Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Коркинского муниципального района Челябинской области от 15.12.2005 N 127 “Об утверждении Положения о порядке предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Коркинского муниципального района“ (вместе с “Положением о порядке предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Коркинского муниципального района“)

Вступил в силу с 1 января 2006 года (пункт 3 данного документа).

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ КОРКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 15 декабря 2005 г. N 127

Об утверждении Положения о порядке предоставления

общедоступного и бесплатного начального общего,

основного общего, среднего (полного) общего образования

по основным общеобразовательным программам на территории

Коркинского муниципального района

В целях определения порядка предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Коркинского муниципального района, в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Уставом Коркинского муниципального района Собрание депутатов
Коркинского муниципального района

РЕШАЕТ:

1. Утвердить Положение о порядке предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам на территории Коркинского муниципального района (прилагается).

2. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянную комиссию по финансово-бюджетной и экономической политике.

3. Настоящее решение вступает в силу с 1 января 2006 года.

Глава Коркинского

муниципального района

Челябинской области

В.И.МАРЧЕНКОВ

Приложение

к решению

Собрания депутатов

Коркинского муниципального района

Челябинской области

от 15 декабря 2005 г. N 127

Положение

о порядке предоставления общедоступного и бесплатного

начального общего, основного общего, среднего (полного)

общего образования по основным общеобразовательным

программам на территории Коркинского муниципального района

I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации “Об образовании“, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288, Законом Челябинской области “Об образовании в Челябинской области“.

2. Обучение и воспитание в общеобразовательных учреждениях ведется на русском языке.

3. Гражданам, проживающим на территории Коркинского муниципального района, гарантируется возможность получения общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования независимо от пола, расы, национальности, происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, социального и имущественного положения.

Гражданам с отклонениями в развитии создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

4. Общедоступное и бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование
(далее - общее образование) в Коркинском муниципальном районе (далее - район) предоставляется посредством реализации общеобразовательных программ, оказания образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности в пределах основных общеобразовательных программ в целях удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.

5. Общее образование в районе осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) свободного выбора обучающимися общеобразовательных учреждений и общеобразовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями;

2) многообразия общеобразовательных программ, удовлетворяющих разнообразные интересы обучающихся;

3) непрерывности образования, преемственности общеобразовательных программ, возможности их сочетания, коррекции в процессе освоения;

4) сохранения и укрепления физического и психологического здоровья обучающихся.

II. Система общего образования

Коркинского муниципального района

6. Система общего образования в Коркинском муниципальном районе является частью системы общего образования Российской Федерации и представляет собой совокупность преемственных общеобразовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, а также сети муниципальных общеобразовательных учреждений различного типа и вида (далее - Учреждения).

7. В системе общего образования Коркинского муниципального района действуют Учреждения следующих типов и видов:

- начальная общеобразовательная школа;

- основная общеобразовательная школа;

- средняя общеобразовательная школа;

- специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида;

- вечерняя (сменная) общеобразовательная школа.

Государственный статус Учреждения: тип, вид, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им общеобразовательных программ, устанавливается при его государственной аккредитации.

8. Функции учредителя Учреждений от имени администрации района осуществляет Управление образования администрации района.

9. Порядок создания, реорганизации и ликвидации Учреждений регулируется действующим законодательством и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления района. Учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами Учреждений.

В Учреждениях не допускается создание и деятельность структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций.

Учреждение вправе по согласованию с учредителем:

устанавливать тарифы на оказываемые платные дополнительные образовательные
услуги;

разрабатывать и утверждать организационно-распорядительные и регламентирующие деятельность Учреждений документы, в том числе структуру, штатное расписание и так далее;

определять условия и порядок предоставления основных (бесплатных) и дополнительных (платных) образовательных услуг.

III. Управление общим образованием

10. Управление общим образованием на территории Коркинского муниципального района осуществляет Управление образования администрации района, деятельность которого регулируется положением об Управлении.

11. К компетенции Управления образования администрации района относятся:

1) обеспечение соблюдения законодательства в области общего образования и контроль за выполнением образовательных программ;

2) обеспечение процедуры проведения лицензирования, государственной аттестации и аккредитации Учреждений;

3) организация и проведение в пределах своей компетенции аттестации педагогических кадров, курсовой подготовки специалистов;

4) обеспечение управления качеством общего образования;

5) осуществление поддержки и регулирования инновационной деятельности Учреждений;

6) организация изучения потребностей населения в получении общего образования;

7) обеспечение эффективного функционирования существующей системы общего образования;

8) организация взаимодействия Учреждений с учреждениями культуры и спорта;

9) согласование разрабатываемых Учреждениями организационно-распорядительных и регламентирующих деятельность Учреждений документов, в том числе структуры, штатного расписания и так далее, определяемых ими условий и порядка предоставления основных (бесплатных) и дополнительных (платных) услуг.

10) утверждение бюджетных смет расходов на финансирование системы общего образования;

11) организация работы по обеспечению содержания зданий и сооружений Учреждений, обустройству прилегающих к ним территорий.

IV. Организация и порядок предоставления общего образования

12. Организация общего образования на территории Коркинского муниципального района осуществляется через предоставление общеобразовательных программ и образовательных услуг. Общеобразовательные программы не должны пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола.

13. Содержание общеобразовательных программ, формы их освоения и продолжительность обучения по указанным программам определяются Учреждениями самостоятельно с учетом требований государственных образовательных стандартов или иных соответствующих требований к содержанию общего образования. Выполнение
Учреждением учебных планов и общеобразовательных программ контролируется учредителем.

14. В Учреждениях реализуются общеобразовательные программы, рекомендуемые Министерством образования и науки РФ: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

15. В системе общего образования района реализуются общеобразовательные стандарты, включающие в себя федеральный, региональный и школьный компоненты. Учебные планы Учреждений определяют количество обязательных учебных часов в неделю по основным учебным дисциплинам в целях реализации общеобразовательных программ на бесплатной основе.

16. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в Учреждениях района осваиваются в следующих формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната, самообразования, семейного образования и домашнего обучения (для детей с ограниченными возможностями).

17. Обучение детей с отклонениями в развитии осуществляется на базе Учреждений (общеобразовательных школ), в специальных коррекционных классах, а также в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, на основании справки Центра диагностики и консультирования и заявления родителей.

18. Предоставление образовательных услуг на дому детям-инвалидам, детям, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, а также для детей, нуждающихся в длительном лечении, осуществляется на основе медицинского заключения и приказа начальника Управления образования администрации района.

19. Учреждения обеспечивают прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на территории, прилегающей к данному Учреждению, и имеющих право на получение образования соответствующего уровня.

Учреждения не вправе отказать в приеме граждан, проживающих на территории, закрепленной за ними постановлением главы Коркинского муниципального района.

Учреждение может принять граждан
с другой территории при наличии свободных мест.

20. Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

выполнение функций, определенных его Уставом;

реализацию в полном объеме общеобразовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами;

качество реализуемых образовательных программ;

соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей;

жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод обучающихся;

иное, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

21. Порядок предоставления общего образования состоит из трех ступеней.

1) Первая ступень обучения:

- В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации “Об образовании“ обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования, начинается с достижения ими на 1 сентября соответствующего года возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. По заявлению родителей (законных представителей) учредитель Учреждения вправе разрешить прием детей в Учреждения для обучения в более раннем возрасте.

- Начальная общеобразовательная школа реализует общеобразовательную программу начального общего образования.

- Нормативный срок освоения общеобразовательной программы составляет 4 года (1 - 4 классы).

- Учебный план разрабатывается самостоятельно образовательным учреждением в соответствии с примерным учебным планом, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации, на основании областного базисного учебного плана, регламентируется расписанием занятий. Учебная нагрузка в школе первой ступени не должна превышать 25 часов.

2) Вторая ступень обучения:

- Нормативный срок освоения общеобразовательной программы - 5 лет (5 - 9 классы).

- Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования по очной форме обучения - 18 лет. Учебная нагрузка в школе второй ступени не должна превышать 35 часов.

Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация являются обязательными в соответствии с законодательством РФ.

- Выпускникам Учреждения,
освоившим программу основного общего образования, прошедшим успешно государственную (итоговую) аттестацию, выдается документ государственного образца - аттестат об основном общем образовании.

- Лицам, не завершившим основное общее образование, образовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

Обучающиеся первой и второй ступеней, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.

Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования.

3) Третья ступень обучения:

- Среднее (полное) общее образование. Нормативный срок обучения - 2 года (10 - 11 классы). В школе третьей ступени дополнительно к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.

- Учреждение обеспечивает прием подлежащих обучению граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Зачисление в 10-й класс производится на основании заявления родителей (законных представителей) с учетом интересов, способностей и возможностей ребенка. Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям. Зачисление в 10-й профильный класс производится на основании заявления родителей, с учетом интересов, способностей и возможностей ребенка, результатов итоговой аттестации за курс основной (полной) школы по профильным предметам.

- Учебная нагрузка на одного учащегося не должна превышать 36 часов. Обучение в школе третьей ступени завершается государственной (итоговой) аттестацией. Выпускникам школы третьей ступени выдается документ государственного образца - аттестат о среднем (полном) общем
образовании.

Лицам, не завершившим среднее (полное) общее образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.

V. Организация образовательного процесса

22. Учебный год начинается с 1 сентября.

Продолжительность учебного года на первой, второй, третьей ступенях среднего (полного) общего образования составляет 34 недели, в первом классе - 33 недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.

Годовой календарный учебный график утверждается приказом директора Учреждения по согласованию с Управлением образования администрации района.

23. Наполняемость классов и групп продленного дня в школах - 25 человек.

При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно в исключительных случаях комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется Уставом Учреждения по согласованию с учредителем.

Количество и наполняемость классов малокомплектных Учреждений определяются исходя из потребностей населения.

24. При проведении занятий по иностранному языку на первой, второй, третьей ступенях обучения, трудовому обучению на второй и третьей ступенях образования, физической культуре на третьей ступени обучения, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы, если наполняемость класса составляет 25 человек.

25. В Учреждении по согласованию с учредителем и с учетом интересов родителей могут открываться классы компенсирующего обучения, специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии.

При организации работы специальных (коррекционных) классов Учреждения руководствуются Типовым положением о специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997 N 288.

26. На бесплатной основе для обучающихся Учреждения оказывают следующие дополнительные услуги:

- факультативные занятия по
предметам: русский язык, литература, иностранный язык, математика, химия, физика, география, биология, физическая культура, музыка, рисование, технология и другие;

- организация и ведение кружков, секций, клубов по предметам, оплачиваемым за счет средств федерального бюджета;

- предоставляют право пользоваться необходимой учебной и методической литературой (в случае утери или небрежного отношения родители или лица, их заменяющие, должны восстанавливать нанесенный ущерб в виде такой же книги, либо в ее денежном эквиваленте);

- предоставляют право пользоваться учебными кабинетами, спортивными залами, имеющимся оборудованием и наглядными пособиями для повышения своего общеобразовательного уровня, развития навыков и умений.

27. Учреждения вправе по согласованию с учредителем оказывать обучающимся, иным гражданам, предприятиям и организациям платные дополнительные образовательные услуги за рамками основной общеобразовательной деятельности.

VI. Финансирование общего образования

28. Финансирование организации предоставления общего образования является расходным обязательством Коркинского муниципального района и осуществляется за счет средств бюджета Коркинского муниципального района по следующим направлениям:

1) заработная плата педагогического, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала (с начислением на фонд оплаты труда);

2) компенсационные выплаты педагогическим работникам на приобретение книгоиздательской продукции и периодических изданий;

3) учебные расходы Учреждений (приобретение наглядных пособий, расходных материалов, канцелярских товаров и другое);

4) расходы на курсовую переподготовку работников, прямо или косвенно участвующих в оказании образовательной услуги;

5) расходы на оплату коммунальных услуг, предоставляемых Учреждениям;

6) расходы на текущее содержание Учреждений (транспортные услуги, ГСМ, хозяйственные расходы, услуги связи и другие расходы, направленные на содержание имущества);

7) содержание зданий и сооружений Учреждений;

8) расходы на спортивные и культурно-массовые мероприятия, проводимые Учреждениями;

9) расходы на участие обучающихся в областных, российских, международных соревнованиях и конкурсах;

10) расходы на реализацию целевых программ, принятых Собранием депутатов Коркинского муниципального района;

11) поддержка учащихся из малообеспеченных семей;

12)
расходы на питание учащихся в соответствии с решением Собрания депутатов Коркинского муниципального района.

29. Финансовые средства Учреждений образуются за счет:

1) бюджетных ассигнований, рассчитанных на основе утвержденных нормативов;

2) дополнительных финансовых средств за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг и за счет деятельности, предусмотренной Уставом Учреждения, средств областного бюджета на реализацию областных целевых программ в области образования;

3) иных источников финансирования, предусмотренных законодательством РФ.