Законы и бизнес в России

Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 25.04.2002 N 515 “О проекте федерального закона N 194736-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ и о проекте Федерального закона N 191057-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (вместе с “Замечаниями и предложениями к проекту федерального закона N 194736-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“, внесенному Правительством Российской Федерации“, “Замечаниями и предложениями к проекту федерального закона N 191057-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, внесенному членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации“)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2002 г. N 515

О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 194736-3

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ

ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О НАЛОГАХ И СБОРАХ“ И О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

N 191057-3 “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Законодательное собрание Челябинской области

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации замечания и предложения к проекту федерального закона N 194736-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ и проекту
федерального закона N 191057-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“.

2. Просить депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Гартунга В.К., Гришанкова М.И., Крюкова В.А., Свечникова П.Г, Солдаткина Д.Ф., Табачкова Н.И., Чершинцева А.Г., Юревича М.В. поддержать указанные проекты федеральных законов с замечаниями и предложениями Законодательного собрания Челябинской области.

3. Направить настоящее Постановление в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанные законопроекты с замечаниями и предложениями Законодательного собрания Челябинской области.

Председатель

Законодательного собрания

Челябинской области

В.Ф.ДАВЫДОВ

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 194736-3

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ“,

ВНЕСЕННОМУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законодательное собрание Челябинской области поддерживает проект федерального закона N 194736-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ в части введения транспортного налога. Вместе с тем к законопроекту имеется ряд замечаний и предложений.

1. Увеличение доли налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет, с 14,5 процента до 16 процентов и передача части земельного налога и арендной платы в бюджеты субъектов Российской Федерации компенсирует потери доходов областного дорожного фонда в связи с отменой с 1 января 2003 года налога на пользователей автомобильных дорог лишь на 38,2 процента.

Кроме того, налог на прибыль является нестабильным и исчисляется нарастающим итогом с начала года, и, следовательно, в результате перерасчетов по итогам квартала и года суммы налога могут быть возвращены
из бюджета.

Предлагаем ввести региональный дорожный налог, предусмотренный статьей 14 части первой Налогового кодекса.

Исчисление налога целесообразно установить в процентах от выручки от реализации (с учетом особенностей ее определения для различных сфер деятельности: торговли, кредитной, страховой, посреднической и другой деятельности).

При этом для организаций, относящихся к промышленности, сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, транспорту и связи, строительству, целесообразно установить дифференцированные ставки налога, единые в целом по каждой перечисленной отрасли хозяйства, учитывающие удельный вес материальных затрат в выручке. Удельный вес материальных затрат определить по последним статистическим данным. Дифференцированные ставки утвердить законом и установить, что они не должны подлежать изменению в зависимости от фактически сложившихся материальных затрат.

Например: если доля материальных затрат в выручке предприятий в целом по отрасли составила 80 процентов, то ставка налога должна быть установлена в законе в размере 20 процентов от базовой ставки (при ставке 2,5 процента 2,5 x 20/100 = 0,5).

Корректировать ставки целесообразно только внесением изменений в закон, что при определенных отклонениях по фактическим данным позволит четко планировать эти поступления и упростит порядок расчета для предприятий.

При этом ставка налога для организаций, относящихся к остальным отраслям народного хозяйства, устанавливается в полном размере, поскольку удельный вес материальных затрат в непроизводственной сфере незначителен.

Такой подход позволит смягчить налоговое бремя для предприятий, у которых высоки материальные затраты в объеме выручки, и одновременно будет стимулировать развитие производственной сферы экономики.

С введением указанного налога в пределах вводимой ставки может быть снижена ставка налога на добавленную стоимость.

В случае непринятия предложенного варианта считаем наиболее целесообразным для финансовой стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации установить целевой доходный источник территориальных дорожных фондов в размере
не менее 25 процентов средств налога на добавленную стоимость, а не увеличивать долю налога на прибыль организаций, зачисляемую в бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку перерасчеты по налогу на добавленную стоимость нарастающим итогом с начала года не производятся, а сам налог является наиболее стабильным и собираемым.

Кроме того, отсутствие целевой направленности источника в предложенном проекте закона приведет к тому, что в условиях недостаточности в бюджетах субъектов Российской Федерации средств на выплату заработной платы и оплату других жизненно важных расходов передаваемые средства будут направляться на финансирование здравоохранения, образования, культуры, других расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Считаем необходимым сохранить систему целевых бюджетных дорожных фондов, что не предусмотрено настоящим проектом закона. В связи с эти предлагаем в данном законопроекте отменить статью 5 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ и внести соответствующие изменения в Закон Российской Федерации “О дорожных фондах Российской Федерации“.

3. Наряду с максимальными ставками транспортного налога считаем целесообразным установить и минимальные ставки, до уровня которых субъектам Российской Федерации представлено право понижать максимальные установленные ставки транспортного налога.

ЗАМЕЧАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 191057-3

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В ОТДЕЛЬНЫЕ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“,

ВНЕСЕННОМУ ЧЛЕНАМИ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законодательное собрание Челябинской области поддерживает в основном проект федерального закона N 191057-3 “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, внесенный членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Указанный законопроект предусматривает
введение региональных дорожного и транспортного налогов, что соответствует статье 14 Налогового кодекса Российской Федерации. В результате предусматривается закрепление за субъектами Российской Федерации на долгосрочной основе целевых региональных налогов, служащих источниками формирования дорожных фондов.

Вместе с тем к указанному законопроекту имеется ряд замечаний

и предложений.

1. Представленный проект главы 28 “Дорожный налог“ Налогового кодекса имеет существенный недостаток - усложнен порядок определения налоговой базы. В частности, налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость, уменьшенная на величину произведенных материальных расходов, связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг). Такой порядок определения налоговой базы приведет к определенным сложностям, поскольку налогоплательщикам необходимо будет составлять 2 сложных расчета по налогу на добавленную стоимость и по дорожному налогу. Однако налоговая база одного налога не может быть использована для другого налога, так как имеется ряд особенностей при их исчислении, целесообразно установить исчисление налога в процентах от выручки от реализации (с учетом особенностей ее определения для различных сфер деятельности: торговли, кредитной, страховой, посреднической и других видов деятельности), что является более простым и отработанным.

Для организаций, относящихся к промышленности, сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, транспорту и связи, строительству, целесообразно установить дифференцированные ставки налога, единые в целом по каждой перечисленной отрасли хозяйства, учитывающие удельный вес материальных затрат в выручке. Удельный вес материальных затрат определить по последним статистическим данным. Дифференцированные ставки утвердить законом и установить, что они не должны подлежать изменению в зависимости от фактически сложившихся материальных затрат.

Например: если доля материальных затрат в выручке предприятий в целом по отрасли составила 80 процентов, то ставка налога должна быть установлена в законе в
размере 20 процентов от базовой ставки (при ставке 2,5 процента 2,5 x 20/100 = 0,5).

Корректировать ставки целесообразно только внесением изменений в закон, что при определенных отклонениях по фактическим данным позволит четко планировать эти поступления и упростить порядок расчета для предприятий.

При этом ставка налога для организаций, относящихся к остальным отраслям народного хозяйства, устанавливается в Полном размере, поскольку удельный вес материальных затрат в непроизводственной сфере незначителен.

Такой подход позволит смягчить налоговое бремя для предприятий, у которых высоки материальные затраты в объеме выручки, и одновременно будет стимулировать развитие производственной сферы экономики.

Кроме того, в условиях недостаточности финансовых средств бюджетов субъектов Российской Федерации на выплату заработной платы работникам учреждений бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг и другие расходы экономически необоснованно снижать ставку налога на добавленную стоимость на 5 процентов при установлении ставки дорожного налога в размере 2,5 процента. Это практически еще более снижает вероятность получения регионами в доход своих бюджетов отчислений от налога на добавленную стоимость, необходимых для осуществления финансирования других расходов, не связанных с дорожными работами. Предлагаем ставку налога на добавленную стоимость снизить в пределах вводимой ставки дорожного налога.

В случае непринятия вышеуказанных замечаний и предложений считаем наиболее целесообразным установить целевой доходный источник территориальных дорожных фондов в размере 25 процентов средств налога на добавленную стоимость, являющегося наиболее стабильным и собираемым.

2. Считаем целесообразным установить максимальные ставки транспортного налога с предоставлением права субъектам Российской Федерации самостоятельно их понижать, но не ниже уровня минимальной установленной ставки. Кроме того, в целях налогообложения предлагаем ставки транспортного налога установить в зависимости от мощности двигателя в лошадиных силах, как это предусмотрено Законом Российской Федерации
“О дорожных фондах в Российской Федерации“, а не от объема двигателя в кубических сантиметрах, как это предусмотрено в законопроекте. Установление ставок транспортного налога в зависимости от объема двигателя в кубических сантиметрах существенно затруднит определение суммы налога и контроль за правильностью его начисления и уплаты, так как в настоящее время ГИБДД и налоговые органы не располагают полной базой данных об объемах двигателей в кубических сантиметрах.