Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области от 05.09.2006 N 108 “О принятии Положения о гарантиях осуществления деятельности депутатов Собрания депутатов Ашинского муниципального района“ (вместе с “Положением о гарантиях осуществления деятельности депутатов Собрания депутатов Ашинского муниципального района“)

Вступает в силу с момента официального опубликования и действует до принятия Федерального закона, регулирующего статус депутата представительного органа местного самоуправления (пункт 3 данного документа).

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АШИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 5 сентября 2006 г. N 108

О принятии Положения о гарантиях осуществления деятельности

депутатов Собрания депутатов Ашинского муниципального района

Руководствуясь Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Уставом Ашинского муниципального района, Собрание депутатов Ашинского муниципального района

РЕШАЕТ:

1. Принять Положение о гарантиях осуществления деятельности депутатов Собрания депутатов Ашинского муниципального района (прилагается).

2. В расходной части бюджета Ашинского муниципального района на 2007 год предусмотреть средства на реализацию Положения.

3. Настоящее решение вступает
в силу с момента опубликования и действует до принятия Федерального закона, регулирующего статус депутата представительного органа местного самоуправления.

Глава Ашинского

муниципального района

Челябинской области

С.Т.ШАФИКОВ

Приложение

к решению

Собрания депутатов

Ашинского муниципального района

Челябинской области

от 5 сентября 2006 г. N 108

ПОЛОЖЕНИЕ

о гарантиях осуществления деятельности депутатов Собрания

депутатов Ашинского муниципального района

Настоящее Положение о гарантиях осуществления деятельности депутатов Собрания депутатов Ашинского муниципального района, разработанное в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Уставом Ашинского муниципального района, определяет права и обязанности депутата Собрания депутатов Ашинского муниципального района, а также правовые и социальные гарантии, ограничения и ответственность в связи с осуществлением принадлежащих ему полномочий.

1. Общие положения

1. Депутат Собрания депутатов Ашинского муниципального района (далее - депутат) является членом Собрания депутатов Ашинского муниципального района (далее - Собрание депутатов), представляющим интересы своих избирателей и всего населения Ашинского муниципального района (далее - район).

2. Депутат избирается гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории района, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами области. Депутат избирается сроком на 5 лет.

3. Полномочия депутата начинаются со дня избрания его депутатом и прекращаются с момента начала работы Собрания депутатов нового созыва. Установленный срок полномочий депутата не может быть изменен в течение текущего срока полномочий, если иное не предусмотрено федеральным законом, а также за исключением случаев досрочного прекращения полномочий, установленных федеральными законами.

4. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом (Основным Законом) Челябинской области, законами области, Уставом района, регламентом Собрания депутатов, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления района, а также
интересами избирателей.

5. Полномочия депутата не подлежат передаче другому лицу.

6. Депутат имеет удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим полномочия депутата, и нагрудный знак. Удостоверением и нагрудным знаком депутат пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Досрочное прекращение полномочий депутата

7. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11) в иных случаях, установленных федеральным законом.

8. Полномочия депутата в случаях, установленных подпунктами 1, 3, 4, 5, 7, 10 пункта 7 прекращаются по решению Собрания депутатов с момента наступления события, повлекшего досрочное прекращение полномочий.

Полномочия депутата в случае, установленном подпунктом 8 пункта 7, прекращаются по решению Собрания депутатов со дня официального опубликования результатов голосования по отзыву депутата.

9. Полномочия депутата в случаях, установленных подпунктом 2 пункта 7, прекращаются со дня, указанного в решении Собрания депутатов.

Полномочия депутата в случае, установленном подпунктом 9 пункта 7, прекращаются со дня вступления в силу закона области о его роспуске, решения суда Челябинской области о неправомочности данного состава депутатов Собрания депутатов, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, решения Собрания депутатов о самороспуске.

10. В случае если после
подачи депутатом заявления о сложении полномочий решение о досрочном прекращении полномочий депутата на ближайшем заседании Собрания депутатов не будет принято, его полномочия прекращаются по истечении двух недель после этого заседания Собрания депутатов.

11. Основания для отзыва депутата и процедура отзыва устанавливаются Уставом Ашинского муниципального района.

12. В случае отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования о результатах выборов депутата полномочия депутата прекращаются со дня вступления в силу решения суда.

3. Условия осуществления полномочий депутата

13. Депутат может осуществлять свои полномочия с отрывом от основной деятельности на профессиональной постоянной основе или без отрыва от основной деятельности на непрофессиональной непостоянной основе.

14. Депутат не вправе быть депутатом (членом) Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Законодательного Собрания Челябинской области, замещать государственные должности Челябинской области в органах государственной власти области на профессиональной постоянной основе, государственные должности государственной службы, муниципальные должности муниципальной службы, а также выборные муниципальные должности в том муниципальном образовании, где он избран депутатом, за исключением случая избрания депутата на выборные должности представительным органом местного самоуправления из своего состава.

15. Депутат, осуществляющий полномочия на профессиональной постоянной основе, не вправе также заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью.

16. Депутату гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита его прав, чести и достоинства.

4. Депутатская этика

17. Депутат обязан:

1) соблюдать правила депутатской этики, установленные Собранием депутатов;

2) уважительно относиться к избирателям, депутатам, лицам, приглашенным на заседания Собрания депутатов или на заседания его комиссий;

3) ценить доверие избирателей;

4) быть терпимым к иному мнению;

5) не допускать пропусков заседаний Собрания депутатов и его комиссий без уважительных причин.

18. Вопросы о нарушении депутатской
этики рассматриваются Собранием депутатов по представлению постоянной комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике.

19. Ответственность за нарушение депутатом правил депутатской этики устанавливается Регламентом Собрания депутатов в пределах его компетенции.

5. Формы депутатской деятельности

20. Формами депутатской деятельности являются:

1) участие в заседаниях Собрания депутатов;

2) участие в формировании и работе комиссий Собрания депутатов;

3) выполнение поручений Собрания депутатов;

4) внесение в Собрание депутатов в порядке нормотворческой инициативы проектов решений Собрания депутатов, а также поправок к ним, участие в разработке решений Собрания депутатов;

5) участие в депутатских слушаниях;

6) обращение с депутатским запросом;

7) участие в осуществлении контроля за соблюдением Устава района, решений Собрания депутатов;

8) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан;

9) участие в работе депутатских объединений;

10) работа с избирателями.

21. Депутатская деятельность может осуществляться в иных формах, предусмотренных федеральными законами, законами области, Уставом района, решениями Собрания депутатов.

22. Порядок участия депутата в работе Собрания депутатов, работе его постоянных комиссий, устанавливается Регламентом Собрания депутатов.

6. Полномочия депутата в представительном органе

местного самоуправления

23. Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Собранием депутатов, а также комиссиями членом которых он является.

24. Депутат имеет право:

1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Собрании депутатов;

2) высказывать мнение по персональному составу создаваемых Собранием депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Собранием депутатов;

3) предлагать вопросы для рассмотрения Собранием депутатов;

4) вносить проекты решений, а также поправок к ним для рассмотрения на заседании Собрания депутатов;

5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов на заседании Собрания депутатов;

6) вносить предложения
о заслушивании на заседании Собрания депутатов внеочередного отчета или информации органа или должностного лица местного самоуправления, подотчетного или подконтрольного в соответствии с Уставом района Собранию депутатов;

7) вносить в Собрание депутатов предложения о необходимости проведения проверки исполнения органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории района, Устава района и решений Собрания депутатов;

8) участвовать в прениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании Собрания депутатов, требовать ответа, выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки;

9) оглашать на заседаниях Собрания депутатов обращения граждан, имеющие, по мнению депутата, общественное значение;

10) обращаться с депутатским Запросом;

11) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами области, Уставом района, Регламентом и решениями Собрания депутатов.

7. Участие депутата в работе комиссий

25. Основные задачи и полномочия комиссий, а также права и обязанности депутатов в комиссиях устанавливаются Регламентом Собрания депутатов, нормативными правовыми актами Собрания о комиссиях.

26. В случае несогласия с решением комиссии по проекту нормативного правового акта, принимаемого Собранием депутатов, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего нормативного правового акта. Поправки, внесенные депутатом, подлежат обязательному рассмотрению Собранием депутатов, и по ним проводится голосование.

27. Депутат по решению Собрания депутатов может быть выведен из состава комиссии за систематическое неучастие в ее работе в порядке, установленном Регламентом Собрания депутатов, иными нормативными правовыми актами Собрания о комиссиях.

8. Взаимоотношения депутата с избирателями

28. Депутат обязан поддерживать связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и им подотчетен.

29. Депутат в пределах предоставленных законом полномочий:

1) принимает меры по обеспечению и защите прав, свобод и
законных интересов своих избирателей;

2) рассматривает поступившие от избирателей предложения, заявления и жалобы, при необходимости направляет их в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляет контроль за их своевременным рассмотрением;

3) участвует в установленном порядке в рассмотрении в органах государственной власти области, иных государственных органах области, органах местного самоуправления, организациях независимо от организационно-правовых форм вопросов, затрагивающих интересы избирателей;

4) ведет прием граждан;

5) изучает общественное мнение, при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления, учитывает их при разработке решений Собрания депутатов;

6) проводит собрания избирателей округа, участвует в работе органов территориального общественного самоуправления, в собраниях избирателей, в том числе по месту их жительства, работы, службы, учебы;

7) использует иные формы работы с избирателями.

30. Избиратели могут давать наказы депутату. Порядок организации работы с наказами избирателей определяется решениями Собрания депутатов в соответствии с действующим законодательством.

31. Депутат информирует избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации, использует другие формы информирования населения.

32. Депутат в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов избирателей взаимодействует с органами государственной власти области, иными государственными органами области, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм.

9. Прием депутатом граждан, рассмотрение их предложений,

заявлений и жалоб

33. Депутат обязан вести прием граждан в порядке, установленном Собранием депутатов.

34. В приеме граждан депутатом по его просьбе могут участвовать руководители и должностные лица органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, общественных объединений.

35. Депутат обязан рассматривать поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, при необходимости направлять их в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления,
организации независимо от организационно-правовых форм, принимать меры к их правильному и своевременному разрешению.

10. Отчет депутата перед избирателями

36. Депутат обязан отчитываться перед избирателями округа о своей работе, о ходе выполнения наказов избирателей.

37. Депутат обязан отчитываться перед избирателями в срок, установленный решениями Собрания депутатов, но не реже двух раз в год.

38. По требованию избирателей может быть проведен внеочередной отчет депутата. Под требованием о проведении внеочередного отчета необходимо собрать не менее 5 процентов подписей от числа избирателей соответствующего избирательного округа, если иное не установлено решениями Собрания депутатов.

11. Участие депутата в выполнении поручений

Собрания депутатов

39. Депутат обязан выполнять поручения Собрания депутатов, поручения комиссии, рабочих групп, членом которых он является, данные в пределах его компетенции.

12. Участие депутата в работе других представительных

органов местного самоуправления

40. Депутат вправе участвовать в работе других представительных органов местного самоуправления с правом совещательного голоса, в компетенцию которых входит принятие решений, затрагивающих интересы населения, проживающего на территории Ашинского района.

13. Право нормотворческой инициативы депутата

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

42. Порядок осуществления депутатом права нормотворческой инициативы определяется Регламентом Собрания депутатов.

14. Депутатский запрос

43. Депутат, группа депутатов по вопросам депутатской деятельности вправе обращаться с запросом к руководителям органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, расположенных на территории Ашинского района, по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

44. Депутатский запрос вносится на заседании Собрания депутатов в письменной форме, оглашается, и по нему принимается соответствующее решение.

45. Должностное лицо, к которому обращен депутатский запрос, должно дать ответ на него в устной, на заседании, или письменной форме не позднее чем в месячный срок или иные согласованные
сроки со дня его получения.

46. Депутатский запрос и письменный ответ на него оглашаются председательствующим или должностным лицом, к которому обращен запрос, на заседании Собрания депутатов или доводятся до сведения депутатов иным путем.

15. Право депутата на участие в осуществлении контроля

за соблюдением Устава Ашинского муниципального района,

нормативных правовых актов Собрания депутатов

47. Депутат участвует в осуществлении контроля соблюдения Устава Ашинского муниципального района, нормативных правовых актов Собрания депутатов:

1) путем участия в депутатских проверках по вопросу соблюдения Устава и нормативных правовых актов Собрания депутатов;

2) путем подготовки предложений по результатам проверок, в том числе по принятию мер в связи с несоблюдением Устава, нормативных правовых актов Собрания депутатов;

3) в иных формах, предусмотренных нормативными правовыми актами Собрания депутатов.

16. Право депутата требовать устранения нарушения закона,

прав, свобод и законных интересов граждан

48. Депутат вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с требованием о пресечении нарушения.

49. Должностные лица органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, к которым обращено требование депутата, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата.

17. Право депутата на безотлагательный прием должностными

лицами

50. Депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, на территории Ашинского района пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм.

18. Право депутата на получение и распространение информации

51. Депутат в порядке, установленном Регламентом Собрания депутатов, обеспечивается документами, принятыми Собранием депутатов, комиссией, членом которых он является, другими документами, информационными и справочными материалами.

19.
Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращения

депутата

52. Органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм, находящиеся на территории района, их должностные лица, к которым обратился депутат по вопросам своей деятельности, обязаны в пятнадцатидневный срок со дня получения обращения дать ответ или представить запрашиваемые им документы или сведения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и коммерческой тайне и иных ограничений, установленных законодательством.

53. В случае необходимости проведения в связи с обращением депутата дополнительных проверок или изучения каких-либо вопросов окончательный ответ представляется депутату в срок не позднее 30 дней со дня получения обращения с извещением об этом депутата.

54. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат извещается заблаговременно, но не позднее, чем за три дня.

55. Вмешательство депутата в хозяйственную деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм, в оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность органов дознания, следователей и судебную деятельность не допускается.

20. Неприкосновенность депутата

56. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов, устанавливаются федеральным законодательством.

57. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.

21. Освобождение депутата от выполнения производственных

или служебных обязанностей на время осуществления полномочий

58. Депутат, осуществляющий полномочия на непрофессиональной непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту работы на время осуществления депутатских полномочий. На этот период за депутатом сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

59. Освобождение от работы производится работодателем на основании уведомления Собранием депутатов.

22. Гарантии трудовых прав депутата

60. Депутату, осуществляющему полномочия на постоянной основе, по окончании срока полномочий в соответствии с Уставом Ашинского муниципального района за счет средств бюджета района выплачивается выходное пособие в размере среднего заработка, а также средний заработок по занимаемой должности в районном Собрании (без зачета выходного пособия) в течение трех месяцев до трудоустройства на новое место работы в случаях:

1) окончания срока полномочий и неизбрания на должность на новый срок полномочий;

2) прекращения деятельности Собрания депутатов;

3) упразднения должности или изменения структуры Собрания депутатов;

4) удовлетворения заявления о добровольной отставке, если он осуществлял полномочия на постоянной основе в Собрании депутатов не менее одного года.

61. Гражданину Российской Федерации, осуществлявшему полномочия депутата на постоянной основе, за счет средств местного бюджета выплачивается ежемесячная доплата к трудовой пенсии.

Условия и порядок назначения и выплаты доплаты к трудовой пенсии устанавливаются решениями Собрания депутатов.

62. Положения, изложенные в пункте 60 настоящего Положения, не действуют в случаях:

1) отзыва депутата избирателями;

2) вступления в законную силу в отношении депутата обвинительного приговора суда;

3) вступления в законную силу решения суда о признании выборов, в результате которых был избран депутат, недействительными.

63. Уставом района, решениями Собрания депутатов могут быть установлены дополнительные социальные гарантии для депутатов Собрания депутатов.

64. На депутатов, осуществляющих полномочия на профессиональной постоянной основе, распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами.

65. Нормативными правовыми актами Собрания депутатов могут быть установлены дополнительные социальные гарантии для депутатов в соответствии с действующим законодательством.

66. На депутатов, осуществляющих полномочия на постоянной основе, распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами и законами Челябинской области.

23. Обеспечение материально-финансовых условий

для осуществления депутатских полномочий

67. Депутату возмещаются за счет средств местного бюджета расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Собранием депутатов.

68. Депутату Собрания депутатов, осуществляющему полномочия на постоянной основе, гарантируются:

1) денежное содержание в размере, установленном Собранием депутатов в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.

2) ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней;

3) иные социальные гарантии, связанные с пребыванием на должности, установленные законодательством Российской Федерации и Челябинской области, настоящим Уставом, решениями Собрания депутатов.

24. Право депутата на транспортное обслуживание

69. По решению Собрания депутатов депутат на территории района пользуется правом бесплатного проезда на всех видах пассажирского транспорта, за исключением такси.

70. Бесплатный проезд депутата на всех видах пассажирского транспорта, за исключением такси, осуществляется по предъявлении удостоверения депутата.

71. Порядок бесплатного проезда депутата устанавливается Собранием депутатов.

25. Порядок возмещения расходов, связанных с обеспечением

деятельности депутата

72. Расходы органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм, связанные с обеспечением деятельности депутата, возмещаются за счет средств местного бюджета в порядке, установленном Собранием депутатов.

26. Отпуск депутата

73. Депутату, осуществляющему полномочия на профессиональной постоянной основе, в соответствии с Уставом района предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 36 рабочих дней.

27. Помощники депутата

74. Депутаты вправе иметь помощников, работающих по трудовому договору (контракту), гражданско-правовому договору или на общественных началах.

75. Количество помощников депутатов, работающих по трудовому договору (контракту) гражданско-правовому договору и на общественных началах устанавливается Собранием депутатов.

76. Порядок осуществления деятельности помощниками депутата устанавливается Собранием депутатов.

28. Ответственность за неисполнение настоящего Положения

77. Невыполнение должностными лицами и другими работниками органов государственной власти области, иных государственных органов области, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм законных требований депутата либо создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

29. Вступление в силу настоящего Положения

78. Настоящее Положение вступает в силу с момента официального опубликования, и действует до принятия Федерального закона, регулирующего статус депутата представительного органа местного самоуправления.