Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 13.06.2002 N 571 “О проекте федерального закона N 190026-3 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (вместе с “Поправками к проекту федерального закона N 190026-3 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 июня 2002 г. N 571

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 190026-3

“ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ“

Законодательное собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести поправки к проекту федерального закона N 190026-3 “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“ (прилагаются).

2. Направить настоящее Постановление в Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам.

3. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гартунга В.К., Гришанкова М.И., Крюкова В.А., Свечникова П.Г., Солдаткина Д.Ф., Табачкова Н.И., Чершинцева А.Г., Юревича М.В. поддержать указанные поправки.

Председатель

Законодательного собрания

Челябинской области

В.Ф.ДАВЫДОВ

Приложение

к постановлению

Законодательного собрания

Челябинской области

от 13 июня 2002 г. N 571

ПОПРАВКИ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 190026-3

“ОБ ОБОРОТЕ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ“

1. Дополнить статьей “Основные понятия“, в которой раскрыть понятия
“приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения“, “рыночная стоимость земельного участка“, “требования землеустройства“, “ненадлежащее использование земельных участков“, “земельная доля“ и другие;

обоснование: проект закона содержит специфические термины, понятия которых не раскрываются по тексту законопроекта.

2. В статье 1:

в пункте 2 после слов “иными нормативными правовыми актами Российской Федерации“ дополнить словами “и законами субъектов Российской Федерации“;

обоснование: земельное законодательство согласно статье 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении, и по тексту проекта закона имеются статьи, содержащие отсылки к законам субъектов Российской Федерации;

в пункте 3 слова “и иными федеральными законами“ заменить словами “,иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации“;

обоснование: земельное законодательство согласно статье 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении;

пункт 4 исключить;

обоснование: данное положение урегулировано статьей 9 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой установление ограничений оборотоспособности земельных участков отнесено к исключительным полномочиям Российской Федерации.

3. Пункт 2 статьи 2 изложить в следующей редакции:

“2. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, могут владеть и пользоваться землями сельскохозяйственного назначения на праве аренды.“;

обоснование: поправка вносится и целях сохранения приоритетности приобретения в собственность земельных участков гражданами м юридическими лицами Российской Федерации в соответствии со статьей 22 Земельного кодекса Российской Федерации.

4. Статью 3 изложить в следующей редакции:

“Статья 3. Права иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, на приобретение земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения в аренду

Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, не могут иметь на праве аренды земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения:

1) на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О Государственной границе Российской Федерации“;

2) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.“;

обоснование: поправка вносится в целях сохранения приоритетности приобретения в собственность земельных участков гражданами и юридическими лицами Российской Федерации.

5. В статье 4:

в пункте 2 слова “в размере не менее 35 процентов общей площади“ заменить словами “в размере не более 20 процентов общей площади“;

обоснование: поправка вносится в целях предотвращения концентрации земель у одного собственника;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

“3. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, арендуемых иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, лицами без гражданства, а также юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50 процентов, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.“;

обоснование: поправка вносится в целях предотвращения концентрации земель у одного пользователя и дробления земельных участков.

6. В статье 5:

в пункте 1:

слова “Отчуждение земельного участка (доли в праве общей собственности на земельный участок) из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенного до введения в действие настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение одного года со дня вступления настоящего Федерального закона в силу.“ исключить;

обоснование: данное положение противоречит требованиям статьи 35 Конституции Российской Федерации;

в третьем предложении уточнить формулировку “орган юридического лица узнал либо обязан был
узнать об обстоятельствах, которые повлекли за собой нарушение требований статьи 3 настоящего Федерального закона“;

в пункте 2:

абзац первый исключить;

обоснование: в статье 9 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ содержится исчерпывающий перечень прав учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно указанному перечню извещение органов государственной власти субъекта Российской Федерации о нарушении законодательства не относится к полномочиям учреждений юстиции, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

в абзаце втором слова “Орган государственной власти субъекта Российской Федерации“ заменить словами “Орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации“;

обоснование: управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации, относятся к полномочиям исполнительного органа государственной власти (статья 21 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“);

в пункте 3 слова “должен приобрести субъект Российской Федерации“ заменить словами “может приобрести субъект Российской Федерации“;

обоснование: императивная норма, устанавливающая порядок управления и распоряжения собственностью субъекта, нарушает принцип самостоятельности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий, закрепленных статьей 1 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

7. В статье 6:

в пункте 1 слова “и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту“ заменить словами “разрешенными способами и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством“;

обоснование: поправка вносится в соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации;

в пункте 3:

в абзаце первом слова “если такое
использование нанесло существенный вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту“ исключить;

обоснование: поправка вносится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации;

в абзаце втором:

слова “органом государственной власти субъекта Российской Федерации“ заменить словами “органом исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации“;

обоснование: управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации, относятся к полномочиям исполнительного органа государственной власти (статья 21 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“);

слова “повлекшем причинение существенного вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту“ исключить;

обоснование: поправка вносится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации;

абзац третий исключить;

обоснование: поправка вносится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.

8. В статье 8:

в пункте 1 слова “по цене, за которую он продается,“ заменить словами “по цене, не превышающей средневзвешенную рыночную стоимость земельного участка, сложившуюся в субъекте Российской Федерации,“;

обоснование: поправка вносится в целях предотвращения завышения продажной цены земельного участка и обеспечения эффективного использования бюджетных средств;

в пункте 4 слова “в течение года с момента государственной регистрации перехода прав собственности“ заменить словами “в течение трех лет“;

обоснование: в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации следует применить общий срок исковой давности.

9. В статье 9:

установить порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

обоснование: Земельный кодекс Российской Федерации не определяет порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, для сельскохозяйственного производства;

дополнить пунктом 3 следующего содержания:

“3. Право преимущественного приобретения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют:

1) граждане, имеющие опыт ведения сельскохозяйственного производства или сельскохозяйственную профессиональную квалификацию;

2) юридические лица, если их уставами предусмотрено, что сельскохозяйственное производство является основным видом их деятельности.“;

обоснование: поправка вносится в целях рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

10. В статье 11:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

“1. К сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, а также статьями 12 и 13 настоящего Федерального закона.“;

обоснование: поправка вносится в целях устранения противоречия нормам гражданского законодательства;

пункт 2 изложить в следующей редакции:

“2. Участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения за месяц до совершения сделки.

Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не заявят о намерении приобрести долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, продавец вправе продать свою долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения третьему лицу.“;

обоснование: поправка вносится в соответствии со статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации;

дополнить пунктами, определяющими порядок дарения, аренды и мены долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

обоснование: в законодательстве не определен порядок дарения, аренды и мены долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

11. В статье 12:

абзац первый пункта 1
изложить в следующей редакции:

“1. Участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения участник долевой собственности обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка и размера компенсации в случаях, установленных настоящей статьей.“;

обоснование: поправка вносится в соответствии со статьей 250 Гражданского кодекса Российской Федерации;

в пункте 3 слова “в случае, если такое неиспользование нанесло существенный вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту,“ исключить;

обоснование: поправка вносится в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации;

дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Выдел земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не должен нарушать требований земельного законодательства о целевом назначении сельскохозяйственных угодий“;

обоснование: поправка вносится в целях сохранения целевого назначения сельскохозяйственных угодий и обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

12. В статье 13:

слова “При условии надлежащего уведомления собрание считается правомочным вне зависимости от числа явившихся участников долевой собственности“ заменить словами “Собрание считается правомочным, если в нем приняли участие не менее половины от общего числа участников долевой собственности“;

дополнить абзацем следующего содержания:

“Споры о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, рассматриваются в суде.“;

обоснование: поправка вносится в целях обеспечения интересов большинства участников долевой собственности.

13. Статью 14 исключить;

обоснование: понятие земельной
доли дать в статье “Основные понятия“, изложив его в следующей редакции: “Земельная доля - доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, полученная по основаниям, установленным законодательством.“.

14. Статью 15 исключить;

обоснование: поправка вносится в целях устранения противоречия нормам гражданского законодательства.

15. В статье 16 слова “при приватизации сельскохозяйственных угодий“ заменить словами “по основаниям, установленным законодательством,“;

обоснование: поправка вносится в целях устранения противоречия нормам гражданского и земельного законодательства.

16. Статью 17 исключить;

обоснование: поправка вносится в целях устранения противоречия нормам гражданского и земельного законодательства.