и Приложению N 1 договора N 15, пункту 1.1 и Приложению N 1 договора N 16 ОАО по добыче угля “ЧУК“ предоставило свое имущество, в том числе и объекты электросетевого хозяйства, во временное владение и пользование ООО “КЭСК“. То есть право собственности на данные объекты электроэнергетики сохранилось за арендодателем.

Рассмотрев представленные материалы, Челябинское УФАС России пришло к выводу о нарушении ОАО по добыче угля “ЧУК“ требований статьи 6 Федерального закона “Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “Об электроэнергетике“ от 26 марта 2003 года N 36-ФЗ (далее - ФЗ об электроэнергетике в переходный период). При этом Челябинское УФАС России исходит из следующего.

В соответствии со статьей 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период, с 01.04.2006 не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии. При этом следует согласиться с доводом, изложенным в письме Филиала Открытого акционерного общества по добыче угля “Челябинская угольная компания“ “КОРКИНСКОЕ ЭНЕРГОУПРАВЛЕНИЕ“ (далее - Письмо КЭУ) от 02.05.2007 (исх. N 1-8/78) о том, что норма статьи 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период прямо не предусматривает субъект непосредственного использования имущества. То есть заявленное в Письме КЭУ обстоятельство, в рассматриваемой ситуации не имеет значения.

Также не имеет значения присвоение ОАО по добыче угля “ЧУК“ статуса гарантирующего поставщика. Требования статьи 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период не распространяются на тех гарантирующих поставщиков, которые являются территориальными сетевыми организациями. В остальных случаях указанный статус не освобождает хозяйствующего субъекта от обязанности соблюдения запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в сфере электроэнергетики, а также на одновременное обладание соответствующим имуществом. При этом, в соответствии со статьей 3 Федерального закона “Об электроэнергетике“ от 26.03.2003 N 35-ФЗ, пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 861, пунктами 36, 51 - 53 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530, ОАО по добыче угля “ЧУК“ не является сетевой организацией.

Также следует отметить, что Положение об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2006 года N 355 в отношении ОАО по добыче угля “ЧУК“ не может быть применено. Требования статьи 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период не распространяются на хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в данной статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. При этом на момент вынесения настоящего решения в адрес Челябинского УФАС России не были представлены доказательства направления отношении ОАО по добыче угля “ЧУК“ указанного выше уведомления.



Более того, в соответствии с пунктом 4 Положения, объем электрической энергии, ежемесячно передаваемой по принадлежащим хозяйствующему субъекту электрическим сетям другим лицам, не должен превышать объем ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд.

Как следует из представленной информации, объем потребляемой ОАО по добыче угля “ЧУК“ энергии на собственные нужды не превышает объем электрической энергии, передаваемой другим лицам по электрическим сетям данного хозяйствующего субъекта.

Необходимо указать и на то, что изменения N 8 к Уставу ОАО по добыче угля “ЧУК“ не подтверждают факта осуществления с 01.04.2006 данным юридическим лицом только одного вида деятельности в сфере электроэнергетики - купли-продажи электрической энергии.

Довод относительно оформления участков земли, изложенный в Письме КЭУ, также не может быть принят Комиссией во внимание. Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Аналогичный срок установлен и для регистрации договора об отчуждении объекта недвижимости и последующего перехода права на данный объект недвижимости. При этом ОАО по добыче угля “ЧУК“ не были указаны как уважительные причины, препятствовавшие и препятствующие оформлению рассматриваемого имущества, так и соответствующие доказательства.

В соответствии с первоначальной редакцией ФЗ об электроэнергетике в переходный период, в качестве даты вступления в силу запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в сфере электроэнергетики, а также на одновременное обладание соответствующим имуществом, было указано 01.01.2005. Этот закон был впервые опубликован и вступил в силу 29.03.2003. 28.12.2004 в качестве даты начала действия указанного запрета было определено 01.04.2006. То есть ОАО по добыче угля “ЧУК“ было известно о соответствующей норме более четырех лет. При этом все хозяйствующие субъекты должны были исполнить требования статьи 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период более одного года назад.

Согласно статье 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период, юридические лица - хозяйствующие субъекты, не обеспечившие выполнение установленных настоящей статьей требований в указанные сроки, подлежат принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в установленный им срок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как следует из подпункта “а“ пункта 10 Правил осуществления контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии (далее - Правила осуществления контроля), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 года N 628, антимонопольный орган выносит решение о принудительной реорганизации юридического лица (в форме разделения или выделения) в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях, если хозяйствующий субъект не соблюдает запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период, пунктами 10, 12 Правил осуществления контроля, Комиссия

РЕШИЛА:

обязать ОАО по добыче угля “ЧУК“ в срок до 03.11.2007 обеспечить соблюдение запрета на совмещение деятельности по купле-продаже и передаче электрической энергии, установленного статьей 6 ФЗ об электроэнергетике в переходный период, путем проведения реорганизации данного юридического лица (в форме разделения или выделения).

Председатель Комиссии

А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии:

Э.Р.ШИЛЛЕР

Е.В.МАЛИНОВСКИЙ