Законы и бизнес в России

Дело Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 05.02.2002 N 47-4/01 <О нарушении Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ Администрацией Металлургического района города Челябинска>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 5 февраля 2002 г. N 47-4/01

Главе Администрации

Металлургического района

г. Челябинска

С.М. Никитину

454047, г. Челябинск,

ул. Б. Хмельницкого, 6

Главе г. Челябинска

В.М. Тарасову

454000, г. Челябинск,

пл. Революции, 2

Председателю Челябинской

Городской Думы

В.М. Тарасову

454113, г. Челябинск,

пл. Революции, 2

Председателю Комитета экономики

Челябинской области

В.Н. Дятлову

454000, г. Челябинск,

пл. Революции, 4

Индивидуальному

предпринимателю без образования

юридического лица

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии: Кондрашов А.В. - руководитель

Челябинского территориального

управления МАП России;

Члены Комиссии: - Лимаренко В.С. - начальник Отдела по надзору

за соблюдением антимонопольного

законодательства (ОНАЗ);

- Гонтаренко В.А. - специалист 1 категории

ОНАЗ;

- Долгова Н.В. - специалист 1 категории ОНАЗ;

в присутствии представителей:

от Челябинской городской Думы - Пушина Г.Ф.;

от Администрации Металлургического района - Жукова Н.С.;

от Администрации г. Челябинска - Сатаева В.Т.;

в отсутствие индивидуального предпринимателя (надлежащим образом уведомлен);

рассмотрев дело N 47-4/01 о нарушении Администрацией Металлургического района г. Челябинска (адрес: Челябинская область, г. Челябинск, ул. Б. Хмельницкого, 6) п. 1 ст. 7
Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

УСТАНОВИЛА:

В ЧТУ МАП России поступило обращение индивидуального предпринимателя Б. с жалобой на неправомерные действия Администрации Металлургического района г. Челябинска (далее - Администрация), выразившиеся в выдаче предписания N 561 от 26.10.01 о необходимости получения аттестатов торговых объектов в срок до 10.11.2001 Администрация обосновывает такие действия требованиями утвержденного решением Челябинской городской Думы от 28 сентября 1999 г. N 43/3 Положения “Об аттестации объектов в сфере торговли, рабочих мест в мелкорозничной торговой сети и предприятий по производству продуктов питания на территории г. Челябинска“ (далее - Положение об аттестации), а также, требованием со стороны Администрации г. Челябинска, структурным подразделением которой является Администрация, отчетов о ходе проведения аттестации. Документов, свидетельствующих о запросе таких отчетов, и более того, о принудительно - распорядительном их характере, представителем Администрации представлено не было.

Необходимо также отметить, что в письме N 17 от 04.02.2002 Администрация указывает на возможность выдачи предписаний о необходимости оформить аттестаты торговых объектов иным хозяйствующим субъектам, нормативным обоснованием чего, по мнению органа местного самоуправления, является Положение об аттестации.

Представитель Администрации г. Челябинска в заседании Комиссии указал на то, что существование таких отчетов действительно имеет место, однако отрицал существование указаний о принудительном проведении аттестации. Кроме того, лицами, принимавшими участие в заседании Комиссии, было отмечено, что за период, прошедший с принятия Положения об аттестации жалобы со стороны хозяйствующих субъектов на понуждение к прохождению аттестации не поступали.

В ходе рассмотрения заявления и приложенных к нему документов, было также выявлено, что при выдаче разрешения на организацию торговли Администрация Металлургического района предъявляет к хозяйствующим субъектам требования
о заполнении ими листа согласований установленной формы (приложение к постановлению главы Администрации Металлургического района от 05.11.2001 N 1348). Требование ряда согласований, согласно объяснений представителя Администрации на Комиссии, обусловлены, во-первых, в ряде случаев (согласование с органами, осуществляющими санитарно - эпидемиологический надзор, пожарный надзор, ГИБДД, управлением архитектуры и градостроительства) требованиями п. 1.3 Положения “Об основных технических требованиях для вновь открываемых предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания“ (утверждено решением Коллегии Администрации г. Челябинска N 103 от 06.08.1998), в остальных случаях (согласование со специалистами по защите прав потребителей Администрации района, Отдела по торговле и услугам Администрации района, Управлением ЖКХ Администрации района и др.) - созданием необходимой информационной основы для самих хозяйствующих субъектов о том, каким требованиям должен соответствовать объект. Кроме того, по утверждению представителя Администрации, отсутствие согласований с органами, не предусмотренными п. 1.3 Положения об основных технических данных, не служит препятствием для оформления разрешения на открытие торговых объектов. Иные согласования, предусмотренные Положением об основных технических требованиях, могут быть заменены приложением уже имеющихся у хозяйствующего субъекта справок, заключений уполномоченных органов.

Изучив представленные материалы, объяснения и доводы сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что Администрация своими действиями, выразившимися в предъявлении к ИП Б. (в форме выдачи предписания N 561 от 26.10.2001) и иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность в сфере розничной торговли и производства продуктов питания, требований об обязательном получении аттестатов торговых объектов, рабочих мест в мелкорозничной торговой сети, предприятий по производству продуктов питания в установленные сроки, ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в сферах, подлежащих аттестации, требует от них дополнительным материальных и временных затрат,
чем ущемляет их интересы.

Действия Администрации, выразившиеся в предъявлении ко всем хозяйствующим субъектам, которые имеют намерение осуществлять деятельность на соответствующем товарном рынке, требования о согласовании открытия торговых объектов с органами, согласование с которыми не предусмотрено действующим законодательством, ограничивают самостоятельность указанных хозяйствующих субъектов, ущемляют их интересы.

Такие действия Администрации противоречат п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности“, запрещающему органам местного самоуправления совершать любые действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие действия могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

Данный вывод был сделан, исходя из следующего.

1. Проведение аттестации требует предоставления хозяйствующим субъектом определенных документов, контролировать наличие которых уполномочены соответствующие органы (такие, например, как свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход). Согласно п. 1.3 Положения об аттестации под аттестацией понимается определение соответствия объекта, рабочего места требованиям санитарных норм, требований пожарной безопасности и др. Органы местного самоуправления не являются органами, уполномоченными контролировать соблюдение санитарных норм, требований пожарной безопасности и др. Выдача уполномоченными органами заключений о соответствии хозяйствующего субъекта тем или иным нормам и требованиям осуществляется на платной основе. Таким образом, проведение аттестации носит для хозяйствующих субъектов обременительный характер, чем ограничивает их самостоятельность и требует дополнительных материальных затрат, что ущемляет их интересы. Учитывая это, а также, то, что действующее законодательство не содержит обязанности хозяйствующего субъекта проходить подобную процедуру, подразумевается, что хозяйствующий субъект вправе самостоятельно определить необходимость прохождения аттестации.

Необходимо также отметить, что Администрацией не было представлено документов, подтверждающих правомерность выдачи органом местного самоуправления таких актов,
как предписание, и полномочий Администрации в этой связи.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу, что требование со стороны Администрации, предъявленное к ИП Б., противоречит п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции...“.

2. Постановлением главы Администрации Металлургического района N 1348 от 05.11.2001 установлен обязательный для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания порядок предварительного получения согласований, необходимый для функционирования предприятий в соответствии с действующими архитектурными, санитарными, противопожарными и другими требованиями. Такая формулировка положения, подразумевающая обязательный характер установленного порядка, указывает на несостоятельность доводов представителя Администрации о том, что отсутствие согласований с органами, не предусмотренными п. 1.3 Положения об основных технических данных, не служит препятствием для оформления разрешения на открытие торговых объектов, а также о том, что согласования, предусмотренные Положением об основных технических данных, могут быть заменены приложением уже имеющихся у хозяйствующего субъекта справок, заключений уполномоченных органов.

Постановлением Главы Администрации N 1348 от 05.11.2001 были также утверждены формы листов согласований (приложения 1 - 5).

06.08.1998 решением Коллегии Администрации г. Челябинска N 103 было принято Положение “Об основных технических требованиях для вновь открываемых предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания“. Пункт 1.3 Положения предусматривает при вводе в эксплуатацию согласование с органами местного самоуправления, органами, осуществляющими санэпиднадзор, пожарный надзор, с ГИБДД, управлением архитектуры и градостроительства. Иные согласования, содержащиеся в утвержденных постановлением главы Администрации N 1348 от 05.11.2001 листах согласований, не имеют под собой нормативно - правового обоснования. Доводы представителя Администрации о необходимости создания информационной основы деятельности хозяйствующих субъектов не могут быть приняты Комиссией во внимание, поскольку не имеют под собой нормативного обоснования, а ее создание имеет ограничительный для хозяйствующих
субъектов характер. Более того, утверждение представителя Администрации о том, что отсутствие согласований с органами, не предусмотренными п. 1.3 Положения об основных технических данных, не служит препятствием для оформления разрешения на открытие торговых объектов указывает на нецелесообразность включения в лист согласований установленного образца ряда дополнительных, не предусмотренных действующим законодательством, согласований.

Все указанные действия свидетельствуют о введении со стороны Администрации дополнительных ограничительных процедур, связанных как с началом предпринимательской деятельности, так и с дальнейшим ее осуществлением. Действия Администрации имеют своим результатом создание дополнительных административных барьеров для выхода на соответствующие товарные рынки, что в свою очередь, может повлечь ограничение конкуренции на них.

Действующее гражданское законодательство основывается на признании беспрепятственного осуществления гражданских прав (в т.ч., и права на свободное использование своих способностей на осуществление предпринимательской деятельности), недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела и т.д. (ст. 1 ГК РФ). При этом, ограничение гражданских прав допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в которой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и свобод других лиц и т.д. (ст. 55 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ).

Введение органами местного самоуправления ограничений иначе, как на основании федерального закона, квалифицируется в соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции...“ как нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и п. 2.12 “Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства“, (утв. Приказом ГКАП от 25.07.96 N 91, регистрационный N 1143 (с изм. от 11.03.99),

РЕШИЛА:

1. Признать действия Администрации Металлургического района г. Челябинска, выразившиеся в выдаче ИП Б.
предписания N 561 от 26.10.2001, содержащего требования:

- о получении в установленный срок аттестатов торговых объектов;

- о согласовании открытия торговых объектов с органами, согласование с которыми не предусмотрено действующим законодательством,

нарушением п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Признать действия Администрации Металлургического района г. Челябинска, выразившиеся во включении в утвержденные постановлением Главы Администрации Металлургического района N 1348 от 05.11.2001 формы листов согласований необходимые для оформления распоряжения на открытие торговых объектов и непредусмотренные действующим законодательством согласования, нарушением п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

3. Выдать Администрации Металлургического района г. Челябинска предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

4. Выдать Челябинской городской Думе, Администрации г. Челябинска рекомендации.

Председатель Комиссии: А.В.КОНДРАШОВ

Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

В.А.ГОНТАРЕНКО

Н.В.ДОЛГОВА

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 5 февраля 2002 года

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: А.В. Кондрашов, В.С. Лимаренко, В.А. Гонтаренко, Н.В. Долгова на основании своего решения от 5 февраля 2002 года по делу 47-4/01 о нарушении Администрацией Металлургического района г. Челябинска (г. Челябинск, ул. Б. Хмельницкого, 6) п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Администрации Металлургического района г. Челябинска в срок до 25 февраля 2002 года прекратить нарушения п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“:

- прекратить понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли, производства продуктов питания, к получению аттестатов торговых объектов, рабочих
мест в мелкорозничной торговой сети, предприятий по производству продуктов питания;

- отозвать выданное ИП Б. предписание N 561 от 26.10.2001 в части требования обязательного оформления аттестатов торговых объектов, а также, согласования открытия торговых объектов по следующим позициям: Металлургический РУВД, городская станция по борьбе с болезнями животных, начальник управления ЖКХ Администрации Металлургического района, специалист по защите прав потребителей Администрации Металлургического района, начальник отдела по торговле и услугам Администрации Металлургического района, арендодатель;

- исключить непредусмотренные нормативными актами виды согласований из утвержденных постановлением Главы Администрации Металлургического района N 1348 от 05.11.2001 форм листов согласований, необходимых для оформления распоряжений на открытие торговых объектов.

В срок до 25 февраля 2002 г. представить в ЧТУ МАП России документы, подтверждающие исполнение настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РФ “О конкуренции...“ должностные лица органов исполнительной власти несут административную ответственность.

Председатель Комиссии: А.В.КОНДРАШОВ

Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

В.А.ГОНТАРЕНКО

Н.В.ДОЛГОВА

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

от 5 февраля 2002 года

Комиссия Челябинского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: А.В. Кондрашов, В.С. Лимаренко, В.А. Гонтаренко, Н.В. Долгова на основании своего решения от 5 февраля 2002 года по делу 47-4/01 о нарушении Администрацией Металлургического района г. Челябинска (г. Челябинск, ул. Б. Хмельницкого, 6) п. 1 ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

РЕКОМЕНДУЕТ:

Администрации г. Челябинска:

- привести в соответствие с действующим законодательством порядок
открытия объектов торговли на территории г. Челябинска, а также, процедуру согласования открытия торговых объектов с соответствующими контролирующими органами;

- усилить контроль за соблюдением администрациями районов г. Челябинска действующего законодательства при проведении аттестации торговых объектов, рабочих мест в мелкорозничной торговой сети, предприятий по производству продуктов питания;

- унифицировать систему аттестации торговых объектов, рабочих мест в мелкорозничной торговой сети, предприятий по производству продуктов питания на территории районов в г. Челябинске.

Председатель Комиссии: А.В.КОНДРАШОВ

Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

В.А.ГОНТАРЕНКО

Н.В.ДОЛГОВА