Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.08.2009 по делу N А79-3668/2009 <Об удовлетворении заявления о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 31.05.2010 по делу N А79-3668/2009 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 оставлено без изменения.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2010 по делу N А79-3668/2009 данное решение изменено в части взыскания части задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2009 г. по делу N А79-3668/2009

Резолютивная часть оглашена 20 августа 2009 года

Полный текст решения изготовлен 26 августа 2009 года

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике г. Чебоксары

к Федеральному
бюджетному учреждению “Исправительная колония N 3“ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии г. Новочебоксарска

о взыскании 939 909 руб. 94 коп.

при участии:

от истца - П., И. (копии доверенностей в деле)

от ответчика - С. (доверенность в деле), К. (копия доверенности в деле)

установил:

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике г. Чебоксары (далее - заявитель, Управление) обратилось в суд с заявлением к Федеральному бюджетному учреждению “Исправительная колония N 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии“ г. Новочебоксарск (далее - ответчик, ФБУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии) о взыскании 939 909 руб. 94 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, 1, 3, 4 кварталы 2007 года и 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года.

В обоснование заявленных требований указано, что согласно части 1 статьи 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ негативное воздействие на окружающую среду является платным. В соответствии со статьями 51, 57 и 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных районов.

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 срок уплаты за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.

Согласно представленным ответчиком расчетам размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год составил 778553,00 руб., за 1 квартал 2007 года -
148111,00 руб., за 2 квартал 2007 года - 121848,00 руб., за 3 квартал 2007 года - 148640,00 руб., за 4 квартал 2007 года - 115944,33 руб., за 1 квартал 2008 года - 143345,99 руб., за 2 квартал 2008 года - 32704,67 руб., за 3 квартал 2008 года - 24639,92 руб., за 4 квартал 2008 года - 31431,75 руб. Всего за 2006, 2007, 2008 годы ответчиком начислена плата в сумме 1545218,66 руб.

В период с 01.01.2006 по 16.04.2009 ФБУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии перечислило в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду за в размере 386913,24 руб.

По решению ИФНС по г. Новочебоксарску Чувашской Республики от 07.08.2006 N 1 списана текущая задолженность по плате в размере 667 830,09 руб.

Всего за период с 01.01.2006 начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 1545218,66 руб., перечислена плата в бюджет в размере 386913.24 руб., списана задолженность по плате в размере 667830,09 руб. С учетом задолженности на 01.01.2006 в размере 449 434,61 руб., задолженность на 16.04.2009 составляет 939909,94 руб., в том числе: за 2006 год 493814,28 руб., за 1 квартал 2007 года - 93899,00 руб., за 3 квартал 2007 года - 4130,00 руб., за 4 квартал 2007 года - 115944,33 руб., за 1 квартал 2008 года - 143345,99 руб., за 2 квартал 2008 года - 32704,67 руб., за 3 квартал 2008 года - 24639,92 руб., за 4 квартал 2008 года - 31431,75 руб.

В связи с тем, что направленное в адрес ответчика требование Управления об уплате задолженности по плате за негативное
воздействие на окружающую среду в установленный срок исполнено не было, заявитель просит взыскать с ответчика задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 939 909 руб. 94 коп.

Представители истца в судебном заседании поддержали требование в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представители ответчика в заседании суда пояснили, что размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, 1, 3 и 4 кварталы 2007 года, 1 квартал 2008 года применен в пятикратном коэффициенте.

Предоставленные суммы за данный период не расшифрованы, и применены в пятикратном коэффициенте. Ответчик финансируется за счет средств федерального бюджета, и в смете расходов, если заложены затраты на плату за негативное воздействие на окружающую среду, то они рассчитываются не в пятикратном, а в однократном размере.

Кроме того, полагают, что на момент обращения заявителя в суд с заявлением, срок исковой давности по платежам задолженности на 01.01.2006 в размере 449 434,61 рубля истек, поскольку иск предъявлен истцом только в апреле 2009 года.

Дополнили, что в настоящее время им составлен корректирующий расчет, согласно которому по их мнению ответчик освобожден от уплаты за негативное воздействие на окружающую среду за образовавшиеся отходы в жилой зоне, где находятся осужденные.

Также считают, что им заключен со специализированным предприятием в лице ЧМУП “Спецавтохозяйство“ договор, согласно которому после передачи ему отходов производства собственником этих отходов является ЧМУП “Спецавтохозяйство“, которое и должно платить взыскиваемую Управлением сумму.

На вопрос суда пояснили, что отходы производства до передачи их ЧМУП “Спецавтохозяйство“ хранятся на территории ответчика в специально оборудованном сооружении, предназначенном для их размещения.

По делу объявлен перерыв с 19 по 20 августа 2009
года.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ (далее - ФЗ “Об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 ФЗ “Об охране окружающей среды“ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Пунктом 2 статьи 16 ФЗ “Об охране окружающей среды“ определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а, именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий, иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Согласно пункту 3 статьи 16 ФЗ “Об охране окружающей среды“ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

В соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 “Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия“ (далее - Порядок определения платы) установлены два вида базовых нормативов платы: за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов и за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс
загрязняющих веществ, размещение отходов, вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 вышеназванного Порядка.

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“ и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ (далее - Закон N 89-ФЗ) даны определения следующих понятий:

отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Пунктом 1 Порядка определения платы установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.

По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы
и сбросы веществ, размещать отходы.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.

Из изложенного следует, что названные платежи уплачивают субъекты хозяйственной и иной деятельности, которым определены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов.

О том, что ответчик является плательщиком за негативное воздействие на окружающую среду, подтверждается представленными им расчетами истцу (том 1, л.д. 8 - 43).

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В расходы на содержание имущества (в данном случае отходов производства) входит и обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Заключение со специализированным предприятием договора на оказание услуг по размещению отходов не означает, что и бремя внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на это предприятие.

Поэтому доводы представителей ответчиков о том, что в связи с заключением с ЧМУП “Спецавтохозяйство“ договора, согласно которому после передачи ему отходов производства собственником этих отходов
является ЧМУП “Спецавтохозяйство“, которое и должно платить взыскиваемую Управлением сумму, судом опровергаются, поскольку заключен договор (л.д. 44, том 2) на оказание услуг по приему отходов производства и потребления к захоронению на городской свалке ТБО г. Чебоксары. В данном договоре сторонами не оговорено, что после передачи отходов производства ответчиком ЧМУП “Спецавтохозяйство“ собственником этих отходов является ЧМУП “Спецавтохозяйство“.

Следовательно, именно ответчик, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязан вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Судом установлено, что размещенные обществом в местах накопления отходы, в том числе мусор от уборки территорий, помещений, невозвратная тара (картон, бумага, полиэтилен и др.), образующиеся в процессе хозяйственной деятельности производят вредное воздействие на окружающую среду.

Доводы представителей ответчиков о том, что на момент обращения заявителя в суд с заявлением, срок исковой давности по платежам задолженности на 01.01.2006 в размере 449 434,61 рубля истек, поскольку иск предъявлен истцом только в апреле 2009 года, судом не принимаются, поскольку эта сумма была взыскана (уплачена) ранее в августе 2006 года по решению налогового органа.

По мнению представителей ответчика он освобожден от уплаты за негативное воздействие на окружающую среду за образовавшиеся отходы в жилой зоне, где находятся осужденные. Однако эти их доводы также судом опровергаются, поскольку действующим законодательством не предусмотрено такое освобождение от уплаты за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2005 год“ администратором платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с 01 января 2005 года является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Ростехнадзор осуществляет функции по контролю за правильностью начисления, своевременностью и полнотой
уплаты сумм платы, а также взысканию задолженности по плате в бюджет (в том числе в судебном порядке).

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. При этом отчетным периодом признан календарный квартал.

Согласно представленным ответчиком расчетам размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год составил 778553,00 руб., за 1 квартал 2007 года - 148111,00 руб., за 2 квартал 2007 года - 121848,00 руб., за 3 квартал 2007 года - 148640,00 руб., за 4 квартал 2007 года - 115944,33 руб., за 1 квартал 2008 года - 143345,99 руб., за 2 квартал 2008 года - 32704,67 руб., за 3 квартал 2008 года - 24639,92 руб., за 4 квартал 2008 года - 31431,75 руб. Всего за 2006, 2007, 2008 годы ответчиком начислена плата в сумме 1 545 218,66 руб.

Задолженность на 01.01.2006 года составила в размере 449 434 руб. 61 коп.

В период с 01.01.2006 по 16.04.2009 ФБУ ИК-3 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии перечислило в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду за в размере 386 913,24 руб.

По решению ИФНС по г. Новочебоксарску Чувашской Республики от 07.08.2006 N 1 списана текущая задолженность по плате в размере 667 830,09 руб.

Поэтому задолженность на настоящий момент составляет в сумме 939 909 руб. 94 коп.

Управление направило в адрес ответчика требование N 21 от 19.03.2009 о добровольной уплате задолженности по плате за негативное воздействие на
окружающую среду в срок до 10.04.2009. Однако это требование ответчиком не исполнено.

Доказательства уплаты задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, 1,3, 4 кварталы 2007 года и 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года в сумме 939 909 руб. 94 коп. ответчик суду не представил.

Материалы дела свидетельствуют, что ответчик, представляя Управлению расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2006, 2007, 2008 годы, в то же время обязанность по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме не исполнял.

Исходя из содержания пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, Инструктивно - методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды N 190 следует, что корректировку и понижение размеров платы для отдельных категорий природопользователей могут осуществлять органы власти субъектов Российской Федерации по согласованию с природоохранными органами.

Однако из материалов дела не усматривается, что в отношении ответчика органом власти Чувашской Республики по согласованию с природоохранными органами принято такое решение.

Таким образом, требования Управления о взыскании с ответчика задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, 1, 3, 4 кварталы 2007 года и 1, 2, 3, 4 кварталы 2008 года в сумме 939 909 руб. 94 коп. подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку эта сумма подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

взыскать с Федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 3“ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 72 (ИНН 2124015116) задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2006 год, 1, 3, 4 кварталы 2007 года, 1, 2, 3 и 4 кварталы 2008 года в сумме 939 909 руб. 94 коп.

Уплатить 939 909 руб. 94 коп. не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: Получатель - Управление Федерального казначейства по Чувашской Республике (Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Чувашской Республике г. Чебоксары), Банк получателя - ГРКЦ НБ ЧР ЦБ РФ г. Чебоксары, расчетный счет - 40101810900000010005, ИНН - 21290555803, КПП - 212901001, ОКАТО - 97224000000, БИК - 049706001, КБК - 498 112 01000010000 120.

Доказательства уплаты представить в суд. При отсутствии таких доказательств выдать исполнительный лист.

Взыскать с Федерального бюджетного учреждения “Исправительная колония N 3“ Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике - Чувашии, расположенного по адресу: Чувашская Республика, г. Новочебоксарск, ул. Промышленная, 72 (ИНН 2124015116) в доход федерального бюджета <...> государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Чувашской Республики в течение одного месяца с момента его принятия.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.