Законы и бизнес в России

Постановление Президиума Челябинского областного суда от 19.04.2006 по делу по делу N 4г06-400 Действующее на момент разрешения спора законодательство не предоставляет истцу права выбора способа реализации права на получение жилья, а указывает лишь на предоставление субсидий на приобретение жилья.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2006 г. Надзорное производство N 4г06-400

Судья: Онорина Н.Е.

(Извлечение)

Президиум Челябинского областного суда в составе: председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума Кунышева А.Г., Кашириной Е.П., Сыскова В.Л., Балакиной Н.В., Савик Л.Н.

рассмотрел в заседании дело по надзорной жалобе Администрации г. Челябинска на решение Советского районного суда г. Челябинска от 21 сентября 2005 года, принятое по гражданскому делу по иску К.Н.В. к администрации г. Челябинска, администрации Ленинского района г. Челябинска, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Правительству Российской Федерации, Правительству Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о понуждении предоставить на семью из 5 человек за счет средств Федерального бюджета отдельную благоустроенную квартиру общей площадью не менее 39 кв. м, предъявленного.

Заслушав доклад судьи Терюшовой О.Н., объяснения представителя администрации города Челябинска, К.Н.В., К.Н.И., К.Е.Н., К.Н.Н., К.С.Н., Президиум

установил:

К.Н.В. обратился с вышеуказанными требованиями, ссылаясь на то, что является инвалидом 2 группы по заболеванию, связанному с аварией на Чернобыльской АЭС, полученному при исполнении обязанностей военной службы. 29.11.2004 поставлен на учет нуждающихся в получении жилья. Однако в установленный законом трехмесячный срок жилье ему предоставлено не было. Истец полагает, что, получив жилищный сертификат, не сможет приобрести квартиру. Истец настаивает на предоставлении жилья по договору социального найма.

Представитель администрации г. Челябинска иск не признала, пояснив, что обеспечение истца жильем возможно путем предоставления государственного жилищного сертификата.

Представитель Министерства финансов РФ, Управления Федерального казначейства по Челябинской области иск не признал по аналогичным основаниям.

Представитель администрации Ленинского района в письменном отзыве также указывает лишь на возможность предоставления истцу государственного жилищного сертификата.

Представитель Правительства Челябинской области в письменном отзыве иск не признал, полагает, что обеспечение истца жильем возможно только в порядке очередности, установленной для данной категории граждан, исходя из времени принятия его на учет.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей Правительства РФ, Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерства по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ, Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по
Челябинской области.

3-е лицо - К.Н.И. поддержала иск.

Дело рассмотрено судом в отсутствие 3-х лиц: К.С.Н., К.Е.Н., К.Н.Н.

Решением Советского районного суда г. Челябинска от 21 сентября 2005 года на администрацию города Челябинска возложена обязанность предоставить К.Н.В. на семью из пяти человек за счет средств федерального бюджета отдельную благоустроенную квартиру по договору социального найма общей площадью не менее 38,8 кв. м с учетом дополнительной площади.

В кассационном порядке решение районного суда не обжаловалось.

В надзорной жалобе администрация города Челябинска настаивает на отмене решения суда, ссылаясь на существенное нарушение норм материального права, допущенное судом при разрешении спора.

На основании определения судьи Челябинского областного суда Терюшовой О.Н. от 31 марта 2006 года гражданское дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Челябинского областного суда.

Проверив материалы гражданского дела, обсудив мотивы надзорной жалобы и определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, Президиум считает, что при разрешении спора судом существенно нарушены нормы материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене.

Из материалов гражданского дела следует, что Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Челябинска от 29.11.2004 К.Н.В. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как инвалид II группы вследствие радиационной аварии на Чернобыльской АЭС, имеющий также право по заболеванию на дополнительную жилую площадь.

Удовлетворяя требования К.Н.В. о предоставлении ему жилья, суд первой инстанции исходил из того, что при наличии права на одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в размерах и порядке, установленном Правительством РФ, истец, поставленный в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, имеет право выбора между обеспечением жилой
площадью и получением субсидий.

К такому выводу суд пришел, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 16.10.2002 N 760 “Об утверждении подпрограммы “Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф“, входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище на 2002 - 2010 годы“.

Вместе с тем, вышеуказанное Постановление Правительства РФ N 760 содержит следующие положения: на первом этапе реализации подпрограммы решение указанной задачи будет осуществляться путем приобретения органами исполнительной власти субъектов РФ благоустроенного жилья и предоставление его участникам подпрограммы за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. Далее же в 2002 - 2003 годах в соответствии с основными мероприятиями федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы будут уточнены обязательства государства по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан и сформированы единые принципы и механизмы оказания поддержки различным категориями граждан за счет средств федерального бюджета путем предоставления безвозмездных субсидий. На втором этапе реализации подпрограммы основной формой обеспечения жильем участников подпрограммы будет предоставление безвозмездных субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с установленными едиными принципами и процедурами.

29 декабря 2004 года Правительством РФ принято Постановление N 866 “О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении “Маяк“, и приравненных к ним лицам“, которым основной формой обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 12 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ является предоставление субсидий на его приобретение.

3 марта 2005 года К.Н.В. составил заявление о включении его с семьей из
5 человек в список получателей субсидии на приобретение жилого помещения, предоставляемой на основании государственного жилищного сертификата.

Действующее на момент разрешения спора законодательство не предоставляет истцу право выбора способа реализации права на получение жилья в соответствии со ст. 14 ч. 1 п. 3 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, а указывает лишь на предоставление субсидий на приобретение жилья.

Не применив вышеназванные нормы материального права, суд неправильно разрешил спор.

Принимая во внимание, что все обстоятельства по делу установлены, истец настаивал на предоставлении ему жилого помещения, суд обсуждал возможность предъявления истцом иных требований, от чего последний отказался, Президиум считает возможным принять решение об отказе в удовлетворении требований К.Н.В. о предоставлении ему на семью из 5 человек благоустроенного жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 387, 390 ГПК РФ, Президиум

постановил:

Отменить решение Советского районного суда г. Челябинска от 21 сентября 2005 года.

Отказать К.Н.В. в удовлетворении исковых требований к администрации г. Челябинска, администрации Ленинского района г. Челябинска, Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Правительству Российской Федерации, Правительству Челябинской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Челябинской области, Министерству по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области о понуждении предоставить на семью из 5 человек за счет средств федерального бюджета отдельную благоустроенную квартиру общей площадью не менее 39 кв. м.

Председательствующий

Ф.М.ВЯТКИН