Законы и бизнес в России

Доклад Губернатора Челябинской области от 28.03.2002 “Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2001 году и задачах на 2002 год“

ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

от 28 марта 2002 года

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2001 ГОДУ И ЗАДАЧАХ НА 2002 ГОД

Уважаемые депутаты Законодательного собрания!

I

В Комплексном докладе, который вы получили в письменном виде, подробно и основательно освещены итоги социально - экономического развития области в прошлом году, а также задачи на текущий год.

Поэтому я прокомментирую лишь основные положения этого документа, чтобы нам вместе подумать о дальнейшем движении области вперед. Причем моя задача заключается в том, чтобы, не приукрашивая, но и не прибедняясь, объективно проанализировать экономические и социальные процессы.

Безусловно, этот анализ увязан с общероссийской картиной экономической, социальной, политической жизни, поскольку мы развиваемся не в
вакууме, а вместе со всей страной. В этом движении события чередовались быстро, подъемы шли вслед за кризисами и наоборот.

Основная фабула движения была задана президентским Посланием Федеральному Собранию страны, общий смысл которого - строительство эффективного государства: политика открытых и честных отношений власти и общества; государственное регулирование рыночной экономики; переход от “рентной“ к производительной экономике.

Что касается первых двух позиций (а они относятся к разряду надстроечных), шаг вперед, без сомнения, сделан. Россия вновь обрела черты единого, сплоченного, достаточно эффективного государства, с которым начинают считаться. Демократические процессы перешли из анархического состояния в практически равный диалог государства и общества.

Зато базисные позиции меняются с трудом, хотя это тоже естественно: нужен не один год, чтобы включить махину российской экономики в нужный режим.

Тем не менее тревожит, что у нас в стране по-прежнему придерживаются либерально - радикального курса в экономике, в то время как повышение роли государства стало определяющей мировой доминантой.

В прошлом году именно за обоснование этой идеи трое американских ученых получили Нобелевскую премию. А сами Соединенные Штаты Америки несколько недель назад антидемпинговыми мерами на деле продемонстрировали роль государства в развитии экономики.

Что касается “рентной“ экономики, Владимир Владимирович Путин в своем Послании сказал: “Наша экономическая система, по сути дела, мало изменилась. Основные деньги делаются где? На нефти, на газе, на другом сырье. Полученные дополнительные доходы от экспорта либо “проедаются“, либо питают отток капитала, либо, в лучшем случае, инвестируются в тот же сырьевой сектор“.

К сожалению, суть отмеченного Президентом явления стала причиной неоднозначных процессов в экономике прошлого года.

С одной стороны, в России произошел прирост объемов промышленного производства, внутреннего валового продукта, реальных доходов
населения, укрепилась финансово - бюджетная сфера, возросли объемы инвестиций в реальный сектор экономики. С другой стороны, по мере ухудшения мировой конъюнктуры еще больше обнажилась уязвимость наших отраслей, основанных на сырьевой зависимости.

Это стало заметно уже в четвертом квартале прошлого года, когда затормозились темпы экономического роста, и появились признаки перехода к стагнации. К концу года, как по стоимости, так и в физическом выражении, сократился экспорт продукции российских предприятий, снизились инвестиции в машины и оборудование.

Вполне естественно, что в экономике Челябинской области проявлялись те же процессы, что и в экономике России.

В целом итоги года нельзя назвать неудачными, скорее наоборот. Объем промышленного производства возрос на 4 процента. Валовой региональный продукт произведен на сумму более 171 миллиарда рублей, или в сопоставимых ценах на 6,7 процента больше.

Наиболее динамично развивались такие значимые для экономики области отрасли, как машиностроение и металлообработка, а это очень симптоматично, поскольку свидетельствует о повышении внутреннего спроса.

Рост был зафиксирован в цветной и черной металлургии, в основном за счет углубленной переработки сырья. Физические объемы стали и меди выросли незначительно, и это результат разумного реагирования на перегревающийся рынок металла.

Хорошо работали в прошлом году промышленность строительных материалов, пищевая, легкая промышленность и энергетика. В то же время снижение объемов производства зафиксировано в топливной промышленности, химической, лесной, деревообрабатывающей.

По производству продукции на душу населения область входит в первую пятерку регионов России, но наш промышленный комплекс не задавался целью полностью восстановить докризисный потенциал, поскольку и в качественном, и в количественном отношении он во многом будет неконкурентоспособен.

В соответствии с Посланием Президента упор делался именно на развитие конкурентоспособного потенциала, высокотехнологических предприятий, способных к адаптации
на мировом рынке.

И в этом направлении многое сделано. Только на Магнитогорском металлургическом комбинате, который в этом году отмечает 70-летие, пущены в эксплуатацию несколько производств, продукция которых составит конкуренцию на мировом рынке (при завершении летом строительства цеха оцинковывания жести ММК будет третьим в мире производителем такой продукции). На Челябинском электродном заводе введены в эксплуатацию линия “Атрих“ по производству графитовых изделий и реактор по сжиганию отходов производства; на Челябинском тракторном запущены мощности конкурентоспособных малогабаритных дизельных двигателей.

В целом наша промышленная политика согласовывалась с Планом первоочередных мероприятий, который вместе с моим предыдущим Комплексным докладом был в прошлом году представлен на рассмотрение Законодательному собранию.

Помимо технологического перевооружения, особое внимание уделялось восстановлению платежеспособности, финансовому оздоровлению убыточных и выводу из режима банкротства ряда градообразующих предприятий.

Кроме того, поддерживался областной территориальный заказ, и продолжала развиваться внутриобластная кооперация.

Мы не экономические сепаратисты, как кое-кто хочет нас представить. Но при меняющейся конъюнктуре и огромных российских расстояниях естественно и экономически оправданно искать себе партнеров по кооперации не за тридевять земель.

Хотя одно другому тоже, как мы убедились, не мешает. Имею в виду межрегиональную кооперацию. В прошлом году правительством области заключены или пролонгированы соглашения с 38 субъектами Российской Федерации, что принесло области существенную пользу.

Вопреки утверждениям о якобы “закрытости“ области, проводилась открытая линия на установление более тесной интеграции наших предприятий с отраслевыми и международными партнерами. В докладе перечислены примеры такой интеграции, которой как исполнительная, так и законодательная власть области способствовали и будут способствовать.

Но мы не будем потворствовать тем, кто стремится в область, чтобы решать свои интересы, ущемляя при этом интересы населения области.

Во многом благодаря политике государственной поддержки,
проводимой в отношении предприятий с высокой степенью инвестирования, инвестиции в основной капитал в истекшем году достигли 29 миллиардов 600 миллионов рублей. Рост по отношению к 2000 году составил 104,6 процента. Было создано 18 предприятий и организаций с участием иностранного капитала, а их общее количество составило 691. Иностранные инвестиции выросли до 795 миллионов долларов, тогда как, например, в 1996 году их объем составлял всего 9 миллионов долларов.

Тем не менее ситуация в промышленном секторе экономики области не дает повода для успокоения. Это чувствует не только власть. Об этом с тревогой говорили на областном совещании в Магнитогорске руководители предприятий.

Суть обеспокоенности заключается в том, что в прошлом году над производственниками продолжали довлеть, во-первых, конъюнктурные колебания мировой экономики, во-вторых - естественные монополисты.

Это привело к ухудшению финансового состояния предприятий, снизило уровень их рентабельности и платежеспособности.

Достаточно сказать, что общая величина прибыли крупных и средних предприятий области сократилась на 21,7 процента. Убытки превысили 3,6 миллиарда рублей. Бюджет потерял более 3 миллиардов рублей.

Налоговая реформа также пока не оправдала возлагавшихся на нее надежд. В реальном секторе по-прежнему доминируют налоги на добавленную стоимость, объем производства, оплату труда и прибыль, которые бьют в основном по товаропроизводителям, толкают их в тень и не стимулируют расширение производства и роста заработной платы. Одновременно неоправданно занижены налоги на взимание природной ренты, что позволяет небольшой группе собственников при эксплуатации природных месторождений получать сверхприбыли, выплачивая государству мизерные налоги.

Правительство области разработало и реализует перечень экономически обоснованных мер, которые учитывают негативные факторы, действовавшие на развитие экономики. Эти меры вам представлены вместе с докладом.

Промышленная политика в текущем году проводится с учетом
роста издержек предприятий, связанных с продолжающимся увеличением тарифов и цен на услуги естественных монополий. В нашей области рост среднего тарифа на электроэнергию составил в истекшем году 42,8 процента, по стране он вырос на 45.

Тарифы на железнодорожные перевозки поднялись на 22 процента. В итоге в прошлом году тарифы двух “внутренних монополий“ опережали в своем росте цены среднего челябинского товаропроизводителя в 6 - 7 раз, тогда как цены самих товаропроизводителей выросли на 5,7 процента.

В этих непростых условиях предпринимаются шаги, направленные на снижение себестоимости продукции, на поощрение ресурсосберегающей политики хозяйствующих субъектов, на завершение строительства и увеличение загрузки имеющихся энергетических мощностей.

Учитываются также обстоятельства, связанные с намечаемым реформированием естественных монополий - РАО ЕЭС и железнодорожного транспорта.

Честно сказать, задуманное пока не внушает оптимизма. Вместо двух общероссийских монополий будет несколько локальных. Преобразования могут серьезно изменить существующую систему взаимоотношений бюджетной сферы с этими монополиями.

Правительство предпринимает меры, которые, во-первых, позволят смягчить тарифные колебания и последствия реформирования монополий. Среди них:

- сохранение собственной топливной базы и создание рентабельной угольной компании;

- проработка в условиях реструктуризации ЮУЖД вопроса о создании транспортно - экспедиционной компании Челябинской области;

- продолжение совместно с представителями РАО ЕЭС России работы над проектом реформирования “Челябэнерго“ с целью обеспечения большей прозрачности деятельности энергосистемы и стабилизации тарифов;

- определение альтернативных возможностей для обеспечения потребности области в электроэнергии, в том числе через возможное создание региональной энергосбытовой компании - оператора рынка ФОРЭМ;

- разработка и реализация муниципальных программ энерго- и ресурсосбережения.

Во-вторых, безусловно, мы усиливаем внимание на размещение и реализацию территориального заказа на поставки товарных и сырьевых ресурсов в рамках областной и межрегиональной кооперации.

В-третьих, продолжим контроль процессов,
связанных с реформированием ОПК в рамках федеральной целевой программы “Реформирование и развитие оборонно - промышленного комплекса на 2002 - 2006 годы“.

В-четвертых, завершим разработку и приступим к реализации комплексного плана развития минерально - сырьевой базы до 2005 года.

В-пятых, усилим поддержку предприятиям легкой промышленности в рамках утвержденного правительством комплексного плана.

В-шестых, правительство разработает и приступит к реализации “Концепции инвестиционной политики в Челябинской области“. Инвестиционные проекты будут нацелены на организацию более глубокой переработки сырья, выпуск продукции высокой степени переработки и оптимизацию товарных потоков в область и за пределы области.

Продолжится работа по формированию дееспособной кредитной системы. Экономика области нуждается в “длинных“ деньгах. Сегодня предприятиям нужны деньги на обновление производства, реконструкцию, внедрение новых технологий.

В целом концепция нашей промышленной политики сводится к четырем обобщенным тезисам:

- помогать, а не руководить вместо эффективного собственника;

- в рамках закона защищать честного эффективного собственника;

- силой государственного авторитета привлекать инвестиции. Для чего мы и проводим общероссийские и международные презентации;

- не позволять, опять же соблюдая закон, разрушать.

В докладе детально проанализирована ситуация в капитальном строительстве, в топливно - энергетическом комплексе, на транспорте, в дорожном строительстве, в связи и жилищно - коммунальной сфере.

Если коротко, картина такая. В рамках бюджетной программы капитального строительства освоено 1 миллиард 132 миллиона рублей, из них за счет средств консолидированного бюджета - 924 миллиона, за счет средств федерального бюджета - 208 миллионов рублей.

Сооружались в основном объекты социального и культурно - бытового назначения. По темпам строительства жилья область заняла лидирующие позиции в округе.

Введены школы в городе Миассе, в деревне Кубагушево Кунашакского района, в селе Шумаково Увельского района, в селе Маскайка Чебаркульского района, пристрой
к школе N 67 в городе Челябинске, два детских сада (в Озерске и в Кунашакском районе), три медицинских учреждения и так далее.

Дополнительно построено несколько АТС, добавлено более 41 тысячи телефонных номеров, открыто 40 пунктов коллективного доступа в Интернет во всех районных и городских узлах связи.

В строй действующих вошло 760 километров газопроводов и газовых сетей, газифицировано 31,5 тысячи квартир, переведено на газ 42 котельные, от использования которых годовая условная экономия составила 64 миллиона рублей.

Без срывов, характерных некоторым регионам страны, область провела отопительные сезоны. Финансирование жилищно - коммунального комплекса превысило 3,1 миллиарда рублей. В рамках реформы создано 46 служб заказчика и 60 товариществ собственников жилья, 127 служб жилищных субсидий, через которые 29800 семей получили субсидии на общую сумму 25,5 миллиона рублей.

В то же время осталось немало проблем, часть которых касается и значительного объема незавершенного строительства (хотя за пять лет объем незавершенки сокращен на 490 объектов, почти вдвое), и перераспределения бюджетных поступлений в пользу центра, и сокращения налоговых платежей в дорожный фонд, и пробуксовки реформы ЖКХ.

Несмотря на это, перечисленные отрасли будут развиваться. Планы несколько скорректируются, но их реализация не остановится.

В 2002 году правительство области планирует сохранить стабильную ситуацию в сфере ЖКХ и инфраструктуры. Будет принят ряд мер по дальнейшей социальной защите населения, компенсации затрат поставщикам жилищно - коммунальных услуг и передаче полномочий по предоставлению субсидий органам социальной защиты городов и районов.

Правительство видит основной целью жилищно - коммунальной реформы структурные изменения в отрасли, включение рыночных и ликвидацию затратных механизмов хозяйствования. С другой стороны, будет приветствоваться возврат в сферу ответственного домовладения предприятий, принимавших участие в
строительстве и обслуживании жилого фонда до начала экономических реформ.

Совместно с муниципальными образованиями мы приступили к реализации целевой программы “Жилье на период 2002 - 2010 годы“, главная ее цель - добиться увеличения объемов и качества строительства.

Предусмотрен ввод в эксплуатацию следующих объектов социально - культурного назначения: школы в Бредах, больничного комплекса в Еткуле, пускового комплекса школы в городке Чебаркульской дивизии. Продолжится строительство школы в Пласте, второй очереди школы в поселке Строителей (Миасс), онкологического диспансера в Магнитогорске, межрайонного акушерского корпуса и ФОКа в Южноуральске, школы в Долгодеревенском Сосновского района, пристрой горбольницы N 4 в Златоусте, больницы в Уйском, детского больничного комплекса в Коркино, спорткорпуса с плавательным бассейном и школы N 2 в Усть - Катаве, интерната для престарелых и инвалидов в Верхнеуральске и так далее.

Стратегия газификации области несколько изменится. Сократится строительство магистральных сетей, зато увеличатся объемы подводки природного газа непосредственно в дома сельских, поселковых и городских жителей. На газ будут переведены 132 котельные. Это даст годовую экономию в размере 73 миллионов рублей (раньше расходовали 300 тысяч тонн мазута, сейчас расходуем 53 тысячи тонн мазута).

С учетом резкого сокращения выплат в дорожный фонд, одобренного федеральным центром с целью облегчения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, в текущем году объемы дорожного строительства в области будут уменьшены, но города и районы получат на развитие дорожного хозяйства 15 процентов от собираемых на их территорий сумм в дорожный фонд, что ориентировочно составит 440,8 миллиона рублей. Из них 200 миллионов будет выделено областному центру.

В агропромышленном комплексе работу мы ведем в соответствии с принятой в прошлом году целевой программой стабилизации, основные меры
которой направлены на перестройку производственных отношений.

На селе процесс реформирования сдерживался устаревшим подходом к выстраиванию взаимоотношений между государством, сельхозпроизводителями и переработчиками. Нарушение паритета закупочных цен и цен на готовую продукцию делает сельскохозяйственный труд малоэффективным, ведет сельскохозяйственное производство и работающих на земле к дальнейшему обнищанию.

Сейчас эта негативная тенденция несколько приостановлена. Мы одни из первых в России начали формировать зерновой областной фонд, который ограничил спекулятивные операции на рынке, обеспечил защиту интересов сельских производителей и стал основой кредитной взаимопомощи и лизинговых операций.

Что это дало? Реализация зерновых и зернобобовых культур в прошлом году позволила сельчанам получить прибыль в размере 188 миллионов рублей. Они смогли рассчитаться за полученные товарные кредиты, получить в лизинг новую технику, собрать, наконец, неплохой урожай. И он не ушел за бесценок, как это было прежде.

Запасы зерна, которые осуществляет Продкорпорация, позволяют регулировать цены на хлеб, воздействовать посредством цены на этот социально важный продукт, на всю рыночную ситуацию, особенно на продовольственный рынок и рынок потребительских товаров. Это вопрос макроэкономики в целом - технология борьбы с инфляцией, с бесхозяйственностью, расточительством.

По итогам прошлого года уровень рентабельности в агропромышленном комплексе Челябинской области был выше, чем средний по России (12), и составил 18 процентов. Объем производства вырос на 14,6 процента (по стране - 6,8 процента).

Рост произошел практически по всем направлениям сельскохозяйственного производства. Это неплохой результат.

На селе восстановлено производство на нескольких птицефабриках и откормочных комплексах. Из областного бюджета на поддержку товаропроизводителей, проведение полевых работ, приобретение техники было направлено 803 миллиона рублей, что значительно выше, чем в 2000 году. В том числе 537 миллионов - это бюджетная ссуда, которой обеспечен стопроцентный возврат.

Удалось заключить с РАО ЕЭС соглашение о реструктуризации задолженности за электроэнергию на шесть лет и обеспечить в прошлом году оплату текущих платежей и выплаты обязательств по данному соглашению.

В целом поддержка направлялась, прежде всего, сильным в экономическом отношении хозяйствам, независимо от форм их собственности. Такой подход принципиально отличается от уравнительной системы, имевшей место в дореформенный период. На получение государственной помощи в большей мере может рассчитывать тот, кто сам прилагает все усилия для достижения успеха. Этого правила мы будем придерживаться и впредь.

В текущем году в числе приоритетных направлений развития сельского хозяйства области будут: обеспечение безубыточной работы хозяйств; рациональное использование бюджетных средств; повышение урожайности зерновых, картофеля, овощей и продуктивности животноводства, стабилизация и увеличение поголовья крупного рогатого скота.

Продолжится закуп и производство сельскохозяйственной техники, передача ее на лизинговой основе хозяйствам. В том числе хозяйства получат около трехсот зерноуборочных комбайнов, пять произведенных в области опытных кормоуборочных комбайнов, сто широкозахватных жаток, изготовленных на предприятиях области. Увеличатся посевы зерновых культур, в том числе пшеницы. Правительство будет поддерживать партнерские отношения с перерабатывающими предприятиями, с предпринимателями и бизнесменами, вкладывающими капиталы в агропромышленный комплекс, в условиях демпинговой политики иностранных поставщиков окажет поддержку производителям птицы.

Самая главная задача сегодня - это, конечно же, посевная. Проделана большая работа. Проведен тендер на поставку горючего, заготовлены семена. Посевная пройдет без срывов.

II

Область остается в ряду серьезных доноров федерального центра, это почетная, но чрезвычайно тяжелая нагрузка.

Существующая система межбюджетного регулирования на сегодняшний день является препятствием на пути осознанного, стратегического развития регионов.

Чтобы убедиться в этом, достаточно проанализировать пропорции распределения налоговых платежей с 1998 года. Если тогда пропорция складывалась таким образом, что 80 процентов отчислений шло в консолидированный бюджет области, то сегодня изменения сложились практически “с точностью до наоборот“: более 50 процентов налогов поступает в федеральный бюджет. Причем в минувшем году платежи в федеральный бюджет увеличились на 36 процентов, а в консолидированный бюджет области уменьшились на 1,6 процента (по факту).

Вот почему мы ставим перед центром вопрос о необходимости жесткого юридического закрепления налоговой базы регионов в законе о межбюджетных отношениях. Это будет стимулировать регионы к саморазвитию и восстановит доверие к центру.

Несмотря на немалые трудности, финансирование осуществлялось в соответствии с законом “О бюджете Челябинской области“.

Расходная часть областного бюджета носила ярко выраженную социальную направленность. В первоочередном порядке средства направлялись на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и социальные нужды.

Перераспределение налоговых потоков создало ряд проблем в бюджетообеспечении территорий, однако финансовая помощь со стороны области оказывалась им в активном режиме. Общий объем финансовой поддержки городам и районам составил 2 миллиарда 821 миллион рублей. Дополнительную финансовую помощь города и районы получили на строительство жизненно важных объектов, на подготовку к отопительному сезону, приобретение топлива и оплату коммунальных услуг.

В текущем году в плане бюджетно - финансовой политики правительство наметило ряд мер, которые подробно изложены в докладе. Их суть - экономия средств, оздоровление финансового состояния предприятий, увеличение собираемости налогов. Данный вопрос будет регулярно рассматриваться на областном Совете по экономической и общественной безопасности.

Кроме того, существенные надежды мы возлагаем на потребительский рынок, который в прошлом году развивался успешно.

Достаточно сказать, что доля предприятий торговли в общем объеме бюджетных поступлений превышает 11 процентов. Объем розничной торговли вырос по сравнению с 2000 годом в фактических ценах на треть. Позитивные сдвиги в работе промышленных предприятий дали определенный толчок к наполнению рынка товарами отечественного и местного производства.

Важная роль в развитии потребительского рынка и услуг принадлежит малому предпринимательству.

В минувшем году область стала единственным регионом в Уральском федеральном округе, в котором наблюдается рост количества малых предприятий (107 процентов к уровню 2000 года). Такая тенденция происходила на фоне снижения данного показателя в целом по России.

В прошлом году было создано более 11 тысяч новых рабочих мест, а всего в малом бизнесе занято 20 процентов населения области. Индекс роста объемов производства товаров и услуг малого бизнеса составил 127 процентов, или в абсолютных цифрах 18,9 миллиарда рублей. Выросли налоговые отчисления.

Работа по развитию малого предпринимательства будет продолжаться, наращиваться с учетом требований текущего дня. Совершенствуется практика по привлечению малого бизнеса к сотрудничеству с крупными базовыми предприятиями области на основе технологических и маркетинговых услуг. Успешный опыт такого сотрудничества накоплен на ЧТЗ.

Также взят курс на дальнейшее сокращение бюрократического давления на бизнес, повышение уровня экономической свободы для всех участников хозяйственной деятельности. В этом плане уже предприняты меры по кардинальному сокращению лицензируемых видов деятельности в целях обеспечения максимального доступа предпринимателей на рынок.

III

В прошлогоднем Послании Президента говорилось, что одной из главных и ключевых целей развития страны является повышение благосостояния людей.

С осторожным оптимизмом можно констатировать, что в Челябинской области на базе экономического роста и социальной политики сформировалась устойчивая тенденция к росту реальных доходов населения. В истекшем году реальная заработная плата увеличилась на 11,8 процента.

Ликвидированы все долги по заработной плате бюджетникам, уровень которой значительно повышен с декабря прошлого года. Область полностью рассчиталась по детским пособиям с малообеспеченными семьями (выплачено 211 миллионов рублей). Эта ноша копилась более десяти лет, и более трети российских регионов все еще несут ее на себе.

В целом по области на 1 января 2002 года численность получателей детских пособий составила 380 тысяч человек, что на 24 тысячи больше, чем на 1 января 2001 года. Органы социальной защиты приступили к инвентаризации и выплате государственного долга тем получателям детских пособий, выплата которым была в свое время приостановлена. На сегодня принято 189 тысяч заявлений.

Удалось уменьшить последствия одного из самых страшных пороков нарождающегося рынка - безработицы. Предприняты меры по формированию дополнительных актов законодательно - правовой поддержки социальных категорий граждан, что позволило разработать и принять областные законы “Об охране и защите прав детей в Челябинской области“ и “О потребительской корзине“.

Впервые за последние годы в широком объеме шла реализация федеральных законов “О ветеранах“ и “О социальной защите инвалидов в РФ“. Суммарно объем средств по реализации этих законов составил 715,8 миллиона рублей.

В то же время проблем остается много. Доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, как и в целом по стране, остается “неприемлемо высокой“ - почти треть. Людям порой не хватает на самое необходимое. Несмотря на рост рождаемости, наметившийся в 2000 году, смертность превышает показатели рождаемости.

Все это не может не беспокоить власть. Имею в виду и законодательную и исполнительную власть, и глав городов и районов, профсоюзы, общественность. Поэтому главнейшими задачами остаются повышение доходов населения, борьба с бедностью, защита социально уязвимых граждан, сохранение и развитие человеческого ресурса, охрана здоровья.

В здравоохранении было сделано немало. Как я уже сказал, построено и отремонтировано несколько медицинских учреждений, закуплено современное оборудование. Но многое предстоит решить. Правительство области не может согласиться с нарастанием платности услуг, которая порождает скрытую коммерциализацию государственных и муниципальных больниц и лечебниц.

На одном из заседаний правительства области эти проблемы будут рассмотрены с принятием соответствующих мер.

Постоянным наращиванием лекарственных объемов, госпитализацией проблему здоровья не решить. Этим пользуются фармацевтические магнаты. Именно они заинтересованы в том, чтобы в стране существовала медицина больных, а не медицина здоровья.

Поэтому важную роль должны играть решение экологических проблем, которых у нас немало, особенно на зараженных территориях, профилактические мероприятия, стремление самих людей к здоровому образу жизни, к занятиям физкультурой и спортом.

В прошлом году на развитие физкультуры и спорта дополнительно выделено 8,5 миллиона рублей, которые направлены на доплаты преподавателям физкультуры и приобретение простейшего спортинвентаря. Из разных источников на 25,8 миллиона рублей получили финансовую поддержку спортивные команды высшей лиги и суперлиги, 1,5 миллиона было выделено на подготовку южноуральских спортсменов к зимним Олимпийским играм в США и проведение XIX Всемирных игр глухих спортсменов.

Все это позволило нашей области стать третьей из 89 субъектов Федерации по количеству завоеванных медалей на финальных всероссийских соревнованиях 2001 года. Наши спортсмены завоевали 35 золотых, 71 серебряную и 67 бронзовых наград, пропустив вперед только спортсменов Санкт - Петербурга и Краснодарского края.

За истекший год построено, реконструировано и оборудовано 116 спортивных сооружений и площадок, что позволило увеличить единовременную пропускную способность спортивных сооружений на 2,6 тысячи человек.

В наступившем году работа по оздоровлению южноуральцев средствами физической культуры и спорта будет вестись в соответствии с решениями Госсовета Российской Федерации, в том числе в соответствии с поручениями Президента России В.В. Путина по итогам заседания Госсовета.

Правительство области рассмотрит этот вопрос в апреле и примет областную программу первоочередных мер по развитию физкультуры и спорта, в том числе детско - юношеского, строительству и реконструкции физкультурно - спортивных сооружений, увеличению физической активности в учебных заведениях.

По-прежнему самое пристальное внимание будет обращено на развитие образования и культуры. В текущем году одной из главных задач будет участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена в общеобразовательных учреждениях, подготовка областной целевой программы “Педагогические кадры“, сохранение и развитие принципа бесплатности и доступности, организация на достойном уровне отдыха, оздоровления, занятости детей в летний период, борьба с беспризорностью.

Этому социальному злу мы вместе, в том числе депутаты, главы городов и районов, трудовые коллективы, органы внутренних дел, женские, ветеранские, молодежные, профсоюзные организации должны противопоставлять систему мер социального, педагогического, экономического и духовно - нравственного порядка.

Сколько бы мы ни строили детских домов и приютов, колоний - это не решение проблемы. В ее основе, конечно, лежат социальные причины, бедность, неустроенность. Но самое главное - неблагополучие в семьях, снижение ответственности родителей за воспитание детей. Ведь по улицам городов главным образом бродят безнадзорные, а не беспризорные дети.

Говоря не только о беспризорниках, но и всей молодежи, о студенчестве, приходится констатировать, что в России выросло новое поколение, которое хотя и свободно от “системного государственного насилия“, в то же время жестоко страдает от отсутствия созвучных современности идеалов, девальвации непреходящих человеческих ценностей, бездуховности.

Исправление этого тяжелейшего социального недуга невозможно без участия семьи, наших ветеранов, педагогов, деятелей культуры и искусства, писателей, журналистов, всей общественности.

IV

Уважаемые депутаты! В прошлом году после выборов приступили к исполнению своих конституционных и уставных полномочий Губернатор и Законодательное собрание, большинство глав и представительных органов местного самоуправления.

Образовано правительство, которое рассмотрело на своих заседаниях 59 важнейших вопросов. Это доказывает его общественную востребованность и состоятельность как властного коллегиального органа.

Разработано и реализовано в качестве законодательной инициативы Губернатора 34 законопроекта по самым насущным вопросам. В целом Законодательное собрание приняло в прошлом году 72 закона Челябинс“ой области. Вами проделана масштабная работа, которая заслуживает уважения.

В прошлом году была создана система работы с наказами избирателей, высказанными в ходе предвыборной кампании 2000 года. Мы их считаем одной из основных форм социального диалога между властью и обществом.

В докладе прописаны меры по совершенствованию структуры управления, подготовки кадров, борьбы с преступностью, наркоманией.

Органы внутренних дел добились некоторого повышения раскрываемости преступлений.

Власть оказывала материально - техническую, финансовую, организаторскую, нормативную поддержку правоохранительным органам и судебной системе, которые продолжают работать в непростых условиях.

На борьбу с наркоманией было дополнительно выделено 32,3 миллиона рублей. Созданы и действуют Координационный центр межведомственного взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, база данных “Наркотики“. Эти и другие меры позволили на 34,6 процента снизить количество несовершеннолетних, привлеченных к уголовной ответственности за преступления, связанные с наркотиками. На 28,7 процента сократилось число подростков, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения

Вместе с тем общее положение дел в правовой защите граждан остается сложным и неоднозначным. Криминальная обстановка как в стране в целом, так и в области в частности продолжает оставаться неблагополучной. В прошлом году от преступников пострадало 55 тысяч человек, 2 тысячи погибло. Это и горе семей, и исковерканные судьбы, оставшиеся сироты.

В числе негативных факторов, влиявших на обстановку, оказались нестабильная социально - экономическая ситуация в депрессивных территориях, рост неконтролируемой миграции, резкий разрыв в материальном положении различных социальных категорий, а также активизация преступных сообществ в направлении наркотизации общества.

Наша задача не просто усилить борьбу с преступностью и антиобщественными действиями, а более эффективно устранять социальные причины подобных явлений.

Жизненно важным и для области, и для страны становится ключевое условие - построение жесткого механизма, препятствующего разрастанию и давлению на власть организованной преступности и олигархических структур, воспроизводству коррупции.

Таким образом, несмотря на воздействие комплекса негативных факторов социального и экономического свойства, областная исполнительная и законодательная власть, муниципальные образования и их главы, руководители предприятий, организаций, трудовые коллективы, работники социальных сфер совместно предприняли в прошлом году серьезные меры для сохранения стабильности и управляемости общественными и экономическими процессами.

При этом власть знает о том, что жизненный уровень многих и многих южноуральцев остается еще невысоким. Есть сложности в реализации жилищной программы, в дополнительной поддержке нуждаются целый ряд социальных программ, сельское хозяйство. Большое давление люди испытывают от роста цен, тарифов, дорогих услуг. Не все трудности преодолены в сфере здравоохранения, образования и воспитания.

Вместе с этими реальными человеческими проблемами Челябинская область остается регионом со стабильной общественно - политической и социально - экономической обстановкой. В области сформировался экономический климат, способствующий развитию всех видов бизнеса, укрепляется социальная солидарность между властью, производителями и профсоюзами.

Главная задача на 2002 год - и дальше развивать эти процессы. Нейтрализовать признаки наметившейся общероссийской стагнации. Несмотря на все негативные факторы и ограничения, закрепить достигнутые результаты и создать условия для дальнейшего развития экономики и роста благосостояния жителей Челябинской области.

Благодарю за внимание!

Губернатор

Челябинской области,

Председатель

Правительства

Челябинской области

П.И.СУМИН