Законы и бизнес в России

Решение Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 25.11.2002 <О нарушении КПКГ “Народный кредит“ Федерального закона “О рекламе“>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 25 ноября 2002 года

Председателю правления

КПКГ “Народный кредит“

454038 г. Челябинск,

ул. Шоссе Металлургов, 31Б

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии: Козлова А.А. - заместитель руководителя

Управления;

Члены Комиссии: Галичина Л.Н., консультант Управления;

Грязнова О.О., специалист I категории

отдела по защите прав потребителей и

контролю за рекламой;

Соболевская Т.М., специалист

I категории отдела по защите прав

потребителей и контролю за рекламой;

в присутствии представителя КПКГ “Народный кредитъ“ Булавинцевой Л.И.,

рассмотрев дело N 26-2002 по признакам нарушения КПКГ “Народный кредитъ“ абз. 5 ст. 17, п. 3 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“,

УСТАНОВИЛА:

В газете “Дело“ от 18 октября 2002 года была размещена реклама “КПКГ “Народный кредит“, содержащая обещание доходности до 24 % годовых всем желающим стать членами кооператива.

В
соответствии с абз. 5 ст. 17 Федерального закона “О рекламе“, не допускается представлять обещания или предположения будущей эффективности (доходности) деятельности, в том числе путем объявления роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Кроме того, в рекламе присутствует информация о привлечении личных денежных средств физических лиц на срок от 1 до 12 месяцев. Согласно ст. 5 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“, привлечение денежных средств физических лиц во вклады и размещение их от своего имени и за свой счет является банковской операцией. На основании ст. 12 Федерального закона “О банках и банковской деятельности“ кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной Банком России. Однако в рекламе КПКГ “Народный кредит“ отсутствует информация о номере лицензии на осуществление банковской деятельности и наименовании органа, ее выдавшего.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“, реклама товаров, реклама о самом рекламодателе, если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии), но такое разрешение не получено, не допускается. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, а также наименование органа, выдавшего эту лицензию.

Из письменных объяснений директора КПКГ “Народный кредитъ“ И.А. Булавинцева и устных объяснений представителя этой организации следует, что КПКГ “Народный кредитъ“ признает нарушение абз. 5 ст. 17 Федерального закона “О рекламе“. В настоящее время размещение рекламы, содержащей обещание доходности, прекращено, что подтверждается письмами редакций газет. Вместе с тем, КПКГ “Народный кредитъ“ не признает нарушение п. 3 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“, мотивируя тем, что осуществляет привлечение личных средств граждан - членов кооператива в соответствии со ст. 6, 14, 15,
16 Федерального закона “О кредитных потребительских кооперативах граждан“ для формирования фонда взаимопомощи. КПКГ “Народный кредитъ“ считает, что основной целью деятельности КПКГ “Народный кредит“ является формирование и использование фонда финансовой взаимопомощи, который согласно ст. 4 названного, формируется за счет собственных средств кредитного потребительского кооператива граждан и личных сбережений его членов. КПКГ “Народный кредит“ считает, что деятельность кредитных кооперативов граждан не является предпринимательской, в частности банковской, и получение лицензии на ее осуществление не требуется.

В качестве доказательств КПКГ “Народный кредит“ представил учредительные документы, а также образцы договоров займа, заключаемых с членами кооператива.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснение стороны, Комиссия пришла к следующим выводам.

Реклама, размещенная КПКГ “Народный кредит“ в газете “Дело“, содержит обещание доходности до 24 % годовых. Согласно абз. 5 ст. 17, обещание доходности в рекламе не допускается. Следовательно, действия КПКГ “Народный кредит“ по размещению рекламы противоречат требованиям абз. 5 ст. 17 Федерального закона “О рекламе“.

В рекламе КПКГ “Народный кредит“ отсутствует информация о номере лицензии и наименовании органа, которым она выдана.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “О рекламе“, кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Федеральным законом “О кредитных потребительских кооперативах граждан“ лицензирование деятельности кооперативов граждан не предусмотрено.

Таким образом, КПКГ “Народный кредит“ не является кредитной организацией, и на осуществление его деятельности не требуется получение лицензии.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона “О рекламе“, ненадлежащая реклама -
недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Российской Федерации.

В рекламе КПКГ “Народный кредит“ допущены нарушения требований к ее содержанию, установленных абз. 5 ст. 17 Федерального закона “О рекламе“. Следовательно, данная реклама КПКГ “Народный кредит“ является ненадлежащей.

В соответствии со ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (ненадлежащая реклама или отказ от контррекламы) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

КПКГ “Народный кредит“ прекратил размещение рекламы, противоречащей требованиям ст. 17 Федерального закона “О рекламе“. Таким образом, в настоящее время правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, КПКГ “Народный кредит“ прекращено.

Руководствуясь п. 1 ст. 26 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с п. 3.9 Порядка рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия КПКГ “Народный кредит“ по размещению в газете “Дело“ от 18 октября 2002 года рекламы, содержащей обещание доходности, нарушением требований абз. 5 ст. 17 Федерального закона “О рекламе“.

2. Не признать действия КПКГ “Народный кредит“ по размещению в газете “Дело“ от 18 октября 2002 года рекламы без указания информации о номере лицензии и наименовании органа, которым она выдана, нарушением п. 3 ст. 5 Федерального закона “О рекламе“.

3. Учитывая, что в настоящее время КПКГ
“Народный кредит“ не распространяет рекламу, противоречащую требованиям абз. 5 ст. 17 Федерального закона “О рекламе“, предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе не выдавать, не применять к КПКГ “Народный кредит“ меры ответственности в виде штрафа за ненадлежащую рекламу, предусмотренные ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в месячный срок с момента вынесения решения.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: Л.Н.ГАЛИЧИНА

О.О.ГРЯЗНОВА

Т.М.СОБОЛЕВСКАЯ