Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 05.02.2007 по делу N А76-31763/06-38-1341/18 Заявление о признании недействительным решения налогового органа о доначислении транспортного налога удовлетворено, поскольку установлена правильность отнесения транспортных средств к категории “В“ и, соответственно, правомерность применения налогоплательщиком ставки транспортного налога, установленной для легковых автомобилей.

Постановлением ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-С3 данное решение и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2007 по данному делу оставлены без изменения.

Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2007 по данному делу настоящее решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 февраля 2007 г. по делу N А76-31763/06-38-1341/18

Резолютивная часть решения оглашена 5 февраля 2007 г.

Решение в полном объеме изготовлено 5 февраля 2007 г.

Судья Арбитражного суда Челябинской области А.В. Белый,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Язовских С.М.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению

ОАО по производству огнеупоров “Комбинат Магнезит“ г. Сатка

к Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 8
по Челябинской области

о признании недействительным решения N 259 от 04.09.2006 г.

при участии в заседании:

от истца:

от ответчика: Б. - специалист 2 категории юридического отдела

по доверенности N 3 от 18.01.2007 г.

Открытое акционерное общество по производству огнеупоров “Комбинат Магнезит“ г. Сатка обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 8 по Челябинской области от 04.09.2006 г. N 259.

Стороны в судебное заседание явились.

Представитель заявителя указывает на то, что Инспекцией при вынесении решения неправильно определены категории транспортного средства, в связи с чем начисление транспортного налога на основании оспариваемого решения произведено неправомерно.

Инспекция представила отзыв на заявление с приложением документов, подтверждающих обоснованность обжалуемого решения. Налоговый орган просит в удовлетворении заявления налогоплательщика отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд

установил:

открытое акционерное общество по производству огнеупоров “Комбинат Магнезит“ г. Сатка зарегистрировано в качестве юридического лица Главой муниципального образования г. Сатки и Саткинского района 19.03.1993 г..

Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 8 по Челябинской области было вынесено решение N 181 от 04.09.2006 г. об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением налогоплательщику доначислен транспортный налог за 2003 г. в размере 5192 руб., за 2004 г. - в размере 33034 руб., за 2005 г. - в размере 31476 руб., за 2 квартал 2006 г. - в размере 8701 руб.

В обоснование вынесенного решения инспекцией установлено что налогоплательщик неправильно определил категории транспортных средств на автомобили следующих марок:

УАЗ-3962, 3909, 36292-01, 452, 452Д;

ИЖ-2717-230, 2715-01, 2715-01-011;

ГАЗ-2705, 2217, 3221, 33023, 330220, Газель 37054;

что привело к неправильному исчислению транспортного налога по уточненным декларациям за
2003, 2004, 2005, 2 квартал 2006 гг.

Инспекция считает, что к данной категории транспортных средств необходимо применить ставку налога применительно к категории “В“ и “Д“ и следовало их отнести к грузовым автомобилям и автобусам. При определении ставок и состава транспортных средств, а также отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться п. 5 приложения 6 Конвенции “О дорожном движении“, Классификацией транспортных средств, утвержденной правилами Европейской экономической комиссии ООН, приложением 3 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, утвержденного приказом МВД России, ГТК России и Госстандарта России от 30.06.1997 N 399/388/195.

Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению в Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII были установлены категории транспортных средств: А, В, С, В, прицеп, где к категории В отнесены автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг и числом сидячих мест не более 8-ми, помимо сиденья водителя.

В Международных требованиях по безопасности Комитетом по внутреннему транспорту Европейской Экономической Комиссии ООН (КВТ ЕЭК ООН) определены другие категории механических транспортных средств (сокращенно ТС), обозначаемые латинскими буквами L, М, N с соответствующими цифровыми индексами. При этом категория ТС по классификации Конвенции о дорожном движении соответствуют определенные категории ТС по классификации КВТ ЕЭК ООН.

Более того, по запросу УМНС России по Ульяновской области было получено информационное письмо 73 000 000 29 от ОАО Ульяновского автомобильного завода по автомобилям семейства УАЗ, где завод дает техническую характеристику автомобилям УАЗ. Министерство Транспорта РФ Департамент автомобильного транспорта ФГУП “Государственный
научно-исследовательский институт автомобильного транспорта“ дал классификацию и систему обозначения автомобильных транспортных средств.

Открытое акционерное общество по производству огнеупоров “Комбинат Магнезит“ г. Сатка с решением налогового органа несогласно по следующим основаниям:

Министерством финансов РФ в письме от 22.11.2005 г. N 03-06-04-02/15 разъяснено, что предусмотренное главой 28 НК РФ распределение указанных транспортных средств, по категориям аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 г. т.к. Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г. N 5938-VIII и РФ является договаривающейся стороной, правовые акты РФ в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной конвенции.

Указанным Письмом Минфина определен порядок отнесения транспортных средств к определенной категории и указано, что перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по Классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Характеристики транспортных средств, приведенные в сравнительной таблице категорий транспортных средств, позволяют определить категорию транспортного средства.

Исходя из сравнительной таблицы, следует, что к категории транспортных средств “грузовые автомобили“ относятся: механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн (N-2), и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн (N-3).

К категории “В“ относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (М-1), и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.

Таким образом, при отнесении автотранспортного средства
к категории “легковой автомобиль“ категории “В“ необходимо исходить из того, что к легковым транспортным средствам относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, а также для перевозки грузов при условии, что Максимальная масса автотранспортного средства не может превышать 3,5 тонны.

Согласно паспортам транспортного средства (прилагаются), автомобили, с которыми связан спор, имеют следующие характеристики и относится к категории:

- УАЗ 3962, ПТС 73 АЕ 902508, отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2600 кг., наименование транспортного средства указано - санитарный, в соответствии со служебным письмом от 14.11.2006 г. N 387 Транспортного отдела ОАО “Комбинат “Магнезит“ имеет 8 мест для пассажиров;

УАЗ 3909, ПТС 73 АУ 071318, отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2820 кг., наименование транспортного средства указано - специальный, в соответствии со служебным письмом от 14.11.2006 г. N 387 Транспортного отдела ОАО “Комбинат “Магнезит“ имеет 6 мест для пассажиров;

УАЗ 39099, ПТС 73 КХ 608977, отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2820 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой;

УАЗ 396292-01, ПТС 73 КО 273077 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2500 кг., наименование транспортного средства указано - санитарный, в соответствии со служебным письмом от 14.11.2006 г. N 387 Транспортного отдела ОАО “Комбинат “Магнезит“ имеет 8 мест для пассажиров;

УАЗ 396292, ПТС 73 КН 637996 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2600 кг., наименование транспортного средства указано - санитарный, в соответствии со служебным письмом от 14.11.2006 г. N 387 Транспортного отдела ОАО “Комбинат “Магнезит“ имеет 8
мест для пассажиров;

УАЗ 3303, ПТС 73 ЕК 667515 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2650 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой;

УАЗ 452, ПТС 74 ЕК 714445 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2670 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой фургон;

УАЗ 452Д отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2600 кг., наименование транспортного средства указано - санитарный, в соответствии со служебным письмом от 14.11.2006 г. N 387 Транспортного отдела ОАО “Комбинат “Магнезит“ имеет 8 мест для пассажиров - категория В;

ИЖ 2717-230 ПТС 18 КА 801889 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 1750 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой фургон;

ИЖ 2715-01 - отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 1665 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой фургон;

ИЖ 2715-01-011 - отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 1665 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой фургон;

ГАЗ 2705, ПТС 52 КУ 264770 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 3500 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой фургон;

ГАЗ 2217, ПТС 52 КО 440755 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2800 кг., наименование транспортного средства указано - автобус на 6 мест, в соответствии со служебным письмом от 14.11.2006 г. N 387 Транспортного отдела ОАО “Комбинат “Магнезит“ имеет 6 мест для пассажиров;

ГАЗ 3221, ПТС 74 ЕН 622607 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 2600 кг., наименование транспортного средства указано - автобус особо малый вагонного типа, в соответствии со служебным письмом от 14.11.2006 г. N 387 Транспортного отдела ОАО
“Комбинат “Магнезит“ имеет 8 мест для пассажиров;

ГАЗ 33023, ПТС 52 ЕМ 645358 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 3500 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой;

ГАЗ 33022, ПТС 52 КХ 740766 отнесен к т/с категории В, максимальная масса составляет 3500 кг., наименование транспортного средства указано - грузовой фургон.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявление налогоплательщика подлежит удовлетворению.

В силу ст. 356 Кодекса транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 361 Кодекса, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Транспортный налог на территории Челябинской области введен и его ставки установлены Законом Челябинской области от 28.11.2002 г. N 114-ЗО “О транспортном налоге“ (с учетом последующих изменений и дополнений).

В соответствии со ст. 2 Закона:

- в 2003 году для легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка составляла 3 руб., для грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с. - 8 руб., для автобусов до 200 л.с. - 8 руб.;

- в 2004 году для легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка составляла 5 руб., для грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с. - 13,6 руб., для автобусов до 200 л.с.
- 20 руб.;

- в 2005 году для легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка составляла 5 руб., Для грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с. - 13,6 руб., для автобусов до 200 л.с. - 20 руб.;

- в 2006 году для легковых автомобилей мощностью двигателя до 100 л.с. налоговая ставка составляла 5 руб., для грузовых автомобилей с мощностью до 100 л.с. - 13,6 руб., для автобусов до 200 л.с. - 20 руб.

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177 утверждены Методические рекомендации по применению главы 28 “Транспортный налог“ части второй Налогового кодекса Российской Федерации, в пункте 16 которых предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.94 г. N 359. В связи с этим не принимается во внимание информационное письмо ОАО “Ульяновского автомобильного завода“, представленное инспекцией, о технической характеристике автомобилей УАЗ.

В материалах дела имеются паспорта спорных транспортных средств, в третьей строке которых указан тип транспортного средства.

Автомобили модели УАЗ-3962, 3909 и ее модификаций относятся к специальным (санитарным) автомобилям, которые предназначены для оказания медицинской помощи и перевозки больных, а не грузов. Согласно Общероссийскому классификатору такие автотранспортные средства относятся к легковым автомобилям (коды 153410165, 153410166).

Остальные автомобили, ГАЗ, ИЖ, относятся к легковым автомобилям, прочим, не включенным в другие группировки - код ОКОФ 153410170, т.к. к транспортным средствам категории “В“ (по классификации Венской конвенции о дорожном движении) относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее
4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), максимальная масса которых не превышает 3500 кг.

Доказательств обратного, в том числе того, что указанные автомобили (все или какие-либо в отдельности) используются обществом для перевозки грузов или в иных целях, Инспекцией не представлено и при камеральной проверке эти вопросы не исследовались.

В четвертой строке имеющихся в деле паспортов спорных транспортных средств указана категория транспортного средства - “В“.

Также письмом Минфина РФ от 22.11.2005 г. N 03-06-04-02/15 определен порядок отнесения транспортных средств к определенной категории в соответствии со сравнительной таблицей категорий транспортных средств по Классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Исходя из сравнительной таблицы, следует, что к категории транспортных средств - “грузовые автомобили“ относятся механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонн, но не превышает 12 тонн.

Ни один из спорных автомобилей под данные условия не попадает.

Таким образом, ОАО “Комбинат “Магнезит“ в предоставленных в налоговый орган декларациях по транспортному налогу за периоды 2003 г., 2004 г., 2005 г., 2 квартал 2006 г. правомерно применило к соответствующим спорным транспортным средствам ставки налога, исходя из того, что все транспортные средства имеют категорию “В“ и относятся к легковым автомобилям.

В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов,
должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии с п. 1 ст. 102 АПК РФ заявителем при подаче заявления уплачена госпошлина в сумме 2000 руб. по платежному поручению от 29.11.2006 г. N 2869 Согласно п. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Именем Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 167, 168, п. 2 ст. 176, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Межрайонной Инспекции ФНС РФ N 8 по Челябинской области от 04.09.2006 г. N 259 как несоответствующее Налоговому законодательству РФ.

Открытому акционерному обществу по производству огнеупоров “Комбинат Магнезит“ г. Сатка возвратить госпошлину в сумме 2000 руб. уплаченную по платежному поручению от 29.11.2006 г. N 2869.

Решение может быть обжаловано: в апелляционную инстанцию в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме; в кассационную инстанцию в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области

Судья

А.В.БЕЛЫЙ