Законы и бизнес в России

Правовой комментарий Департамента Федеральной службы занятости населения по Челябинской области от 15.03.1998 “По взысканию страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации“

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Утверждаю

начальник

Департамента ФСЗН

по Челябинской области

Л.П.ШУШАРИН

ПРАВОВОЙ КОММЕНТАРИЙ

от 15 марта 1998 года

ПО ВЗЫСКАНИЮ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ

В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Порядок уплаты страховых

взносов в фонд занятости

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ под налогом, сбором и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Федеральным законом о тарифах страховых взносов во внебюджетные фонды (N 9-ФЗ от 8 января 1998 г.) плательщиками страховых взносов в фонд занятости по-прежнему определены организации - работодатели, то
есть юридические лица (предприятия, учреждения, коммерческие общества и товарищества и т.д.). Граждане - индивидуальные предприниматели к числу плательщиков страховых взносов не отнесены. От уплаты страховых взносов в фонд занятости освобождены общественные организации инвалидов, находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения и учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Статьей 15 Федерального закона от 26.02.97 г. N 29-ФЗ “О Федеральном бюджете на 1997 год“ предусмотрено освобождение в 1997 году ряда министерств и ведомств РФ от уплаты страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции.

До введения в действие Положения о порядке начисления и уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения РФ для определения базы по начислению страховых взносов в фонд занятости следует руководствоваться перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования (п. 9 Инструкции, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.93 г. N 1018).

Согласно разъяснению Министерства труда РФ от 23.03.94 г. N 469-РБ перечисление страховых взносов в фонд занятости производится работодателями платежными поручениями одновременно с получением средств на выплату заработной платы в учреждениях банка.

В соответствии с указами Президента России от 28.08.1996 г. N 1274 и 11.09.97 г. N 1013 начисление пеней за несвоевременную уплату страховых взносов учреждениями науки, просвещения, здравоохранения, культуры, системы социальной защиты населения, организациями Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Госкомитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Госкомитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
и Федеральной службы лесного хозяйства России, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней, производится со дня, следующего за днем фактического получения в банках средств на оплату труда работников этих учреждений.

В целях эффективного осуществления контроля за обеспечением полноты и своевременностью поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения органам службы занятости необходимо продолжать работу по:

- получению информации от налоговых инспекций о зарегистрированных предприятиях (организациях) - плательщиках страховых взносов (ежемесячно);

- учету поступлений сумм страховых взносов на расчетные счета управлений по платежным и инкассовым поручениям (ежедневно);

- получению от налоговых инспекций документов, необходимых для оформления исковых материалов в Арбитражный суд для взыскания сумм задолженности по уплате страховых взносов в фонд занятости;

- проведению совместных с налоговой инспекцией проверок формирования фонда оплаты труда предприятий (организации) - плательщиков страховых взносов;

- выявлению незарегистрированных организаций - плательщиков страховых взносов в фонд занятости и принятию мер по взысканию с них сумм недоимок и пени.

В связи с кризисной ситуацией неплатежей в фонд занятости управлениям службы занятости необходимо продолжать и проведение взаимозачетов по возмещению неуплаченных сумм страховых взносов для реализации мероприятий по всем направлениям государственной политики содействия занятости населения.

II. Имущественная ответственность

плательщиков страховых взносов

Одним из способов формирования Государственного фонда занятости населения является предъявление исков о взыскании задолженности с юридических лиц - должников, то есть - неплательщиков. Ведь именно вступившее в законную силу решение суда дает кредитору реальную возможность получить деньги из средств, поступающих на расчетный счет должника, а при отсутствии денежных средств или в случае признания должника банкротом - из средств, полученных от реализации его имущества.

Однако реальное взыскание денежных сумм по выданным арбитражным
судом исполнительным листам значительно затруднено из-за отсутствия денежных средств на расчетных счетах юридических лиц - должников, а также невозможностью нормальной реализации имущества таких юридических лиц вследствие отсутствия на него спроса. Поэтому в качестве дополнительной меры по надлежащему исполнению судебных решений о взыскании сумм задолженности по страховым платежам в фонд занятости необходимо привлекать к имущественной ответственности собственников (учредителей) и руководителей организаций (предприятий, учреждений), своими действиями приведших их к неплатежеспособному состоянию.

По общему правилу, юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, включая денежные средства и ценные бумаги, но не несет ответственности по обязательствам других юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных в законе (ст. 399 Гражданского кодекса РФ - “Субсидиарная ответственность“).

По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества субсидиарную ответственность несет Российская Федерация (п. 5 ст. 115 ГК). Учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. Если их недостаточно для покрытия долгов учреждения, по его обязательствам субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения (п. 2 ст. 120 ГК), в том числе его учредитель.

Учредитель (участник) юридического лица или собственник не отвечают по долгам юридического лица, а последнее не несет ответственности по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, указанных ГК, либо предусмотренных учредительными документами юридического лица. Так, при преобразовании хозяйственного товарищества в производственный кооператив или хозяйственное общество каждый полный товарищ, ставший после преобразования участником общества или членом ПК, в течение двух лет несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам, перешедшим к обществу или кооперативу в порядке правопреемства от хозяйственного товарищества (п. 2 ст. 68 ГК). Участники полного товарищества
(п. 1 ст. 69 ГК) и полные товарищи в товариществе на вере (п. 1 ст. 82 ГК) отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом.

Субсидиарная ответственность - это имущественная ответственность юридического или физического лица по возмещению суммы долга другого юридического или физического лица в размере недостающих у должника средств для погашения его долга.

Солидарная ответственность - это имущественная ответственность юридических или физических лиц в равных долях.

Норма п. 3 ст. 56 ГК предусматривает случаи, когда по обязательствам юридического лица независимо от его организационно - правовой формы при недостаточности имущества юридического лица субсидиарную ответственность несут учредители (участники) и (или) собственники юридического лица или другие лица, которые вправе давать обязательные указания или иным образом влиять на действия юридического лица. Субсидиарная ответственность указанных лиц наступает в случае, если их указания повлекли несостоятельность (банкротство) юридического лица. Как правило, собственники (учредители) предприятий (организаций) изымают заработанные ими средства не на реализацию уставных задач этих юридических лиц, а на собственные нужды, чем причиняют предприятиям и их трудовым коллективам имущественный ущерб в виде невыплаченных сумм заработной платы и других убытков. Такие факты необходимо выявлять путем проведения финансовых ревизий и других проверок, осуществляемых финансовыми и правоохранительными органами, желательно, с частном сотрудников службы занятости. По материалам таких проверок и ревизий возможно привлечение в судебном порядке лиц, виновных в неплатежеспособности юридического лица, к имущественной или уголовной ответственности и возмещение за их счет задолженности по уплате страховых взносов в фонд занятости.

Статья 60 ГК предусматривает гарантии прав кредиторов юридического лица, при его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его реорганизации, обязаны в
письменной форме оповестить кредиторов о предстоящей реорганизации юридического лица. Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами. При наступлении солидарной ответственности реорганизованных юридических лиц кредитор вправе требовать исполнения обязательства от любого из этих юридических лиц полностью или от всех юридических лиц совместно.

III. Исполнительное производство

Федеральные законы “Об исполнительном производстве“ от 21.07.97 г. N 119-ФЗ и “О судебных приставах“ от 21.07.97 г. N 118-ФЗ предусматривают создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации принципиально новой силовой структуры - института приставов, призванных обеспечить порядок и безопасность судопроизводства. Кроме того, они предусматривают передачу органам юстиции системы судебных исполнителей, создание правовой базы для более эффективного осуществления исполнительного производства - заключительной стадии гражданского процесса.

В соответствии с названными законами суды освобождаются от несвойственных им функций исполнения собственных решений. При этом сохраняется преемственность многих важных процессуальных норм исполнительного производства, проверенных практикой. Вместе с тем предусмотрен ряд новых положений, направленных на процессуальную завершенность исполнительного производства.

Закон “Об исполнительном производстве“, регламентируя процесс принудительного исполнения, направлен и на осуществление такой важной задачи правоохранительной деятельности, как обеспечение добровольного выполнения судебных решений и иных актов, а также актов других органов гражданами и организациями (предприятиями, учреждениями). В соответствии со ст. 9 этого федерального закона в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с
взысканием с него исполнительского сбора в размере 7 процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 закона. Из денежной суммы (в том числе полученной путем реализации имущества должника), взысканной судебным приставом - исполнителем с должника, оплачивается исполнительский сбор, погашаются штрафы, наложенные на должника в процессе исполнения исполнительного документа, возмещаются расходы по совершению исполнительных действий, а оставшаяся сумма используется для удовлетворения требовании взыскателя (ст. 77 закона).

Тридцать процентов от суммы исполнительского сбора отчисляется в федеральный бюджет, а остальная сумма поступает во внебюджетный фонд развития исполнительного производства.

В отличие от ранее действующего Постановления Совета Министров СССР от 25.10.1989 года N 896 этим законом определено вознаграждение судебного пристава - исполнителя, обеспечившего реальное и своевременное исполнение судебного решения, в размере 5 процентов от взысканной им с должника суммы или стоимости имущества, но не более 10 минимальных размеров оплаты труда (ст. 89 закона). Указанная сумма выплачивается судебному приставу - исполнителю из внебюджетного фонда исполнительного производства.

При неисполнении без уважительной причины требования исполнительного документа, обязывающего должника в установленный срок совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, судебный пристав - исполнитель выносит постановление о наложении на должника штрафа в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. При последующих нарушениях должником без уважительных причин новых сроков исполнения размер штрафа каждый раз удваивается (ст. 85 закона).

Статьей 315 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК) определено наказание должностных лиц за злостное неисполнение приговора или решения суда, вступивших в законную силу, в виде штрафа от 200 до 400 минимальных размеров оплаты труда
или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Введение и увеличение размеров материальной (имущественной) ответственности должника и иных лиц за неисполнение судебных актов (решений, приговоров и т.д.) и актов других органов, взыскание с должника расходов по принудительному исполнению в сочетании с возможностью возбуждения уголовного дела по представлению судебного пристава - исполнителя будет стимулировать добровольное выполнение судебных актов и актов других органов гражданами и организациями.

Исполнительные листы, выдаваемые на основании решений судов общей юрисдикции, судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет, а исполнительные листы арбитражных судов - в течение шести месяцев со дня вступления судебного акта (решения) в законную силу (ст. 14 закона).

Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:

1) предъявлением исполнительного документа к исполнению.

2) частичным исполнением исполнительного документа должником.

После перерыва срока предъявления исполнительного документа к исполнению течение срока возобновляется. Время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается (ст. 15 закона).

При недостаточности взысканной с должника денежной суммы для удовлетворения всех требований по исполнительным документам указанная сумма распределяется между взыскателями в очередности, установленной ст. 78 закона. Требования по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ удовлетворяются в третью очередь. Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного погашения требований предыдущей очереди. При недостаточности взысканной денежной суммы для
полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.

В случае отсутствия у организации - должника денежных средств, достаточных для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограниченного в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом владении и пользовании оно находится. На это имущество налагается арест или с ним производятся иные исполнительные действия (ст. 58 закона).

В случае реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организации - должника взыскание по исполнительным документам обращается на денежные средства и иное имущество той организации, на которую в соответствии с законодательством РФ возложена ответственность по обязательствам должника.

В случае ликвидации организации - должника исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава - исполнителя, передаются ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения (ст. 61 закона).

В случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов и актов других органов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями (ст. 5 закона).

Исполнительный документ, в котором содержатся требования судебных решений (или актов других органов) о взыскании денежных средств, может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии на них денежных средств, либо судебному приставу - исполнителю, если такими сведениями он не располагает, для исполнения в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом.

Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание расчетного счета должника, в трехдневный срок со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава - исполнителя исполняют содержащиеся
в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств либо делают отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.

Неисполнение указанных требований является основанием для наложения судом общей юрисдикции или арбитражным судом на банк или иную кредитную организацию штрафа в порядке и размере, определенных федеральным законом (ст. 6 закона). Статья 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает за неисполнение судебного решения наложение арбитражным судом штрафа в размере до 50 процентов суммы, подлежащей взысканию, а неоднократное неисполнение судебных актов арбитражных судов банками или иными кредитными учреждениями является основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций. Уплата штрафа не освобождает от обязанности исполнить судебный акт.

IV. Внесудебный порядок взыскания

страховых взносов

Для решения вопроса взыскания задолженности по уплате взносов в Государственный фонд занятости населения законодательством предусмотрена возможность взыскания задолженности через органы налоговой службы и налоговой полиции.

Указом Президента России от 18.08.96 года N 1211 “О мерах по обеспечению полноты и своевременности поступления обязательных платежей в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации“ в целях наиболее полной мобилизации средств материальной поддержки граждан в сфере содействия занятости населения на Федеральную налоговую службу России с 01.01.1997 года возложены функции контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой внесения страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации применительно к действующему порядку осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации в части правильного исчисления и своевременности внесения налогов и сборов в соответствующие бюджеты.

Статьей 7 действующего закона “О государственной налоговой службе РСФСР“ установлено право налоговых инспекций всех уровней:

- изымать у организаций - должников документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении прибыли (дохода) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;

- взыскивать в бюджет недоимки по налогам и другим обязательным платежам в размере всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода) либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении - штрафа в двойном размере;

- взыскивать в бюджет суммы в размере 10 (десяти) процентов причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей за отсутствие учета прибыли (дохода) или ведение этого учета с нарушением установленного порядка, а также за непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

- налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц организаций - должников за вышеперечисленные нарушения налогового законодательства в размере от двух до пяти минимальных размеров оплаты труда на каждого виновного, а за повторные нарушения - в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г. “О федеральных органах налоговой полиции“, ст. 13 Закона РФ от 27.12.91 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 года N 20-п “По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 года “О федеральных органах налоговой полиции“ федеральным органам налоговой полиции предоставлено право производить взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени в случае задержки уплаты налога, с юридических лиц - в бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых - на имущество этих лиц.

До принятия федеральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об обращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствующих изменений в ГПК РСФСР применяется временное положение “О порядке обращения взыскания на имущество организаций“, утвержденное Указом Президента РФ от 14.02.96 года N 199. “Положение о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках“, утвержденное Департаментом налоговой полиции РФ 26.05.94 г. N СА-574, Госналогслужбой РФ 25.05.94 г. N ВГ-4-08/57-н, Минфином РФ 25.05.94 г. N 58, до внесения в него изменений и дополнений, вытекающих из этого Указа, применяется в части, не противоречащей Указу.

Указом Президента России от 23.05.94 г. N 1006 (в редакции Указа от 21.03.95 г. N 291, от 10.01.98 г. N 10) установлено, что в случае отсутствия рублевых средств на расчетных, текущих и иных (кроме ссудных и депозитных) счетах предприятий, учреждений и организаций налоговые органы вправе со дня возникновения недоимки по налогам и другим обязательным платежам взыскивать в бесспорном порядке указанные недоимки, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов юридических лиц в пределах остатков денежных средств на этих счетах, а в случае недостаточности этих средств - с последующих поступлений сумм в иностранной валюте в объеме, эквивалентном всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке. Курс рубля к иностранным валютам, котируемый Центральным банком Российской Федерации, применяется на дату выставления налоговыми органами инкассового поручения (распоряжения) на списание средств с текущих валютных счетов, в порядке устанавливаемом Государственной налоговой службой совместно с Центральным банком Российской Федерации.