Законы и бизнес в России

Постановление Главы администрации Челябинской области от 30.12.1993 N 545 “Об утверждении Временного положения о нотариате в Челябинской области“ (вместе с “Временным положением о нотариате в Челябинской области“)

Утратил силу с 1 января 2006 года в связи с изданием Постановления Губернатора Челябинской области от 06.02.2006 N 19.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 1993 г. N 545

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ

О НОТАРИАТЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях повышения уровня нотариального обслуживания населения и юридических лиц области, развития частного нотариата и поддержки государственной нотариальной службы, улучшения качества и культуры нотариальной деятельности

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить “Временное положение о нотариате в Челябинской области“ (прилагается).

2. Управлению юстиции (Шабурников В.И.), областной нотариальной палате (Нежинский А.В.) организовать выполнение “Временного положения о нотариате в Челябинской области“, обеспечить оперативность, качество и культуру нотариального обслуживания физических и юридических лиц области.

Об итогах работы государственного
и частного нотариата области в 1993 году проинформировать администрацию области.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области Белишко А.Д.

Глава администрации

Челябинской области

В.П.СОЛОВЬЕВ

Приложение

к постановлению

Главы администрации

Челябинской области

от 30 декабря 1993 г. N 545

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О НОТАРИАТЕ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации положений статьи 84 Конституции РФ, статей 3 и 57 Закона РФ “О краевом, областном Советах народных депутатов и краевой, областной администрации“, а также для создания правовой базы выполнения статей 65 и 76 Закона РФ “О местном самоуправлении в РФ“ и организации деятельности нотариата на территории области в соответствии с “Основами законодательства РФ о нотариате“ (далее Основы) на территории области действует “Временное положение о нотариате в Челябинской области“.

I. Общие положения

1.1. Для нотариального обслуживания граждан и юридических лиц в нотариальных округах области (территориях деятельности нотариусов, образуемых в соответствии с административно - территориальным делением) в установленном порядке открываются и действуют государственные нотариальные конторы и конторы (бюро) нотариусов, занимающихся частной практикой.

1.2. Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах области и нотариусы, занимающиеся частной практикой, являясь должностными лицами, обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения от имени Российской Федерации предусмотренных законодательством нотариальных действий. Оформленные ими соответствующим образом документы имеют одинаковую юридическую силу.

1.3. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия:

- удостоверение завещания;

- удостоверение доверенности;

- принятие мер к охране наследственного имущества;

- свидетельствование верности копий документов и выписок из них;

- свидетельствование подлинности подписи на документах совершают уполномоченные постановлениями Глав администраций городов и районов должностные лица местных органов исполнительной власти (сельских и поселковых администраций).

Изменение Перечня указанных нотариальных действий может быть только
на основании законодательных актов РФ.

1.4. При осуществлении нотариальной деятельности нотариус беспристрастен и независим. Гарантиями нотариальной деятельности являются:

- подчиненность в своей деятельности Конституции РФ, Основам законодательства РФ о нотариате, действующему законодательству, правовым актам органов государственной власти и управления области, принятыми в пределах их компетенции;

- наделение нотариусов полномочиями в установленном законом порядке;

- предусмотренная законом процедура совершения нотариальных действий;

- основанный на законе порядок предоставления сведений о совершении нотариальных действий;

- судебный порядок разрешения споров о совершенных нотариальных действиях или отказе в их совершении;

- система устройства органов нотариата;

- создание в установленном порядке необходимых условий для нотариальной деятельности.

1.5. Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариус не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров, заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской.

1.6. Нотариальное делопроизводство в государственных нотариальных конторах области и у нотариусов, занимающихся частной практикой, единое и ведется на русском языке. Нотариус имеет личную печать, штампы и бланки установленного образца.

Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет русским языком, то тексты оформленных документов должны быть переведены ему нотариусом или переводчиком. Расходы по выполнению перевода несет обратившееся к нотариусу лицо.

1.7. Нотариусу и лицам, работающим в нотариальной конторе (бюро) запрещается разглашать сведения и оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после увольнения или сложения полномочий.

Справки о совершении нотариальных действий выдаются по письменным требованиям судов, органов прокуратуры и следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию областного арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении
спорами.

1.8. Организация, руководство и контроль за работой государственных нотариальных контор области в соответствии с Основами возлагается на Управление юстиции, которое в пределах своей компетенции совместно с областной нотариальной палатой также решает вопросы деятельности нотариусов, занимающихся частной практикой.

Соответствующие сведения о деятельности нотариата в Челябинской области направляются в Министерство юстиции РФ, Главе администрации области и, в необходимых случаях, Главам администраций городов и районов.

II. Структура нотариата и штаты нотариальных органов

2.1. Установление и изменение нотариальных округов на территории области, открытие и закрытие государственных нотариальных контор осуществляется Управлением юстиции с учетом мнения администраций городов и районов, потребностей населения и юридических лиц в нотариальных услугах, административно - территориальных особенностей городов и районов, а учреждение и назначение нотариусов, занимающихся частной практикой - совместно и по рекомендации областной нотариальной палаты.

Каждая нотариальная контора (бюро) должна иметь юридический адрес, а нотариус, занимающийся частной практикой - место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен. Местонахождение контор (бюро) и режим их работы должны быть доведены до сведения граждан и юридических лиц.

2.2. Территория деятельности нотариуса может быть изменена совместным решением Управления юстиции и областной нотариальной палаты с целью обеспечения нотариального обслуживания в нотариальном округе в период отсутствия там нотариуса и других, предусмотренных Основами, случаях.

2.3. Количество должностей нотариусов в нотариальных округах, а также конкретные должности нотариусов устанавливаются, учреждаются и ликвидируются Управлением юстиции совместно с областной нотариальной палатой с учетом мнения органов местного самоуправления из расчета один нотариус на 25 тысяч населения или исходя из нагрузки 2,5 тысячи нотариальных действий в год на одного нотариуса.

2.4. На должность нотариуса в установленном
порядке назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.

Срок стажировки может быть сокращен совместным решением Управления юстиции и областной нотариальной палаты до шести месяцев, если стажер имеет стаж работы по юридической специальности правоприменительного характера не менее трех лет.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается Управлением юстиции в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии. Отказ в выдаче лицензии может быть в месячный срок обжалован в суд.

Должностным лицам органов исполнительной власти, уполномоченным на совершение нотариальных действий, лицензии не выдаются.

2.5. Квалификационная комиссия создается и действует при Управлении юстиции на основании Положения, утвержденного Министерством юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию, образуемую при Министерстве юстиции РФ совместно с Федеральной нотариальной палатой.

2.6. Штаты государственных нотариальных контор устанавливаются Управлением юстиции в пределах ассигнований, выделяемых на эти цели из областного бюджета, а в конторах (бюро) нотариусов, занимающихся частной практикой - самими нотариусами.

2.7. В государственных нотариальных конторах из числа работающих нотариусов Управлением юстиции по согласованию с администрациями городов и районов назначается руководитель конторы.

2.8. В целях обеспечения государственной нотариальной службы области кадрами нотариусов в государственных нотариальных конторах имеются должности стажеров нотариусов. Количество должностей стажеров в госнотконторах устанавливается Управлением юстиции.

2.9. В госнотконторах и у нотариусов, занимающихся частной практикой, могут быть должности помощников нотариусов, на которые соответственно Управление юстиции и нотариус, занимающийся частной
практикой, принимают лиц, имеющих лицензии на право нотариальной деятельности.

2.10. В целях представления и защиты интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, оказания им помощи в развитии частной нотариальной деятельности, организации стажировки, профессиональной подготовки и страхования образуется областная нотариальная палата, являющаяся некоммерческой организацией, представляющей профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Областная нотариальная палата имеет свой Устав, регистрируемый в установленном порядке, является юридическим лицом, действует на принципах самоуправления в рамках уставных целей и задач, может осуществлять предпринимательскую деятельность.

III. Права, обязанности и ответственность нотариуса

3.1. Нотариус имеет право:

- совершать предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате, действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

- составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

- истребовать необходимые для совершения нотариальных действий сведения и документы.

3.2. Нотариус обязан:

- выполнять и соблюдать правила и порядок совершения нотариальных действий;

- оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

- хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности, за исключением случаев, когда суд освобождает нотариуса от этой обязанности;

- отказать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Российской Федерации или международным договором;

- представить в налоговый орган в случаях, предусмотренных законодательными актами, справку о стоимости имущества, переходящего
в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

3.3. Ответственность нотариуса.

Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка, несет ответственность в установленном законом порядке.

Нотариус, занимающийся частной практикой, за умышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии или совершение нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации, обязан по решению суда возместить причиненный вследствие этого ущерб.

Он также несет ответственность за непредоставление или несвоевременное представление в налоговый орган сведений, предусмотренных Основами законодательства о нотариате.

Деятельность нотариуса, занимающегося частной практикой, за совершение действий, противоречащих законодательству РФ, может быть прекращена судом по представлению должностных лиц налоговых органов или областной нотариальной палаты, а в предусмотренных законом случаях также совместно с Управлением юстиции.

3.4. Права, обязанности, ответственность нотариуса предусмотрены ст.ст. 15 - 17 Основ законодательства РФ о нотариате.

Виды нотариальных действий и правила их совершения изложены в разделе II Основ законодательства РФ о нотариате.

IV. Руководство государственными

нотариальными конторами

4.1. В соответствии с Основами Управление юстиции:

- устанавливает нотариальные округа согласно административно - территориальному делению области;

- открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, организует их деятельность по согласованию с администрациями городов и районов, устанавливает график их работы;

- устанавливает и ликвидирует (совместно с областной нотариальной палатой) должности нотариусов;

- устанавливает штаты госнотконтор, осуществляет подбор и расстановку кадров госнотконтор, организует повышение квалификации нотариусов и технических работников;

- в соответствии с установленным порядком организует прохождение стажировки;

- выдает лицензии в установленном законом порядке;

- осуществляет контроль за профессиональной деятельностью нотариусов, порядком совершения нотариальных действий, делопроизводством, соблюдением нотариусами прав и обязанностей, а также ограничений в нотариальной деятельности;

-
изучает, обобщает и распространяет нотариальную практику, принимает меры к устранению недостатков в организации работы и нарушений законов;

- направляет деятельность государственных нотариальных контор на оказание методической помощи должностным лицам местных органов исполнительной власти, уполномоченным на совершение нотариальных действий;

- финансирует деятельность госнотконтор за счет областного бюджета, контролирует расходование госнотконторами привлеченных из местных бюджетов средств (отчислений от госпошлины).

В соответствии с Основами Управление юстиции вправе принимать как самостоятельно, так и совместно с областной нотариальной палатой другие решения по вопросам деятельности государственных нотариальных контор области.

4.2. Руководитель государственной нотариальной конторы:

- организует, прогнозирует и планирует работу госнотконторы;

- принимает меры по созданию нормальных условий работы госнотконторы;

- в рамках трудового законодательства несет ответственность за результаты работы госнотконторы, соблюдение трудовой дисциплины, а также сохранность архива и материально - денежных средств, вверенных госнотконторе;

- совершает все виды нотариальных действий и отвечает за их законность;

- организует обобщение нотариальной практики, повышение профессиональной подготовки нотариусов и технических работников, разработку новых методик, внедрение технических средств, позволяющих повышать качество, интенсивность и культуру работы;

- обеспечивает прохождение стажировки;

- отвечает за организацию делопроизводства;

- организует и проводит работу по оказанию методической помощи должностным лицам местных органов исполнительной власти, уполномоченных совершать нотариальные действия;

- представляет интересы госнотконторы во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами и органами местного самоуправления;

- принимает меры по выполнению приказов и указаний Министерства и Управления юстиции.

4.3. Для повышения уровня организации, эффективности и культуры работы нотариусов по нотариальному обслуживанию граждан и юридических лиц при Управлении юстиции действует совещательный орган - Совет нотариусов, работающих в госнотконторах области (далее Совет).

Количественный и персональный состав Совета избирается на конференции нотариусов, работающих в госнотконторах, сроком на три
года. Нотариусы, входящие в Совет, избирают на тот же срок председателя Совета, его заместителя и секретаря. В состав Совета по должности входит заместитель начальника Управления юстиции, курирующий деятельность нотариата, и (или) начальник соответствующего отдела Управления. Регламент работы и вопросы, входящие в компетенцию Совета, принимаются на первом заседании по согласованию с Управлением юстиции.

4.4. Организация работы по совершению нотариальных действий должностными лицами местных органов исполнительной власти (сельских и поселковых администраций) обеспечивается руководством этого органа, а правовая и методическая помощь оказывается госнотконторой соответствующего нотариального округа.

V. Организационное обеспечение деятельности

нотариусов, занимающихся частной практикой

5.1. Организационно - кадровые вопросы и контроль за соблюдением правил делопроизводства в соответствии с Основами решаются и обеспечиваются Управлением юстиции совместно с областной нотариальной палатой.

5.2. Областная нотариальная палата:

- представляет и защищает интересы нотариусов;

- оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности;

- организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса и повышение профессиональной подготовки нотариусов;

- возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов;

- организует страхование нотариальной деятельности;

- осуществляет контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;

- в необходимых случаях вправе истребовать от нотариуса сведения о совершенных нотариальных действиях, иных документах, касающихся его финансово - хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях - личные объяснения, в том числе и по вопросам профессиональной этики.

5.3. Администрации городов и районов оказывают содействие нотариусам, занимающимся частной практикой, в подыскании и обеспечении производственными помещениями.

VI. Финансовое обеспечение деятельности нотариусов

6.1. Оплата нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами.

За совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов и выполнение технической работы нотариус, работающий в госнотконторе, взимает государственную пошлину по
ставкам, установленным законодательством РФ.

За выполнение указанных выше действий, когда для них законодательством РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает плату по тарифам, соответствующим размерам госпошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в госнотконторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими или юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом, занимающимся частной практикой. Полученные при этом денежные средства остаются в распоряжении нотариуса, занимающегося частной практикой.

6.2. Нотариальное действие признается совершенным только после уплаты госпошлины или суммы согласно тарифу и при наличии соответствующих документов.

6.3. Льготы для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством о госпошлине, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлений проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы как нотариусами, работающими в госнотконторах, так и нотариусами, занимающимися частной практикой.

6.4. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают фактические транспортные расходы либо представляют для этих целей транспорт.

6.5. Государственные нотариальные конторы области содержатся за счет областного бюджета.

В целях повышения оперативности, качества и культуры нотариального обслуживания физических и юридических лиц администрации городов и районов вправе принимать решения об отчислении 10 процентов средств, вносимых в горрайбюджеты в виде нотариальной госпошлины с последующим их направлением на укрепление материально - технической базы и решение социальных вопросов коллективов госнотконтор.

6.6. Финансовое обеспечение и оплата труда нотариусов, занимающихся частной практикой.

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Финансирование нотариальной деятельности, оплата нотариальных действий и других услуг указанной категории работников производится в порядке, предусмотренном ст.ст. 22, 23 Основ законодательства о нотариате.

Начальник

управления юстиции

администрации

Челябинской области

В.ШАБУРНИКОВ