Решение Челябинской городской Думы от 14.04.1999 N 38/9 “О программе информатизации системы образования города Челябинска до 2005 года“ (вместе с “Программой информатизации системы образования города Челябинска до 2005 года“, “Комментарием специалиста“)
Утратил силу в связи с истечением срока действия (п. 21 приложения N 2 к Решению Челябинской городской Думы от 28.02.2006 N 10/15).ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 1999 г. N 38/9
О ПРОГРАММЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДО 2005 ГОДА
В соответствии со статьей 3 Регламента Челябинской городской Думы, в целях эффективного использования новых информационных технологий, ускорения значимых практических результатов информатизации системы образования города Челябинска Челябинская городская Дума
РЕШАЕТ:
1. Утвердить программу информатизации системы образования города Челябинска до 2005 года (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя комиссии по социальной политике В.В. Кибизову и заместителя главы города по социальным вопросам Т.Л. Харисову.
Глава города Челябинска
В.М.ТАРАСОВ
Приложение
к решению
Челябинской городской Думы
от 14 апреля 1999 г. N 38/9
ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДО 2005 ГОДА
1. ВВЕДЕНИЕ
“Программа информатизации системы образования г. Челябинска до 2005 г.“ разработана в развитие принятой Постановлением Главы администрации города Челябинска от 03.08.95 г. N 706-п “Программы информатизации системы образования г. Челябинска“.
В процессе реализации ранее принятой Программы достигнуты определенные результаты как в части информатизации образовательных процессов, так и в части информатизации процессов управления сферой образования. Это позволило:
- создать основу информационной компьютерной сети образовательных учреждений г. Челябинска, включающую в себя компьютерные классы в целом ряде образовательных учреждений, локальные сети в общеобразовательных учреждениях и районных управлениях образования, а также информационные ресурсы глобальных сетей, доступные как в режиме on-line, так и по электронной почте;
- использовать возможности современных компьютеров в образовательном процессе, его организации и реализации;
- целенаправленно внедрять информационные технологии в школьном образовании;
- развить нормативно - инструктивное обеспечение системы информатизации.
В целях придания процессу информатизации необходимой динамики развития, эффективного использования новых информационных технологий, ускорения достижения значимых практических результатов возникла необходимость в разработке новой “Программы информатизации системы образования г. Челябинска“, которая должна послужить методологической основой для создания программ информатизации районных управлений образования г. Челябинска.
При составлении новой программы учтены подходы и решения, изложенные в “Системном проекте региональной автоматизированной информационной системы (РАИС) органов управления Челябинской области“, разработанном Управлением информационных систем и технологий областной администрации и утвержденном 17.11.98 г. Губернатором области.
В связи с дефицитом финансовых ресурсов решение проблем информатизации системы образования г. Челябинска необходимо осуществлять с учетом оптимального распределения средств по системе образовательных учреждений города в рамках четкой координации работ по информатизации всех сфер муниципального управления.
2. СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Анализ состояния информатизации системы образования г. Челябинска показал следующее:
1. Основная цель информатизации системы образования, провозглашенная в “Программе информатизации системы образования г. Челябинска“, во многом успешно реализуется. В частности, за прошедшие 1995 - 1998 гг. от хаотичного состояния процесса информатизации был осуществлен переход к планомерному развитию компьютерной и программной базы, что позволило поднять уровень обучения и воспитания подрастающего поколения, сформировать современный подход к решению проблем управления системой образования.
2. Специализированные многоцелевые классы (типа “ПИЛОТ“ и др.), оснащенные современной вычислительной техникой, сетевыми адаптерами, программными средствами для работы в локальных и глобальных сетях, технологии работ с базами данных и т.п. внедрены в ряде образовательных учреждений города.
3. Наряду с использованием традиционных средств подготовки и переподготовки работников образования получили развитие новейшие информационные технологии и системы, в частности, мультимедиа, обучающие и тестирующие комплексы.
4. На основе утвержденной в 1995 г. “Программы информатизации системы образования г. Челябинска“ районными управлениями образования были разработаны и последовательно реализуются программы информатизации образования в образовательных учреждениях районов.
Процесс информатизации системы образования г. Челябинска осуществлялся по следующим основным направлениям:
1. Создание в ряде образовательных учреждений города современных компьютерных классов и обеспечение их интеграции в единую территориальную информационно - телекоммуникационную сеть.
2. Разработка и внедрение в учебный процесс современных учебно - методических материалов, основанных на использовании новых информационных технологий.
3. Повышение квалификации работников образовательных учреждений и органов управления образованием, связанное с необходимостью работы в новых условиях компьютеризации образовательных учреждений.
В течение 1995 - 1998 годов в деятельности образовательных учреждений города активно внедрялась новейшая компьютерная техника, создан ряд самых современных компьютерных классов. Только в 1998 году новые компьютерные классы были установлены в образовательных учреждениях NN 5, 11, 13, 18, 26, 30, 37, 45, 80, 89, 91, 92, 105, 118, 121 и 142. Число образовательных учреждений, имеющих на сегодняшний день современную технику, составило 8,4 % от их общего количества.
Современная компьютерная техника начинает использоваться и в дошкольных образовательных учреждениях, причем как в образовательном процессе детей, так и в организации управления финансово - хозяйственной деятельностью этих учреждений.
Каждое районное управление образования и 68 школ города имеют утвержденные программы информатизации.
При информатизации управленческой деятельности в районных управлениях образования и ряде школ обеспечено: оснащение компьютерами бухгалтерий, внедрение современных технических средств и программного обеспечения для ведения делопроизводства, использования компьютерных методов обработки статистической отчетности и оформления методических материалов.
Большую помощь в овладении современными информационными технологиями как в учебном процессе, так и управленческой деятельности оказала интеграция компьютерной техники в глобальные информационные сети Internet. Более 70 образовательных учреждений и районные управления образования города Челябинска имеют доступ к пользованию возможностями глобальных сетей.
Наряду с оснащением школ вычислительной техникой, заметно возросло число и других технических средств информационной направленности, внедряемых в образовательный процесс: копировальное оборудование, проекторы, различный иллюстративный материал в виде фолий (прозрачные носители информации для проекционных устройств) по целому комплексу образовательных дисциплин (физика, математика, информатика, химия, история и т.д.). Такие информационные технологии (т.е. без использования компьютеров) благодаря своей относительной дешевизне и многофункциональности также способны оказать существенную помощь преподавателям в проведении занятий.
Городским управлением по делам образования совместно с Южно-Уральским государственным университетом создан Учебно - методический центр “Новые информационные технологии в образовании“, который не только координирует работу образовательных учреждений и районных управлений образования в процессе информатизации учебного процесса и административной деятельности, но также занимается разработкой и адаптацией к местным условиям уже имеющихся учебно - методических разработок, основанных на использовании новых информационных технологий.
Учебно - методический центр “Новые информационные технологии в образовании“ обеспечивает телекоммуникационный доступ образовательных учреждений города к информационным, учебным и методическим ресурсам, расположенным на специально созданном для нужд системы образования сервере. С помощью созданных информационных ресурсов сотрудниками учебно - методического центра осуществляется работа по повышению квалификации управленческих и преподавательских кадров. Обучение ведется как в очном, так и в дистанционном вариантах. Методическая поддержка процесса повышения квалификации проводится совместно со специалистами Российской академии образования.
Две школы (NN 31 и 93) создали собственные информационные серверы, интегрированные в глобальные компьютерные сети. Еще 35 школ имеют свои “странички“ на сервере учебно - методического центра (http://Scholar.urc.ac.ru). Благодаря интеграции в Internet ряд школ (NN 11, 31, 76, 89, 109 и др.) уже использует сетевые технологии в учебном процессе: сетевые олимпиады, телекоммуникационные проекты и т.д.
В 1997 и 1998 году в рамках Программы проводились городские конкурсы “Новые информационные технологии в школе“. Конкурсы проводились по нескольким номинациям, отражающим основные направления использования компьютерных технологий в школе. Опыт проведения таких конкурсов является уникальным для России.
В то же время, в процессе информатизации системы образования г. Челябинска можно отметить ряд недостатков:
- внедрение новых информационных технологий в процесс школьного образования не приобрело массового характера в связи с ограниченностью финансовых ресурсов;
- вопросы информатизации образования пока еще недостаточно отражаются в управлении образовательным процессом;
- неэффективное использование компьютерной техники в ряде образовательных учреждений для проведения занятий не только по информатике, но и по другим предметам, что связано, в основном, с недостаточной квалификацией учителей - предметников в области использования новых информационных технологий в учебном процессе, а также нерешенностью организационных проблем по предоставлению компьютерных классов;
- медленно идет работа по созданию комплекса методических материалов по использованию средств информатизации в образовательном процессе;
- пока не в полной мере организована работа по повышению квалификации педагогических кадров области в части использования новых информационных технологий в образовательном процессе.
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
3.1. Целями информатизации системы образования г. Челябинска было и остается совершенствование образовательного процесса в учреждениях образования города на основе создания современных компьютерных классов, использования новейших интеллектуальных информационных технологий, а также возможности интеграции в территориальные и глобальные информационные сети; обеспечение получения и освоения обучающимися знаний и навыков в области информатики и компьютерной техники, необходимых для дальнейшей деятельности и образования; введение в общеобразовательный процесс высокого уровня информационной культуры.
3.2. Реализация целей информатизации системы образования города осуществляется посредством решения следующих основных задач:
- развитие позитивных тенденций в информатизации системы образования г. Челябинска, повышение уровня преподавания школьной информатики и рост парка вычислительной техники (компьютерных классов, локальных сетей и др.) в общеобразовательных школах;
- корректировка стратегии информатизации системы образования г. Челябинска в связи с постоянно возникающими новыми проблемами и ограничениями;
- разработка и формирование общегородского банка данных системы образования;
- оценка значимости, эффективности и интеллектуальных возможностей внедряемых информационных технологий, компьютерных систем и разрабатываемых на их основе методик;
- формирование системы педагогических, научно - методических и организационно - воспитательных мероприятий, необходимых для реализации программы информатизации системы образования города;
- разработка и внедрение информационных технологий и ресурсов, обеспечивающих поддержку принятия решений в органах управления образованием.
4. НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
4.1. Создание информационной инфраструктуры системы образования г. Челябинска в ряду других (муниципального управления, хозяйства, строительства, экологии, медицины и здравоохранения, культуры и др.) должно осуществляться в разрезе следующих основных направлений:
1. техническом (использование современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций в образовании);
2. информационно - технологическом (применение новых информационных технологий, систем формирования, хранения, обработки и передачи данных);
3. программном (приобретение и разработка разнообразных программных продуктов, средств, систем и оболочек по всему комплексу проблем и задач информатизации образования);
4. методико - педагогическом (участие в формировании регионального компонента рациональных общеобразовательных и специализированных программ преподавания школьной информатики, совершенствование методики обучения работе с компьютерами и сетями, подготовка и переподготовка педагогического состава);
5. организационном (разработка системы оргмероприятий по повышению эффективности подготовки учащихся за счет использования информационных технологий в образовании и т.п.).
4.2. Основные принципы информатизации системы образования г. Челябинска состоят в следующем:
1) обеспечение иерархичности формируемой информационной инфраструктуры образования и ее интеграции в целостную информационную систему;
2) создание условий для распределенной обработки информации между учреждениями образования и управляющими органами;
3) формирование стандартизированного информационного ядра в общегородском банке данных от всех держателей локальных баз систем образования;
4) создание единого информационно - образовательного пространства города, доступ к общегородскому банку данных и обеспечение необходимой координации работ через Совет по информатизации системы образования г. Челябинска;
5) применение новых эффективных информационных технологий и систем и рациональное использование информационных ресурсов;
6) обеспечение защиты информации, санкционированного доступа к специализированным информационным системам образования, их способности к наращиванию информационных ресурсов, передающих каналов и саморазвитию;
7) использование мирового опыта создания информационных систем в образовании, их соответствия международным стандартам и технологиям;
8) обеспечение современного уровня преподавания информатики, кадровой политики и повышения квалификации работников образования.
4.3. Структурная схема информационных ресурсов системы образования города Челябинска представлена на рис. 1.
----------------¬ ----------------------¬
¦ Региональный ¦<---------------------->¦ Банк данных ¦
¦ банк данных ¦ ----------------¬ ¦ Главного управления ¦
¦ администрации ¦<---+ Общегородской +-->¦ образования ¦
¦ Челябинской ¦ ¦ банк данных ¦ ¦ администрации ¦
¦ области ¦ ¦ ¦ ¦ Челябинской области ¦
L---------------- L---------------- L----------------------
/ / /
----------------------- ¦ L-----------------------¬
¦ V ¦
¦ ----------------------¬ ¦
¦ ¦ Банк данных ¦ ¦
¦ ¦ Управления по делам ¦ ¦
¦ ¦ образования ¦ ¦
¦ ¦ города Челябинска ¦ ¦
¦ L---------------------- ¦
¦ / / ¦
¦ --------- L-------¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ V V ¦
----+----¬ ---------------¬ ---------------¬ ----+----¬
¦ ¦ ¦ Базы данных ¦ ¦ Базы данных ¦ ¦ ¦
¦Районный¦<-->¦ Управлений ¦ ... ¦ Управлений ¦<--->¦Районный¦
¦ банк ¦ ¦ образования ¦ ¦ образования ¦ ¦ банк ¦
¦ данных ¦ ¦районов города¦ ¦районов города¦ ¦ данных ¦
¦ ¦ ¦ Челябинска ¦ ¦ Челябинска ¦ ¦ ¦
L--------- L--------------- L--------------- L---------
/ / / /
------------ ¦ ¦ L-----------¬
¦ ¦ ¦ ¦
V V V V
------------¬ ------------¬ ------------¬ ------------¬
¦Базы данных¦ ¦Базы данных¦ ¦Базы данных¦ ¦Базы данных¦
¦образова- ¦...¦образова- ¦ ¦образова- ¦...¦образова- ¦
¦тельных ¦ ¦тельных ¦ ¦тельных ¦ ¦тельных ¦
¦учреждений ¦ ¦учреждений ¦ ¦учреждений ¦ ¦учреждений ¦
L------------ L------------ L------------ L------------
/ / / /
¦ ¦ ¦ ¦
-------+----------------+---------------+---------------+-------¬
¦Первичная информация от образовательных учреждений (отчетность,¦
¦ персонифицированные базы данных учащихся, ¦
¦ программно - методические материалы и т.д.) ¦
L----------------------------------------------------------------
Рис. 1. Структурная схема информационных ресурсов
системы образования города Челябинска
5. РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
5.1. Аспекты развития технической базы и инфраструктуры информатизации системы образования г. Челябинска должны быть основаны на следующих положениях:
- центральный комплекс информационной системы в Управлении по делам образования города Челябинска должен быть построен на основе ЭВМ достаточной мощности с функционально полным набором устройств и технических средств, обеспечивающих системе функции хранения, обработки и обмен информацией между ней и локальными сетями в районных управлениях образования;
- установка в школах города современных компьютерных станций и средств связи с учебно - методическим центром “Новые информационные технологии“ и серверами управлений по делам образования г. Челябинска и районов должна быть продолжена в рамках, определенных планом мероприятий по реализации программы информатизации системы образования г. Челябинска до 2005 г.;
- оснащение учреждений образования многоцелевыми классами на базе IBM-совместимой вычислительной техники, фирменных сетевых адаптеров, технических средств и устройств должно обеспечивать возможности графического моделирования, модемной связи, сканирования и др.;
- при развитии системы следует предусмотреть расширение технических возможностей по обеспечению непрерывной работы информационной системы образования, работу в многопользовательских и многозадачных режимах, поддержку систем управления базами данных, разделение доступа пользователей к ресурсам на основе уровня привилегий и т.п.;
- необходимо обеспечить унификацию прикладного программного обеспечения для пользователей информационной инфраструктуры образования города на уровне всех трех звеньев управления (городского, районного, школьного) на базе единых программно - технических платформ, используемых в информационно - вычислительной сети города;
- вопрос о создании общегородской технико - эксплуатационной службы, обеспечивающей ремонт, модернизацию и установку средств компьютерно - телекоммуникационного оборудования в образовательных учреждениях, должен решаться в соответствии с развитием потребностей и в рамках финансовых ограничений;
- оснащение современными наглядными пособиями по базовым дисциплинам: учебными таблицами, слайд - альбомами, прозрачными транспарантами (кодограммами) и современными информационными комплексами отображения информации коллективного пользования и индивидуального пользования должно расширяться с учетом развития соответствующих методических и технических возможностей ЮУрГУ.
5.2. Для удовлетворения информационных потребностей в сфере образования образовательных учреждений и органов управления образованием должен быть предоставлен современный широкий спектр услуг, в том числе:
- доступ в общегородской банк данных в соответствии с уровнем привилегий в режиме нерегламентированных запросов;
- использование электронной почты, позволяющей сократить бумажный документооборот, повысить оперативность доставки информации;
- работу с “электронными досками объявлений“, применение многофункциональных табло для отображения текстовой, цветной графической информации и др.;
- доступ к электронным банкам данных высших учебных заведений, Главного управления образования администрации Челябинской области, библиотек, музеев, архивов, хранилищ и т.д., а также других городов и стран посредством использования возможностей глобальной сети Internet;
- использование компьютеризированных систем обучения и тестирования.
5.3. В развитие инфраструктуры информатизации образования целесообразно в городском и районных управлениях образования создать условия для широкого использования оргтехнических и программных комплексов типа “Автоматизированный офис“, которые позволят автоматизировать многие функции сотрудников органов управления образованием.
6. МЕХАНИЗМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
6.1. Схема организационно - управленческих и информационно - технологических связей между органами управления, учреждениями и организациями, участвующими в процессе информатизации системы образования города Челябинска, представлена на рис. 2.
----------------------¬ ---------------¬
¦ Управление ¦ ¦ Глава ¦<---------------------¬
¦ информационных ¦<-->¦ города ¦ --------------------¬¦
¦систем и технологий ¦ ¦ Челябинска ¦ ¦ Главное управлени妦
¦ администрации ¦ L--------------- ¦ образования ¦¦
¦Челябинской области ¦ / ¦ администрации ¦¦
+---------------------+ ¦ ¦Челябинской област覦
¦Совет по экспертизе ¦ V L--------------------¦
¦поставок компьютерно-¦ ---------------¬ / ¦
¦телекоммуникационных ¦<-->¦ Управление ¦ ¦ ----
¦и программных средств¦ ¦ по делам ¦ ¦
L---------------------- ¦ образования ¦<- -- V
/ ¦г. Челябинска ¦ ----------------¬
¦ +--------------+<--->¦---------------+¬
V ¦ Совет по ¦ ¦¦Администрации ¦
----------------------¬ ¦информатизации¦ ¦¦районов города ¦
¦ Южно-Уральский ¦<-->¦ системы ¦ L+ Челябинска ¦
¦ государственный ¦ ¦ образования ¦<---¬ L----------------
¦ университет ¦ L--------------- ¦ /
+---------------------+ / V ¦
¦Учебно - методический¦ ¦ ----------------¬ ¦
¦ центр “Новые ¦ V ¦ Челябинский ¦ ¦
¦ информационные ¦ ---------------¬ ¦государственный¦ ¦
¦ технологии в ¦ ¦--------------+¬ ¦педагогический ¦ ¦
¦ образовании“ ¦ ¦¦ Управления ¦ ¦ университет ¦ ¦
+---------------------+ ¦¦ образованием ¦ +---------------+ ¦
¦ Челябинский ¦ ¦¦администраций ¦ ¦ Челябинский ¦ ¦
¦ региональный центр ¦ ¦¦районов города¦ ¦ институт ¦ ¦
¦ высшей школы ¦ L+ Челябинска ¦ ¦ повышения ¦ ¦
L---------------------- L--------------- ¦ квалификации ¦ ¦
/ / ¦ работников ¦ ¦
¦ ¦ ¦ образования ¦ ¦
¦ ¦ L---------------- ¦
¦ L----------------------
----------------------------+------------¬
¦----------------------------------------+-¬
¦¦-----------------------------------------+-¬
L+¦ Учреждения образования ¦
L+ города Челябинска ¦
L-------------------------------------------
Рис. 2. Схема организационно - управленческих
и информационно - технологических связей между
органами управления, учреждениями и организациями,
участвующими в процессе информатизации системы
образования г. Челябинска
6.2. Работы по формированию информационной инфраструктуры образования города осуществляются под руководством Управления по делам образования города Челябинска и под наблюдением Совета по информатизации системы образования города.
Основные решения по информатизации системы образования формируются в рамках программы информатизации организациями, определенными для реализации работ по конкретным этапам и направлениям деятельности на основе хозяйственных договоров. Предложения и результаты рассматриваются на Совете по информатизации системы образования.
6.3. В целях решения различных вопросов и задач информатизации системы образования Совет по информатизации системы образования г. Челябинска имеет право вносить на рассмотрение администрации города и Управления по делам образования г. Челябинска предложения по созданию рабочих групп для проведения научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ в области информатизации образования.
6.4. Приобретение компьютерно - телекоммуникационных и программных средств для системы образования города должно осуществляться с учетом рекомендаций Совета по экспертизе поставок компьютерно - телекоммуникационных и программных средств при Управлении информационных систем и технологий администрации Челябинской области.
6.5. Руководители структур управления базовых организаций, принимающих участие в реализации программы информатизации системы образования г. Челябинска, должны оказывать необходимое содействие службам и отдельным сотрудникам в работах по информатизации системы образования.
6.6. Организационные, финансовые и иные вопросы по информатизации системы образования должны быть закреплены соответствующими решениями Совета по информатизации системы образования, постановлениями, распоряжениями и другими нормативными актами на соответствующих уровнях управления.
6.7. Финансирование работ осуществляется за счет бюджетных средств, инвестиций заинтересованных предприятий и организаций, внебюджетных источников.
6.8. По проблемам информатизации системы образования г. Челябинска необходимо проведение обсуждений, семинаров, лекций, выставок с демонстрацией технических и программных средств, технической литературы. Их проведение возможно осуществлять на базе Южно-Уральского государственного университета, Челябинского института повышения квалификации работников образования, администрации г. Челябинска с широким привлечением ученых и представителей Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, специалистов Управления информационных систем и технологий администрации Челябинской области.
Секретарь
Челябинской городской Думы
В.А.КРЮКОВ
Приложение
к программе
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА ДО 2005 ГОДА
---T-------------------------T--------T-----------T---------------T---------¬
¦N ¦ Мероприятия ¦Объем ¦Источники ¦ Исполнители ¦ Сроки ¦
¦пп¦ ¦финанси-¦финансиро- ¦ ¦выполне- ¦
¦ ¦ ¦рования ¦вания ¦ ¦ ния ¦
+--+-------------------------+--------+-----------+---------------+---------+
¦1 ¦Разработка проекта ¦20,0 ¦Смета ¦Управление ¦1999 г. ¦
¦ ¦развития информатизации ¦тыс.руб.¦Управления ¦по делам ¦ ¦
¦ ¦системы образования ¦ ¦по делам ¦образования ¦ ¦
¦ ¦г. Челябинска ¦ ¦образова- ¦города, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ния ¦временный ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦научно-исследо-¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦вательский ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦коллектив ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2 ¦Интеграция информационных¦50,0 - ¦Внебюджет- ¦Управление ¦Постоянно¦
¦ ¦ресурсов образовательных ¦80,0 ¦ные фонды, ¦по делам ¦в течение¦
¦ ¦учреждений в единый ¦тыс.руб.¦сметы ¦образования, ¦1999 - ¦
¦ ¦городской банк данных ¦в год ¦Управления ¦ЮУрГУ ¦2005 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦... и РУО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3 ¦Методическая помощь и ¦ - ¦ - ¦Управление ¦Постоянно¦
¦ ¦коррекция разработки ¦ ¦ ¦информационных ¦в течение¦
¦ ¦районных и городских ¦ ¦ ¦систем и ¦1999 - ¦
¦ ¦информационных систем с ¦ ¦ ¦технологий ¦2005 г. ¦
¦ ¦целью их интегрирования ¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦
¦ ¦на региональном уровне ¦ ¦ ¦Челябинской ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4 ¦Подготовка и утверждение ¦ - ¦ ¦Управление ¦По мере ¦
¦ ¦организационных ¦ ¦ ¦по делам ¦необхо- ¦
¦ ¦документов, типовых ¦ ¦ ¦образования ¦димости ¦
¦ ¦положений, ¦ ¦ ¦города, ЮУрГУ, ¦в течение¦
¦ ¦регламентирующих развитие¦ ¦ ¦ЧИПКРО ¦1999 - ¦
¦ ¦информатизации системы ¦ ¦ ¦ ¦2005 г. ¦
¦ ¦образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5 ¦Оснащение городского и ¦4,5-5,1 ¦Смета ¦Управления ¦Постоянно¦
¦ ¦районных управлений ¦млн.руб.¦Управления ¦по делам ¦в течение¦
¦ ¦образования и ¦в год ¦по делам ¦образования ¦1999 - ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦образования¦города и ¦2005 г. ¦
¦ ¦учреждений г. Челябинска ¦ ¦города, ¦районов, Совет ¦ ¦
¦ ¦компьютерно -телекоммуни-¦ ¦внебюджет- ¦по экспертизе ¦ ¦
¦ ¦кационными, программными ¦ ¦ные фонды, ¦поставок ¦ ¦
¦ ¦и другими средствами ¦ ¦спонсорские¦компьютерно - ¦ ¦
¦ ¦информатизации ¦ ¦средства, ¦телекоммуника- ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦доброволь- ¦ционных и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ные взносы ¦программных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦“изических ¦средств при ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦и юридичес-¦Управлении ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ких лиц ¦информационных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦систем и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологий ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦администрации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6 ¦Проведение работ по ¦50,0 - ¦Внебюджет- ¦Управление ¦В течение¦
¦ ¦ремонту, модернизации и ¦60,0 ¦ные фонды, ¦по делам ¦1999 г. ¦
¦ ¦установке средств ¦тыс.руб.¦сметы ¦образования ¦ ¦
¦ ¦компьютерно -телекоммуни-¦ ¦Управления ¦города, ЧРЦ ВШ ¦ ¦
¦ ¦кационного оборудования в¦ ¦по делам ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦образования¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях ¦ ¦и РУО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7 ¦Внедрение методик ¦ - ¦ - ¦Управление ¦Постоянно¦
¦ ¦образовательного процесса¦ ¦ ¦по делам ¦в течение¦
¦ ¦на базе новых ¦ ¦ ¦образования ¦1999 - ¦
¦ ¦информационных технологий¦ ¦ ¦города, РУО, ¦2005 г. ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОУ, УМЦ “Новые ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦информационные ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦технологии в ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦образовании“ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8 ¦Разработка методик ¦ 10,0 ¦Смета ¦ЧИПКРО, ¦Постоянно¦
¦ ¦использования ¦тыс.руб.¦Управления ¦Управление ¦в течение¦
¦ ¦информационных технологий¦в год ¦по делам ¦по делам ¦2000 - ¦
¦ ¦в системе повышения ¦ ¦образования¦образования ¦2005 г. ¦
¦ ¦квалификации, аттестации ¦ ¦города ¦города, ¦ ¦
¦ ¦работников ¦ ¦ ¦УМЦ “Новые ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦информационные ¦ ¦
¦ ¦учреждений и структур ¦ ¦ ¦технологии в ¦ ¦
¦ ¦управления образованием ¦ ¦ ¦образовании“ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9 ¦Повышение квалификации ¦ 20,0 ¦Смета ¦ЧИПКРО, ЮУрГУ, ¦Постоянно¦
¦ ¦работников ¦тыс.руб.¦Управления ¦ЧГПУ ¦в течение¦
¦ ¦образовательных ¦в год ¦по делам ¦ ¦1999 - ¦
¦ ¦учреждений и структур ¦ ¦образования¦ ¦2005 г. ¦
¦ ¦управления образованием в¦ ¦города ¦ ¦ ¦
¦ ¦области использования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦новых информационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦10¦Подготовка и организация ¦ 80,0 - ¦Внебюджет- ¦Управление ¦Постоянно¦
¦ ¦выставок, семинаров, ¦100,0 ¦ные фонды, ¦по делам ¦в течение¦
¦ ¦конкурсов, олимпиад с ¦тыс.руб.¦сметы ¦образования ¦1999 - ¦
¦ ¦использованием ¦в год ¦Управления ¦города, РУО, ¦2005 г. ¦
¦ ¦информационных технологий¦ ¦по делам ¦ЮУрГУ, ЧГПУ, ¦ ¦
¦ ¦в образовании ¦ ¦образования¦образовательные¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦города, РУО¦учреждения ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦11¦Периодическое издание ¦20,0 ¦Смета ¦УМЦ “Новые ¦По от- ¦
¦ ¦бюллетеня “Информатизация¦тыс.руб.¦Управления ¦информационные ¦дельному ¦
¦ ¦системы образования ¦в год ¦по делам ¦технологии в ¦плану ¦
¦ ¦города“ ¦ ¦образования¦образовании“ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦города ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦12¦Оценка и контроль ¦ - ¦ - ¦Управление ¦Ежегодно,¦
¦ ¦состояния и хода ¦ ¦ ¦по делам ¦в течение¦
¦ ¦информатизации системы ¦ ¦ ¦образования ¦1999 - ¦
¦ ¦образования города ¦ ¦ ¦города, РУО ¦2005 г. ¦
L--+-------------------------+--------+-----------+---------------+----------
Примечание. Общая сумма затрат на мероприятия не превышает 5,410 тыс. руб. в год в ценах на 15.02.99 г.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Программа информатизации системы образования до 2005 года разработана в развитие принятой постановлением главы администрации города Челябинска от 3.08.95 г. N 706-п “Программы информатизации системы образования города Челябинска“.
В процессе реализации ранее принятой программы достигнуты определенные результаты как в части информатизации образовательных процессов, так и в части информатизации процессов управления сферой образования.
В настоящее время в 87 образовательных учреждениях города (что составляет 49 процентов от общего количества школ) установлено 90 компьютерных классов, из них 22 класса с высоким уровнем компьютерной техники “Пилот-супер“.
Две школы - 31-я и 93-я - создали собственные информационные серверы, интегрированные в глобальные компьютерные сети; 35 школ города имеют свои “странички“ на сервере учебно - методического центра “Новые информационные технологии в образовании“, созданного городским управлением по делам образования и Южно-Уральским государственным университетом. Общеобразовательные учреждения N 11, 31, 76, 109 используют такие сетевые технологии в образовательном процессе, как сетевые олимпиады и телекоммуникационные проекты, благодаря интеграции в Интернет. В 1997 и 1998 годах в рамках программы информатизации проводились городские конкурсы “Новые информационные технологии в школе“. Конкурсы проводились по нескольким номинациям, отражающим основные направления использовании компьютерных технологий в школе. Опыт проведения таких конкурсов является уникальным для России.
МОУ N 28, 108, 116, 117, 131, 144, 145, 148, 149 оснащены техническими средствами информационной направленности: проекторами, фолиями и таблицами по целому комплексу учебных дисциплин.
В соответствии с новой программой информатизации системы образования города Челябинска до 2005 года предполагается:
- оснащение новыми компьютерными классами (до 8 - 10 школ города в год);
- оснащение 10 - 15 школ в год проекторами, фолиями, таблицами;
- ежегодная организация выставок, семинаров, олимпиад с использованием информационных технологий в образовании;
- интеграция информационных ресурсов образовательных учреждений в единый городской банк данных;
- использование эффективных форм внедрения новых информационных технологий в образовательный процесс школ.
Начальник
Управления по делам образования
администрации города Челябинска
В.Н.КЕСПИКОВ