Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.12.2010 по делу N А79-11137/2010 <Об удовлетворении заявления о признании постановления Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2010 г. по делу N А79-11137/2010

Арбитражный суд в составе судьи,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “АББ Силовые и Автоматизированные Системы“, г. Чебоксары,

к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике, г. Чебоксары,

об оспаривании постановления от 11.11.2010 N 97-10/140П,

при участии:

от заявителя - А.А. по доверенности от 15.12.2010 N 189/2010,

от административного органа - А.Г. по доверенности от 04.05.2010 N 6,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “АББ Силовые и Автоматизированные системы“ (далее - ООО “АББ Силовые и Автоматизированные системы“, общество) обратилось в арбитражный суд
с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.11.2010 N 97-10/140П.

Этим постановлением общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Заявитель считает, что в его действиях отсутствует событие административного правонарушения, так как ООО “АББ Силовые и Автоматизированные системы“ в установленный срок (до 01.03.2010) представило в уполномоченный банк (ЗАО КБ “Ситибанк“) паспорт сделки. То обстоятельство, что уполномоченный банк вернул проект паспорта сделки в связи с допущенными опечатками, не говорит о том, что публично-правовая обязанность заявителем не была исполнена.

В судебном заседании представитель общества заявление поддержал.

Представитель Управления заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что общество должно было оформить в уполномоченном банке в срок до 01.03.2010 паспорт сделки по внешнеторговому контракту. Первоначально представленный обществом паспорт сделки был оформлен ненадлежащим образом, поэтому уполномоченный банк паспорт возвратил. Надлежащим образом оформленный паспорт сделки представлен в уполномоченный банк только 04.03.2010, то есть с нарушением срока. Это обстоятельство явилось основанием для привлечения общества к административной ответственности.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Как видно из материалов дела, 01.01.2009 между ООО “АББ автоматизации“ (Заказчик, в настоящее время ООО “АББ Силовые и Автоматизированные системы“) и фирмой “АББ Acea Brown Boveri Ltd.“, Швейцария, (Исполнитель) заключен договор оказания услуг RUREL S/2009.

По данному договору обществом в ЗАО КБ “Ситибанк“ оформлен паспорт сделки от 05.03.2010 N 10030062/2557/0000/4/0.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.12.2003
N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон N 173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.

Паспорт сделки может использоваться органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Агентами валютного контроля являются, в том числе, уполномоченные банки (часть 3 статьи 22 Закона N 173-ФЗ).

Единые правила оформления паспорта сделки предусмотрены инструкцией Центрального банка России от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 3.3 Инструкции в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки (ПС) в одном уполномоченном банке в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела.

Для оформления паспорта сделки резидент, в том числе, представляет в уполномоченный банк, в котором резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки (далее - банк ПС), два экземпляра паспорта сделки, заполненного в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции; контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций (пункт 3.5 Инструкции).

Согласно пункту
3.14 Инструкции для оформления паспорта сделки резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 3.5 настоящей Инструкции, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

01.03.2010 сторонами договора подписан акт к счету N 29487/09 от 11.11.2009 о том, что Исполнитель осуществил для Заказчика услуги в соответствии с договором в полном объеме на сумму 110 011 швейцарских франков.

В графе 1 “Дата“ справки о подтверждающих документах от 09.03.2010 датой оформления документа, подтверждающего оказание услуг, является 01.03.2010.

Таким образом, паспорт сделки должен был быть оформлен обществом до 01.03.2010.

В части 6 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.

Из материалов дела следует, что первоначально паспорт сделки был представлен обществом в ЗАО КБ “Ситибанк“ 26.02.2010 (л.д. 20).

На следующий день паспорт сделки был возвращен обществу в связи с ошибками в наименовании контрагента и расхождениями в номере договора (т. 1, л.д. 21).

Уполномоченный банк руководствовался пунктами 3.12 и 3.13 Инструкции, которыми предусмотрена необходимость возвращения паспорта сделки и обосновывающих
документов в случае несоответствия данных, содержащимся в контракте, данным, указанным в паспорте сделки.

Паспорт сделки, оформленный надлежащим образом, представлен в уполномоченный банк только 04.03.2010. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Таким образом, на момент исполнения обязательства по договору (01.03.2010) в уполномоченном банке паспорта сделки не имелось.

Следовательно, обществом нарушен установленный Инструкцией срок представления надлежащим образом оформленного паспорта сделки в уполномоченный банк. Просрочка составила 3 календарных дня.

Данное обстоятельство говорит о наличии события административного правонарушения.

В действиях общества имеется и вина, поскольку ООО “АББ Силовые и Автоматизированные системы“ не приняло всех возможных мер для соблюдения действующих правил, допустило небрежность при оформлении паспорта сделки, которая привела к нарушению установленных сроков.

Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении Управлением не допущено. Полномочный представитель общества, действующий на основании специальной доверенности от 29.09.2010, присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении от 02.11.2010 N 97-10/140.

Рассмотрение дела 11.11.2010 производилось в присутствии полномочного представителя общества, о чем имеется отметка в тексте оспариваемого постановления.

Таким образом, при наличии события и состава административного правонарушения Управление было вправе вынести постановление о привлечении общества к административной ответственности.

Вместе с тем суд отмечает следующее.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10 разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Суд полагает, что
в действиях ООО “АББ Силовые и Автоматизированные системы“ отсутствует угроза охраняемым общественным отношениям, поскольку допущенное нарушение не воспрепятствовало получению полной информации о совершенной внешнеэкономической сделке, осуществлению учета проведенных валютных операций и контролю за их проведением уполномоченным банком. Паспорт сделки представлен обществом в уполномоченный банк самостоятельно. Просрочка незначительна и составила всего лишь 3 дня.

В рассматриваемом случае нарушение допущено в результате невнимательности при оформлении проекта паспорта сделки, без какого-либо умысла.

Допущенное нарушение не повлияло на стабильность валютного рынка, не причинило вреда общественным отношениям в сфере реализации единой государственной валютной политики, что свидетельствует об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в указанной сфере.

В связи с изложенным постановление Управления от 11.11.2010 подлежит отмене.

Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд

решил:

постановление Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору по Чувашской Республике от 11.11.2010 N 97-10/140П признать незаконным и отменить.

На решение суда в течение десяти дней с момента его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.