Законы и бизнес в России

Дело Челябинского территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей от 24.07.2001 N 8-4/01 <О нарушении ГУП “Южно-Уральская железная дорога“ пункта 1 статьи 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“>

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 24 июля 2001 года

Начальнику ГУП

“Южно-Уральская

железная дорога“

Дьяконову Ю.М.

454000, г. Челябинск,

пл. Революции, 3

Директору

ООО “Терминал-Сервис“

Шумову С.А.

454039 г. Челябинск,

п. Федоровка,

ул. Карьерная, 1

Директору

ГП Комбинат “Самоцвет“

Кулябову С.Е.

454092 г. Челябинск,

а/я N 10210

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - Козлова А.А., заместитель руководителя

управления;

Члены Комиссии - Лимаренко
В.С., начальник Отдела по

надзору за соблюдением

антимонопольного законодательства

(ОНАЗ);

- Сапрыкина Н.В., главный специалист

ОНАЗ;

- Казакова Л.Ф., ведущий специалист

ОНАЗ.

рассмотрев дело N 8-4/01 от 10.05.2001 г. о нарушении ГУП “Южно-Уральская железная дорога“ (юридический
адрес: г. Челябинск, пл. Революции, 3) п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, в присутствии представителя ГУП “Южно-Уральская железная дорога“, начальника юридического сектора ДЦФТО ЮУЖД - Сурниной Н.А.

УСТАНОВИЛА:

4 августа 2000 года ГУП “Южно-Уральская железная дорога“ (далее - ГУП “ЮУЖД“), на основании телеграммы МПС России N И-8110 от 24.07.2000 г., была издана телеграмма N Н 235-А (подписана начальником дороги - Дьяконовым) где указано, что МПС России на станциях Юго-Восточной железной дороги установлены случаи предъявления импортных грузов (ранее прибывших на станции по ставкам Тарифной политики СНГ) к перевозке назначением на станции Российских железных дорог по Прейскуранту N 10-01. В результате чего, вместо оплаты данных перевозок по ставкам Тарифной политики СНГ, грузоотправители оплачивают их по ставкам Прейскуранта N 10-01, чем наносится материальный ущерб железнодорожному транспорту. ГУП “ЮУЖД“, в своей телеграмме указав на то, что такое положение терпимым быть не может, обязало структурные подразделения дороги:

1. Прекратить принимать к перевозке грузы, импортного происхождения, прибывающие на станции назначения с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ, а отправляемые со станций с расчетом платы по Прейскуранту N 10-01.

2. Всем НОД ДС проанализировать аналогичное положение дел и во избежание потерь доходов и связанных с этим последствий провести проверки по результатам которых доложить в ДЦТО до 15.08.2000 г.

3. Дорожному центру по контролю за финансовой деятельностью (НЦР) установить контроль за соблюдением телеграммы.

Из документов представленных письмом ГУ Комбинат “Самоцвет“ N 423 от 25.04.2001 г., следует, что 8 августа 2000 года начальник станции Шершни ЮУЖД, руководствуясь телеграммой ГУП “ЮУЖД“ N Н-235-А от 04.08.2000 г.,
отказал в приеме к перевозке груза, предъявленного ГУ Комбинат “Самоцвет“, в том числе груза, отправляемого по договору с ООО “ Терминал-Сервис“.

В частности, 8 августа 2000 года, ГУ Комбинат “Самоцвет“, при наличии заявки, принятой и утвержденной ГУП “ЮУЖД“ в порядке предусмотренном ст. 18 ФЗ “Транспортный устав железных дорог РФ“ (далее - ТУЖД), предъявило на станцию Шершни ЮУЖД к перевозке груз (произведенный в Республике Казахстан) до станции Сходня Октябрьской железной дороги. Груз был загружен в вагоны (в том числе в вагоны N 24621286, 26365593, 22541874), поданные под погрузку на железнодорожную ветку комбината, согласно заявки на подачу вагонов под погрузку, предъявленной на станцию ГУ Комбинатом “Самоцвет“ 7 августа 2000 года. О подаче вагонов под погрузку, согласно договора на эксплуатацию подъездного пути от 24.12.98 г., заключенного с ГУП “Южно-Уральская железная дорога“, и утвержденной ГУП “ЮУЖД“ заявки, свидетельствует ведомость подачи и уборки вагонов N 081077.

При предъявлении груза к перевозке были представлены транспортные железнодорожные накладные формы ГУ-29-0 (в том числе, железнодорожные накладные серии Ю 714327, Ю 714328, Ю 711257). Как свидетельствуют документы, денежные средства, необходимые для оплаты указанных перевозок, были перечислены на лицевой счет комбината в ТехПД ЮУЖД, задолженность за перевозки грузов и иные причитающиеся железной дороги платежи на момент предъявления указанного груза к перевозке у ГУ Комбината “Самоцвет“ отсутствовала. Однако, 8 августа 2000 года, начальник станции Шершни ЮУЖД отказал ГУ Комбинат “Самоцвет“ в приеме к перевозке груза, загруженного в указанные вагоны. Основанием отказа, как следует из письма начальника станции N 113 от 08.08.2000 г., является “телеграмма N Н 235-А от 04.08.2000 г. начальника дороги Дьяконова
о немедленном прекращении приема к перевозке грузов казахского происхождения, прибывающих на станции назначения с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ, а отправляемых со станции с расчетом платы по Прейскуранту N 10-01“. Кроме того, из ведомости подачи и уборки вагонов N 081077 (колонка “Примечание“) следует, что “отказная“ на указанные вагоны осуществлена по вине клиента по причине отсутствия денежных средств на оплату перевозки по ставкам “Тарифной политики“.

Как следует из претензии исх. N 946 от 10.11.2000 г., предъявленной ГУ Комбинат “Самоцвет“ ГУП “ЮУЖД“, в результате отказа 8 августа 2000 года на станции Шершни ЮУЖД в приеме груза к перевозке по основаниям указанным в телеграмме N Н 235-А от 04.08.2000 г. были существенно ущемлены права и интересы ГУ Комбината “Самоцвет“, в т.ч. вызвали серьезные проблемы с размещением на складских площадях груза, выгруженного из вагонов, а также с последующей реализацией груза, подачей и отправкой других вагонов с грузами комбината, привели к возникновению опасности порчи груза.

Представители третьих лиц, участвующих в деле, а именно ГУ Комбинат “Самоцвет“ и ООО “Терминал-Сервис“, в заседание Комиссии не явились.

Представитель ГУП “ЮУЖД“, в заседании Комиссии указал, что действия ГУП “ЮУЖД“, по изданию телеграммы N Н 235-А, обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций по ставкам Прейскуранта N 10-01, являются правомерными по следующим основаниям:

Телеграмма начальника ГУП “ЮУЖД“ N Н235-А от 04.08.2000 г. была издана во исполнение телеграммы МПС России N 8110 от 24.07.2000 г., выполнение условий которой является обязательным для ГУП “ЮУЖД“. МПС
России внесло изменения в телеграмму N 8110 от 24.07.2000 г. своей телеграммой N Ш-10657 от 21.09.2000 г.

Грузы, импортного происхождения, прибывающие на станции ГУП “ЮУЖД“ с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ, не должны приниматься станциями к перевозке до станций Российских железных дорог с расчетом платы по ставкам Прейскуранта N 10-01, поскольку такие перевозки относятся к международным и должны оплачиваться по ставкам Тарифной политики СНГ.

Правомерность применения ставок Тарифной политики СНГ при расчетах за перевозки указанных грузов подтверждается телеграммами МПС России N 454 от 31.03.1999 г., N И11926 от 28.12.1998 г.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения, представленные представителем ГУП “ЮУЖД“, Комиссия пришла к выводу, что действия ГУП “ЮУЖД“ по изданию телеграммы N Н 235-А, обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций по ставкам Прейскуранта N 10-01, противоречат п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“:

ГУП “Южно-Уральская железная дорога“ занимает доминирующее положение на рынке предоставления услуг по железнодорожным перевозкам грузов и пассажиров, внесено в Реестр хозяйствующих субъектов Челябинской области, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов (утвержден Челябинским территориальным управлением МАП России на 01.01.2001 г.).

Пунктом 1 статьи 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц.

В качестве основания прекращения приема грузов, импортного происхождения (ранее прибывших на
станцию с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ), к перевозке, в телеграмме ГУП “ЮУЖД“ N Н 235-А от 04.08.2000 г. указывается ее оплата по ставкам Прейскуранта N 10-01.

Статьей 36 ТУЖД, предусмотрено, что отправление груза может быть задержано железной дорогой, в случае несвоевременного внесения платы за перевозку груза и иных причитающихся железной дороге платежей. Однако, прекращение приема грузов, импортного происхождения, ранее прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ, а отправляемых со станций с расчетом платы по Прейскуранту N 10-01, является неправомерным по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 ТУЖД, тарифы на перевозки грузов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, на которые законодательством РФ возложены данные функции. Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О федеральном железнодорожном транспорте“ предусмотрено, что тарифы на перевозки грузов по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются на основе государственной, бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с ФЗ “О естественных монополиях“, в порядке определяемом Правительством РФ. Исходя из статей 6 и 11 Федерального Закона “О естественных монополиях“ определение (установление) цен (тарифов) и их предельного уровня осуществляется органом регулирования естественных монополий. Выполнение указанных функций, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793 “Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства“, в настоящее время возложено на МАП России.

Тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении установлены Прейскурантом N 10-01.

Тарифы на перевозки грузов в международном сообщении, согласно статьи 10 Федерального закона “О федеральном железнодорожном транспорте“, устанавливаются в соответствии с международными договорами РФ.

Таким образом, ГУП “ЮУЖД“ и МПС России не вправе были
самостоятельно устанавливать тарифы на грузовые перевозки во внутригосударственном сообщении. Основаниями для применения иных, не предусмотренных Прейскурантом N 10-01 тарифов, могут быть факт заключения договора перевозки грузов в международном сообщении, а также наличие международного договора.

Источник происхождения товара не является основанием для не применения ставок Прейскуранта N 10-01 при осуществлении расчетов за внутригосударственные (внутрироссийские) перевозки.

Как показывает анализ текста телеграммы, прекращение приема указанных грузов к перевозке, в связи с внесением платы в соответствии с Прейскурантом N 10-01, распространяется и на перевозки, при которых станция отправления и станция назначения являются станциями российских железных дорог, т.е. внутригосударственные (внутрироссийские) перевозки. (Перевозки грузов, при которых станция отправления и станция назначения являются станциями российских железных дорог, относятся к внутригосударственным (внутрироссийским) перевозками и не могут быть отнесены к международным, поскольку, в соответствии со ст. 2 ФЗ “О федеральном железнодорожном транспорте“, под международным железнодорожным сообщением“ понимается “перевозка груза, грузобагажа и багажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, включая железнодорожное сообщение с государствами - участниками содружества СНГ“).

Более того, Тарифная политика СНГ и Тарифная политика РЖД (которая была разработана на основе Тарифной политики СНГ), не могут быть отнесены к международным договорам, поскольку они носили межведомственный характер и не были ратифицированы, в то время как в соответствии с п. 1“а“ ст. 15 Федерального закона “О международных договорах Российской Федерации“, для придания таким актам силы международного договора они подлежат ратификации.

(Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2001 года N 9046/00, который, кроме того, установил, что тарифы на железнодорожные перевозки грузов, в том числе и в международном сообщении по территории
РФ, установлены прейскурантом N 10-01).

Ссылка ГУП “ЮУЖД“ на то, что телеграмма N Н 235-А издана в связи с необходимостью исполнения телеграммы МПС России N И-8110 от 24.07.2000 г. не может быть принята во внимание. Так как, пунктом 2 статьи 15 Конституции РФ предусмотрена обязанность должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы.

Телеграмма МПС России N И-8110 от 24.07.2000 г. (позже изменена телеграммой МПС России N Ш-10657 от 21.09.2000 г.) издана МПС России с превышением своих полномочий, в нарушение установленного нормативными актами РФ порядка ценообразования на железнодорожные перевозки грузов, а также нарушением установленной формы и порядка издания нормативных актов РФ.

Таким образом, ГУП “ЮУЖД“ не вправе руководствоваться указанной телеграммой МПС России.

По указанным основаниям, не могут быть приняты во внимание также и телеграммы МПС России N 454 от 31.03.1999 г. и N И-11926 от 28.12.1998 г., которыми внесены изменения и разъяснения в телеграмму МПС России N 722 от 05.09.1998 г., установившую порядок расчетов за перевозки экспортно - импортных грузов по ставкам Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении и исключительным тарифам.

В связи с изложенным, издание ГУП “ЮУЖД“ телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г., по изданию телеграммы N Н 235-А, обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций по ставкам Прейскуранта N 10-01, является неправомерным и противоречит ТУЖД, Федеральному Закону “О федеральном железнодорожном транспорте“ и другим указанным действующим нормативным актам РФ, которыми не предусмотрены такие основания прекращения приема грузов к перевозке и согласно которых, тарифы
на перевозки грузов по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются на основе государственной, бюджетной, ценовой и тарифной политики в соответствии с Федеральным законом “О естественных монополиях“ в порядке, устанавливаемом Правительством РФ и должны оплачиваться по ставкам Прейскуранта N 10-01.

Указанная телеграмма ГУП “ЮУЖД“ повлекла неправомерный отказ ГУ Комбинату “Самоцвет“ 8 августа 2000 года в приеме к перевозке груза со станции Шершни ЮУЖД до станции Сходня Октябрьской железной дороги, которая была оплачена по ставкам Прейскуранта 10-01. Станции назначения и отправления, являются станциями Российских железных дорог, то есть в пути следования груз также не должен был пересечь границы Российской Федерации. Следовательно, такая перевозка не может быть отнесена к международным и должна оплачиваться по ставкам Российских нормативных актов, к которым относится Прейскурант N 10-01. (Необходимо отметить, что стоимость перевозки груза, рассчитанная в соответствии с Тарифной политикой, значительно превышает стоимость аналогичной перевозки, определенной исходя из ставок Прейскуранта N 10-01.)

На основании изложенного, Комиссия пришла к выводу, что действия ГУП “ЮУЖД“, выразившиеся в издании телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г., обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций по ставкам Прейскуранта N 10-01 являются неправомерными и могут привести к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов, которые осуществляют поставки импортных товаров на российские рынки по железной дороге, в том числе может иметь место необоснованный отказ от заключения договора перевозки в связи с исполнением указанной телеграммы и (или) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования, в том числе взимание платы за перевозки внутри страны по ставкам Тарифной политики СНГ;

привели к ущемлению интересов хозяйствующего субъекта - ГУ Комбинат “Самоцвет“, которое выразилось в необоснованном отказе последнему 8 августа 2000 года в приеме груза к перевозке со станции Шершни до станции Сходня Октябрьской железной дороги в связи с исполнением указанной телеграммы, при наличии на лицевом счете комбината в ТехПД ЮУЖД достаточных для оплаты перевозки груза по ставкам Прейскуранта N 10-01, что запрещено пунктом 1 статьи 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 27 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ и пунктом 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ГУП “Южно-Уральская железная дорога“, выразившиеся в издании телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г., обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций по ставкам Прейскуранта N 10-01, противоречащими п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать ГУП “Южно-Уральская железная дорога“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

Н.В.САПРЫКИНА

Л.Ф.КАЗАКОВА

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 24 июля 2001 г. N 6

Комиссия Челябинского территориального управления МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии - Козлова А.А., заместитель руководителя

управления;

Члены Комиссии - Лимаренко В.С., начальник отдела по

надзору за соблюдением

антимонопольного законодательства

(ОНАЗ);

- Сапрыкина Н.В., главный специалист

ОНАЗ;

- Казакова Л.Ф., ведущий специалист

ОНАЗ.

на основании своего решения от 24 июля 2001 г. по делу N 8-4/01 о нарушении ГУП “Южно-Уральская железная дорога“ (юридический адрес: г. Челябинск, пл. Революции, 3) статьи 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ГУП “Южно-Уральская железная дорога“ в срок до 15 августа 2001 года прекратить нарушение статьи 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в издании телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г., обязывающей структурные подразделения дороги прекратить прием к перевозке грузов, импортного происхождения, прибывших на станции с расчетом платы по ставкам Тарифной политики СНГ и отправляемых со станций по ставкам Прейскуранта N 10-01.

ГУП “Южно-Уральская железная дорога“, в срок до 15 августа 2001 года, отменить действие противоречащей антимонопольному законодательству телеграммы N Н 235-А от 04.08.2000 г.

О выполнении настоящего предписания сообщить до 22 августа 2001 г.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии со статьями 23 и 24 Закона РФ “О конкуренции...“ коммерческие и некоммерческие организации и их руководители, должностные лица органов исполнительной власти, индивидуальные предприниматели несут административную ответственность.

Председатель Комиссии: А.А.КОЗЛОВА

Члены комиссии: В.С.ЛИМАРЕНКО

Н.В.САПРЫКИНА

Л.Ф.КАЗАКОВА