Законы и бизнес в России

Приказ Министерства здравоохранения Челябинской области от 27.05.2005 N 213 “О внедрении образовательных программ для пациентов в лечебно-профилактических учреждениях Челябинской области“ (вместе с “Методическим письмом“, “Программой Школы здоровья для больных артериальной гипертонией“, “Программой Школы здоровья для больных с сердечной недостаточностью“, “Программой Школы здоровья для больных с бронхиальной астмой“, “Программой Школы здоровья для больных остеоартрозом“, “Программой Школы здоровья для больных остеопорозом“)

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 27 мая 2005 г. N 213

О ВНЕДРЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ

В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в редакции от 22.08.2004 N 122-ФЗ), территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной Постановлением Губернатора Челябинской области от
23 декабря 2004 года N 686, приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 N 269 “О введении в действие отраслевого стандарта “Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав“, в целях внедрения образовательных программ в оказание медицинской помощи пациентам, совершенствования работы Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях Челябинской области

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

методическое письмо “Организация Школ здоровья в системе первичного звена здравоохранения“;

программу Школы здоровья для больных артериальной гипертонией;

программу Школы здоровья для больных хронической сердечной недостаточностью;

программу Школы здоровья для больных бронхиальной астмой;

программу Школы здоровья для больных остеопорозом;

программу Школы здоровья для больных остеоартрозом.

2. Рекомендовать руководителям органов управления и учреждений здравоохранения муниципальных образований Челябинской области:

2.1. Организовать работу Школ здоровья в структурных подразделениях центральных районных и городских больниц, центрах медицинской профилактики:

1) согласно утвержденным настоящим приказом методическому письму “Организация Школ здоровья в системе первичного звена здравоохранения“ и программам Школ для больных артериальной гипертонией, хронической сердечной недостаточностью, бронхиальной астмой, остеопорозом, остеоартрозом;

2) для больных сахарным диабетом согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.05.1997 N 135 “Об унифицированных программах и наглядных пособиях для школ по обучению больных сахарным диабетом“;

3) для беременных и для кормящих матерей (Школы материнства) согласно приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2003 N 50 “О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях“.

2.2. Возложить ответственность за организацию деятельности Школ здоровья на заместителя главного врача по лечебной или организационно-методической работе учреждения.

2.3. Финансирование деятельности Школ здоровья производить:

1) в структурных подразделениях центральных районных и городских больниц в соответствии с п. 6 раздела III территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Челябинской области, бесплатной медицинской помощи на 2005 год, утвержденной Постановлением Губернатора
Челябинской области от 23 декабря 2004 года N 686, согласно совместного приказа ГУЗО Челябинской области и Челябинского областного ФОМС от 8 апреля 2004 года N 102/279 “Об индексации и пересмотре тарифов на медицинские услуги“;

2) в структурных подразделениях участковых больниц, фельдшерско-акушерских пунктах из средств местного бюджета в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

2.4. Ежегодно представлять сведения о деятельности Школ здоровья:

1) в областное государственное учреждение здравоохранения “Челябинский областной медицинский информационно-аналитический центр“ в годовой отчетной форме N 30 “Сведения о лечебно-профилактическом учреждении“, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 N 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (каб.) мед. профилактики (4809));

2) в отдел профилактики заболеваний управления организации профилактической и лечебной помощи населению области Министерства здравоохранения Челябинской области (Левашов С.Ю.) и государственное учреждение здравоохранения “Челябинский областной центр медицинской профилактики“ (Грищенкова Т.Г.) в соответствии с приложением 4 к методическому письму, утвержденному настоящим приказом.

2.5. Обеспечить подготовку специалистов по терапевтическому обучению пациентов в соответствии с профилем Школы здоровья.

3. Управлению организации профилактической и лечебной помощи населению области Министерства здравоохранения Челябинской области (Козлов А.В.) оказать содействие лечебно-профилактическим учреждениям области в организации работы Школ здоровья в соответствии с настоящим приказом.

4. Государственному учреждению здравоохранения “Челябинский областной центр медицинской профилактики“ (Грищенкова Т.Г.) совместно с управлением организации профилактической и лечебной помощи населению области Министерства здравоохранения Челябинской области (Козлов А.В.) обеспечить Школы здоровья методическими материалами для врачей и пациентов.

5. Рекомендовать ректору государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Уральская государственная медицинская академия дополнительного профессионального образования Фокину А.А., ректору государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Челябинская государственная медицинская академия Шамурову Ю.С. внести предложения
по развитию непрерывной системы образования по вопросам организации и проведения Школ здоровья при подготовке специалистов на додипломном уровне, через интернатуру, ординатуру, аспирантуру, при обучении на циклах профессиональной переподготовки, тематического и общего усовершенствования.

6. Директору государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования “Челябинский областной центр дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения“ Миргородской О.П.:

6.1. Включить в годовой календарно-тематический план циклы тематического усовершенствования по организации и проведению Школ здоровья для пациентов.

6.2. Разработать образовательную программу циклов тематического усовершенствования по организации и проведению Школ здоровья для пациентов.

6.3. Предусмотреть учебные часы по организации и проведению Школ здоровья для пациентов в существующих программах обучения по специальностям: “Лечебное дело“, “Акушерское дело“, “Сестринское дело“.

7. Главному внештатному неврологу Челябинской области Бельской Г.Н. в срок до 15 июля 2005 года разработать программу для проведения Школ здоровья для больных с заболеваниями позвоночника.

8. Главному внештатному нефрологу Челябинской области Носову С.В. в срок до 15 июля 2005 года разработать программу для проведения Школ здоровья для больных, находящихся на хроническом диализе.

9. Главному внештатному ревматологу Челябинской области Несмеяновой О.Б. в срок до 15 июля 2005 года разработать программу для проведения Школ здоровья для больных с ревматоидным артритом.

10. Организацию выполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра здравоохранения Челябинской области Москвичеву М.Г.

Министр здравоохранения

Челябинской области

В.А.ШЕПЕЛЕВ

Утверждено

приказом

Министерства здравоохранения

Челябинской области

от 27 мая 2005 г. N 213

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПИСЬМО

Организация Школ здоровья

в системе первичного звена здравоохранения

Анализ показателей здоровья населения Челябинской области выявил, что хронические неинфекционные заболевания (сердечно-сосудистые, онкологические) формируют основную причину сверхсмертности и преждевременной смертности населения. Именно эти заболевания связаны с образом жизни и факторами риска (курение, неправильное питание, низкая физическая активность, сахарный диабет, артериальная гипертония, стресс
и др.), которые имеют чрезвычайно высокую распространенность среди жителей Челябинской области.

Исследование прав человека на укрепление здоровья и профилактику заболеваний, проведенное на репрезентативной выборке населения Челябинской области в 2001 - 2002 гг., показало, что улучшить состояние здоровья хотели бы 82,6 % респондентов. Определяя ответственных за собственное здоровье, 80 % указали самого себя, 13 % - медработников. При этом 85 % опрошенных считали, что органы управления здравоохранением должны больше внимания уделять профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

В этих условиях возрастает роль медицинского работника в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время нельзя излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным.

Решению указанных задач может способствовать создание в системе первичного звена здравоохранения Школ здоровья. Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни (беременность, кормление новорожденного). Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Терапевтическое обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента.

Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и
его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом.

Деятельность Школ здоровья отражена в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.07.2001 N 269 “О введении в действие отраслевого стандарта “Сложные и комплексные медицинские услуги. Состав“ (Приложение 1).

Школы здоровья должны усиливать терапевтический эффект традиционного профессионального лечения хронических заболеваний путем обучения больных и внести свой вклад:

- в улучшение качества и увеличение продолжительности жизни пациентов;

- в снижение личных расходов пациентов, связанных с болезнью;

- в уменьшение материальных расходов медицинских учреждений и общества в целом на медицинское обслуживание пациентов.

Учебные программы для Школ здоровья должны основываться:

- на активном обучении и укреплении способностей пациента в планировании и разработке собственного непрерывного обучения;

- на основе представлений о здоровье, потребностей и проблем пациента;

- на активном партнерстве медработника и пациента в управлении здоровьем;

- на сотрудничестве пациентов друг с другом.

Основные темы обучения являются общими для многих хронических заболеваний и включают: причины заболевания; объяснение некоторых сторон патологического процесса и связанных с ним симптомов; классификацию остроты и тяжести заболевания, так как с этими вопросами тесно связана обоснованность лечения; лечение, перечень препаратов, показанных этому пациенту, основные концепции терапии, побочные эффекты лекарств; осложнения заболевания и симптомы ухудшения; что может случиться при прогрессировании болезни и недостаточном лечении; практические навыки наблюдения за состоянием (измерение АД, индекса массы тела, глюкометрия, пикфлоуметрия); рекомендации по здоровому образу жизни: диете, физической активности, отказу от вредных привычек, принципах уменьшения влияния стресса.

В реализации таких программ, наряду с медицинскими работниками, должны принимать участие средства массовой информации, руководители предприятий, администрация района или города.

Школа здоровья должна проводиться медицинскими работниками, владеющими
навыками обучения пациентов. Подготовка по данным программам должна стать частью последовательного обучения работников здравоохранения и может быть включена в базовое медицинское образование врачей, медицинских сестер и других медработников.

Школа здоровья является особой формой работы с больными, и медицинские работники, проводящие Школы здоровья, должны уметь:

- адаптировать свое профессиональное поведение к пациентам и их заболеваниям;

- сочувствовать пациентам при общении;

- осознавать потребности пациентов;

- учитывать возможности пациентов, снижение познавательных функций, существующее у хронических больных;

- учитывать эмоциональное состояние больных;

- доходчиво рассказывать пациентам об их заболевании и методах лечения;

- помогать пациентам в управлении своим образом жизни;

- давать пациентам советы как управлять различными факторами, которые могут вмешиваться в лечебный процесс;

- оценивать процесс обучения в плане терапевтических результатов (клинический, психологический, социальный, экономический эффект);

- периодически оценивать и корригировать способы преподавания в Школе здоровья.

Профессионально подготовленные по программам терапевтического обучения медицинские работники становятся важным ресурсом, они должны поощряться к индивидуальной и групповой лечебно-образовательной работе в Школах здоровья.

Основные положения терапевтического обучения пациентов, сформулированные ВОЗ в 1998 г., рассматривают терапевтическое обучение как непрерывный, интегрированный в систему медицинской помощи процесс, включающий обучение, психологическую поддержку, сотрудничество пациента и медицинского работника в вопросах оптимального управления пациентом своей жизнью и заболеванием.

Медицинский работник помогает больному осознать суть происходящего, показывает связь между его поведением и опасностью для здоровья, необходимость соблюдения рекомендаций по лечению и ведению здорового образа жизни для предупреждения осложнений. Знания - важный, но недостаточный стимул для того, чтобы изменить свое поведение. Для каждого человека повод и мотивация к изменениям индивидуальны, и врач должен попытаться помочь в поиске мотива. Пациент должен сам выбрать те факторы риска, на которые он
должен повлиять. Отказаться от вредных привычек сразу - непосильная задача для многих. Врач обязан посоветовать больному, какими проблемами ему надо заняться в первую очередь. Задачи по изменению образа жизни должны быть реалистичны, точно сформулированы, определенны во времени и иметь возможность оценки их выполнения.

В процессе проведения Школы здоровья медицинский работник должен:

- узнавать и приспосабливаться к представлениям пациента о здоровье, хроническом заболевании и его лечении;

- адаптировать обучение к уровню подготовленности, прошлому опыту и пониманию пациента;

- учитывать готовность пациента к восприятию информации;

- практиковать активное слушание пациента;

- вовлекать его в процесс обучения;

- поощрять к установлению собственных целей и самооценке;

- определить способы пациента справляться со своим заболеванием и лечением;

- оценивать навыки и поведение больного на основании личного опыта пациента;

- разъяснять и инструктировать больного по поводу прописанного лечения;

- обучать справляться с трудностями, связанными с соблюдением пациентом режима питания;

- выявлять препятствия на пути к эффективному долгосрочному лечению и уходу;

- смоделировать и разрешить различные проблемные ситуации;

- председательствовать на групповом обсуждении вопросов управления лечением, групповой дискуссии;

- индивидуально проводить с пациентом поддерживающие его разговоры;

- оценивать степень усвоения пациентом объяснений и инструкций по поводу прописанного лечения.

Роль больного в лечении хронического заболевания не может ограничиваться пассивным подчинением медицинским назначениям. Он должен быть активным, ответственным участником терапевтического процесса.

Среди психологических влияний на эффективность обучения существенную роль играет фактор, который можно назвать “готовностью к изменениям в поведении“. В 1983 - 86 гг. И. Прочаска и К. Ди Клементе обосновали так называемую “спиральную модель“ процесса изменения поведения. Ее основной концепцией является обоснование стадийности изменений поведения человека, который пытается отказаться от определенных пристрастий или перейти к другому,
более здоровому образу жизни. В соответствии с этой моделью, процесс изменений состоит из нескольких стадий:

1. Безразличие.

Пациент не осознает, что его поведение является проблемным, приносит вред здоровью и избегает обсуждения этой проблемы, возможностей перемен.

2. Обдумывание изменений.

Пациент начинает задумываться над возможными последствиями своего поведения. Он признает, что его образ жизни не является правильным, и это во многом определяет состояние его здоровья. Эта стадия предполагает активный поиск информации и характеризуется большой озабоченностью неправильным поведением.

3. Подготовка к изменениям.

Пациент начинает осознавать проблему, обдумывает конкретные планы действий, преодоление трудностей и препятствий. Стадия завершается принятием решения, что характеризуется твердым намерением пациента осуществить перемены в своем поведении.

4. Стадия действия.

Пациент модифицирует свое поведение, связанное с заболеванием: изменяет привычки, наблюдает за контрольными параметрами, участвует в лечебном процессе.

5. Поддержание адекватного заболеванию поведения.

Это финальная стадия процесса, на которой самоконтроль приобретает большую или меньшую стабильность. Процесс перемены подходит к концу, когда вырабатывается максимум уверенности в своих способностях противостоять срыву в лечении.

Следует учитывать, что в процессе изменения поведения типичным является рецидив, т.е. возврат к прежнему, “неправильному“ поведению, который может случаться на любой из перечисленных стадий. Рецидив не означает окончания процесса. Большинство пациентов, переживающих такой эпизод, вновь включаются в процесс перемен, т.к. человек, хотя бы раз испытавший сомнения и обдумавший необходимость изменить образ жизни, все равно неизбежно возвращается к этому.

Эти данные имеют непосредственное отношение к обучению больных, т.к. реальное поведение пациентов соответствует перечисленным стадиям, и пациент не может войти в каждую последующую стадию, не пройдя всех предыдущих. Большинство пациентов находятся на стадии размышления или безразличия, и обучение может облегчить процесс “продвижения“ вверх по спирали.

Иногда больной
сам находит стимул для изменения поведения. Однако, если такого стимула нет, не нужно настаивать. Необходимо уважать взгляды больного. Если больной наотрез отказывается принять ответственность за свое здоровье, следует предоставить ему возможность оставаться на этой позиции. В конце концов, врач всего лишь помощник, а не нянька.

Организация Школы здоровья в лечебно-профилактическом учреждении

1. Издание приказа по лечебному учреждению, в котором оговорены условия организации Школы здоровья, порядок работы, программа обучения, продолжительность обучения, техническое оснащение, определены: ответственный за организацию деятельности Школы здоровья в учреждении, ответственные за обучение врачи-лекторы, средние медицинские работники.

2. Информация о проведении Школы здоровья должна быть представлена в виде объявления в регистратуре поликлиники, по возможности, освещена в средствах массовой информации.

3. Оборудование отдельного кабинета для занятий:

3.1. Специальное оборудование, необходимое для проведения занятий в Школе здоровья по конкретной патологии: тонометры, спирометры, пикфлоуметры, глюкометры, весы, сантиметровые ленты, гимнастические коврики, доска, мел, инвентарь для лечебной физкультуры, набор для оказания первой помощи оверхед, телевизор, видеомагнитофон.

3.2. Наглядные пособия для больных: муляжи, плакаты, буклеты, памятки, брошюры, видеоматериалы.

4. При проведении Школ здоровья используются унифицированные программы (или учебные модули программ), утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством здравоохранения Челябинской области, учебно-медицинской комиссией и Ученым Советом медицинских академий высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

4.2 Программа Школы материнства утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2003 N 50 “О совершенствовании акушерско-гинекологической помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях“ (Приложение 3).

5. Врач/фельдшер, проводящий занятия в Школе здоровья, должен иметь сертификат специалиста или удостоверение государственного образца о тематическом усовершенствовании. Для занятий можно привлекать специалистов по диетологии, лечебной физкультуре (врачи, средний медицинский персонал).

6. Организация занятий в Школе здоровья:

- продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1 - 2 месяца;

- рекомендуемое число занятий - 6 - 8;

- рекомендуемая периодичность занятий - 1 - 2 раза в неделю;

- продолжительность занятий 1 - 1,5 часа;

- занятия можно проводить в стационарах круглосуточного и дневного пребывания, в поликлинике, на фельдшерско-акушерском пункте;

- время проведения занятия: вторая половина дня, для удобства работающих пациентов, соблюдения лечебно-охранительного режима для лиц, находящихся на стационарном лечении;

- структура занятий:

20 - 30 % - лекционный материал;

30 - 50 % - практические занятия;

20 - 30 % - ответы на вопросы, обсуждение, дискуссия;

10 % - индивидуальное консультирование.

7. Комплектация групп:

- занятия проводятся в группах по 10 - 12 человек;

- контингент слушателей для занятий в Школе здоровья отбирается врачом/фельдшером на основании данных анамнеза, результатов клинико-инструментальных и биохимических исследований с учетом возраста, состояния здоровья и сопутствующих заболеваний;

- набранная группа пациентов должна быть “закрытым коллективом“, т.е. в процессе проведения занятий к ней не должны присоединяться новые больные;

- критерии исключения:

нарушение когнитивных функций;

наличие острых заболеваний или хронических заболеваний в стадии обострения;

наличие хронических заболеваний в стадии декомпенсации.

8. Организация самоконтроля:

во время занятий обучаемые ведут записи и дневник самоконтроля предложенного образца в соответствии с направлением Школы здоровья.

9. Ведение учетно-отчетной документации: врач/фельдшер, ответственный за работу Школы здоровья:

- заполняет учетную форму N 025-12/у “Талон амбулаторного пациента“ на каждого больного при проведении каждого занятия (в строке 16 пункт 4 “Другое“ указать “профилактическая консультация по курению (питанию, неуточненная)“ и/или “Школа здоровья“ (по конкретному направлению);

- делает запись в амбулаторной карте больного о проведении каждого занятия с указанием основной темы (шифр по МКБ, рубрика Z) (Приложение 2);

- ведет “Журнал обучения пациентов в Школе здоровья“ (Приложение 4);

- ведет учетную форму 038/4-02 “Журнал учета работы ЛПУ по медицинской профилактике“, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Челябинской области от 23.09.2003 N 455 “О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в Российской Федерации“;

- ежегодно заполняет отчетные формы о деятельности Школ здоровья:

1) годовую отчетную форму N 30 “Сведения о лечебно-профилактическом учреждении“, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 10.09.2002 N 175 (раздел IV, пункт 10. Деятельность отделений (каб.) мед. профилактики (4809));

2) “Годовой отчет о работе Школ здоровья“ (Приложение 5).

Оценка качества проведения Школы здоровья

Система оценки терапевтического обучения предполагает внешнюю и внутреннюю составляющую. К внешней относят оценку клинических и медико-социальных показателей, параметров, отражающих поведение пациентов, экономической эффективности лечения. К внутренней - формирующую оценку знаний и практических навыков, имеющую непосредственное влияние на процесс обучения, и во многом способствующую изменению поведения обучаемого.

На сегодняшний день оценка эффектов терапевтического обучения больных недостаточно разработана. Показатели, характеризующие внутреннюю составляющую оценки терапевтического обучения пациентов, разрабатываются в соответствии с направлением Школы здоровья. Целесообразно оценивать состояние больных до проведения Школы здоровья, непосредственно после ее окончания и в динамике через 6 - 12 месяцев. При наличии специальных вопросников можно проводить оценку изменения в динамике показателей “качества жизни“ пациентов (EQ5D).

Отчет о проведении Школы здоровья по конкретной патологии представляется 1 раз в год вместе с ежегодным годовым отчетом. В нем должно быть указано:

1. Количество проведенных за год циклов Школы здоровья.

2. Общее число обученных пациентов, распределение их по полу.

3. Число пациентов, обученных первично и повторно.

4. Возрастной состав пациентов.

5. Стаж заболевания.

6. Стойкая утрата трудоспособности.

7. Район обслуживания пациентов.

Система оценки является интегральной частью процесса обучения, которая позволяет установить конструктивную обратную связь между пациентами и обучающим персоналом, важным элементом контроля качества терапевтического обучения пациентов в Школе. Информация, полученная в ходе оценки, может быть использована для внесения изменений в программу, что является важным условием обеспечения динамизма, необходимого в организации непрерывного лечебно-обучающего процесса.

Заместитель

Министра здравоохранения,

начальник управления

организации профилактической

и лечебной помощи населению

Министерства здравоохранения

Челябинской области

А.В.КОЗЛОВ

Приложение 1

Извлечение из приказа

Минздрава России

от 16 июля 2001 г. N 269

“О введении в действие

отраслевого стандарта

“Сложные и комплексные

медицинские услуги. Состав“

Медицинская услуга - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющий самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.

Профилактический прием (осмотр, консультация) - производимые по определенному плану действия врача в рамках проведения превентивных или иных профилактических мероприятий, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу, выполняемых у пациента.

-----------T----------------------------------------------------------------¬

¦04.015.01 ¦Школа для больных с артериальной гипертензией ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦ Перечень медицинских услуг обязательного ассортимента ¦

+----------T----------------------------------------------------------------+

¦01.10.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при патологии сердца и перикарда ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦01.12.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при сосудистой патологии ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦13.30.003 ¦Психологическая адаптация ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦13.31.001 ¦Обучение самоуходу ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦13.31.003 ¦Аутогенная тренировка ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦ Перечень медицинских услуг дополнительного ассортимента ¦

+----------T----------------------------------------------------------------+

¦01.13.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при микроциркуляторной патологии ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦01.23.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при патологии центральной НС ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦01.24.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при патологии периферической НС ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦01.26.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при патологии глаз ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦01.28.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при патологии почек и мочевыделительного ¦

¦ ¦тракта ¦

L----------+-----------------------------------------------------------------

-----------T----------------------------------------------------------------¬

¦04.015.02 ¦Школа для больных с сердечной недостаточностью ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦ Перечень медицинских услуг обязательного ассортимента ¦

+----------T----------------------------------------------------------------+

¦01.10.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при патологии сердца и перикарда ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦01.12.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при сосудистой патологии ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦13.30.003 ¦Психологическая адаптация ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦13.31.001 ¦Обучение самоуходу ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦13.31.003 ¦Аутогенная тренировка ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦ Перечень медицинских услуг дополнительного ассортимента ¦

+----------T----------------------------------------------------------------+

¦01.13.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при микроциркуляторной патологии ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦01.28.001 ¦Сбор анамнеза и жалоб при патологии почек и мочевыделительного ¦

¦ ¦тракта ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦25.10.001 ¦Назначение лекарственной терапии при заболеваниях сердца и ¦

¦ ¦перикарда ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦25.10.002 ¦Назначение диетической терапии при заболеваниях сердца и ¦

¦ ¦перикарда ¦

+----------+----------------------------------------------------------------+

¦25.10.003 ¦Назначение лечебно-оздоровительного режима при заболеваниях ¦

¦ ¦сердца и перикарда ¦

L----------+------------------“----------------------------------------------

-----------T----------------------------------------------------------------¬

¦04.012.01 ¦Школа для больных сахарным диабетом ¦

+----------+--------------------------+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------------+---------------+-----------------+---------------+

¦ ¦ ¦ ¦