Законы и бизнес в России

Решение Челябинской городской Думы от 09.09.2003 N 28/7 “Об утверждении Положения о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды (муниципальном экологическом контроле) на территории города Челябинска“ (вместе с “Положением о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды (муниципальном экологическом контроле) на территории города Челябинска“)

Утратил силу в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 28.02.2006 N 10/15, вступающего в силу со дня официального опубликования.

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием Решения Челябинской городской Думы от 27.09.2005 N 6/6.

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 5 данного документа).

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

второго созыва

РЕШЕНИЕ

от 9 сентября 2003 г. N 28/7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ

В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

(МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ)

НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации“ и Уставом города Челябинска Челябинская городская Дума второго созыва

РЕШАЕТ:

1. Утвердить Положение о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды (муниципальном экологическом контроле) на территории города Челябинска (приложение).

2. Внести настоящее Решение в раздел 5 “Земельные отношения и природопользование“ Нормативно-правовой базы городского самоуправления Челябинска.

3. Ответственность за исполнение настоящего Решения возложить на заместителя Главы города Тупикина В.А.

4. Контроль исполнения настоящего Решения поручить постоянной комиссии городской Думы по городскому хозяйству и муниципальной собственности (Овчинников С.Г.).

5. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города Челябинска

В.М.ТАРАСОВ

Приложение

к решению

Челябинской городской Думы

от 9 сентября 2003 г. N 28/7

ПОЛОЖЕНИЕ

О МУНИЦИПАЛЬНОМ КОНТРОЛЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ

СРЕДЫ (МУНИЦИПАЛЬНОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ)

НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение о муниципальном контроле в области охраны окружающей среды (муниципальном экологическом контроле) на территории города Челябинска (далее - Положение) определяет порядок организации и осуществления муниципального экологического контроля на территории города Челябинска в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“, Федеральным законом от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Законом Челябинской области от 5 декабря 1997 года N 30-ЗО “О разграничении предметов ведения муниципальных образований в Челябинской области“ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска, регулирующими отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

2. Муниципальный экологический контроль на территории города Челябинска, Челябинской области организуется и проводится в целях выполнения юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований законодательства в
области охраны окружающей среды, установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, Челябинской области и города Челябинска.

II. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) - система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.

Объекты муниципального экологического контроля - антропогенные и природно-антропогенные объекты, обладающие способностью негативного воздействия на окружающую среду.

Субъекты муниципального экологического контроля - физические и юридические лица, участвующие в отношениях по осуществлению экологического контроля.

Функции муниципального экологического контроля - информационные, превентивные, функции пресечения.

Система муниципального экологического контроля - совокупность взаимодействующих субъектов контроля в сфере охраны окружающей среды и механизмов обеспечения их деятельности.

Механизм муниципального экологического контроля - подсистема информационного, нормативно-правового, финансового, материального обеспечения деятельности по осуществлению контроля в сфере охраны окружающей природной среды.

III. ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ОБЪЕКТЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

3. Муниципальный экологический контроль на территории города осуществляется на основе следующих принципов:

1) приоритета превентивной функции контроля над пресечением нарушений;

2) взаимодействия и координации всех форм экологического контроля;

3) открытости и доступности для контроля любых объектов хозяйственной и иной деятельности.

4. Критериями для отнесения источника (фактора) воздействия на окружающую среду к категории объектов муниципального экологического контроля являются:

1) способность оказывать негативное воздействие на окружающую среду;

2) наличие на объекте источников, подлежащих обязательному нормированию (выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, образования твердых отходов, электромагнитных и иных излучений и т.д.);

3) наличие разрешения (лицензии, устава, иного документа), позволяющего осуществлять деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую
среду (разрешение на выбросы, сбросы, размещение отходов, на изъятие либо иное использование природных ресурсов и т.д.);

4) принадлежность к объектам, созданным или функционирующим на основании решений, принятых органами городского самоуправления;

5) приуроченность к особо охраняемым природным территориям и объектам, землям природоохранного назначения, санитарно-защитным, охранным и водоохранным зонам и т.п.

5. Муниципальный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям и видам деятельности:

1) соблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов;

2) соблюдение законодательства об экологической экспертизе;

3) соблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;

4) соблюдение требований по охране и рациональному использованию недр и минеральных ресурсов;

5) соблюдение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;

6) соблюдение законодательства в области охраны водных объектов, правил водопользования;

7) соблюдение законодательства в области охраны атмосферного воздуха;

8) соблюдение требований по охране и содержанию зеленого фонда города и городских лесов;

9) соблюдение законодательства в области охраны объектов животного мира;

10) соблюдение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях;

11) соблюдение правил санитарного содержания и благоустройства города;

12) соблюдение требований и правил по компенсации негативного воздействия на окружающую среду, контроль за своевременным и адекватным внесением платежей за негативное воздействие на окружающую среду, за пользование природными ресурсами и иных компенсационных платежей, согласование расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду.

6. Муниципальный экологический контроль в сфере природопользования осуществляется в отношении видов хозяйственной и иной деятельности, требующих специального разрешения органов городского самоуправления:

1) строительство, реконструкция и демонтаж зданий, сооружений
и иных объектов;

2) эксплуатация промышленных и иных объектов, относящихся к объектам муниципального экологического контроля;

3) эксплуатация местных природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот;

4) использование почвенного растительного грунта и минеральных ресурсов местного значения (в том числе подземных вод);

5) использование недр для строительства подземных сооружений;

6) использование поверхностных водных объектов;

7) использование озелененных территорий и городских лесов.

IV. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

7. Муниципальный экологический контроль осуществляется Управлением экологии и природопользования Администрации города Челябинска (далее - Управление).

8. Муниципальный экологический контроль на территории города Челябинска осуществляется в плановом и оперативном режимах.

9. Плановый контроль осуществляется на основе совместно разработанных и согласованных с органами государственного экологического контроля планов (графиков) проверок как самостоятельно Управлением, так и совместно с органами государственного экологического контроля.

10. Порядок проведения планового контроля:

1) мероприятия по муниципальному экологическому контролю проводятся на основании приказов начальника Управления. В приказе о проведении муниципального экологического контроля указываются:

- номер и дата приказа о проведении мероприятия по муниципальному экологическому контролю;

- наименование муниципального контролирующего органа;

- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по муниципальному экологическому контролю;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится мероприятие по муниципальному экологическому контролю;

- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по муниципальному экологическому контролю;

- правовые основания проведения мероприятия по муниципальному экологическому контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

- дата начала и окончания мероприятия по муниципальному экологическому контролю.

Приказ о проведении мероприятия по муниципальному экологическому контролю или его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по муниципальному экологическому контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо
индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

2) мероприятие по муниципальному экологическому контролю может осуществляться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в приказе о проведении мероприятия по муниципальному экологическому контролю;

3) продолжительность мероприятия по муниципальному экологическому контролю не должна превышать один месяц. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных экологических исследований, испытаний и экспертиз со значительным объемом мероприятий по муниципальному экологическому контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по муниципальному экологическому контролю, начальником Управления экологии и природопользования или его заместителем срок проведения мероприятия по муниципальному экологическому контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц;

4) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по муниципальному экологическому контролю может быть проведено не более чем один раз в два года. Внеплановое мероприятие по муниципальному экологическому контролю в отношении этого же юридического лица или индивидуального предпринимателя проводится в случае выявления нарушения требований законодательства по охране окружающей среды во время планового мероприятия по муниципальному экологическому контролю с целью проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем мероприятий по устранению выявленных нарушений.

11. Объектами регулярного планового контроля с периодичностью проверки не более одного раза в два года являются следующие муниципальные объекты:

1) объекты по утилизации и обезвреживанию отходов потребления;

2) объекты жилищно-коммунального хозяйства;

3) объекты дорожного строительства;

4) объекты строительного комплекса, в том числе гражданского строительства;

5) предприятия транспорта;

6) особо охраняемые природные территории и объекты зеленого фонда города;

7) объекты торговли и социально-бытовых услуг.

Прочие подконтрольные объекты подлежат выборочному плановому контролю согласно утвержденным и согласованным графикам проверок.

12. Оперативный внеплановый контроль осуществляется в случае поступления жалоб, заявлений, поручений, иных сообщений
об экологических правонарушениях на территории города.

13. Текущий внеплановый контроль осуществляется в случае поступления обоснованных заявок от различных надзорных органов, юридических и физических лиц, в том числе в порядке согласования хозяйственной и иной деятельности.

14. Муниципальный экологический контроль осуществляется в следующих формах:

1) камеральный контроль - осуществляется без посещения контролируемого объекта и предусматривает работу с посетителями и с подлежащими рассмотрению и согласованию документами;

2) дистанционный контроль - осуществляется посредством запроса, получения данных и анализа информации о контролируемом объекте;

3) рейдовый контроль - осуществляется по месту расположения и влияния контролируемого объекта.

V. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

15. Полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля наделяются лица, замещающие муниципальные должности в Управлении экологии и природопользования Администрации города Челябинска.

Компетенция должностных лиц, уполномоченных в сфере осуществления муниципального экологического контроля, определяется Положением об Управлении, должностными инструкциями и приказами начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.

16. Должностные лица, уполномоченные в сфере осуществления муниципального экологического контроля, обязаны:

1) самостоятельно или во взаимодействии с должностными лицами органов, выполняющих функции по осуществлению государственного экологического контроля систематически в соответствии с утвержденными планами осуществлять проверки хозяйственной и иной деятельности юридических, физических и должностных лиц по соблюдению ими экологических требований;

2) принимать меры по предотвращению и устранению экологических правонарушений и их негативных последствий, привлечению в установленном порядке юридических и физических лиц к ответственности за нарушение экологических требований;

3) осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей природной среды, необходимой для организации и осуществления муниципального экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность; вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды и повышению эффективности муниципального экологического контроля.

17.
Должностные лица, уполномоченные в сфере осуществления муниципального экологического контроля, имеют право:

1) запрашивать и бесплатно получать от предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления муниципального экологического контроля;

2) беспрепятственно посещать в целях проверки предприятия, организации, учреждения, объекты хозяйственной и иной деятельности;

3) проверять соблюдение нормативов, стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;

4) проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;

5) привлекать в установленном порядке соответствующих специалистов к проведению проверок;

6) вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений;

7) проверять соблюдение экологических условий, установленных в лицензиях (разрешениях) на природопользование;

8) определять (участвовать в определении) размеры вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений;

9) обращаться в органы внутренних дел за оказанием помощи по предотвращению или пресечению действий правонарушителей, препятствующих законному выполнению функций по осуществлению муниципального экологического контроля;

10) составлять акты фиксации правонарушений в области охраны окружающей среды, предусмотренных соответствующими статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 8.1 - 8.15; 8.21 - 8.40), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Челябинской области;

11) предъявлять требования юридическим и физическими лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны и содержания зеленых насаждений, обращения с отходами потребления, выявленных при осуществлении муниципального экологического контроля;

12) составлять протоколы об экологических правонарушениях, предусмотренных соответствующими статьями Закона Челябинской области “Об
административных правонарушениях в Челябинской области“ (статьи 4, 6, 7);

13) принимать участие в работе административных комиссий;

14) направлять в соответствующие органы материалы об экологических правонарушениях для привлечения лиц, виновных в экологических правонарушениях, к административной и уголовной ответственности;

15) пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством и правовыми нормативными актами.

18. Должностные лица, уполномоченные в сфере осуществления муниципального экологического контроля, в соответствии с законодательством несут ответственность за:

1) соблюдение требований законодательства при исполнении служебных обязанностей;

2) соблюдение установленного порядка осуществления муниципального экологического контроля;

3) надлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

4) своевременное принятие надлежащих мер к юридическим и физическим лицам, виновным в экологических правонарушениях;

5) объективность и достоверность материалов проводимых проверок.

VI. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ И ПРЕСЕЧЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

19. Правонарушение в области охраны окружающей среды, выявленное должностным лицом Управления, подлежит документальной регистрации. Первичным документом при этом является акт фиксации признаков экологического правонарушения. Форма акта должна предусматривать сведения о дате, месте, характере, объекте и субъекте (Ф.И.О., место работы, должность, адрес места жительства и др.) предполагаемого правонарушения.

20. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается представителем Управления, свидетелями и лицом, совершившим действия с признаками экологического правонарушения, после чего он подлежит утверждению (либо отклонению от утверждения) начальником Управления.

21. Далее безотлагательно осуществляются следующие действия:

1) регистрация акта в журнале учета и внесение в электронную базу (картотеку);

2) направление материалов об экологических правонарушениях в органы прокуратуры, суды или арбитражные суды, органы государственного экологического контроля и административные комиссии - для рассмотрения вопроса о пресечении предполагаемого нарушения, в том числе о приостановке и прекращении экологически вредной деятельности; о привлечении к ответственности лица, допустившего нарушение; о принудительной компенсации ущерба, причиненного окружающей среде;

3) направление акта для сведения
лицу, в отношении действий которого он составлен, а в случае причинения экологического ущерба - также направление письма с предложением о добровольной компенсации негативных последствий, причиненных окружающей среде.

22. При выявлении экологических правонарушений в области охраны и содержания зеленых насаждений, обращения с отходами потребления, предусмотренных соответствующими статьями Закона Челябинской области “Об административных правонарушениях в Челябинской области“, должностное лицо Управления предъявляет требования об устранении нарушения законодательства, составляет протоколы об экологических правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области об административных правонарушениях.

23. При установлении возможности совершения действия с признаками экологического правонарушения начальник Управления может направить данному лицу письмо-предостережение в целях предотвращения правонарушения.

24. В случае, когда предполагается совершение комплексного правонарушения, сопряженного с градостроительным, земельным, санитарно-эпидемиологическим и другим законодательством, регистрация и пресечение правонарушения могут осуществляться комиссионно с участием представителей соответствующих муниципальных и государственных служб.

Секретарь

Челябинской городской Думы

В.И.СМИРНОВ