Законы и бизнес в России

Информация Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от <19.03.2002> “Как отстоять свои права“

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ИНФОРМАЦИЯ

от 19 марта 2002 года

КАК ОТСТОЯТЬ СВОИ ПРАВА

Вопрос. “13 февраля мы купили телевизор в магазине на Северо - Западе. На следующий день, 14 февраля, он сломался - стал вдруг отключаться. Имеем ли мы право отказаться от этого телевизора? Или нужно обязательно ждать, когда пройдут три ремонта (так говорят в магазине)?“

Ответ. В соответствии со ст. 18 Федерального закона “О защите прав потребителей“ вы как потребитель вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки
(модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли - продажи.

Продавец в данной ситуации будет отвечать за недостатки в телевизоре, если не докажет, что они возникли после передачи телевизора потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы, так как телевизор еще на гарантии. Требование потребителя о расторжении договора купли - продажи должно удовлетворяться в 10-дневный срок. Ни о каких трех ремонтах речи быть не может.

Вопрос. “В январе мы купили у частного предпринимателя игровой диск для компьютера. Причем при покупке продавцу сразу сказали, что нужен диск для девятилетнего ребенка. Попросили найти что-нибудь ясное и понятное. Пришли домой и, с трудом загрузив диск, обнаружили, что он полностью на английском языке. Нам об этом продавец даже не обмолвился. Хотели поменять диск на другой или хотя бы вернуть его за полцены, но продавец ни в какую. Что делать? В суд подавать? Нужна ли какая-то экспертиза для суда, что это не просто наши капризы, а диск действительно совершенно не подходит для ребенка? И еще. Нам известен лишь адрес торговой точки, где мы приобрели диск. Нужно ли узнавать имя и адрес частного предпринимателя, чтобы обратиться к нему с претензией?“

Ответ. В соответствии с п. 3. ст. 4 Закона РФ “О защите прав потребителей“ (далее - закон) если продавец при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Несоответствие переданного продавцом товара
целям его приобретения (то есть условиям договора) влечет возникновение у потребителя тех же прав, как при продаже товара ненадлежащего качества. То есть потребитель вправе на основании ст. 18 Закона по своему выбору потребовать того же, о чем мы говорили в ответе на первый вопрос (см. выше).

Кроме того, в соответствии со ст. 8 - 10 закона продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. В статье 10 закона определен объем обязательной информации, которую продавец обязан довести до сведения потребителей. Так, информация о товарах в обязательном порядке должна содержать в том числе сведения об основных потребительских свойствах товаров - про то, что диск на английском языке, вам обязаны были сообщить.

Таким образом, вы в данном случае вправе требовать расторжения договора и на основании п. 1 ст. 12 закона, так как при заключении договора вам не была предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора.

В случае если продавец не удовлетворит в добровольном порядке указанные требования потребителя, изложенные в письменной претензии, спор подлежит рассмотрению в суде. Претензия на имя предпринимателя может быть направлена по адресу приобретения товара. Проведения экспертизы товара для обращения в суд в данном случае не требуется.

Вопрос. “Почему у нас дважды берут за обслуживание и ремонт квартиры? И, кроме того, с нового года добавили графу “за вывоз мусора и уборку двора“, хотя это и так входит в “обслуживание и ремонт“. А мусор все равно не убирают, крысы бегают кругом“.

Ответ. В соответствии с ГОСТом Р51617-2000, принятым и введенным в действие
постановлением Госстандарта России от 19.06.2000 г. N 158-ст, понятия ремонта и технического обслуживания различны. Так, под ремонтом понимается комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта и восстановлению ресурса изделия или его составных частей; под техническим обслуживанием понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности объекта при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании.

Что касается введения новой графы за вывоз мусора, то и это является правомерным. Дело в том, что органам местного самоуправления предоставлено право утверждать нормативы потребления жилищно - коммунальных услуг, а также ставки и тарифы на жилищно - коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) в соответствии с постановлением правительства РФ от 2.08.99 г. N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“. Администрация Челябинска этим правом воспользовалась.

Вопрос. “Во втором и третьем подъездах из подвала парит до пятого этажа. Потолки уже все отсырели, штукатурка отваливается, двери в подъезде, которые, кстати, сами жильцы сделали, от воды разбухать стали. Обращались в ЖЭУ, там отвечают: “Денег нет“. Что делать, как повлиять на них? В прошлом году четыре месяца ограничивали подачу горячей воды: то она шла только до 16 часов, то только до 20 часов. А два месяца вообще горячей воды не было. Мы хотим сделать перерасчет. Как это сделать?“

(Жильцы дома по ул. Российской, 63а.)

Ответ. Если услуга не оказывается или оказывается ненадлежащим образом, то необходимо обращаться с соответствующей претензией к ЖЭУ. Впрочем, претензионный порядок не является обязательным, поэтому потребитель вправе непосредственно обратиться в суд за защитой его нарушенных прав. На основании ст.
17 Закона РФ “О защите прав потребителей“ он будет освобожден от уплаты государственной пошлины.

В случае перерыва в водоснабжении более 30 часов суммарно в месяц плата не производится за каждый час превышения допустимого суммарного перерыва за расчетный период (месяц). Основанием этому служит постановление Главы администрации Челябинской области от 20 января 1995 г. N 37. Для того чтобы сделать перерасчет в оплате, необходимо обратиться в жилищно - эксплуатационную организацию с соответствующим требованием. В случае отказа в удовлетворении указанных требований потребитель вправе обратиться в суд.

Вопрос. “У меня украли почтовый ящик. На почте говорят: сами покупайте новый и устанавливайте. Но ведь раньше это делала почтовая служба. Я выписываю на почте газету и журнал, значит, почтальоны должны обеспечить доставку. Пусть тогда до квартиры доносят, как телеграмму. Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию?“

Ответ. В соответствии с п. 103 Правил оказания услуг почтовой связи (утвержденных постановлением правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 725) установка, обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно - эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются по заявкам операторов почтовой связи за счет средств этих собственников и организаций.

Однако пользователи, проживающие в районах малоэтажной застройки (частные дома), устанавливают почтовые абонентские ящики за счет собственных средств.

Таким образом, если потребитель не проживает в районе малоэтажной застройки, он вправе на основании ст. 29 Закона “О защите прав потребителей“ обратиться к оператору связи с письменной претензией об устранении недостатков в оказании услуги почтовой связи, а именно с требованием возобновить доставку почты. При отказе
почты удовлетворить данные требования спор подлежит рассмотрению в суде.

Вопрос. “У меня своя ТВ - антенна установлена на балконе. Общей домовой антенной я не пользуюсь. У моего друга вообще НТВ - плюс стоит. Как исключить из счета, присылаемого за оплату коммунальных услуг, оплату за обычную коллективную антенну?“

Ответ. Нужно написать заявление в жилищно - эксплуатационную организацию, обслуживающую ваш дом, с просьбой освободить от оплаты за пользование коллективной антенной, так как фактически вы ею не пользуетесь. После такого заявления должен прийти представитель ЖЭКа с проверкой фактов, указанных в вашем заявлении, и по подтверждении их вас должны освободить от оплаты.

Но возможна и такая ситуация, что фактически потребитель не пользуется коллективной антенной, а ЖЭК по неизвестным обстоятельствам уклоняется от освобождения жильца от оплаты или не направляет своего представителя для установления факта освобождения от оплаты. В этом случае потребителю придется обращаться в суд с соответствующим требованием.

Вопрос. “25 февраля я заказала в вязальной мастерской “Рукодельница“ кофту 46-го размера из шерсти красного цвета. Специально указала, что кофта нужна к 8 Марта. Приемщица установила в договоре срок исполнения заказа - 6 марта. Придя в этот день за готовым изделием, я с удивлением обнаружила, что кофта связана не из красной, а из серой шерсти. Конечно, я потребовала возврата уплаченной суммы - такая кофта мне не нужна. Но в мастерской деньги вернуть отказались. Кто из нас прав?“

Ответ. Действия сотрудников мастерской неправомерны. Закон “О защите прав потребителей“ устанавливает три основания расторжения договора потребителем при обнаружении недостатков выполненной услуги: неустранение недостатков оказанной услуги в согласованный сторонами срок; обнаружение существенных недостатков услуги; обнаружение иных
существенных отступлений от условий договора.

Существенным недостатком услуги признается неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или появляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Под иным существенным отступлением от условий договора согласно ст. 450 ГК Российской Федерации понимается нарушение условий договора, которое влечет для стороны такой ущерб, при котором она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Читательница может требовать расторжения договора на основании того, что мастерская допустила иные существенные отступления от условий договора.