Законы и бизнес в России

Дело Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 16.07.2002 N 16-4/02 <О нарушении Главой города Челябинска Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 16 июля 2002 года

Главе г. Челябинск

В.М.Тарасову

454091, г. Челябинск,

пл. Революции, 2

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: - Козлова А.А. - зам. руководителя

управления;

Члены Комиссии: - Лимаренко В.С. - начальник отдела по надзору

за соблюдением антимонопольного

законодательства (ОНАЗ);

- Сапрыкина Н.В. - главный специалист ОНАЗ;

- Черепанов Д.Ю. - ведущий специалист ОНАЗ.

в отсутствии представителей Главы г. Челябинск, при наличии данных о своевременном извещении о месте и времени рассмотрения дела (увед. N 83329 от 03.07.02), рассмотрев дело N 16-4/02 о нарушении Главой г. Челябинск (454091, г. Челябинск, пл. Революции, 2) п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

УСТАНОВИЛА:

1 марта 2002 года Главой г. Челябинск было принято Постановление N 242-п “Об арендной плате за землю на территории г. Челябинска“, которым утверждены значения коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю, в зависимости от вида использования земельных участков и категорий арендаторов, а также Типовой договор аренды земли г. Челябинска (далее - Постановление N 242-п).

При рассмотрении названного постановления ЧТУ МАП России были выявлены признаки нарушения ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившиеся в утверждении различных коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю, для хозяйствующих субъектов, действующих на одном
и том же товарном рынке, а также включении в Типовой договор аренды земли условия об обязанности арендатора заключать с районной администрацией договор на санитарное содержание и благоустройство арендуемого земельного участка и прилегающей территории.

О выявленных нарушениях ЧТУ МАП России сообщило Главе г. Челябинск письмами N 0250/4-9 от 12.02.02 и N 0335/4-9 от 22.02.02.

В ответ, Заместитель Главы города направил письмо о несогласии с доводами ЧТУ МАП России о наличии нарушения антимонопольного законодательства, в части утверждения Типового договора аренды земли, предусматривающего условие об обязанности арендатора заключить с районной администрацией договор на санитарное содержание и благоустройство территории. По его мнению, арендаторы свободно согласовывают условия п. 4.2.8 договора аренды земли (письмо в ЧТУ МАП России вх. N 0560 от 18.03.02).

Сведений о рассмотрении Главой г. Челябинск вопроса об устранении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в утверждении различных коэффициентов, применяемых при расчете арендной платы за землю, для хозяйствующих субъектов, действующих на одном и том же товарном рынке, в ЧТУ МАП России к моменту рассмотрения дела не поступило.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия считает, что в действиях Главы г. Челябинск имеются нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. К данному выводу Комиссия пришла, исходя из следующих оснований.

1. В приложении N 1 к Постановлению Главы г. Челябинск N 242-п (далее - приложение N 1) утверждены различные коэффициенты, применяемые при расчете арендной платы за землю, для хозяйствующих субъектов, действующих на одном и том же товарном рынке, в зависимости от формы собственности (муниципальная, государственная или частная).

Так, в сфере розничной торговли:

- для муниципальных магазинов установлен коэффициент
- 1 на землях промышленных и коммунально - складских территорий и 1,6 - на землях жилой постройки, а для хозяйствующих субъектов других форм собственности соответственно 1,3 и 2 (п. 16.1 приложения N 1).

В сфере бытового обслуживания населения:

- для муниципальных предприятий установлен коэффициент - 1, а для всех других хозяйствующих субъектов - 1,5 на землях промышленных и коммунально - складских территорий и 2,3 - на землях жилой постройки (п. 23.1 приложения N 1).

В сфере производственной деятельности муниципальных предприятий городского дорожного и транспортно - пассажирского транспорта установлен коэффициент - 1, а для иных хозяйствующих субъектов - 2,2 на землях промышленных и коммунально - складских территорий и 3,3 - на землях жилой постройки (п. 6, п. 22 приложения N 1).

При этом, независимо от вида деятельности для всех государственных предприятий, осуществляющих виды деятельности, указанные в приложении, установлен коэффициент 1 (п. 20 приложения N 1). Для муниципальных и государственных унитарных предприятий, осуществляющих виды деятельности, не указанные в приложении N 1 Постановления, установлен коэффициент - 1,3, а на землях жилой застройки - 1,5, тогда как для иных хозяйствующих субъектов установлен коэффициент - 1,5 на землях промышленных и коммунально - складских территорий и 2,3 - на землях жилой постройки (п. 26 и п. 31 приложения N 1).

В результате хозяйствующим субъектам с государственной и муниципальной формой собственности созданы благоприятствующие условия деятельности по сравнению с условиями деятельности хозяйствующих субъектов с частной формой собственности, что запрещено п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Пунктом 7.1 Примечания к приложению N 1 постановления Главы
г. Челябинск N 242-п для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных вне города Челябинск, предусмотрено увеличение коэффициента к ставкам арендной платы в 2 раза, тем самым для них установлены дискриминирующие условия деятельности по сравнению с хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории г. Челябинск, что запрещено п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

3. Согласно п. 4.2.8 Типового договора аренды земли г. Челябинск, утв. Постановлением N 242-п, арендатор обязан заключить с районной администрацией договор на благоустройство и санитарное содержание территории арендуемого земельного участка и прилегающей территории.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 1, ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора и понуждение к его заключению не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Доводы Заместителя Главы города о том, что будущие арендаторы добровольно принимают на себя обязанность по заключению договора на санитарное содержание и благоустройство, Комиссия считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с п. 3 Постановления Главы г. Челябинск N 242-п, заключение договора аренды земли поручено Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (п. 3 Постановления N 242-п).

Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинск является органом городского самоуправления и обязан руководствоваться постановлениями Главы г. Челябинск. Тем более, что правом определять условия использования муниципальной собственности наделен Глава г. Челябинск (ст. 55, ст. 23, ст. 39 Устава г. Челябинск).

Комиссия пришла к выводу, что разработка и утверждение рассматриваемого Типового договора аренды земли не только позволяет реализовать полномочия Главы г. Челябинск в части определения
условий использования муниципального имущества, но и обеспечивает создание равных условий его предоставления хозяйствующим субъектам (ст. 8 Конституции РФ, ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“).

Таким образом, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинск обязан руководствоваться положениями Типового договора аренды земли, утвержденного уполномоченным лицом - Главой города, и заключать договор аренды земли на условиях, утвержденных Главой г. Челябинск. При невыполнении указанной обязанности, отдельным хозяйствующим субъектам могут быть созданы благоприятствующие или дискриминирующие условия деятельности, что запрещено ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Исходя из этого, Комиссия считает, что земельный участок муниципальной собственности на территории г. Челябинск предоставляется при условии заключения арендатором договора на санитарное содержание и благоустройство территории.

Вместе с тем, арендатор обязан содержать и осуществлять санитарное содержание только той территории, которая определена в договоре аренды земли, и которой арендатор вправе пользоваться, т.е. исключительно территории арендуемого земельного участка (ст. 210, ст. 652, 616 ГК РФ). При этом способы выполнения указанной обязанности арендатор вправе выбирать самостоятельно, в том числе решать вопрос о необходимости заключения договора на санитарное содержание арендуемого земельного участка (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Отношения в области благоустройства городских территорий, развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур регулируются Градостроительным кодексом РФ, согласно которого создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства городов обеспечивают органы местного самоуправления. Осуществление благоустройства и озеленения территорий муниципальных образований относится к вопросам местного значения, которые находятся в ведении муниципального образования, и финансируются из местных бюджетов (ст. 6 ФЗ N 154 “Об общих принципах организации
местного самоуправления в РФ“, ст. 87 Бюджетного кодекса РФ, ст. 14 Градостроительного кодекса РФ).

При этом собственники, владельцы, пользователи, арендаторы объектов недвижимости вправе принимать участие в развитии указанных систем и в благоустройстве городских территорий на основе соглашений с органами местного самоуправления (п. 3 и 6 ст. 14, преамбула к Градостроительному кодексу РФ). Такое соглашение должно отвечать требованиям Гражданского законодательства и основываться на свободе волеизъявления сторон.

Таким образом, включение в Типовой договор аренды земли условия об обязанности арендатора заключить с районной администрацией договор на санитарное содержание и благоустройство территории, ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов. Более того, фактически, арендатор не имеет возможности определять условия договора на санитарное содержание и благоустройство территории, в том числе условие о своих финансовых затратах, что также исключает приобретение и осуществление арендатором прав и обязанностей по санитарному содержанию и благоустройству территории своей волей и в своем интересе. Тогда как совершение органами местного самоуправления указанных действий запрещено ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Комиссией был рассмотрен договор на санитарное содержание и благоустройство территории, заключаемый администрацией Советского района.

Обязанность заключения указанного договора была предусмотрена пунктом 3.9 Постановления Главы г. Челябинск N 791 от 21.06.2000, согласно которого в связи с предоставлением земельного участка для проектирования и строительства хозяйствующий субъект обязан был заключить с районной администрацией договор на благоустройство и санитарное содержание территории, определенной администрацией района (письмо администрации Советского района в ЧТУ МАП России, вх. N 0042 от 09.01.02).

Районная администрация требовала от арендатора земельного участка заключить рассматриваемый договор с условием о перечислении на строительство фонтана двадцати тысяч рублей. В связи
с чем, хозяйствующий субъект вынужден был обратиться в ЧТУ МАП России. После направления соответствующего запроса в Администрацию Советского района указанное условие было исключено.

Однако договор на благоустройство и санитарное содержание территории арендатор был вынужден заключить, так как данное требование являлось одним из условий выделения земельного участка. Заключенный договор предусматривал: обязанность арендатора за счет собственных средств провести мероприятия по благоустройству территории, перечень которых и их сроки определяется схемой благоустройства; а в случае не исполнения указанных обязательств оплатить администрации штраф в размере 5 МРОТ, а в случае ненадлежащего выполнения - штраф в размере 3 МРОТ.

Рассмотренные факты свидетельствуют о том, что включение в Типовой договор аренды земли условия об обязанности арендатора заключить с районной администрацией договор на санитарное содержание и благоустройство территории ограничивает может привести к созданию благоприятствующих или дискриминирующих условий деятельности хозяйствующих субъектов, ущемлению их интересов, и как следствие к ограничению конкуренции. Тогда как указанные действия запрещены ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12, п. 2.1.4 “Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства“, утв. Приказом ГКАП РФ от 25.07.96 N 91 (с изм. от 11.03.99, от 22.06.2000), зарегистрирован в Минюсте N 1143, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Выдать главе г. Челябинск предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

Н.В.САПРЫКИНА

Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 16 июля 2002 г. N 6

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях
антимонопольного законодательства в составе: председателя - А.А. Козловой, и членов комиссии В.С. Лимаренко, Н.В. Сапрыкиной, Д.Ю. Черепанов, на основании своего решения от 16 июля 2002 года по делу 16-4/02 о нарушении Главой г. Челябинск (454091, г. Челябинск, пл. Революции, 2) п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Главе г. Челябинск в срок до 26 августа 2002 года устранить нарушение антимонопольного законодательства, а именно:

1. исключить пункт 16.1, пункт 20, пункт 22, пункт 23.1 Приложения N 1 к Постановлению Главы г. Челябинск N 242-п от 01.03.2001 “Об арендной плате за землю на территории г. Челябинска“;

2. исключить пункт 7.1 примечания к Приложению N 1 Постановления Главы г. Челябинск N 242-п от 01.03.2001 “Об арендной плате за землю на территории г. Челябинска“;

3. исключить пункт 4.2.8 Договора аренды земли г. Челябинск, утв. Постановлением Главы г. Челябинск N 242-п от 01.03.2001 “Об арендной плате за землю на территории г. Челябинска“.

О выполнении настоящего предписания сообщить в срок до 26 августа 2002 года в Челябинское территориальное управление МАП России.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьей 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, коммерческие и некоммерческие организации, их руководители, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены Комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

Н.В.САПРЫКИНА

Д.Ю.ЧЕРЕПАНОВ