Законы и бизнес в России

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 05.05.2005 <О нарушении МУП “Челябгортранс“ Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 5 мая 2005 года

(Извлечение)

МУП “Челябгортранс“

454084, г. Челябинск

ул. Труда, 66

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

председателя Комиссии - А.А. Козловой, заместителя руководителя Управления;

членов Комиссии: Т.М. Соболевской, ведущего специалиста отдела контроля за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства;

Е.В. Муздиной, специалиста 1 категории отдела контроля за соблюдением антимонопольного и рекламного законодательства,

в присутствии представителей МУП “Челябгортранс“ К.М.Ю. (доверенность б/н от 01.12.2004), З.В.О. (доверенность б/н от 04.05.2005), рассмотрев дело N 9-2005 по признакам нарушения МУП “Челябгортранс“ п. 1 ст. 17 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота
этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“,

УСТАНОВИЛА:

В городе Челябинске на бортах городского пассажирского электротранспорта с января 2004 года по апрель 2005 года размещалась реклама с использованием наименования “Славненькая“. На транспортные средства крупным контрастным шрифтом нанесено наименование “Славненькая“, изображение жар-птицы, рекламный слоган “для друзей и просто хороших людей“. Также на бортах присутствует изображение бутылки с этикеткой, содержащей наименование “Славненькая“, изображение жар-птицы и указание на вид товара - минеральная вода.

В настоящее время имеется в продаже и известна потребителям водка “Славненькая“. Этикетка водки “Славненькая“ тождественна изображению на бортах горэлектротранспорта. Реклама, содержащая изображение сходное с изображением на этикетке водки “Славненькая“, а также особенности ее оформления, не позволяющие прочесть на расстоянии вид товара - минеральная вода, воспринимается как реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции - водки “Славненькая“.

В соответствии с п. 1 ст. 17 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции допускается только в местах производства и оборота алкогольной продукции.

Рекламная информация, размещенная на бортах горэлектротранспорта, воздействует на неопределенный круг потребителей. Кроме того, городской пассажирский электротранспорт не является местом производства или реализации алкогольной продукции, соответственно реклама крепкой алкогольной продукции на нем не допускается.

Представители МУП “Челябгортранс“ пояснили, что при приеме заказа на размещение рекламы на бортах горэлектротранспорта рекламодателем было указано, что в данном случае рекламируется минеральная вода “Славненькая“. В связи с этим МУП “Челябгортранс“ считал, что указанная реклама не нарушает требований действующего законодательства.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей МУП “Челябгортранс“ Комиссия пришла к
следующим выводам.

Как указано в п. 16 Письма Президиума ВАС N 37 от 25.12.98 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе“ информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, рассматривается как реклама этого товара.

В данной рекламе изображен фрагмент этикетки алкогольной продукции - водки “Славненькая“, которая имеется в продаже в магазинах города Челябинска. В рекламе словесное обозначение “минеральная вода“ выполнено неконтрастным шрифтом, в результате чего невозможно определить вид товара. Использование в рекламе фрагмента этикетки известной как фрагмент этикетки водки “Славненькая“, а также отсутствие возможности идентифицировать вид товара воспринимается как реклама алкогольной продукции.

Реклама с использованием наименования “Славненькая“ призвана одновременно формировать и поддерживать интерес к алкогольной продукции, а также способствовать ее реализации. Таким образом, указанная реклама является рекламой крепкой алкогольной продукции - водки “Славненькая“.

В соответствии со ст. 2 ФЗ “О рекламе“ ненадлежащая реклама - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

Реклама с использованием наименования “Славненькая“ очевидно ассоциирующаяся с водкой “Славненькая“, противоречит требованию к месту распространения рекламы, установленному п. 1 ст. 17 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и является ненадлежащей.

В настоящее время реклама алкогольной продукции на бортах горэлектротранспорта не размещается.

На основании ст. 30 ФЗ “О рекламе“ рекламораспространитель несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части, касающейся места размещения рекламы.

Рекламораспространителем рекламы алкогольной продукции - водки “Славненькая“ является МУП “Челябгортранс“, которое по договору от 23.01.2004 с ООО “Ариант“ разместило рекламу на бортах горэлектротранспорта.

Руководствуясь п. 3.9 Порядка рассмотрения
дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия МУП “Челябгортранс“ по размещению с января 2004 года по апрель 2005 года в городе Челябинске на бортах горэлектротранспорта рекламы с использованием фрагмента этикетки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции - водки “Славненькая“, нарушением п. 1 ст. 17 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

2. В связи с тем, что в настоящее время реклама не размещается предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ

Е.В.МУЗДИНА