Законы и бизнес в России

Постановление Президиума Челябинского областного суда от 13.02.2002 <Об отмене решения мирового судьи судебного участка N 2 Тракторозаводского района суда города Челябинска от 18 июля 2001 года. Надзорное производство по делу N 4Г-2002-09>

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2002 года

Надзорное производство N 4г-2002-09

Мировой судья: Агеев Е.С.

Президиум Челябинского областного суда в составе председательствующего Вяткина Ф.М., членов Президиума Кунышева А.Г., Фединой Г.А., Балакиной Н.В., Савик Л.Н., Сыскова В.Л., с участием и.о. прокурора Челябинской области Ваганов А.Б. рассмотрел в заседании 13 февраля 2002 года по докладу судьи Турковой Г.Л. протест и.о. председателя Челябинского областного суда на решение мирового судьи судебного участка N 2 Тракторозаводского района суда города Челябинска от 18 июля 2001 года и

УСТАНОВИЛ:

Инспекция по налогам и сборам по Тракторозаводскому району г. Челябинска обратилась в суд с иском к Д. о взыскании задолженности и пени по подоходному
налогу за 1997 год, начисленная по данным декларации, поданной Д. за 1997 год. Обязанность по погашению задолженности в срок до 15.07.1998 года налогоплательщиком не была выполнена. Сумма основного долга составила 2914,01 коп., пени - 3423,38 коп.

В судебном заседании представитель истца уменьшил сумму иска по основному долгу до 1954,81 руб., по пени - до 2292,96 руб.

Д. с иском не согласилась, утверждая что задолженности по налогу не имеет, но доказательств его уплаты представить не может.

Мировой судья постановил решение об удовлетворении иска.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В протесте поставлен вопрос об отмене решения мирового судьи в связи с неправильным применением норм материального права и процессуального права (ст. 330 ГПК РСФСР).

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста и заключение прокурора области, Президиум находит протест подлежащим удовлетворению.

Д. как предприниматель, осуществлявший в 1997 году свою деятельность без образования юридического лица на основании свидетельства, выданного администрацией Тракторозаводского района г. Челябинска N 1944 от 13.11.1995 года в соответствии со ст. 6, 12 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“ является плательщиком подоходного налога, объектом налогообложения которого является совокупный доход, полученный в календарном году.

Налогообложение доходов физических лиц налоговыми органами осуществляется на основании деклараций физических лиц о фактически полученных ими в течение года доходах по ставкам, предусмотренным статьей 6 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц“.

24 марта 1998 года Д. подала декларацию о доходах, полученных ею в 1997 году, согласно которого сумма дохода, подлежащая налогообложению составила 19370095 рублей (без учета деноминации), а сумма подоходного налога, подлежащего уплате с совокупного дохода - 2914019 рублей. Согласно этого же расчета сумма налога,
подлежащего доплате в результате перерасчета составила 1714019 рублей.

Удовлетворяя требования Инспекции министерства по налогам и сборам в части взыскания недоимки по подоходному налогу в сумме 1951 руб. 81 коп. (с учетом деноминации) мировой судья принял во внимание копию лицевого счета с указанием суммы недоимки в этом размере, сославшись на данные декларации о совокупном годовом доходе ответчицы за 1997 год. Однако представленного истцом расчета мировой судья не проверил, противоречия в расчетах, выполненных ГНИ в декларации и лицевом счете не устранил.

Решение суда в части взыскания пени в связи с неуплатой истицей подоходного налога в установленные законом сроки, мировой судья также исходил из представленного истцом расчета и не проверил его. Принимая расчет, выполненный Инспекцией Министерства по налогам и сборам суд не учел, что в связи с введением с 1 января 1999 года в действие первой части Налогового Кодекса РФ изменилась правовая природа пени. До введения в действие первой части Налогового Кодекса РФ взыскание пени предусматривалось ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“, в виде санкции за нарушение налогового законодательства. Взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога устанавливалось в размере 0,3 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если законом не предусматривались иные размеры пени. Федеральным законом от 26.03.1998 N 42-ФЗ установлено, что за несвоевременную уплату налогов ежедневная ставка пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент вступления в силу этого Федерального закона, (в ред. Федерального закона от 23.07.98 N 120-ФЗ).
Федеральный закон от 26.03.1998 года N 42-ФЗ вступил в действие с 1.04.1998 года.

После введения в действие первой части Налогового Кодекса РФ пени определяется ни как санкция, а как денежная сумма, уплата которой обеспечивает исполнение налоговой обязанности и является средством обеспечения исполнения обязательств. Ее назначение - стимулировать своевременное исполнение обязательства по уплате налога, а также побуждать к минимальной просрочке уплаты налога, если срок уплаты налога нарушен.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ГПК РСФСР в случае отсутствия закона, регулирующего сходные правоотношения, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такого закона суд исходит из общих начал и смысла действующего законодательства.

Указанные отношения по уплате пени являются сходными с гражданско - правовыми, поэтому к отношениям по уплате пеней за несвоевременное внесение налогов может применяться по аналогии закона ст. 333 ГК РФ.

Согласно ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых людей и иные гарантии социальной защиты. Начисление пени и ее взыскание не должны влечь непомерных расходов налогоплательщика по ее уплате, лишения гражданина - налогоплательщика гарантий, предусмотренных ст. 7 Конституции РФ и налоговое законодательство не преследует таких целей.

Мировой судья оставил без внимания обстоятельства, на которые ссылалась ответчица - что она прекратила индивидуальную трудовую деятельность с июня 1998 года, является пенсионером и получает государственную пенсию по возрасту, инвалид второй группы, ветеран труда, и не проверил фактической способности ответчика к уплате начисленной пени в полном размере.

Кроме того,
в нарушении требований ст. 46 ГПК РСФСР суд принял изменения суммы иска на основании заявления представителя Инспекции министерства по налогам и сборам М. и устного заявления представителя истца И., участвовавшей в судебном заседании и действовавшим на основании доверенности. Меж тем сведений о том, обладали ли эти лица полномочиями изменения иска мировой судья не проверил. Копии доверенности М. в материалах дела нет, в судебной заседании эта доверенность не исследовалась. Представитель И., как это видно из копии доверенности N 08-6293 от 11.05.2000 года, такими полномочиями не обладает. Кроме того доверенность имеет не оговоренные в доверенности дополнения о сроках действия этой доверенности.

При новом рассмотрении дела мировому судье необходимо устранить отмеченные недостатки, проверить правильность расчета суммы недоимки по подоходному налогу и пени, с учетом введения в действие с 1 января 1999 года Налогового Кодекса РФ, обсудить соразмерность суммы пени к размеру основного долга, причины неуплаты с учетом принципа справедливости судебного решения, исходя из общих начал и смысла действующего законодательства конкретных обстоятельств дела.

Руководствуясь ст. 329, 330 ГПК РСФСР, Президиум

ПОСТАНОВИЛ:

Отменить решение мирового судьи судебного участка N 2 Тракторозаводского района суда города Челябинска от 18 июля 2001 года и направить дело на новое рассмотрение тому же мировому судье.

Председательствующий: Ф.М.ВЯТКИН

Судья: Г.Л.ТУРКОВА