Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27.09.2006 по делу N 36-4/06 <О нарушении пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“> (вместе с “Предписанием от 27 сентября 2006 года N 12“)

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2006 года

Первому заместителю Главы

Озерского

городского округа

Лифанову В.Я.

Ул. Ленина, 30а, г. Озерск,

Челябинской области, 456780

ИП Б.Н.К.

Магазин “Упокоение“

Ул. <...>, г. Озерск,

Челябинской области, 456780

ИП П.Ю.А.

Магазин “РУН“

Ул. <...>, г. Озерск,

Челябинской области, 456780

МУП “Память“

Ул. <...>, г. Озерск,

Челябинской области, 456780

(Извлечение)

Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: - Сапрыкина Н.В. - зам. руководителя

Челябинского УФАС России;

Члены Комиссии: - Черепанов Д.Ю. - начальник отдела

контроля соблюдения антимонопольного

законодательства;

- Ливончик В.А. - начальник отдела контроля

соблюдения антимонопольного

законодательства Челябинского УФАС

России;

- Люнченко В.И. - специалист-эксперт отдела

контроля соблюдения антимонопольного

законодательства Челябинского УФАС

России,

рассмотрев дело N 36-4/06 о нарушении Первым заместителем Главы Озерского городского округа (ул. Ленина, 30а, г. Озерск, Челябинская область, 456780) п. 1 ст. 7 Закона N 948-1 от 22.03.91 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области с целью контроля за соблюдением антимонопольного законодательства рассмотрело Постановление Первого заместителя Главы Озерского городского округа от 23.05.06 N 783 “Об утверждении Порядка работы муниципальных кладбищ и их содержания на территории Озерского городского округа“ (далее - Постановление). По признакам несоответствия отдельных положений указанного Постановления (пп. 2.5, 2.9, 3.2, 4.1, 6.6, абз. 3 п. 6.3) требованиям антимонопольного законодательства Определением от 25.07.06 N 1629/4-9 возбуждено дело N 36-4/06 о нарушении антимонопольного законодательства, а именно п. 1 ст. 7 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в необоснованном предоставлении МУП “Память“ льгот, ставящих МУП “Память“ в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке оказания услуг по организации похорон и предоставлению связанных с ним услуг.

Определениями от 29.08.06 N 2011/4-9 к рассмотрению дела привлечены ИП Б.Н.К., ИП П.А.С., МУП “Память“, от 19.09.06 N 2216/4-9 к рассмотрению
дела привлечена ИП П.Ю.А.

Согласно пояснениям представителей Администрации Озерского городского округа, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования. Постановлением Главы Администрации Озерского городского округа от 26.07.99 N 2045, хозрасчетному муниципальному предприятию “Память“ г. Озерск (далее - МУП “Память“) присвоен статус специализированной службы по вопросам похоронного дела и закреплено обслуживание кладбищ “Березовая роща“ и “Городское“.

Для закрепления обязательств МУП “Память“ как специализированной службы по вопросам похоронного дела, а также балансодержателя кладбищ “Березовая роща“ и “Городское“ Первым заместителем Главы Озерского городского округа принято и официально опубликовано (“Озерский вестник“ от 27.05.06 N 41 (2771)) Постановление от 23.05.06 N 783 “Об утверждении Порядка работы муниципальных кладбищ и их содержания на территории Озерского городского округа“ (далее - Постановление).

Постановление Первого заместителя Главы Озерского городского округа содержит следующие требования:

В соответствии с п. 2.5, 2.9 Постановления, установление, замена надмогильных сооружений, благоустройство и уход за захоронениями, работы, связанные с установкой, окраской, ремонтом и демонтажем оград и надмогильных сооружений, снятие надгробия может производиться только с разрешения МУП “Память“ гражданами самостоятельно или на договорной основе через ритуальные магазины (салоны) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры на эти работы с МУП “Память“.

Граждане (организации) производящие захоронение, обязаны содержать сооружения и зеленые насаждения (оформленный могильный холм, памятник, цоколь, цветник, ограду, необходимые сведения о захоронениях), в надлежащем состоянии собственными силами или на договорной основе через ритуальные магазины (салоны) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, заключивших договоры на эти работы с
МУП “Память“ (п. 4.1 Постановления).

Посадка деревьев гражданами на территории кладбища допускается только в соответствии с проектом озеленения кладбища по согласованию с администрацией МУП “Память“ (п. 2.13 Постановления).

На территории кладбища посетителям запрещается заниматься коммерческой деятельностью без письменного разрешения МУП “Память“ (абз. 11 п. 6.4 Постановления).

Катафальное транспортное средство, а также сопровождающий его транспорт, образующий похоронную процессию имеет право беспрепятственного проезда на территорию кладбища при наличии разрешения на въезд от МУП “Память“ (п. 6.6 Постановления).

Привлеченные к рассмотрению делу ИП Б., ИП П.А.С. подтвердили, что МУП “Память“ необоснованно препятствовании осуществлению иными хозяйствующими субъектами деятельности по организации похорон и предоставлению связанных с ним услуг.

Согласно представленной ИП Б.Н.К., ИП П.А.С. информации и документам, данные индивидуальные предприниматели оказывают следующие услуги:

- предоставление катафалков;

- оказание услуг по погребению умерших;

- копка могил;

- установление, окраска, ремонт, демонтаж оград, надмогильных сооружений.

При осуществлении данных видов работ ИП Б.Н.К., ИП П.А.С. сталкивались с неоднократным запретом со стороны администрации МУП “Память“ проезда на территорию кладбища “Березовая роща“. Кроме того, ИП Б.Н.К., ИП П.А.С. предлагалось заключить с МУП “Память“ договор об оказании услуг. Со слов индивидуальных предпринимателей в соответствии с условиями данного договора необходимо вносить в кассу МУП “Память“ всю сумму, которую они получают от клиента. При перечислении на расчетный счет индивидуальных предпринимателей 10 % от суммы оплаченных услуг оставалась в распоряжении МУП “Память“. ИП Б.Н.К., ИП П.А.С. подтверждают, что отсутствие заключенного договора с МУП “Память“, создавало препятствия при получении допуска на кладбище для осуществления деятельности индивидуальных предпринимателей.

Из объяснений представителя МУП “Память“ следует, что в своих действиях администрация МУП “Память“ руководствуется принятым Первым заместителем Главы Озерского
городского округа Постановлением. В соответствии с требованиями Постановления ИП П.Ю.А. было направлено письмо от 13.07.2006 с просьбой заключить договор о порядке проведения работ на территории кладбища. Письмом от 11.08.06 N 84 МУП “Память“ разрешило ИП П.Ю.А. проводить благоустройство мест захоронения на кладбище не нарушая п. 2.5 Постановления, т.е. каждые работы по благоустройству согласовывать с руководством МУП “Память“.

Согласно пояснениям представителей Администрации Озерского городского округа и МУП “Память“, получение “разрешения администрации МУП “Память“ (п. 2.5, 2.9, 6.6, абз. 11 п. 6.4) вытекает из обязанности администрации кладбищ обеспечивать подготовку регистрационных знаков, установку памятников и уход за могилами (раздел 18 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации. МКД 11-01.2002, рекомендованных протоколом НТС Госстроя России от 25.12.01 N 01-НС-22/1 (далее - Рекомендации)). Разрешение выдается по письменному заявлению лица, ответственного за захоронение для регистрации надгробий и с целью недопущения:

- установки оград размером, превышающим нормы, установленные законодательством;

- окраски и ремонта надмогильных сооружений способами, загрязняющими окружающую среду, соседние надмогильные сооружения;

- демонтажа оград, надмогильных сооружений, снятие надгробий лицами, не являющимися ответственными за захоронение, либо их законными представителями.

Процедура “согласования с администрацией МУП “Память“ (п. 2.13 Постановления) осуществляется с целью согласованности действий балансодержателя кладбищ и граждан при посадке зеленых насаждений в соответствии с проектом озеленения кладбищ на основании заявления лица, ответственного за захоронение. Получение “разрешения на въезд от МУП “Память“ осуществляется непосредственно в помещении охраны и только с целью контроля за передвижением автотранспортных средств по территории кладбища, в связи с общим запретом въезд на территорию кладбища на легковых автомобилях (п. 19.3 Рекомендаций).

Процедура получения “письменного разрешения МУП “Память“ на
занятие коммерческой деятельностью (абз. 11 п. 6.4 Постановления) предполагает наличие договора со специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП “Память“, или письменного разрешения, которое оформляется при подаче заявления с указанием рода деятельности при торговле на территории кладбища сопутствующими товарами (цветы, венки и пр.) с целью соблюдения общественного порядка на территории кладбища (п. 19.1 Рекомендаций).

Процедура “заключения договора с МУП “Память“ необходима для проведения работ на кладбище хозяйствующими субъектами. В соответствии с п. 3.2 Постановления, погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются МУП “Память“ (специализированной службой по вопросам похоронного дела). Следовательно, погребение умершего и оказание услуг по погребению может осуществлять МУП “Память“ и хозяйствующими субъектами на основании договора подряда с МУП “Память“, без заключения указанного договора проведение работ на кладбище запрещается.

Рассмотрев и проанализировав материалы дела, заслушав доводы и объяснения представителей Администрации Озерского городского округа и МУП “Память“, а также ИП Б.Н.К., ИП П.Ю.А., Комиссия пришла к следующим выводам.

Похоронное дело - отрасль хозяйства Российской Федерации или ее субъекта, включающая в себя деятельность по оказанию ритуальных, юридических, производственных, обрядовых и иных сопутствующих услуг, связанных с созданием и эксплуатацией объектов похоронного назначения, а также с организацией и проведением похорон (Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации. МКД 11-01.2002 (рекомендованы протоколом НТС Госстроя России от 25 декабря 2001 г. N 01-НС-22/1)).

Пункт 1 ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ “О погребении и похоронном деле“ (далее - ФЗ “О погребении и похоронном деле“) указывает на то, что похоронное дело является самостоятельным видом деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 25 ФЗ “О погребении
и похоронном деле“, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Оказание услуг по погребению умершего осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Кроме того, на основании ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения муниципального образования.

Согласно Постановлению Главы Озерского городского округа Челябинской области N 1038 от 28.07.2005 “Об оказании ритуальных услуг“, МУП “Память“ присвоен статус специализированной службы по вопросам организации похоронного дела.

На основании п. 3.2 Постановления погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется МУП “Память“ (специализированной службой по вопросам похоронного дела).

Согласно ст.ст. 25, 29 ФЗ “О погребении и похоронном деле“ (далее - Закон) обязанностью создаваемых органами местного самоуправления специализированных служб по вопросам похоронного дела является реализация предусмотренных нормами указанного закона гарантий: обеспечение прав граждан на бесплатное предоставление участка земли для погребения умершего (ст. 7 Закона), предоставление на безвозмездной основе гарантированного перечня похоронных услуг (ст. 9), погребение умерших, не имеющих родственников либо законных представителей (ст. 12 Закона). Но указанный нормативный акт, а также иные нормы законодательства не содержат запрет или иное ограничение прав хозяйствующих субъектов оказывать ритуальные услуги, в том числе погребение умершего и оказание услуг по погребению. В п. 3.2. Постановления установлено оказание услуг по погребению МУП “Память“ и не предусмотрено право других хозяйствующих субъектов на осуществление организации похорон и предоставлению связанных с ним услуг.

Следовательно, требования рассматриваемого Постановления противоречат действующему законодательству, а именно погребение умершего и оказание услуг по погребению может осуществляться самостоятельно не
только МУП “Память“, но и иными хозяйствующими субъектами.

Кроме того, так как ритуальные услуги может оказывать любой хозяйствующий субъект, то для осуществления работ, связанных с установкой, окраской, ремонтом и демонтажем оград и надмогильных сооружений, снятием надгробий, а также содержанием сооружений и зеленых насаждений (оформленный надмогильный холм, памятник, цоколь, цветник, ограда и пр.) граждане могут обратиться как в МУП “Память“, так и к любому другому хозяйствующему субъекту, независимо от того, заключен ли у него договор подряда на выполнение данных работ с МУП “Память“. Таким образом, требование о заключении договора с МУП “Память“ на проведение работ на территории кладбища, а также с получения разрешения МУП “Память“, препятствует осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на указанной территории.

Включение в Постановление положений, предусматривающих для хозяйствующих субъектов разрешительный порядок оказания услуг по благоустройству и уходу за захоронениями (п. 2.5, 2.9, 2.13, абз. 11 п. 6.4), а также въезда на территорию кладбища (абз. 3 п. 6.3, п. 6.6), создает препятствия к осуществлению деятельности по оказанию ритуальных услуг, необоснованно предоставляет отдельному хозяйствующему субъекту МУП “Память“ преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке организации похорон и предоставлением связанных с ними услуг, что влечет ущемление их интересов и имеет либо может иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции.

Согласно п. 3 Постановления Главы администрации Озерского городского округа от 26.07.99 N 2045 “О присвоении хозрасчетному муниципальному предприятию “Память“ статуса специализированной службы“ за МУП “Память“ закрепляется обслуживание кладбищ “Березовая роща“, “Городское“. Как балансодержатель кладбищ МУП “Память“ обязано производить работы для функционирования кладбища, а именно следить за санитарным состоянием кладбищ, своевременно вывозить мусор, убирать
территорию кладбища, производить валку загнивших деревьев, в зимнее время расчищать дороги и подъезды от снега и пр. Для поддержания общественного порядка на территории кладбища МУП “Память“, как балансодержателя кладбища, необходимо уведомлять о проведении каких-либо работ на территории кладбища. Таким образом, извещение хозяйствующими субъектами МУП “Память“ о проведении данных работ должно носить уведомительный, а не разрешительный характер и не должно препятствовать осуществлению законной предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами на территории кладбища.

На основании изложенного, п. 2.5, 2.9, 3.2, 4.1, 6.6, абз. 3 п. 6.3, абз. 11 п. 6.4 Постановления, не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, так как необоснованно предоставляют МУП “Память“ льготы и преимущества по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке организации похорон и предоставлению связанных с ним услуг.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту льготы, ставящие его в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынке того же товара.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и пунктами 2.25, 2.27 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных приказом ФАС России от 02.02.2005 N 12, Комиссия Челябинского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

1. Признать действия Первого заместителя Главы Озерского городского округа, выразившиеся в установлении требований о заключении договора с МУП “Память“, а также о получении разрешений у МУП “Память“ в п. 2.5, 2.9, 3.2, 4.1, 6.6, абз. 3 п. 6.3, абз. 11 п. 6.4 Постановления от 23.05.06 N 783 “Об утверждении Порядка работы муниципальных кладбищ и их содержания на территории Озерского городского округа“, противоречащими п. 1 ст. 7 Закона N 948-1 от 22.03.91 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать Первому заместителю Главы Озерского городского округа предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии: Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ

В.А.ЛИВОНЧИК

В.И.ЛЮНЧЕНКО

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 27 сентября 2006 г. N 12

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Сапрыкина Н.В., члены Комиссии: Черепанов Д.Ю., Ливончик В.А., Люнченко В.И. на основании своего решения от 27 сентября 2006 года по делу N 36-4/06 о нарушении Администрацией Озерского городского округа (ул. Ленина, 30-а, г. Озерск, Челябинская область, 456780) п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Первому заместителю Главы Озерского городского округа в срок до 10 ноября 2006 года прекратить нарушение п. 1 ст. 7 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в установлении требований о заключении договора с МУП “Память“, а также о получении разрешений у МУП “Память“ в п. 2.5, 2.9, 3.2, 4.1, 6.6, абз. 3 п. 6.3, абз. 11 п. 6.4 Постановления от 23.05.06 N 783 “Об утверждении Порядка работы муниципальных кладбищ и их содержания на территории Озерского городского округа“, а именно: привести п. 2.5, 2.9, 3.2, 4.1, 6.6, абз. 3 п. 6.3, абз. 11 п. 6.4 указанного Постановления в соответствие п. 1 ст. 7 Закона N 948-1 от 22.03.91 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в срок до 15 ноября 2006 года.

Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание: За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания действующим законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Председатель Комиссии:

Н.В.САПРЫКИНА

Члены Комиссии:

Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ

В.А.ЛИВОНЧИК

В.И.ЛЮНЧЕНКО