Законы и бизнес в России

Информация Управления МНС РФ по Челябинской области от <18.11.2002> “Не оставьте людей без пенсии: неуплата предприятиями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ставит под угрозу будущее пенсионное обеспечение их работников“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 18 ноября 2002 года

НЕ ОСТАВЬТЕ ЛЮДЕЙ БЕЗ ПЕНСИИ:

НЕУПЛАТА ПРЕДПРИЯТИЯМИ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ СТАВИТ

ПОД УГРОЗУ БУДУЩЕЕ ПЕНСИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИХ РАБОТНИКОВ

С момента вступления в действие Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ к компетенции налоговых органов было отнесено администрирование страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Другими словами, с 1 января 2002 года налоговые органы принимают непосредственное участие в проведении пенсионной реформы, осуществляемой в нашей стране.

Необходимо отметить социальную значимость данного направления работы - в виде страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии мобилизуются денежные
средства, предназначенные для пенсионного обеспечения граждан. При этом именно данные средства будут формировать основную часть выплачиваемой пенсии, т.к. базовая часть трудовой пенсии, формируемая за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет, в настоящий момент составляет только 450 рублей. Остальную (и более значительную) часть пенсионных выплат должно составить страховое обеспечение, формируемое за счет мобилизации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

С самого начала года налоговые органы столкнулись с определенными сложностями в применении нового законодательства.

Прежде всего, необходимо отметить, что рассматриваемые страховые взносы не могут быть отнесены к налоговым платежам. Так, согласно статье 3 вышеуказанного Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы являются индивидуально возмездными обязательными платежами, персональным целевым назначением которых является право гражданина на получение пенсии. Однако статья 8 Налогового кодекса Российской Федерации определяет налог как индивидуально безвозмездный платеж. Не соответствуют данные платежи и критериям, определяющим понятие “сбора“.

Необходимо учесть, что Налоговый кодекс Российской Федерации изначально предназначен для регулирования вопросов администрирования налогов и сборов. Вместе с тем, новое законодательство указывает на необходимость применения Кодекса для отношений страхования. По данной причине неналоговая природа страховых взносов должна постоянно учитываться в нашей работе.

В настоящее время это проявляется в ограничении полномочий налоговых органов по взысканию недоимки по рассматриваемому платежу. В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам и пеней может осуществляться только органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке, что существенно ограничивает возможности налоговых органов по мобилизации платежей.

В целях повышения собираемости страховых взносов налоговые органы Челябинской области передают структурам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения по организациям -
недоимщикам, необходимые для подготовки и проведения указанных судебных разбирательств. В случае необходимости, по дополнительному согласованию, возможно участие в судебном заседании налогового органа в качестве третьего лица на стороне истца.

Кроме того, в определенной степени положительно зарекомендовали себя нетрадиционные формы работы по мобилизации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми органами Челябинской области через средства массовой информации проводится активная разъяснительная работа по применению законодательства по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. При этом целью указанной работы с населением является информирование граждан о новых условиях пенсионного обеспечения и страховых взносах, уплачиваемых за них работодателями, как основном источнике выплаты будущей пенсии.

Особый акцент делается на разъяснение в доступной форме того, что в случае неуплаты работодателем страховых взносов, работники данного предприятия теряют право на получение страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Таким образом, подчеркивается вина работодателя в виде невыполнения своих обязательств перед работниками, что ущемляет их законодательно установленное право на пенсионное обеспечение.

Одновременно разъясняется право гражданина (как застрахованного лица) в соответствии со статьей 1 - 5 вышеуказанного Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В результате руководство организаций - недоимщиков, кроме мероприятий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по взысканию задолженности, испытывает на себе давление собственных работников, требующих соблюдение своих прав на получение полной пенсии.

В течение 2002 года было организовано только силами УМНС России по Челябинской области четыре интервью по областному телевидению по данной тематике. В
октябре состоялась очередная телепередача, в ходе которой были указаны наименования конкретных организаций, имеющих недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, данные по предприятиям - недоимщикам публикуются в прессе. Аналогичная работа проводится и территориальными налоговыми органами области в местных средствах массовой информации.

Результатом всех мероприятий налоговых органов по мобилизации платежей, направляемых на финансирование пенсионного обеспечения граждан, является выполнение доведенного задания МНС России за 9 месяцев 2002 года.

За данный период поступило более 11 млрд. рублей. При этом рост указанных поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2001 года составил более 26 процентов.

Начальник отдела ЕСН

Управления МНС РФ

по Челябинской области

С.ПЕРОВ