Законы и бизнес в России

Определение Президиума Челябинского областного суда от 12.11.2003 <Об изменении решения Калининского районного суда города Челябинска от 26 мая 2003 года. Надзорное производство по делу N 4Г-03-2559>

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 ноября 2003 года

Надзорное производство N 4г-03-2559

Судья: Мицкевич А.Э.

Президиум Челябинского областного суда в составе: председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума Кунышева А.Г., Фединой Г.А., Балакиной Н.В., Сыскова В.Л.

рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорной жалобе Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда РФ Калининского района г. Челябинска на решение Калининского районного суда г. Челябинска от 26 мая 2003 года.

Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., представителя А. Ч., Президиум

УСТАНОВИЛ:

А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ Калининского района г. Челябинска, и просила признать незаконным решение N 695 от 6 декабря 2002 года, которым ей отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии в связи с занятием педагогической деятельностью и обязать назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением.

В обоснование требований сослалась на то, что указанным выше решением не приняты к зачету в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды ее работы:

- с 9 ноября 1979 года по 18 января 1982 года в должности учителя средней школы N 82 Исакогорского района г. Архангельска-2 года 2 месяца 10 дней, в связи с тем, что находилась в отпуске по уходу за ребенком, и в указанный период не вносились взносы на государственное социальное страхование;

- с 1 ноября 1999 года по 4 июня 2000 года в должности учителя МОУ “Средняя школа N 121 - 7 месяцев, 4 дня, в связи с несоответствием наименования учреждения, в котором работала истица наименованию учреждения, предусмотренного Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей от 22 сентября 1999 года.

Полагала, что указанные периоды не включены в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии необоснованно, поскольку она постоянно работала в должности учителя и работа в указанной должности дает ей право на досрочную пенсию в связи с занятием преподавательской деятельностью.

Решением Калининский районный суд г. Челябинска от 26 мая 2003 года, исковые требования А. удовлетворены, за ней признано право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей по п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона РФ “О трудовых
пенсиях в РФ“ с 7 мая 2002 года.

Признано незаконным решение коллегиального органа Государственного учреждения УПФ РФ Калининского района города Челябинска N 695 от 6 декабря 2002 года об отказе А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в части отказа включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периодов работы с 9 ноября 1979 года по 18 января 1982 года, с 1 ноября 1999 года по 4 июня 2000 года и ГУ УПФ обязано было назначить А. досрочную трудовую пенсию по старости по ст. 28 п. 1 п. а 10 ФЗ от 17.12.2000 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ с 7 мая 2002 года.

В кассационном порядке дело не рассматривалось.

В надзорной жалобе государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ Калининского района г. Челябинска просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции допущены существенные нарушения норм материального права. Решением N 695 от 6 декабря 2002 года А. было отказано в назначении пенсии и включении в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии периода с 9 ноября 1979 года по 18 января 1982 года, в связи с тем, что она находилась в отпуске по уходу за ребенком. Отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Постановлением Правительства от 11 июля 2002 г. N 516, которым утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской
Федерации“, не является ежегодным оплачиваемым или дополнительным отпуском, истица не выполняла свои должностные обязанности в течение всего указанного периода и не осуществляла педагогическую деятельность и потому он не подлежит включению в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Определением судьи областного суда Карнауховой Т.А. от 15 октября 2003 года дело передано для рассмотрения по существу в Президиум Челябинского областного суда.

Обсудив мотивы надзорной жалобы, проверив материалы дела, Президиум считает, что решение суда подлежит отмене частично.

В части включения периода работы с 1 ноября 1999 года по 4 июня 2000 года в должности учителя МОУ “Средняя школа N 121“ решение законно и обоснованно, кроме того, ответчиком в этой части решение не обжаловано, поэтому в этой части решение следует оставить без изменения.

В остальной части решение подлежит отмене.

Как видно из материалов дела, период с 9 ноября 1979 года - по 18 января 1982 года исключен из специального стажа, поскольку по сведениям ГУ УПФ РФ Калининского района А. находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Признавая незаконным исключение данного периода из специального стажа, суд указал, что в то время, когда заявительница находилась в отпуске без сохранения содержания по уходу за ребенком, периоды таких отпусков включались в стаж для назначения льготной пенсии в соответствии с разъяснением Госкомтруда и ВЦСПС от 30 марта 1970 года.

Однако такой вывод суда противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время были заняты профессиональной
деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда.

По смыслу ст. 27, 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ во взаимосвязи с другими его положениями право на досрочную трудовую пенсию по старости законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. В соответствии с п. 1 п.п. 10 ст. 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 7 - 12 пункта 1 ст. 28, правила исчисления периодов работы деятельности и назначение указанной пенсии при необходимости утверждаются Постановлением Правительства Российской Федерации.

В пределах компетенции Правительство РФ от 11 июля 2002 г. приняло Постановление N 516, которым утвердило предоставленной Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Согласно п. 4 настоящего Постановления в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иным правовыми актами, при условии уплаты
за эти периода страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ, а до 1 января 1991 г. - взносов на государственное социальное страхование.

Статья 236 КЗоТ Российской Федерации устанавливала, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.

Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается и работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся педагогические работники.

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет квалифицируется как отпуск по уходу за ребенком, и он не является ежегодным оплачиваемым отпуском или дополнительным, и в соответствии с п. 5 ст. 256 Трудового Кодекса РФ, исключается включение отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, те же нормы содержались и в ст. 167 КЗоТ РСФСР. П. 9 Правил предусматривает, что не
включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости периоды, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными актами.

Трудовой Кодекс исключает периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях, поэтому довод суда о том, что новое законодательство ухудшает положение граждан, и поэтому его положения не распространяются на указанные правоотношения является необоснованным, поскольку юридическим фактом, который влечет возникновение права гражданина на назначение ему досрочной пенсии является конкретное событие - наличие 25 лет специального стажа. В данном случае указанный факт наступил у заявителя после принятия Закона “О трудовых пенсиях в РФ“.

Поскольку на день введения в действие Федерального Закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ необходимого стажа работы, дающего А. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу длительное время занятому профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда не имела, постольку и назначение пенсии в период действия нового закона должно назначаться с учетом требований, им установленных.

Постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па “Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации“ определен перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“.

Согласно п. 2 указанного Перечня... к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой
пенсии по старости, должны быть приложены в том числе документы о страховом стаже, правила подсчета и подтверждения которого устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ“ и “О государственном пенсионном обеспечении в РФ“, утвержденными Постановлением Минтруда РФ N 17 и Пенсионного фонда N 19пб от 27.02.2002 в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы или в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения пенсии сведения, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы, в том числе и уточняющие эти сведения. Доказательств того, что в указанный период с 9 ноября 1979 года по 18 января 1982 года вносились взносы на государственное социальное страхование истицей не представлено.

Суд, удовлетворяя иск, этих требований законодательства не учел.

Допущенное судом нарушение норм материального права является существенным и в соответствии со ст. 387 ГПК РФ основанием к отмене судебного постановления в порядке надзора.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся в деле материалов, но судами была допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, то Президиум считает возможным, не передавая дело в этой части, для нового рассмотрения, принять новое судебное постановление, которым в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью А. отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 388, 390 ГПК РФ, Президиум

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение
Калининского районного суда г. Челябинска от 26 мая 2003 года в части отказа во включении в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периода работы с 1 ноября 1999 года до 4 июня 2000 года оставить без изменения, в остальной части решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью А. отказать.

Председательствующий: Ф.М.ВЯТКИН