Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 30.03.2006 N 57 “О докладе Губернатора Челябинской области, председателя Правительства Челябинской области П.И. Сумина “Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2005 году и задачах на 2006 год“

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 марта 2006 г. N 57

О докладе Губернатора Челябинской области, председателя

Правительства Челябинской области П.И. Сумина “Об итогах

социально-экономического развития Челябинской области

в 2005 году и задачах на 2006 год“

Законодательное Собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Доклад Губернатора Челябинской области, председателя Правительства Челябинской области П.И. Сумина “Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2005 году и задачах на 2006 год“ принять к сведению.

Председатель

Законодательного Собрания

Челябинской области

В.В.МЯКУШ

ДОКЛАД ГУБЕРНАТОРА

Об итогах социально-экономического развития

Челябинской области в 2005 году и задачах на 2006 год

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

Минувший год был, пожалуй, одним из самых обнадеживающих в пореформенной жизни России. Сделаны серьезные шаги в государственном и партийном строительстве, в развитии общественной инициативы.
Страна перешла на новый порядок избрания глав субъектов Федерации и депутатов законодательных органов регионов. Дан старт реформе органов местного самоуправления, начато перераспределение полномочий между уровнями власти.

Одним из самых значимых и поворотных событий года стала инициатива президента Российской Федерации В.В. Путина о приоритетных национальных проектах. Они знаменуют собой серьезную корректировку социальной политики государства. Правительством и Законодательным собранием области разработаны и приняты четыре целевые программы по реализации проектов и дополнительно к бюджетным назначениям выделено 3 млрд. рублей.

Среди важнейших общеполитических событий в 2005 году были визит Владимира Владимировича Путина и саммит в Челябинске с участием глав государств России и Казахстана. Мы расцениваем это как высокую оценку социально-экономического развития Южного Урала, как стимул для дальнейшего повышения эффективности работы и ответственность за ее результаты.

Вместе со всей страной область достойно отметила 60-летие Великой Победы.

Этот юбилей сплотил общество, укрепил гордость за свою Родину, за Победу, за подвиг народа, за историческую правду.

Экономические итоги года мы рассматриваем не только в статистическом, но и в диалектическом контексте. С одной стороны, сохраняется позитивная динамика роста в экономике, активно развиваются многие отрасли, увеличиваются объемы валового внутреннего продукта и денежные доходы населения. С другой стороны, прошедший год показал относительную тенденцию к замедлению темпов экономического роста.

В принципе, это объективный процесс. Экономика области становится все более открытой и подчиненной рыночным колебаниям разного плана. Их не удалось избежать в ведущих отраслях производства. Серьезным испытанием для предприятий черной металлургии стали перебои с железорудным сырьем, резкое повышение цен на него и снижение мировых цен на металл.

Свою отрицательную роль сыграли и высокие темпы инфляции, рост цен на топливно-энергетические ресурсы,
нарастание конкурирующего импорта. На многих предприятиях остались застарелые проблемы: это изношенность основных фондов, нехватка оборотных средств, невысокий технологический уровень, отсутствие стратегии развития.

Серьезные проблемы остаются на предприятиях военно-промышленного комплекса. Это долги во все уровни бюджетов и внебюджетных фондов, долги по заработной плате, сокращение оборонного заказа, медленный переход на производство конкурентоспособной гражданской продукции. Особую озабоченность вызывает финансово-экономическое состояние на заводах “Полет“, “Станкомаш“, АМЗ, “Завод Пластмасс“, “Уралэлемент“, Златоустовском машиностроительном. Руководители предприятий ОПК в соответствии с постановлением правительства РФ о реструктуризации задолженности получили возможность диверсифицировать производство таким образом, чтобы оборонный заказ занимал не более 20 - 25 процентов в общем объеме выпускаемой продукции.

В прошлом году мы приступили к реализации комплексного плана по поддержке машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов области. Сегодня можно говорить о некотором росте и о стабилизации финансово-хозяйственной деятельности целого ряда предприятий ОПК. Впервые многие из них не имеют неоплаченных контрактов за оборонный заказ. Рост объемов производства составил 8 процентов, а доля гражданской продукции в общем объеме превысила 60 процентов. На “Электромашине“ освоено 216 принципиально новых образцов электросиловых приборов для Российских железных дорог и другой гражданской продукции. Усть-Катавский вагоностроительный завод приступил к сборке опытного образца низкопольного трамвайного вагона нового поколения.

Главными задачами предприятий ОПК на нынешнем этапе являются: реструктуризация производства, выделение более эффективного бизнеса в самостоятельные структуры, освоение новых видов продукции, освобождение от излишков производственных площадей. Их и в прошлые годы было много, а сейчас они из-за затрат на содержание просто тянут предприятия на дно.

В целом минувший год был для реального сектора экономики области вполне успешным. Объем производства в промышленности почти на 50 млрд. рублей
превысил уровень 2004 года и составил 433,7 млрд. На 7,7 процента вырос валовой региональный продукт.

Становым хребтом экономики остается черная и цветная металлургия. На их долю приходится более 61 процента объема промышленного производства. Устойчиво работают шахтерские коллективы. Здесь решена основная проблема - достигнуто соглашение с энергетиками по поставке им около 3 млн. тонн угля.

За прошлый год увеличились объемы производства машин и оборудования, транспортных средств, электроники и оптики, швейной продукции, грузоперевозок. Это важно не столько в количественном плане, сколько в качественном, так как это залог сбалансированного развития области.

Область сохраняет за собой статус региона с наибольшей инвестиционной емкостью. За последние пять лет инвестиции выросли в 1,5 раза. В прошедшем году их объем составил 71,5 млрд. рублей. Основным источником инвестиций по-прежнему являются собственные средства предприятий.

Так, в истекшем году ММК освоил 13,5 млрд. рублей инвестиций. На Челябинском металлургическом комбинате освоено без малого 7 млрд. рублей. На трубопрокатном заводе завершен первый этап программы технического перевооружения предприятия, построен и дает продукцию завод гнутых отводов.

Почти миллиард рублей на реконструкцию мартеновского цеха и установку агрегата “печь-ковш“ направил Ашинский металлургический завод. Миллиард 76 млн. рублей инвестировал в производство и запустил завод по выпуску неформованных огнеупоров “Комбинат Магнезит“. На Кыштымском медеэлектролитном заводе реконструирован цех электролиза меди, организовано новое производство фольгированных ламинантов и гибких многослойных плат - это уже продукция шестого передела!

В результате реализации инвестиционных проектов объем производства увеличился на 49,4 млрд. рублей, создано около 20 тысяч новых рабочих мест, а поступление налогов в консолидированный бюджет области выросло на 8,9 млрд. рублей.

В текущем году объем инвестиций в строительство новых производств и в
модернизацию составит 80 млрд. рублей. Уникальный проект реализуется на ОАО “ММК“, где планируется вложить 12 млрд. рублей. Во втором квартале будет введена в эксплуатацию первая 200-тонная электропечь, в третьем квартале вторая. В результате производство проката на комбинате возрастет на 1 млн. тонн. Закончится легендарная, но и трудная эпоха мартенов! Значительно улучшится экологическая обстановка, а это - значимый социальный эффект модернизации производства.

Позиция Законодательного Собрания и Правительства области в экологическом вопросе была и продолжает быть нацелена на комплексное решение проблем загрязненных территорий. В прошлом году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу сократились на 80 тысяч тонн, или на 27 процентов от сверхнормативных выбросов. На “Карабашмеди“ введено в строй сернокислотное производство. Надежно работают очистные сооружения.

Осень в город впервые за многие-многие годы пришла не в июне - июле, а одновременно с областной осенью. Зимой же в Карабаше впервые за сто последних лет снег был белым!

В целом по области к 2010 году определена задача по сокращению выбросов в атмосферу на 200 тыс. тонн, в основном войти в уровень допустимых концентраций.

Политика инвестиционной активности была заметной на средних и малых предприятиях. Победителями конкурса на лучший инвестиционный проект стали фабрика “Краснодеревщик“, Нязепетровский крановый завод, Миасское научно-производственное предприятие “Уникон“. Поддержка в виде компенсации части банковской ставки на кредиты оказана почти 100 предприятиям и организациям. Бюджетная эффективность превысила 5 рублей на каждый вложенный рубль.

В то же время анализ инвестиционных процессов по территориям области свидетельствует об их неоднородности. Из 43 территорий лишь в 18 наблюдается позитивная тенденция роста объемов инвестиций в основной капитал.

Инвестиции не самоцель. Но только с их помощью можно решить
задачу перевода области на инновационный путь развития, на внедрение современных, конкурентоспособных технологий.

С этой целью приняты закон “О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области“, программа развития инновационной деятельности.

Определены также напряженные задачи в сфере поддержки и развития инновационного предпринимательства: создание эффективно действующей инновационной инфраструктуры; продвижение инноваций в серийное производство; организация работы технопарков, в том числе на базе ЮУрГУ - “Полет“; повышение конкурентоспособности предприятий области. Как никогда актуально и для производственников, и для наших ведущих вузов сотрудничество по внедрению инноваций в производство. Многие предприятия области серьезно занимаются повышением качества и конкурентоспособности продукции. Среди них ММК, “Метран“, Уральский автомобильный завод, “Теплоприбор“, завод “Кристалл“, Копейский машиностроительный завод и другие. Они готовы к переходу на международные стандарты качества, без которых невозможна работа в условиях ВТО.

Важное значение имеет создание устойчивого имиджа Челябинской области как ведущего российского региона с мощным промышленным и интеллектуальным потенциалом. Это решалось в том числе посредством крупных торгово-экономических миссий в Китай, Казахстан, Чехию. Правительством области организовано и проведено 27 визитов иностранных делегаций из Казахстана, Белоруссии, Японии, Дании, Венгрии, Великобритании. Объем внешнеторгового оборота увеличился на 8 процентов и превысил 6 млрд. долларов США.

Область остается и сильным игроком на внутрироссийском рынке. Нашими наиболее крупными партнерами являются Московская, Свердловская, Самарская, Нижегородская, Кемеровская области, Республики Башкортостан и Татарстан. Объем межрегионального торгового оборота составил 300 млрд. рублей.

Укрепляются экономические связи и на уровне области, совершенствуются внутриобластная кооперация и территориальный заказ. Заказ на металлопродукцию в текущем году превысил 1 млн. тонн. Сформирован крупный заказ и на продукцию машиностроения - в его реализации задействовано 28 предприятий-поставщиков.

Таким образом, промышленная политика, ее концептуальные основы
остаются основополагающими в деятельности Законодательного Собрания и Правительства области.

Основные задачи на предстоящий период (к тому, что уже было сказано):

Первое. Рост валового регионального продукта надо обеспечить на уровне 7,4 процента. За предыдущие пять лет он в области увеличился на 50 процентов, у нас есть все основания к 2010 году выполнить задачу Президента РФ В.В. Путина по удвоению ВРП.

Второе. Стимулирование инвестиционной активности предприятий, в том числе путем оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.

Третье. Более активное продвижение продукции предприятий на внешний и внутренний рынки.

Четвертое. Подготовка предприятий и всей экономики области к работе в условиях ВТО. Завтра или послезавтра, Россия все равно войдет в состав этой организации.

Принципиально важной задачей остается ускоренное развитие малого и среднего бизнеса. В результате реализации трехлетней программы господдержки и развития малого предпринимательства численность занятых в малом бизнесе увеличилась на 124 тыс. человек и достигла 530 тыс. человек, что составляет треть занятых в экономике.

В прошлом году малый бизнес создал 18 тыс. новых рабочих мест. Объем товаров и услуг в этой сфере превысил 40 млрд. рублей, а вклад субъектов малого бизнеса в ВРП увеличился с 12,2 процента в 2002 году до 16,5 - в прошлом. Доля малого бизнеса в объеме налоговых поступлений увеличилась за это же время с 3,8 до 10 процентов.

Поддержка малого бизнеса осуществлялась в виде подготовки и обучения кадров, компенсации части процентов по кредитам коммерческих банков и лизинговых платежей, а также компенсации расходов на участие в торгово-экономических миссиях, выставках, ярмарках. Выделяются гранты на реализацию проектов в сфере женского и семейного предпринимательства.

В 2005 году принята четвертая Программа поддержки и развития малого предпринимательства.
Малому бизнесу мешает не только и не столько острая конкуренция, отсутствие опыта. Проблемой стали невнимание к его нуждам со стороны муниципальных образований в отводе земельных участков и выделении помещений, огромные платы за аренду, поборы, волюнтаризм в навязывании ненужных инструкций и обязательств.

С другой стороны, медленно идет трансформация малого бизнеса в цивилизованные бизнес-структуры. Средняя заработная плата наемных работников на 30 процентов ниже областной. Не изжиты выплаты зарплаты в “серых конвертах“ и много примеров ухода от налогов.

Правительству и муниципальным образованиям надо активнее решать следующие задачи:

- снижение административных барьеров и платежей за согласования и разрешения различных органов власти и учреждений;

- приведение в соответствие с областным и федеральным законодательством местных нормативных актов в части предпринимательства;

- приоритетное оказание финансовой поддержки предпринимателям в депрессивных территориях, повышение доступности кредитных ресурсов;

- предоставление муниципальным образованиям на конкурсной основе субсидий на реализацию программ поддержки малого бизнеса.

Правительство области большое внимание уделяло развитию инфраструктуры, дорожного хозяйства, транспорта и связи. В 2005 году построено 490 км межпоселковых газопроводов и распределительных газовых сетей, газифицировано более 50 тыс. квартир и домов, 20 котельных. Газ пришел в села Подовинное и Октябрьское. А это не только бытовой комфорт и тепло. Тарифы на оплату коммунальных услуг в этих населенных пунктах снижаются от 2 до 2,5 раза.

По сути, мы завершили первый этап программы газификации. Газ пришел во все города и районы (в т.ч. и в Верхнеуральск, Нязепетровск). С 1997 года более чем в два раза увеличена протяженность газопроводов, газифицировано 220 тысяч 700 домов и квартир, обеспечена возможность пользоваться природным газом 660 тысячам человек. Сотни предприятий и организаций стали в технологических
процессах использовать газ вместо дорогостоящих видов жидкого и твердого топлива.

Снижена солидная нагрузка на областной и местные бюджеты. Если в 1997 году было приобретено и сожжено более 300 тыс. тонн мазута и печного топлива, в текущем году - 36 тыс. тонн. Годовая экономия бюджетных средств - более миллиарда рублей.

В этом году газифицируем не менее 50 тыс. квартир и домов, а до 2010 года планируется завершение экономически обоснованной газификации населенных пунктов.

Свыше 4,5 млрд. рублей направлено на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог. Построено 30 км дорог, введено в эксплуатацию 9 мостов и путепроводов, капитально отремонтировано более 180 км дорог.

Планируется в текущем году завершить строительство 55 км автодорог, 3 путепроводов и 3 мостов. Будет отремонтировано свыше 75 км автодорог. Намечается в основном завершить строительство объездной дороги вокруг Магнитогорска. Продолжится строительство обхода вокруг Челябинска, дороги между Магнитогорском и Челябинском (завершение планируем в будущем году). В перечень объектов строительства и реконструкции на текущий год включено 22 дороги регионального значения и другие.

На строительстве метрополитена в Челябинске пройдено 584 погонных метра, состоялась сбойка двух встречных туннелей, запущен в работу туннелепроходческий комплекс “Лават“. Задача текущего года - увеличение скорости проходки и удешевление строительства за счет новых технологических подходов и решений.

Динамично развивается отрасль связи. По объему новых технологий, цифровых сетей, услуг Интернета, доступности связи область входит в десятку регионов-лидеров. За год количество телефонных номеров увеличилось на 47,4 тысячи, в том числе около 4 тысяч подключено на селе. Между правительством области и ОАО “Уралсвязьинформ“ заключено соглашение о сотрудничестве, цель которого - полномасштабная телефонизация села, подключение к Интернету уже в текущем
году всех учебных заведений, внедрение телемедицины и цифрового телевидения.

Область является одним из немногих регионов в России, где даже в кризисные годы строились социально значимые объекты. В годы экономического подъема объемы строительных работ в целом росли на 10 процентов. В прошлом году на социально значимых объектах, включая строительство жилья, освоено 25 млрд. рублей. Строятся такие уникальные объекты, как ледовый дворец. За год его посетили и оставили на льду свои автографы более 2 млн. человек. В этом году завершаем оформление областного краеведческого музея. Его строительство - наглядное свидетельство экономической и интеллектуальной мощи Челябинской области, высочайшей культуры народов, проживающих на ее территории, великой истории.

Генеральной задачей на ближайшие пять лет является реализация национального проекта “Доступное и комфортное жилье - гражданам России“.

В прошлом году построен миллион квадратных метров жилья. Рост к уровню 2004 года составил 24,2 процента (в стране 6,5 процента). Доля ипотечных кредитов на первичном рынке жилья составила 25 процентов. Из ветхого жилья переселено 928 семей, что в 1,6 раза больше предыдущего года.

Тем не менее проблема жилья остается сложной. В целом в области, как и по стране, почти 70 процентов семей хотели бы улучшить жилищные условия. Но нужно быть реалистами! Даже удвоение объемов жилищного строительства не обеспечит такой возможности.

В три с лишним раза за первые шесть лет 90-х годов сократились объемы строительства жилья. По этой причине область потеряла 15 млн. квадратных метров жилья. Оно просто не было построено: падали в объемах быстро, подниматься тяжело. Сегодня в улучшении жилищных условий остро нуждаются 118 тыс. семей. А приобрести жилье могут пока 10 процентов семей от всех желающих. К 2010 году необходимо довести эту цифру до 30 процентов. В рамках национального проекта надо решить следующие задачи:

1. Построить миллион 150 тыс. квадратных метров жилья. Для достижения этой цели направляется 2 млрд. 366 млн. рублей областных средств, в том числе 844 млн. рублей дополнительно к бюджетным назначениям. Из федерального бюджета нами заявлено 540 млн. рублей. К 2010 году планируется достичь ежегодной сдачи жилья в объемах 1,6 - 1,8 млн. квадратных метров. Задача очень напряженная.

2. На 20 процентов, до 6,8 тысячи, увеличить выдачу ипотечных кредитов.

Две трети первоначального взноса ипотечного кредита на квартиру (или 20 процентов от ее стоимости) для работников бюджетных организаций компенсируют областной бюджет и муниципальные бюджеты.

3. Планируется ежегодно переселять 60 тыс. квадратных метров ветхого жилья, с тем чтобы в течение пяти лет сократить его фонд на треть.

Поставленные задачи требуют серьезных совместных усилий исполнительной и законодательной власти, муниципальных органов, хозяйствующих субъектов и граждан. За счет только бюджетных средств проблему жилья не решить, поэтому мы будем поддерживать и частных застройщиков, и такие предприятия, как ММК, ЧТПЗ, КПД СК, Снежинский Федеральный ядерный центр и другие. Здесь эффективно работают программы строительства корпоративного жилья для трудящихся.

Думаю, положительную роль в развитии такого опыта могут и должны сыграть трехсторонние комиссии (правительство, профсоюзы, работодатели), договариваясь о включении в трудовые договоры социального пакета с жилищным вопросом. Бесплатного жилья уже не будет, и людям надо помогать его приобретать.

В неотложном порядке предстоит также:

- провести ревизию выделенных земельных участков. Там, где земля длительное время не осваивается, стоит как объект для перепродажи, она должна быть изъята и выставлена на аукцион с условием застройки в определенный период времени и по прозрачной, понятной стоимости жилья;

- внести поправки в законодательство области о землепользовании, которые позволят влиять на процессы выделения земли под жилищную застройку муниципальными образованиями. Я на эту тему уже выступал в администрации президента;

- разработать и принять на муниципальном уровне градостроительную документацию, правила землепользования и застройки, проведения открытых публичных торгов;

- создать банк проектов планировки территорий и банк земельных участков под жилищное строительство;

- наконец, принять к осени областную целевую программу развития промышленности стройматериалов и стройиндустрии и внести на рассмотрение Законодательного Собрания.

Область имеет достаточные мощности по стройматериалам. В прошлом году производство цемента, кирпича, железобетонных изделий выросло соответственно на 31; 9,4 и 12,4 процента. Построены и строятся десятки современных заводов, в том числе производящие импортозамещающую строительную продукцию.

Имеющиеся мощности позволяют нарастить производство цемента с 2,5 млн. тонн до 5,3 млн. тонн, кирпича и стеновых материалов - с 695 млн. штук до миллиарда 400 млн. штук, сборного железобетона - с 879 тыс. кубических метров до 2 миллионов.

В то же время иногда слышишь слова отдельных так называемых организаторов строительного производства о том, что, дескать, в нынешнем виде база стройиндустрии и стройматериалов не обеспечивает рост объемов строительства жилья. Это пустые и даже вредные для нашего дела заявления.

У нас нет опасений по объемам. Гораздо важнее для нас качество, стоимость материалов и готового жилья. В этом плане предстоит серьезная работа вместе с бизнесом.

Уважаемые депутаты!

Чрезвычайно ответственные задачи стоят перед областью по реализации приоритетного национального проекта “Развитие АПК“. За последние пять лет объемы производства сельхозпродукции выросли вдвое, восстановлены практически все мощности по производству яиц, мяса птицы, промышленному выращиванию и откорму свиней. В 2005 году производство мяса птицы по сравнению с 2004 годом возросло на 27,5 процента и превысило 53 тыс. тонн (в 1996 году этот показатель не превышал 12 тыс. тонн). Всего произведено свыше 180 тыс. тонн мяса и свыше 530 тыс. тонн молока.

Зерна собрано полтора миллиона тонн! Получен богатый урожай картофеля и овощей. Выручка от реализации продукции сельского хозяйства, работ и услуг выросла на 21 процент и составила 10,6 млрд. рублей, а прибыль от продаж увеличилась на 40 процентов. Область остается крупнейшим инвестором в сельское хозяйство. В прошедшем году на развитие АПК из бюджета направлено 2 млрд. рублей. Активно проводится и политика по привлечению инвесторов на село. Их доля в зерновом клине составила 29 процентов.

Считаю совершенно оправданными затраты на внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, приобретение новых образцов техники, строительство и модернизацию животноводческих и птицеводческих комплексов.

Однако в целом ситуация в агропромышленном комплексе области остается достаточно сложной. В 2005 году с прибылью отработали 169 из 292 сельскохозяйственных организаций, в проблемных хозяйствах сумма фактических убытков снизилась вдвое. Дальнейшая работа с проблемными сельхозпредприятиями ведется и с использованием механизма регулируемого банкротства, и с помощью слияния маломощных хозяйств с сильными, и с привлечением инвесторов.

Национальный проект развития АПК, областная целевая программа по его реализации - шанс изменить достаточно тревожную ситуацию в сельском хозяйстве.

В рамках согласований с Министерством сельского хозяйства РФ на мероприятия проекта в течение двух лет будет выделено около 250 млн. рублей федеральных средств. Сама область в текущем году сверх бюджетных назначений направляет 500 млн. рублей, выделив наиболее важные направления. Во-первых, ускоренное развитие животноводства и увеличение ежегодно производства мяса на 7 процентов и молока на 4,5 процента. Планируется провести модернизацию и реконструкцию 120 объектов животноводства и построить 85 новых помещений для скота и птицы. Во время реформ их бросали, разоряли, пришло время собирать камни.

Поголовье коров планируется увеличить на 2,5 процента, а также приобрести 3980 голов высокопродуктивного племенного скота. Впервые ожидается не падение, а рост численности дойного стада.

Во-вторых, стимулирование за счет дешевых кредитных ресурсов и субсидий развития малых форм хозяйствования. Это должно улучшить товарность произведенной продукции, позволит решить ряд социально-экономических проблем, в том числе повысить занятость. В области работают 2 кредитных кооператива, до конца года должно быть создано еще 8 и столько же снабженческо-сбытовых. В рамках национального проекта уже прокредитовано 10 фермерских хозяйств и 71 личное подсобное хозяйство. До конца года предстоит освоить 516,6 млн. рублей кредитных ресурсов.

В-третьих, планируется в 2006 году довести производство мяса птицы до 68,8 тыс. тонн, а в 2007 году - до 90 тыс. тонн.

И, конечно, одна из наиболее актуальных проблем, которую надо нам решать, - это профилактика борьбы с угрозой птичьего гриппа. На эти цели выделены достаточные финансовые ресурсы. Подготовлена к работе уникальная лаборатория, которая позволяет диагностировать заболевание в течение 6 - 8 часов (раньше приходилось отправлять материалы на анализ в Новосибирск).

Динамичное и сбалансированное развитие области позволяет вести социально ориентированную финансово-бюджетную политику, наращивать усилия по борьбе с бедностью, за повышение качества жизни южноуральцев.

В прошедшем году эти задачи решались в условиях муниципальной реформы, реализации 131-го Федерального закона, направленных на формирование гражданского общества. Осуществлен переход на четырехзвенную бюджетную систему.

Основные усилия правительства области были направлены на решение вопросов социальной защиты населения и повышения качества жизни южноуральцев. Только на обеспечение региональных льгот, реализацию закона о ветеранах, выплату жилищных субсидий в рамках поэтапной реализации 122-го федерального закона направлено 4,5 млрд. рублей. Без серьезных перебоев проходило выделение льготным категориям населения лекарственных средств.

В прошлом году на четверть возросла среднемесячная заработная плата. Сегодня она составляет около 8,5 тыс. рублей. На треть увеличилась заработная плата работников бюджетной сферы. В этом году предусматривается рост зарплаты в бюджетной сфере в мае и в августе, а не в октябре, как планировалось Правительством РФ. Мы с вами сохраним и так называемую тринадцатую декабрьскую зарплату.

Меры по борьбе с долгами по заработной плате, предпринятые Правительством области, прокуратурой, профсоюзами, самими предприятиями, оказались в целом действенными. Их удалось сократить почти в шесть раз. Однако на сегодняшний день они составляют около 55 млн. рублей. Среди должников - Челябинский автоматно-механический завод (более 33 млн. рублей), Миньярский метизно-металлический, Кусинский литейно-механический заводы и два десятка сельхозпредприятий.

Достойная и своевременная зарплата, снижение безработицы (в прошлом году на 18 процентов) - основной рычаг борьбы с бедностью. Уровень бедности в 2005 году опустился до 17,1 процента, а с 2001 года уменьшился в два раза. В текущем году планируется довести этот показатель до 15 процентов, снизить численность населения, относящегося к этой категории, на 100 тыс. человек. Сейчас в этом плане разрабатывается комплекс мер.

Не все острые проблемы решены, значительному числу наших земляков живется и трудно, и скудно. Порой инфляция, рост цен сводят на нет принимаемые меры. Низкая заработная плата в ряде отраслей экономики, на многих еще предприятиях, в малом бизнесе бьет наотмашку не только по уровню жизни, но и снижает мотивацию к эффективному труду. Мы сотрудничаем и будем активно сотрудничать с теми бизнес-структурами, которые повышают зарплату, решают социальные проблемы сотрудников, расширяют программы социальной защиты своих работников.

Задача повышения качества жизни непосредственно касается улучшения ситуации в народном образовании и здравоохранении. Основным инструментом для ее решения являются приоритетные национальные проекты.

Владимир Владимирович Путин на недавнем заседании Госсовета отметил: “Чему и как учат сегодня, так и будем жить завтра“. Это идеология национального проекта “Образование“, который в нашей области реализовывается по трем основным направлениям.

Первое - материальное обеспечение системы образования на современном уровне. Создается единая автоматизированная система управления образованием и получит развитие сеть межшкольных методических центров. Пуск в прошлом году 50 таких центров и в масштабах области, и в масштабах страны - настоящий информационный прорыв в образовательном процессе. За три года в них пройдут обучение более 30 тысяч учителей, в рамках программы будет поставлено около 300 современных компьютерных классов (замена, обновление).

В прошлом году завершена компьютеризация школ и профтехучилищ. В планах на этот год - активная работа по созданию автоматизированных рабочих мест учителей, развитие дистанционных форм обучения, использование цифровых образовательных ресурсов, обеспечение выхода в Интернет.

Второе - введение обязательного бесплатного общего среднего образования, улучшение системы образовательных учреждений и содержания образования. Важно значительно усилить воспитательную роль дошкольных учреждений и школы для того, чтобы растить гражданина и патриота, осознающего свой долг перед Отечеством и малой родиной, успешного в жизни.

Для обеспечения жизненного успеха остро стоит задача преодоления отставания образования от потребностей рынка труда. С этой целью планируется создание системы прогнозирования и мониторинга потребностей предприятий в кадрах, практика целевой контрактной подготовки специалистов. 2007 год мы объявляем годом профессионально-технического образования. В его рамках планируется поддержка мастеров, укрепление материально-технической базы, повышение практической роли в этом самих предприятий.

Будем содействовать усилению инновационной деятельности вузов, участию в общероссийских конкурсах и победам на них, созданию и организации работы студенческих бизнес-инкубаторов.

Третье - материальное стимулирование учителей и преподавателей. Решен вопрос по выплатам за классное руководство для учителей, “не попавших“ в федеральный норматив наполняемости классов. На эти цели из областного бюджета выделено 115 млн. рублей. В текущем году необходимо внедрить нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений. Деньги должны идти за конкретным учеником, студентом. Будем поэтапно решать проблемы малокомплектных школ. Их безликое финансирование не позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы, в т.ч. и на значительное повышение заработной платы. Малокомплектные школы содержать дорого, а качество обучения низкое.

С целью материального стимулирования лучшие преподаватели наряду с президентскими грантами получат 200 губернаторских. Свои гранты вводят городские округа и муниципальные районы. Сохранятся единовременные поощрения наставникам одаренных детей, премии Законодательного Собрания и Губернатора работникам образования, единовременная материальная помощь и ежемесячная дополнительн“я выплата в размере 40 процентов к тарифной ставке для молодых специалистов.

Богатство нации - это здоровье нации. В 2005 году по сравнению с 2000 годом расходы на здравоохранение выросли почти в три раза. В текущем году помимо бюджетных назначений на реализацию национального проекта “Здоровье“ дополнительно выделено 850 млн. рублей. Планируется для оказания специализированной медицинской помощи создать 5 травматологических и 5 токсикологических межрайонных центров (Златоустовский, Кыштымский, Магнитогорский, Чебаркульский, Троицкий, Миасский городские округа).

Будут организованы дополнительно 12 пунктов скорой медицинской помощи, областной центр СПИД, межрайонные центры гемодиализа, областной детский онкогематологический центр. Его открытие с оснащением самым современным медицинским оборудованием планируется в 2007 году.

Мы активно боремся за создание на нашей территории Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии (центра высоких медицинских технологий). В то же время не сидим сложа руки и сейчас. У нас в области накоплен практический опыт по сердечно-сосудистой хирургии. Есть высокопрофессиональные, замечательные кадры. В текущем году на укрепление Челябинского центра сердечно-сосудистой хирургии мы направляем 192 млн. рублей. Многое в этом плане сделано и делается в Магнитогорске, в больнице ЮУЖД.

С учетом выполнения намеченных планов по развитию сердечно-сосудистой хирургии в области в текущем году число операций на сердце возрастет в три раза - с 500 до 1500. Учитывая то, что причиной 52 процентов смертей южноуральцев являются сердечно-сосудистые заболевания, это чрезвычайно важно.

Сельские врачебные амбулатории, участковые больницы планируется оснастить трехканальными электрокардиографами и комплектами лабораторного оборудования. Служба скорой медицинской помощи получит в текущем году 200 машин.

Особая программа направлена на профилактическое обслуживание населения, формирование здорового образа жизни. В прошлом году из всех источников бюджета на развитие физкультуры и спорта выделено 1,6 млрд. рублей, построено несколько десятков больших и малых спортивных объектов. Усилия в этом направлении будут наращиваться.

В комплексе все эти меры должны положительно сказаться на решении стратегической задачи - увеличения средней продолжительности жизни до 70 лет к 2010 году.

Уважаемые депутаты!

Успешная реализация приоритетных национальных проектов напрямую зависит от степени организации дела и контроля, и у нас есть для этого необходимые инструменты. Практически в ежедневном режиме работают советы по реализации и контролю реализации национальных проектов на территории области. Выработана система индикативных показателей, определяющих результаты деятельности структурных подразделений правительства области, их руководителей.

Мы получаем довольно серьезную и эффективную поддержку и заботу в этом плане со стороны федерального округа - Петра Михайловича Латышева и Валерия Михайловича Третьякова. Здесь мы вместе работаем. Валерий Михайлович Третьяков возглавляет рабочую группу по реализации национальных проектов.

Мы надеемся, что свой вклад в реализацию приоритетных направлений социальной политики внесут представители деловых кругов, большого и малого бизнеса, профсоюзы и другие общественные организации, включая членов общественной палаты, средства массовой информации. Нам надо создать оптимистическую мотивацию к жизни, уверенность в завтрашнем дне.

Наряду с этой работой предстоит решать актуальные проблемы культуры, межнациональных и межрелигиозных отношений, снижения преступности и повышения правовой защищенности граждан. Улучшение качества жизни, на что рассчитаны национальные проекты, положительно скажется и на этих вопросах.

Задача исполнительной и законодательной власти одна - служить людям, укреплять экономику и социальную сферу, принимать нормативно-правовые акты, полезные людям, необходимые большому и малому бизнесу, нужные области.

Законодательное собрание области, депутатский корпус работали и работают ответственно, эффективно, слаженно и результативно. Без законотворческой деятельности Законодательного собрания, без реальной поддержки депутатского корпуса многое бы нам не удалось осуществить. Я искренне, уважаемые депутаты, благодарен вам за самое конструктивное, деловое, товарищеское сотрудничество с Правительством области, в целом с областной исполнительной властью.

Убежден, что и впредь наше взаимодействие, наши отношения будут укрепляться на благо населения Челябинской области, на благо Великой России.

Благодарю за внимание!