Законы и бизнес в России

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14.03.2005 <О рассмотрении дела по кассационным жалобам на решение Советского районного суда города Челябинска от 11 марта 2005 года. Надзорное производство по делу N 33-1452/05>

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 марта 2005 г. Надзорное производство N 33-1452/05

(Извлечение)

Судья: Онорина Н.Е.

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе: председательствующего Кузнецовой М.М.,

судей Турковой Г.Л., Терюшовой О.Н.,

с участием прокурора Пустовой Л.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Челябинске 14 марта 2005 года в городе Челябинске дело по кассационным жалобам Т.В.М., <...>, Челябинской городской избирательной комиссии и кассационному представлению Прокуратуры Советского района города Челябинска на решение Советского районного суда города Челябинска от 11 марта 2005 г., которым постановлено об отмене регистрации Т.В.М., <...> рождения, зарегистрированного кандидатом на должность Главы города Челябинска и обязании Челябинской городской избирательной
комиссии внести соответствующие изменения в бюллетень для голосования на выборах Главы г. Челябинска. В удовлетворении остальных заявленных требований Г.О.А. и Т.В.М., <...> рождения, отказано.

Заслушав доклад судьи Турковой Г.Л. об обстоятельствах дела и доводах кассационных жалоб и кассационного представления, пояснения представителей Т.В.М., <...> рождения, адвоката Крайних С.С., действующего на основании ордера, и Р.Е.И., действующей на основании нотариально удостоверенной в порядке передоверия по доверенности от 1 марта 2005 года от К.А.С., действующего на основании доверенности, представителей Г.О.А. О.М.В., действующего на основании доверенности и С.Д.Ю., действующего на основании доверенности, представителей Т.В.М., <...> рождения, адвоката Буйновского С.В., действующего на основании ордера и доверенности и А.О.В., действующей на основании доверенности, представителя Челябинской городской избирательной комиссии М.Е.А., действующей на основании доверенности, прокурора, судебная коллегия

установила:

Зарегистрированные кандидаты на должность Главы города Челябинска Г.О.А. и Т.В.М., <...> рождения, обратились в суд с заявлением об отмене решения Челябинской городской избирательной комиссии N 15/289 от 16 февраля 2005 года о регистрации кандидатом на ту же должность Главы города Челябинска Т.В.М., <...> рождения, проживающего в городе Нижний Тагил Свердловской области, выдвинутого в порядке самовыдвижения, и понуждении Челябинской городской избирательной комиссии внести соответствующие изменения в бюллетень для голосования на выборах Главы г. Челябинска, обращении решения к немедленному исполнению.

Заявление Т.В.М., <...> рождения, мотивировано ссылкой на основания, предусмотренные ст. 26 п. 2 Закона Челябинской области “О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Челябинской области“ в связи с указанием кандидатом Т.В.М., <...> рождения, недостоверных сведений о себе в части, касающейся адреса места жительства. Кроме того,
этим кандидатом допущено злоупотребление правом и использовании права быть избранным на должность Главы города Челябинска в целях реализации политтехнологического приема, направленного на “оттягивание“ полным “двойником“ голосов другого кандидата.

Заявление Г.О.В. мотивировано ссылкой на подпункт “а“ пункта 23 статьи 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ и отсутствие у данного кандидата пассивного избирательного права в связи с ограничениями, вытекающими из положений статьи 8 Устава города Челябинска, согласно которой право на осуществление городского самоуправления имеют жители города Челябинска.

В ходе судебного разбирательства представитель Т.В.М., <...> рождения, уточнила заявление, просила отменить регистрацию кандидата на должность Главы города Челябинска Т.В.М., <...> рождения.

В судебном заседании заявители не участвовали, просили рассмотреть дело без их участия.

Представители кандидатов Г.О.А. и Т.В.М., <...>, требования поддержали.

Представители Т.В.М., <...>, с заявлением не согласились и указали на отсутствие оснований как для отмены решения о регистрации кандидатом их доверителя, так и об отсутствии оснований для отмены регистрации этого кандидата.

Представитель Челябинской городской избирательной комиссии с заявленными требованиями не согласилась и пояснила, что ограничение пассивного избирательного права по основаниям места жительства или продолжительности проживания на определенной территории Законом не допускается. Оснований для отказа в регистрации кандидатом на должность Главы города Челябинска Т.В.М., <...>, комиссия не имела. Решение комиссии является законным и оснований для его отмены нет.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В кассационной жалобе Т.В.М., <...> рождения, просит отменить решение суда в полном объеме в связи с нарушением норм материального права. Вывод суда о том, что появление его агитационных материалов может являться вновь открывшимся обстоятельством, противоречит закону.
Доказательств нарушения ведения агитации со стороны кассатора материалы дела не содержат. Являясь однофамильцем заявителя Т.В.М., <...>, Т.В.М., <...>, не препятствует свободному волеизъявлению граждан. Суд неправильно оценил представленный им агитационный материал. В соответствии со ст. 48 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, привлекает для ее проведения других лиц. Законность ведения агитации никем не оспорена. Способ и содержание агитации не могут служить основанием для признания отсутствия у кассатора пассивного избирательного права и не могут являться вновь открывшимися обстоятельствами. Оснований и обстоятельств для признания отсутствия у Т.В.М., <...>, пассивного избирательного права, т.е. права гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (п. 27 ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“) не установлено. Вывод суда в части сомнений в добросовестности кандидата нарушает избирательные права Т.В.М., <...> В дополнительной кассационной жалобе, поданной его представителем Р.Е.И., кассатор указывает на неправильное толкование судом норм материального права и отсутствие оснований для отмены регистрации кандидата.

Челябинская городская избирательная комиссия в своей кассационной жалобе просит отменить решение суда в полном объеме в связи с нарушением норм материального права. Появление агитационных материалов не может являться вновь открывшимися обстоятельствами. По непонятным причинам суд сделал вывод о том, что агитационный материал Т.В.М., <...>, препятствует свободному волеизъявлению граждан при осуществлении избирательного права на выборах. Способ и содержание агитации не могут служить основанием для признания отсутствия у кандидата пассивного избирательного права и не
могут являться вновь открывшимся обстоятельством. Судебным решением установлено отсутствие оснований для признания отсутствия у Т.В.М., <...>, пассивного избирательного права по мотивам его места жительства, возраста или количества раз занятия выборной должности. Наличие одинаковых фамилий, имен и отчеств кандидатов не могут служить основанием для ограничения пассивного избирательного права кандидата.

В кассационном представлении Прокуратуры Советского района города Челябинска ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований в связи с неправильным применением норм материального права, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела. В ходе судебного разбирательства не представлено доказательств отсутствия у кандидата Т.В.М., <...>, пассивного избирательного права. То обстоятельство, что два кандидата имеют одинаковые фамилии, имена и отчества и отсутствие агитации со стороны кандидата, не могут служить основанием для ограничения пассивного избирательного права кандидата.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и кассационного представления, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены постановленного по делу решения.

Пункт 5 ст. 4 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ предусматривает, что ограничение пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации. Поскольку Конституцией РФ такого рода ограничения не установлены, суд 1 инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления кандидата на должность Главы города Челябинска Г.О.В. об отмене решения Челябинской городской избирательной комиссии по основаниям отсутствия у кандидата Т.В.М. пассивного избирательного права в связи с ограничениями, вытекающими из положений статьи
8 Устава города Челябинска. Доводы кассационных жалоб и кассационного представления, содержащих просьбу об отмене решения суда в полном объеме, не содержат каких либо доводов относительно неправильности решения суда в этой части.

Что касается выводов суда о наличии оснований для отмены регистрации в качестве кандидата на должность Главы города Челябинска Т.В.М., <...>, в соответствии с подпунктом “а“ п. 5 ст. 76 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, предусматривающим возможность отмены регистрации кандидата судом по заявлению другого кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным подпунктом “а“ п. 23 ст. 38 указанного Закона - в связи с отсутствием у кандидата пассивного избирательного права, судебная коллегия находит эти выводы обоснованными.

Данный вывод суда основан на отсутствии у кандидата на должность Главы города Челябинска Т.В.М., <...>, пассивного избирательного права не в силу каких-либо ограничений, установленных действующим законодательством, а в силу отсутствия волеизъявления этого кандидата на реализацию такого права, что подтверждается совокупностью обстоятельств, установленных судом на основании представленных сторонами доказательств.

Пассивное избирательное право - право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 27 части 1 статьи 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“, подразумевает наличие волеизъявления гражданина на избрание его в органы государственной власти или органы местного самоуправления. Отсутствие такого волеизъявления подтверждается не только тем, что данный кандидат является полным тезкой другого кандидата, зарегистрированного в качестве кандидата на эту же должность, что
само по себе не препятствует реализации пассивного избирательного права, но и действиями кандидата, и характером проводимой им агитации.

Действующее законодательство понимает предвыборную агитацию как деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающей избирателей к голосованию за кандидата или против него, либо против всех кандидатов (подпункт 4 части 1 статьи 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“.

Характер проводимой кандидатом Т.В.М., <...>, агитации позволяет сделать вывод о том, что она не направлена на избрание главой города самого кандидата, поскольку не содержит никакой информации о самом кандидате, позволяющей избирателю определить принадлежность данной агитации кандидату Т.В.М., <...>, а не другим кандидатам-однофамильцам. Отсутствие личных встреч кандидата с избирателями, неиспользование эфирного времени для размещения агитационного материала в программах ООО ИК “Медиа-Центр“ (л.д. 148), оплаченного из избирательного фонда, содержание представленных в судебное заседание листовок этого кандидата (л.д. 48 - 50), видимое расхождение внешности кандидата, определяемой по паспорту (л.д. 59) и по фотографии, представленной им для опубликования в Вестнике Челябинской избирательной комиссии (л.д. 51), недоступность этого кандидата для избирателей, подтверждает отсутствие фактического волеизъявления этого кандидата на достижение реализации своего пассивного избирательного права. Заинтересованными лицами не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Т.В.М., <...>, реально претендует на должность главы города Челябинска.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у кандидата Т.В.М., <...>, пассивного избирательного права, поскольку характер его деятельности свидетельствует об отсутствии его волеизъявления на достижение реализации принадлежащего ему права быть избранным на должность главы муниципального образования, и направлен на реализацию иной цели
- воспрепятствованию осознанного и свободного волеизъявления граждан при осуществлении ими избирательного права на выборах главы местного самоуправления. Пункт 3 ст. 3 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ запрещает воспрепятствование свободному волеизъявлению гражданина при участии им в выборах.

Доводы кассационных жалоб и кассационного представления о нарушении судом норм материального права, поскольку появление агитационных материалов кандидата не может являться вновь открывшимися обстоятельствами, отсутствие доказательств нарушения со стороны кандидата Т.В.М., <...> рождения, ведения агитации, а совпадение фамилии, имени и отчества заявителя с другим кандидатом, действующим Главой города Челябинска, Т.В.М., <...>, не препятствует свободному волеизъявлению граждан и не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку противоречат материалам дела. Обстоятельство, которое могло послужить основанием для отказа в регистрации Т.В.М., <...> в соответствии с подпунктом “а“ пункта 23 статьи 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ об отсутствии пассивного избирательного права кандидата в связи с отсутствием волеизъявления Т.В.М., <...>, не могло быть установлено избирательной комиссией до его регистрации в качестве кандидата и установлено судом после принятия избирательной комиссией решения о регистрации Т.В.М., <...> в качестве кандидата на должность Главы города Челябинска. Согласно подпункту “а“ пункта 5 статьи 76 названного Федерального закона данное обстоятельство, установленное после регистрации кандидата, может служить основанием к отмене регистрации этого кандидата.

Доводы кассаторов о неправильной оценке судом представленного заинтересованным лицом агитационного материала и прав кандидата в соответствии со ст. 48 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“
самостоятельно определять содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводить ее, привлекать для ее проведения других лиц, а также то, что законность ведения агитации не оспаривается сторонами, способ и содержание агитации не могут служить основанием для признания отсутствия у кассатора пассивного избирательного права не влияют на существо постановленного по делу решения, так как выводы суда основаны не на противоправности способов и содержания агитации Т.В.М., <...>, а на оценке ее содержания с точки зрения наличия волеизъявления кандидата на реализацию принадлежащего ему пассивного избирательного права.

Ссылка кассаторов на отсутствие оснований и обстоятельств для признания отсутствия у Т.В.М., <...>, пассивного избирательного права, т.е. права гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (п. 27 ст. 2 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“) и на неправильное толкование судом норм материального права и отсутствие оснований для отмены регистрации кандидата противоречит установленным судом обстоятельствам.

Выводы суда соответствуют ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц и согласуется с нормами международного права - с п. 3 ст. 21 “Всеобщей декларации прав человека“ от 10 декабря 1948 года, согласно которой выборы должны обеспечивать свободу голосования. Протокол N 1 (ETS N 009) к “Конвенции о защите прав человека и основных свобод“, ETS N 005, вступившей в силу на территории РФ с 1 ноября 1998 года, предусматривает право на выборы на таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти. Статья 17
названной выше Конвенции содержит нормы о запрещение злоупотреблений правами.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об отсутствии оснований для отмены регистрации кандидата в связи недостоверностью сообщенных им сведений о месте жительства.

В соответствии со ст. 56, п. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанность предоставления доказательств в подтверждение своих доводов и возражений возлагается на стороны. Заявителем в подтверждение своих доводов о фактическом непроживании кандидата по месту жительства, указанному в его заявлении, адресованному избирательной комиссии, представлен рапорт старшего участкового уполномоченного Х.В.М. (л.д. 33). Каких либо доказательств, опровергающих изложенные в рапорте сведения, заинтересованными сторонами суду не предоставлено. Отсутствуют также и сведения о противоправности действий работника милиции по проверке факта проживания по месту регистрации. Согласно ст. 9.6 “Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции“, утвержденной Приказом МВД РФ от 16 сентября 2002 г. N 900 “О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции“ (с изм. и доп. от 3 мая 2003 г.) проверка соблюдения гражданами Российской Федерации установленных правил регистрационного учета входит в его компетенцию.

Указание гражданином при обращении в избирательную комиссию с заявлением об уведомлении о его выдвижении кандидатом сведений биографического характера, в том числе места своего жительства, входит в перечень обязательных сведений.

Понятие места жительства раскрывается в статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой под местом жительства понимается место постоянного или преимущественного проживания гражданина.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации“ регулирует данную сферу общественных отношений в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом и вводит систему регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Аналогичные нормы содержат и Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 и изменениями и дополнениями.

В соответствии с данными рапорта от 10.02.2004 Т.В.М., <...> рождения, не проживает по месту регистрации свыше трех месяцев. Сведений о его фактическом месте нахождения нет. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что сведения о месте жительства, представленные Т.В.М., <...>, не соответствуют действительности.

Доводы заинтересованных лиц, изложенные в судебном заседании в возражениях против заявленных требований об отсутствии недостоверности сведений о месте жительства и соответствии указанных кандидатом сведений данным паспорта кандидата и ответу ПВО ГУВД Свердловской области (л.д. 106) не могут быть приняты, поскольку после регистрации кандидата заявителям стал известен факт непроживания кандидата по указанному им адресу, что должно расцениваться как вновь открывшееся обстоятельство, являющееся в совокупности с положениями подпункта “а“ пункта 5 статьи 76 и подпункта “е“ пункта 23 статьи 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ основанием для отмены регистрации кандидата.

Судебная коллегия считает, что решение суда учитывает также конкретные обстоятельства дела с точки зрения значимости указанных сведений для формирования у избирателей мнения о данном кандидате. Т.В.М., <...>, на территории города Челябинска не проживал, не был известен избирателям до своего выдвижения, не принимал участия в общественной и политической жизни города, и любые биографические сведения о нем имеют существенное значение для формирования мнения избирателей об этом кандидате.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ дела по заявлениям о защите избирательных прав граждан относятся к категории дел, возникающих из публичных отношений. В силу требований п. 3 ст. 246 ГПК РФ суд при разрешении данной категории дел не связан основаниями и доводами заявленных требований в пределах предмета требований заявителя.

Разрешая данное дело, суд первой инстанции это обстоятельство не учел и не дал надлежащей оценки представленным сторонами и исследованным в судебном заседании документам, связанным с регистрацией кандидата на должность Главы города Челябинска Т.В.М., <...> рождения, не проверил наличия обстоятельств, которые также могут служить основанием для отмены его регистрации.

Из материалов дела следует, что кандидатом Т.В.М., <...> рождения, в соответствии с требованиями с п. 3 ст. 33 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ и п. 3 ст. 26 Закона Челябинской области “О выборах депутатов...“ представлены в избирательную комиссию сведения о размере и источниках доходов в виде справки о величине его пенсии, получаемой от Министерства обороны РФ (л.д. 62) за 2004 год.

В соответствии с названными выше нормами кандидатом должны быть представлены сведения о доходах за год, предшествующий году назначения выборов.

Согласно ст. 10 ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ и ст. 9 Закона Челябинской области “О выборах депутатов...“ выборы назначаются уполномоченным на то органом с условием, что голосование на выборах должно быть проведено позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Выборы Главы Челябинского городского округа (Главы города Челябинска) назначены Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 30 декабря 2004 года N 1588 “О назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных образований в Челябинской области“ на 20 марта 2005 года.

Анализ действующего законодательства в части, регулирующей порядок назначения выборов, позволяет сделать вывод о том, что понятие “дата назначения выборов“ не совпадает с датой проведения выборов, имеет самостоятельное правовое значение и под “датой назначения выборов“ следует понимать дату принятия уполномоченным органом решения о назначении выборов.

Поскольку Постановление Законодательного собрания Челябинской области о назначении выборов Главы Челябинского городского округа принято 30 декабря 2004 года, кандидатами на эту должность в избирательную комиссию должны быть представлены сведения о доходах за год, предшествующий году назначения выборов, т.е. за 2003. Такого документа кандидатом Т.В.М., <...> рождения, представлено не было.

Непредоставление указанных сведений также отнесено законом к числу оснований для отказа в регистрации кандидата.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения кассационных жалоб и кассационного представления не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда города Челябинска от 11 марта 2005 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Т.В.М., <...>, Челябинской городской избирательной комиссии и кассационное представление Прокуратуры Советского района города Челябинска без удовлетворения.

Председательствующий

В.М.КУЗНЕЦОВА

Судьи

Г.Л.ТУРКОВА

О.Н.ТЕРЮШОВА