Законы и бизнес в России

Решение Собрания депутатов Алатырского района ЧР от 08.06.2010 N 31/07 “Об утверждении Районной целевой программы энергосбережения в Алатырском районе на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года“

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ АЛАТЫРСКОГО РАЙОНА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 8 июня 2010 г. N 31/07

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В АЛАТЫРСКОМ РАЙОНЕ

НА 2010 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Заслушав доклад заместителя главы администрации - начальника отдела по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, на основании Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и в целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов Собрание депутатов Алатырского района решило:

1. Утвердить прилагаемую Районную целевую программу энергосбережения в Алатырском районе на 2010 - 2015 годы и на период до
2020 года (далее - Программа).

2. Администрации Алатырского района поручить, органам местного самоуправления сельских поселений, предприятиям, учреждениям и организациям всех форм собственности рекомендовать обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.

3. Администрации Алатырского района, администрациям сельских поселений (по согласованию) ежегодно вносить предложения о корректировке мероприятий Программы с учетом результатов проведенного энергоаудита объектов и планируемых объемов финансирования из бюджетных и внебюджетных источников.

Глава Алатырского района

А.И.БЛАШЕНКОВ

Утверждена

решением

Собрания депутатов

Алатырского района

от 08.06.2010 N 31/07

РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В АЛАТЫРСКОМ РАЙОНЕ

НА 2010 - 2015 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Паспорт Программы

Наименование - Районная целевая программа энергосбережения в

Программы Алатырском районе на 2010 - 2015 годы и на период до

2020 года

Основания для - Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об

принятия решения энергосбережении и о повышении энергетической

о разработке эффективности и о внесении изменений в отдельные

Программы законодательные акты Российской
Федерации“;

Указ Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г.

N 889 “О некоторых мерах по повышению энергетической и

экологической эффективности российской экономики“;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17

ноября 2008 г. N 1663-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 13

ноября 2009 г. N 1715-р;

перечень поручений Президента Российской Федерации от

15 июня 2009 г. N Пр-1802ГС по итогам расширенного

заседания президиума Государственного совета

Российской Федерации 2 июля 2009 г.;

Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. N 8 “О

Стратегии социально-экономического развития Чувашской

Республики до 2020 года“;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики

от 30 марта 2009 г. N 97 “О Концепции энергосбережения

в Чувашской Республике на период до 2020 года“;

Республиканская целевая программа энергосбережения в

Чувашской Республике на 2010 - 2015 годы и на период

до 2020 года

Муниципальный - администрация Алатырского района

заказчик -

координатор

Программы

Основные - отдел по развитию общественной инфраструктуры и

разработчики жилищно-коммунального хозяйства администрации

Программы Алатырского района

Цели Программы - повышение энергетической эффективности при

производстве, передаче и потреблении энергетических

ресурсов в Алатырском районе за счет снижения в

сопоставимых условиях объемов потребления ТЭР (воды,

дизельного и иного топлива,
мазута, природного газа,

тепловой энергии, электрической энергии), угля в

течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов

от объема фактически потребленного им в 2009 году

каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением

такого объема не менее чем на три процента, создание

условий для перевода экономики и бюджетной сферы

муниципального образования на энергосберегающий путь

развития

Задачи Программы - обеспечение устойчивого процесса повышения

эффективности энергопотребления в секторах экономики

Алатырского района, в том числе за счет внедрения

механизмов стимулирования энергосбережения и повышения

энергетической эффективности, реализации

энергосберегающих проектов, активизирующих

деятельность хозяйствующих субъектов и населения по

реализации потенциала энергосбережения;

повышение эффективности энергетического комплекса

Алатырского района;

развитие перспективных направлений энергетики,

разработка и реализация системных проектов повышения

энергетической эффективности;

организация учета и контроля всех получаемых,

производимых, транспортируемых и потребляемых

энергоресурсов;

совершенствование нормативных правовых условий для

поддержки энергосбережения и повышения энергетической

эффективности;

организация проведения обязательных энергетических

обследований;

создание экономических механизмов энергосберегающей

деятельности;

поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих

энергосберегающую деятельность;

нормирование энергопотребления в бюджетной сфере,

коммунальном комплексе, жилищном фонде, на транспорте

и т.д.;

широкая пропаганда энергосбережения;

обучение и подготовка персонала

Важнейшие - обеспечение за счет реализации мероприятий Программы

целевые снижения объемов потребления ТЭР на 15% в течение

индикаторы и пятилетнего периода начиная с 2010 года;

показатели обеспечение эффективности деятельности муниципальных

заказчиков Алатырского района в сфере муниципальных

закупок

Сроки и этапы - I этап - 2010 - 2011 годы;

реализации II этап - 2012 - 2015 годы;

Программы III этап - 2016 - 2020 годы

Объемы и - предполагаемый общий объем финансирования Программы

источники составляет 520 млн. рублей, в том числе:

финансирования средства республиканского бюджета Чувашской Республики

Программы <*> - 70 млн. рублей,

средства местных бюджетов - 30 млн. рублей,

внебюджетные источники - 420 млн. рублей

Ожидаемые - обеспечение достижения за счет реализации мероприятий

конечные Программы:

результаты экономии затрат на энергию всеми потребителями

реализации энергоресурсов;

Программы и экономии природных ресурсов и снижения уровня

показатели загрязнения окружающей среды в результате уменьшения

бюджетной и объемов переработки первичных энергетических ресурсов;

социальной повышения качества жизни и улучшения здоровья

эффективности населения

Система - контроль за реализацией Программы осуществляет

организации администрация Алатырского района - муниципальный

контроля за заказчик - координатор Программы.

исполнением Исполнители мероприятий Программы представляют

Программы информацию о ходе реализации мероприятий Программы в

отдел по развитию общественной инфраструктуры и ЖКХ

администрации Алатырского района:

ежеквартально до 3 числа месяца, следующего за

отчетным;

ежегодно до 5 февраля до 2021 года.

Администрация Алатырского района ежегодно до 1 марта

до 2021 года направляет доклад о ходе работ и

эффективности использования финансовых средств

Программы в Министерство промышленности и энергетики

Чувашской Республики.

По окончании срока реализации Программы администрация

Алатырского района до 20 апреля 2021 г. представляет в

Министерство промышленности и энергетики Чувашской

Республики доклад о ее выполнении, эффективности

использования финансовых средств за весь период ее

реализации.

--------------------------------

<*> - Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом результатов проведенного энергоаудита объектов и планируемых объемов финансирования из бюджетных и внебюджетных источников на очередной финансовый год.

Введение

Районная целевая программа энергосбережения в Алатырском районе на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1225 “О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности“, приказом Министерства экономического развития РФ от 17 февраля 2010 г. N 61 “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности“, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 марта 2009 г. N 97 “О Концепции энергосбережения в Чувашской Республике на период до 2020 года“ и Республиканской целевой программой энергосбережения в Чувашской Республике на 2010 - 2015 годы и на период до 2020 года.

Повышение энергетической эффективности и энергосбережения играет ключевую роль в обеспечении баланса энергетических ресурсов Алатырского района в условиях инновационного сценария развития экономики, реализация которого возможна лишь при снижении удельной энергоемкости валового внутреннего продукта.

В условиях реформирования энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, нарастающего дефицита и повышения стоимости энергоносителей и энергетических мощностей Программа должна заложить основу системы территориального энергетического менеджмента, обеспечивающего конкурентные ценовые преимущества и надежность энергоснабжения Алатырского района.

Главной задачей всех участников процесса энергоснабжения и энергопотребления является комплексное использование всех рычагов управления для перехода на энергоэффективный путь развития.

I. Характеристика проблемы,

на решение которой направлена Программа

Энергосбережение в жилищно-коммунальной и бюджетной сфере Алатырского района является актуальным и необходимым условием нормального социально-экономического развития Алатырского района, так как повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР), при непрерывном росте цен на топливо и соответственно росте стоимости электрической, и тепловой энергии позволят добиться существенной экономии ТЭР и соответственно финансовых средств.

Анализ функционирования энергопотребителей района показывает, что в основной своей массе объекты бюджетной сферы и ЖКХ являются постройками 60-х - 90-х годов прошлого века, в связи с чем не отвечают требованиям по энергосбережению. Общеизвестно, что основные потери ТЭР наблюдается при транспортировке, распределении и потреблении тепловой, электрической энергии и воды. Значительные потери тепла происходят вследствие слабых теплотехнических характеристик ограждающих конструкций зданий.

Проведенный анализ показывает ежегодный рост объемов потребления ТЭР, что влечет увеличение расходов финансовых средств.

Бюджетная сфера

Структура потребления основных видов топливно-энергетических ресурсов в разрезе бюджетных учреждений приведена в табл. 1.

Таблица 1

Структура потребления основных видов ТЭР

-----T--------------T------T-----------------------------------------------------------¬

¦ ¦ Наименование ¦ Ед. ¦ Потребление ТЭР в разрезе бюджетных учреждений ¦

¦ ¦ ТЭР ¦ изм. +-----------T---------------T-----------T---------T---------+

¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦здравоохранение¦образование¦культура ¦ другие ¦

+----+--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦2008¦электроэнергия¦кВт.ч ¦1905483,02 ¦ 808555 ¦ 865063 ¦ 35379,24¦196485,78¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦4527507,81 ¦ 1587226,32 ¦ 1666297 ¦ 70719,22¦566855,27¦

¦ +--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦газ ¦куб. м¦2028170,88 ¦ 861000 ¦ 938000 ¦ 42837,86¦186333,02¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦5003300,39 ¦ 2019683,81 ¦ 2214589 ¦173365,2 ¦595662,38¦

¦ +--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦вода ¦куб. м¦ 82810 ¦ 67807 ¦ 12120 ¦ ¦ 2883 ¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦ 862024,3 ¦ 816396,3 ¦ ¦ ¦ 45628 ¦

¦ +--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦тепло ¦ Гкал ¦ 5264,864¦ 3783,794¦ 1369,2 ¦ 111,87¦ ¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦2375365,71 ¦ 1366569,51 ¦ 901615 ¦107179,2 ¦ ¦

+----+--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦2009¦электроэнергия¦кВт.ч ¦2183138,9 ¦ 914362 ¦ 997100 ¦ 50202,6 ¦221474,3 ¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦5128849,22 ¦ 2174971,23 ¦ 2254683 ¦121540,1 ¦577654,89¦

¦ +--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦газ ¦куб. м¦2276989,31 ¦ 811739 ¦ 1052502 ¦ 79719,61¦333028,7 ¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦5284959,65 ¦ 2191286,58 ¦ 2864099 ¦338412 ¦891162,07¦

¦ +--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦вода ¦куб. м¦ 89547 ¦ 75247 ¦ 12120 ¦ ¦ 2180 ¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦1219301 ¦ 1174481 ¦ ¦ ¦ 44820 ¦

¦ +--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦тепло ¦ Гкал ¦ 17511,635¦ 4339,665¦ 1069,67¦ 102,3 ¦ 12000 ¦

¦ ¦ +------+-----------+---------------+-----------+---------+---------+

¦ ¦ ¦ руб. ¦3006611,82 ¦ 2142596,91 ¦ 746787 ¦ 83673 ¦ 33554,91¦

L----+--------------+------+-----------+---------------+-----------+---------+----------

В общем объеме рост потребления ТЭР в 2009 г. по сравнению с 2010 г. составил по электроэнергии - 15%, газа - 12%, воды - 8%, тепла - в 3 раза.

Нерациональное использование ТЭР приводит к потере до 30 - 40% тепловой энергии, до 15% электрической энергии и 15 - 20% воды. Соответственно это приводит:

- к росту тарифного давления на ЖКХ и организации бюджетного финансирования, на население,

- увеличению расходов бюджета района, увеличению дотаций за ТЭР,

- ухудшению экологической обстановки.

Жилищный фонд

Всего на территории Алатырского района по состоянию на 01.01.2010 числится около 9 тысяч жилых домов, из них 520 - многоквартирных.

Муниципальный жилищный фонд в Алатырском районе характеризуется достаточно высоким уровнем износа.

Основными проблемами энергосбережения в жилищном фонде являются:

- слабые теплотехнические характеристики ограждающих конструкций, оконных и дверных проемов;

- отсутствие общедомовых и индивидуальных приборов учета потребляемых энергетических ресурсов;

- проблема внедрения населением энергосберегающих источников освещения и обеспечение их сохранности.

Коммунальная инфраструктура

Коммунальная инфраструктура в Алатырском районе характеризуется наличием в основной своей массе котельных, оборудование которых не отвечает современным требованиям по энергосбережению, а именно: используются котлы с низким КПД, насосы, потребляющие большие объемы электроэнергии, отсутствуют приборы, позволяющие автоматизировать расход топлива, ряд котельных до настоящего времени работает на твердом топливе, отсутствуют противонакипные устройства, приборы предварительной очистки воды.

В изношенном состоянии находятся сети теплоснабжения и водоснабжения. Требуется частичная замена ветхих участков трубопроводов, применение современных теплоизолирующих материалов, ревизия и замена запорной и регулирующей арматуры. В настоящее время наличие вышеуказанных проблем ведет к возникновению аварийных ситуаций, а также не обеспечивает подачу теплоносителя с минимальными тепловыми потерями в ходе транспортировки по трубопроводам.

Транспортный комплекс

На территории района функционирует автотранспортное и железнодорожное сообщение. Услуги в сфере пассажирских перевозок автотранспортом оказывает Алатырское автотранспортное предприятие - филиал ГПУ Чувашской Республики “Чувашавтотранс“, которое зарегистрировано в г. Алатырь. При этом охватываются все крупные населенные пункты Алатырского района. Железнодорожное сообщение осуществляется по направлению движения Канаш - Красный Узел Республики Мордовия, при этом железнодорожная линия проходит через п. Киря, п. Атрать, п. Алтышево, г. Алатырь.

Промышленный сектор

Промышленность района представлена, в первую очередь, традиционной для района отраслью - деревообработкой - это муниципальное унитарное предприятие “Кирский лесокомбинат“. Это предприятие выпускает сборные щитовые дома, домовые и банные срубы, столярные изделия, пиломатериалы, заготавливает лесоматериал и дрова. Кроме этого в данной отрасли в районе функционируют более десятка организаций субъектов малого предпринимательства и индивидуальных предпринимателей.

Программа энергосбережения призвана обеспечить снижение потребления ТЭР за счет внедрения предлагаемых данной программой решений и мероприятий, соответственно - перехода на экономичное и рациональное расходование ТЭР по всем потребителям, полное удовлетворение потребностей в количестве и качестве ТЭР ЖКХ, превратить энергосбережение в решающий фактор нормального функционирования потребителей ТЭР, снизить “пресс“ дотаций на энергоресурсы в бюджете района.

Основным инструментом управления энергосбережением является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальной программы энергосбережения, а также целевых программ субъектов хозяйственной деятельности.

Программа направлена на повышение эффективности энергетических обследований, учета и контроля за потреблением энергоресурсов, совершенствование системы нормирования в бюджетной сфере, разработку системы мониторинга внедряемых мероприятий по энергосбережению, стимулирование мер по снижению энергоемкости, формирование условий и механизмов, способствующих появлению и реализации проектов в области энергосбережения.

Программа предусматривает осуществление комплекса организационных мер по пропаганде и популяризации вопросов энергосбережения, проведению конкурсов на лучшую постановку работы по энергосбережению среди промышленных предприятий, муниципальных образований, на освещение этой темы в средствах массовой информации, по повышению культуры энергопотребления среди населения, формированию и проведению энергосберегающей политики в Алатырском районе, участию в республиканских проектах.

Дефицит энергии и ограниченность топливных ресурсов приводят к неизбежному переходу к нетрадиционным, альтернативным источникам энергии. Неуклонный рост цен на энергоносители, растущие выбросы углекислого газа, окислов азота и серы оказывают негативное воздействие на климат и экологию. Для Алатырского района решение этих вопросов возможно только путем инновационного развития, внедрения новых экономичных технологий и повышения эффективности уже имеющихся технологий.

На протяжении более 30 последних лет государственная энергетическая стратегия всех промышленно развитых стран была направлена на энергосбережение и переход от ископаемого топлива к поиску альтернативных источников энергии, основанных на использовании возобновляемых экологически чистых источников энергии.

Рациональное использование и экономное расходование органического топлива (угля, нефти, природного газа), повышение эффективности конечного потребления энергии во всех секторах экономики, развитие возобновляемых источников энергии (биомассы, гидроэнергии, солнечной энергии, энергии ветра и др.) могут обеспечить потребности в энергии и являются действенным средством повышения устойчивости развития экономики и сохранения окружающей среды.

Не все газовые котельные организаций, в том числе социально значимых объектов, имеют сегодня резервные топливные хозяйства. Это создает угрозу безопасности теплоснабжения и в условиях ограниченности бюджетных средств вынуждает искать альтернативные, более дешевые в части проектирования, монтажа и эксплуатации установки резервного топливного хозяйства.

Одним из таких вариантов является использование газогенераторных установок, позволяющих использовать любые органические отходы, включая пеллеты, древесный уголь, щепу и т.д. Получаемый силовой газ в зависимости от модификации газогенератора и используемого дополнительного оборудования может использоваться как для производства тепла, горячего водоснабжения, так и для производства в когенеративных установках электричества.

При получении генераторного газа из древесины его теплотворная способность составляет 12 - 13 МДж/кг, удельная масса - от 1,10 до 1,15 кг/куб. м. Выход газа в среднем составляет 1,8 - 2,5 куб. м на каждый килограмм газифицируемой древесины.

Благодаря высокой эффективности процесса газификации (выход генераторного газа - 85 - 90 процентов), а также удобству использования газообразного топлива подобная схема сжигания является более чистым и эффективным способом получения тепла, чем сжигание твердого топлива непосредственно в топке котла.

Еще одним важным преимуществом является то, что для работы газогенератора используется топливо низкого качества - опилки, измельченная кора, щепа, то есть топливо, малопригодное для сжигания в обычном котле.

С учетом перспективы роста стоимости природного газа экономически оправданным является вариант перевода котлов, сжигающих природный газ, на сжигание генераторного газа.

Кроме того, использование газогенераторных установок решает проблему утилизации низкосортной, нетоварной древесины в лесном хозяйстве Алатырского района, где на долю дровяной древесины приходится около 40 процентов лесных ресурсов.

Реализация мероприятий по использованию газогенераторных установок позволит:

снизить потребление энергоресурсов в топливно-энергетическом комплексе и сфере потребления;

модернизировать отопительные котельные муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и организаций бюджетной сферы;

создать и освоить производство эффективного и энергосберегающего оборудования для отраслей топливно-энергетического комплекса;

обеспечить экономию бюджетных расходов на оплату энергоресурсов в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе.

Программа ориентирована на решение экономических задач и имеет социальную направленность. Все бюджетные средства и целевые средства энергосбережения в основном направляются на решение проблем, существующих на объектах жилищно-коммунального комплекса и в организациях бюджетной сферы. Это позволит минимизировать затраты бюджета на эксплуатацию этих объектов, сократить потребность в энергоносителях в данном секторе экономики.

Основные сложности, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы, определяются следующими факторами:

неопределенностью конъюнктуры и неразвитостью институтов рынка энергосбережения;

продолжающимся мировым экономическим кризисом;

незавершенностью реформирования электроэнергетики;

зависимостью регионального рынка энергоносителей от состояния и конъюнктуры российского и мирового энергетического рынка;

отсутствием у потребителей заинтересованности в энергосбережении.

В настоящее время создание условий для повышения эффективности использования энергии и других видов ресурсов в экономике является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Чувашской Республики.

Для реализации Программы необходимо организовать работу по координации и управлению энергетической эффективностью, побудить интерес к проведению энергоэффективных мероприятий у всех участников процесса производства, передачи и потребления энергоресурсов.

II. Цели и задачи Программы

Основными целями Программы являются повышение энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов в Алатырском районе за счет снижения в сопоставимых условиях объемов потребления ТЭР (воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии), угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента, создание условий для перевода экономики и бюджетной сферы муниципального образования на энергосберегающий путь развития.

Программа направлена на формирование механизмов районной политики в области энергосбережения и рационального потребления энергетических ресурсов, реализацию управленческих и технических проектов, внедрение инновационных технологий, достижение в данной области целевых ориентиров Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года.

Целями программы являются:

- экономия потребления ТЭР;

- снижение платежей потребителей за ТЭР;

- внедрение на объектах бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства энергосберегающих ламп;

- снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет сокращения платежей за ТЭР и дотации за энергию;

- оснащение объектов бюджетной сферы и жилищно-коммунального хозяйства приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии;

- улучшение экологической обстановки за счет снижения выбросов при сжигании топлива.

Для достижения целей Программы предполагается решение ряда задач:

обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах экономики Чувашской Республики, в том числе за счет внедрения механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реализации энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения;

повышение эффективности использования ТЭР;

развитие перспективных направлений энергетики, разработка и реализация системных проектов повышения энергетической эффективности;

организация учета и контроля всех получаемых, производимых, транспортируемых и потребляемых энергоресурсов;

- совершенствование нормативных правовых условий для поддержки энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- организация проведения обязательных энергетических обследований;

- создание экономических механизмов энергосберегающей деятельности;

- поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих энергосберегающую деятельность;

- нормирование энергопотребления в бюджетной сфере, коммунальном комплексе, жилищном фонде, на транспорте и т.д.;

- широкая пропаганда энергосбережения;

- обучение и подготовка персонала.

Целевые индикаторы ожидаемой эффективности реализации Программы приведены в табл. 3.

Таблица 3

Индикаторы эффективности реализации Программы

----------------T---------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Индикаторы ¦ Уровень ¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦Уровень¦

¦ ¦2007 года¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ 2016 ¦ 2017 ¦ 2018 ¦ 2019 ¦ 2020 ¦

¦ ¦(базовый)¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦ года ¦

+---------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Снижение ¦ - ¦ - ¦ 3 ¦ 6 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 20 ¦

¦объемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребления ТЭР¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(по сравнению с¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦2010 годом), % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Снижение ¦ ¦ ¦ 3 ¦ 6 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 18 ¦ 19 ¦ 20 ¦

¦объемов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦финансовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ “¦

¦средств, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦направляемых на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦потребление ТЭР¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦(без ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦учета роста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тарифов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦сопоставимых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ценах), % ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---------------+---------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Показатель ¦ ¦ умеренно эффективная ¦ эффективная ¦

¦комплексной ¦ ¦ ¦ ¦

¦оценки ¦ ¦ ¦ ¦

¦эффективности ¦ ¦ ¦ ¦

¦деятельности ¦ ¦ ¦ ¦

¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦

¦заказчиков ¦ ¦ ¦ ¦

¦Алатырского ¦ ¦ ¦ ¦

¦района в сфере ¦ ¦ ¦ ¦

¦муниципальных ¦ ¦ ¦ ¦

¦закупок ¦ ¦ ¦ ¦

L---------------+---------------------------------+-------------------------------+--------------------------------

III. Сроки и этапы исполнения Программы

Программа реализуется в период с 2010 по 2020 год в три этапа:

I этап - 2010 - 2011 годы;

II этап - 2012 - 2015 годы;

III этап - 2016 - 2020 годы.

На I этапе проводятся организационные мероприятия и реализуются малозатратные мероприятия и высокоэффективные проекты с малым сроком окупаемости в 1 - 3 года, разрабатывается программа обучения и проводится обучение специалистов администрации Алатырского района и сельских поселений, разрабатываются муниципальные программы энергосбережения, подготавливаются энергетические паспорта и организуются энергоаудит и учет топливно-энергетических ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Алатырского района, разрабатывается проектно-сметная документация проектов в области энергосбережения.

На II этапе осуществляются высокозатратные мероприятия, прежде всего у потребителей энергоресурсов, со сроком окупаемости свыше 4 лет, реализуются проекты, в том числе разработанные на I этапе, предусматривающие внедрение прогрессивных энергосберегающих технологий, энергоэффективного оборудования, завершается монтаж систем учета и регулирования энергоресурсов и воды в жилищном хозяйстве.

На III этапе реализуются проекты по кардинальной замене систем тепло- и электроснабжения на основе энерготехнологических комплексов глубокого использования топливно-энергетических ресурсов (генерация) и современных систем транспорта, осуществляется диверсификация энергетической инфраструктуры и создаются предпосылки для перехода к альтернативной энергетике.

IV. Система программных мероприятий

Программные мероприятия представляют собой систему мер, которые сгруппированы по сферам реализации, скоординированы по срокам и ответственным исполнителям и обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы с целью достижения намеченных результатов.

Реализация комплекса мероприятий с целью повышения энергоэффективности предусматривает действия по следующим направлениям:

I. Организационные мероприятия в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере.

II. Мероприятия, направленные на повышение энергоэффективности в отдельных секторах экономики:

2.1. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике.

2.2. Энергоэффективность в жилищном фонде.

2.3. Энергоэффективность в бюджетной сфере.

Мероприятия Программы представлены в приложении N 1 (не приводится).

4.1. Организационные мероприятия на промышленных

предприятиях, в топливно-энергетическом комплексе,

жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере

4.1.1. Кадровое сопровождение реализации организационных мероприятий

Для реализации задач, поставленных на основе Энергетической стратегии Чувашской Республики на период до 2020 года настоящей Программой, необходимо обеспечить ее кадровое сопровождение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области энергоэффективности и энергосбережения, информационное обеспечение.

Программы курсов по переподготовке и повышению квалификации рассчитаны на специалистов, имеющих базовое техническое высшее образование или профессионально занимающихся вопросами энергоснабжения и энергопотребления. Это руководители энергетических служб предприятий, инженеры электро- и теплотехники, проектировщики строительных и других организаций, научные работники, специалисты жилищно-коммунального хозяйства и бюджетных учреждений.

Цель правового блока - изучение существующей правовой и нормативной базы в области энерго- и ресурсосбережения. Методический блок предполагает изучение современных методик энергомониторинга, энергообследования, технико-экономического обоснования мероприятий по энерго- и ресурсосбережению и т.п. Тематика занятий специального блока направлена на освоение слушателями технологий повышения энергоэффективности с учетом специфики деятельности предприятий и организаций. Изучение современных информационно-аналитических систем поддержки мероприятий по энерго- и ресурсосбережению является целью информационного блока.

При определении структуры курсов повышения квалификации решающим фактором являются цели и задачи, которые ставятся перед слушателями в рамках их проведения. Программы курсов повышения квалификации могут содержать несколько блоков: правовой, методический, специальный и информационный. Содержание блоков определяется сферами деятельности слушателей, которые условно разделяются на группы: производственная и непроизводственная сфера.

4.1.2. Подготовка энергетических паспортов и организация энергоаудита в жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере Алатырского района

Организационные мероприятия направлены на:

разработку в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящей Программы муниципальных программ энергосбережения;

проведение энергетических обследований;

разработку и ведение энергетических паспортов;

организацию энергоаудита и разработку программ энергосбережения организаций промышленного, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы Алатырского района.

Процессу разработки программ энергосбережения предшествует проведение специализированной энергоаудиторской организацией энергетических обследований (не позднее чем за 3 года) организаций.

4.1.3. Тарифное стимулирование внедрения энергосберегающих мероприятий на предприятиях и в организациях всех форм собственности Алатырского района

Методология установления тарифов на электрическую, тепловую энергию и природный газ, стоимости услуг по их транспортировке определяется Правительством Российской Федерации и Федеральной службой по тарифам. При этом Федеральной службой по тарифам устанавливаются тарифы на электрическую энергию и мощность, отпускаемую с оптового рынка энергии и мощности, оптовые цены на природный газ для промышленных потребителей и населения, стоимость услуг по транспортировке природного газа и нефтепродуктов.

В настоящее время тарифы на электрическую и тепловую энергию устанавливаются методом экономически обоснованных расходов (затрат).

Расходы на инвестиции при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии определяются на основе согласованных в установленном порядке инвестиционных программ (проектов) развития организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата.

Указанные средства являются источниками финансирования строительства и реконструкции линий электропередачи, подстанций, увеличения сечения проводов и кабелей, увеличения мощности трансформаторов, расширения распределительных устройств и установки компенсирующих устройств для обеспечения качества электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства) в целях обеспечения надежности работы электрических станций, присоединяемых энергопринимающих устройств и ранее присоединенных потребителей, а также строительства новых улиц в сельских населенных пунктах.

При формировании тарифов на тепловую энергию в 2009 году учтены капитальные вложения всего по 5 регулируемым организациям в сфере теплоснабжения, что составляет более 5 процентов от общего их количества. Инвестиции при этом направляются на реконструкцию тепловых сетей, демонтаж подземных теплотрасс, модернизацию котельных, установку блочно-модульных котельных.

Вместе с тем, учитывая, что нынешнее состояние объектов теплоснабжения требует модернизации, в республике проводится работа по увеличению числа организаций, которые осуществляют разработку проектов инвестиционных программ и расчет финансовых потребностей, необходимых для реализации данных программ.

Кроме того, субъектам теплоэнергетики выделяются средства из бюджетов всех уровней. Однако в настоящее время отсутствует практика согласования таких решений и, соответственно, доведения принятых нормативных актов по данному решению до органов регулирования. Капитальные вложения в теплоэнергетику позволят снизить потери тепловой энергии, сократить расход условного топлива, что в конечном счете приведет к уменьшению энергоемкости производства тепловой энергии. Данные показатели необходимо учитывать органам регулирования при формировании тарифов на очередной период регулирования. В то же время следует отметить, что направление инвестиций в малых объемах в производство тепловой энергии не приведет к значительным изменениям в тарифном регулировании. Существующая степень износа объектов теплоснабжения в ряде случаев требует коренной модернизации для преодоления технической и технологической отсталости и производства энергоэффективной продукции в теплоэнергетике.

Для дальнейшего тарифного стимулирования мероприятий по энергосбережению необходимо:

1. Внедрение в практику тарифного регулирования метода экономически обоснованной доходности инвестиционного капитала.

Ключевым принципом этого метода является долгосрочность государственного регулирования тарифов на электрическую энергию, которая основана на долгосрочной инвестиционной программе (проектах).

2. Установление тарифов с учетом нормативов, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации:

на услуги по передаче электрической энергии - объема технологического расхода электрической энергии (потерь);

на тепловую энергию - технологических потерь при передаче тепловой энергии и удельного расхода топлива на отпущенную электрическую и тепловую энергию от тепловых электрических станций и котельных.

3. Установление двухставочных тарифов на тепловую энергию, включающих в себя ставку платы за потребленную тепловую энергию из расчета платы за 1 Гкал тепловой энергии, ставку платы за тепловую мощность из расчета платы за 1 Гкал/ч тепловой нагрузки (устанавливается в договоре энергоснабжения) и предусматривающих оплату использования тепловой мощности объектов систем теплоснабжения с учетом их развития и оптимизации.

Введение двухставочных тарифов позволит решить многие актуальные для систем теплоснабжения задачи, наиболее значимыми из которых являются:

выравнивание финансовых потоков энергоснабжающих организаций за счет “мощностной“ ставки, равномерно распределенной по году, что позволяет гораздо точнее осуществлять финансовое планирование деятельности компании, снижает потребность в привлекаемых средствах (снижение этой составляющей в тарифах);

стимулирование к проведению энергосберегающих мероприятий, так как снижение выручки за проданное количество тепловой энергии в результате энергосбережения компенсируется снижением издержек на “топливную“ составляющую, что не ведет к снижению рентабельности или прибыли;

стимулирование к выравниванию договорной и фактической присоединенной мощности, что в свою очередь позволит оптимизировать энергетические балансы и высвободить дополнительные резервы мощностей, а впоследствии оптимизировать/снизить инвестиции в развитие мощностей;

устранение экономических препятствий технологической оптимизации загрузки источников, работающих на единую сеть, что сделает возможным перевод котельных в пиковый режим работы без убытков при сохранении оплаты мощности. Это позволит не только оптимизировать загрузку источников, но и снизить стоимость вырабатываемой энергии за счет загрузки более эффективных источников и объемы неэффективно сжигаемого газа.

4.2. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве

и коммунальной энергетике

4.2.1. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве и коммунальной энергетике

Для обеспечения энергетической эффективности населенных пунктов, повышения надежности энергообеспечения и теплоснабжения необходимо определить зоны средне- и высокоэтажной застройки с перспективной теплофикацией на основе централизованной схемы теплоснабжения и обеспечения источника резервными видами топлива, а также возможностью покрытия круглогодичной тепловой нагрузки для когенерационной выработки тепловой и электрической энергии.

Следует пересмотреть генеральные планы сельских и городских поселений, городских округов, карты (схемы) планируемого размещения объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах сельского поселения, в том числе с учетом факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций - прекращения или ограничения поставок энергоносителей. Нельзя допускать выдачу технических условий на теплоснабжение в зонах средне- и высокоэтажной застройки от индивидуальных источников (пристроенные, крышные, поквартирные) без резервного топлива.

При малоэтажной застройке и низкой плотности теплопотребления, незначительных мощностях рекомендуется использовать децентрализованное теплоснабжение со строительством автономных котельных (встроенных, пристроенных, крышных, поквартирных) для снижения потерь в тепловых сетях, особенно там, где теплотрассы и теплоисточники физически изношены.

С целью более эффективной загрузки систем энергообеспечения при проведении конкурсов на земельные участки под застройку следует сообщать застройщикам технические условия подключения к инженерным сетям и о резерве мощностей, разработать очередность выставления участков на аукционы в соответствии с резервами мощностей.

Программные мероприятия предусматривают:

создание системы государственного управления эффективностью использования энергетических ресурсов на территории Алатырского района;

реализацию проектов энергосбережения на объектах жилищно-коммунального хозяйства.

4.2.2. Коммунальные котельные

Предстоит создание информационной базы данных по всем коммунальным котельным, основой которой является энергетический паспорт котельной, а также проведение режимной наладки котлов и энергетических обследований для:

оценки состояния технического учета и отчетности, нормирования и анализа показателей использования топлива;

определения расхода электрической энергии, активной и реактивной мощности;

анализа состояния оборудования, эффективности работы элементов технологической схемы;

определения энергосберегающего потенциала;

определения соответствия эксплуатации оборудования правилам технической эксплуатации;

установления параметров систем химводоподготовки и качества воды;

составления топливно-энергетического баланса котельной и баланса тепловой мощности в системе “источник (котельная) - тепловая сеть - потребители“.

Для повышения энергетической эффективности тепловой генерации предусматривается:

увеличение количества котельных, на которых установлены системы автоматического управления технологическими процессами, что позволяет корректно и своевременно регулировать технологические параметры котловых агрегатов и значительно снизить возможность возникновения аварийных ситуаций в процессе эксплуатации теплосилового оборудования котельных, уменьшить удельный расход энергоресурсов на котельных;

замена устаревшего газоиспользующего оборудования (нагревательные печи без регулирования и утилизации тепла, котлы типа “Универсал“, “Энергия“) на современное энергоэффективное с высоким КПД (не менее 90 процентов) и полностью автоматизированное;

внедрение физико-химических методов водоподготовки для предотвращения накипеобразования в оборудовании;

внедрение комплексных автоматизированных систем коммерческого и технологического учета энергоносителей (газа, электроэнергии, воды);

замена трубчатых теплообменников на пластинчатые;

внедрение частотно-регулируемых приводов на насосном и вентиляторном оборудовании.

Обязательной является замена устаревших узлов учета расхода газа на современные приборы с применением электронных корректоров и вычислителей, а также систем учета электрической и тепловой энергии.

Энергетический паспорт тепловой сети разрабатывается на основе проведения энергетического обследования. Обновление паспортов требуется проводить при модернизации тепловой сети и изменении материальной характеристики более чем на 5 процентов или один раз в 5 лет.

Основными мероприятиями, позволяющими обеспечить фактические потери на уровне норматива, являются:

гидравлическая наладка системы с использованием достоверной информации по потребителям;

поддержание расчетных (проектных) режимов работы теплового оборудования;

поддержание в нормативном состоянии тепловой изоляции трубопроводов;

установка дополнительно к запорной арматуре регулирующей арматуры на ответвлениях и отводах к зданиям;

внедрение автоматизированных систем диспетчеризации;

внедрение современных теплообменных аппаратов и частотно-регулируемых приводов на центральных и индивидуальных тепловых пунктах.

4.3.2.2. Водоснабжение и водоотведение

Требуется проведение энергоаудита объектов водоснабжения с составлением энергетических паспортов и определением:

состояния водопроводных сетей, очистных сооружений;

нормативных и фактических потерь;

расхода электроэнергии на всей цепочке от водозабора до потребителя;

баланса “выработка - потребление“ воды;

состояния канализационных систем, канализационных насосных станций, очистных сооружений;

расхода электроэнергии на всей цепочке транспортировки канализационных стоков.

Необходимы создание базы данных по коммунальным водопроводным сетям, внедрение частотно-регулируемых электроприводов на насосном оборудовании, замена изношенных водопроводных сетей, внедрение энергоэффективных методов очистки воды и сточных вод.

Мероприятиями предусматриваются:

модернизация насосных агрегатов водозаборных сооружений;

внедрение автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления технологическими процессами, в том числе с установкой устройств частотного регулирования электроприводов;

внедрение установок плавного пуска погружных насосов;

внедрение автоматизированной системы управления технологическими процессами на биологических очистных сооружениях канализации;

внедрение установок частотного регулирования электроприводами на очистных сооружениях канализации.

4.3. Энергоэффективность в жилищном фонде

Для дальнейшего повышения энергоэффективности в жилищном фонде предусматривается реализация следующих основных мероприятий:

проведение работ по улучшению теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций многоквартирных домов;

реконструкция многоквартирных домов с переводом на поквартирную систему учета отопления;

монтаж автоматизированных систем учета и регулирования энергоресурсов в многоквартирных домах;

вынос внутрипанельных систем отопления в многоквартирных домах;

монтаж установок автоматического включения освещения мест общего пользования в подъездах многоквартирных домов.

4.4. Энергоэффективность в бюджетной сфере

Для повышения энергоэффективности предусматриваются следующие мероприятия:

повышение теплозащиты действующих общественных зданий и тепловых сетей и строительство новых в соответствии со СНиП;

дальнейшее внедрение приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоресурсов;

внедрение экономичных источников электрического освещения;

организация контроля за использованием энергетических и водных ресурсов в бюджетной сфере;

нормирование потерь при производстве и транспортировке тепловой, электрической энергии, а также реализация мероприятий по обеспечению фактических потерь на уровне установленных норм;

реализация проектов повышенной энергетической эффективности.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Объем финансирования программных мероприятий за период с 2010 по 2020 год должен составить 520 млн. рублей (табл. 4), в том числе за счет:

средств республиканского бюджета Чувашской Республики - 70 млн. рублей;

средств местных бюджетов - 30 млн. рублей;

внебюджетных источников - 420 млн. рублей.

Основным критерием отбора технического проекта для финансирования из федерального бюджета и участия в Программе является его повышенная энергоэффективность, выраженная в прямой экономии средств, направляемых на выработку и приобретение ТЭР.

В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению с учетом реальных возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Источниками финансовых ресурсов являются специализированные фонды федерального, республиканского и муниципального уровней (предполагаемые к созданию), лизинговые компании, банки и частные инвесторы, собственные средства организаций, средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики и местных бюджетов.

Таблица 4

Финансирование Программы на 2010 - 2015 годы

и на период до 2020 года

(млн. рублей)

-----------------T-----T------------------------------------------------------¬

¦ Источники ¦Всего¦ В том числе по годам реализации ¦

¦ финансирования ¦ +----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+

¦ ¦ ¦2010¦2011¦2012¦2013¦2014¦2015¦2016¦2017¦2018¦2019¦2020¦

+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦Всего ¦ 520¦12,5¦37,5¦ 48¦ 58¦65,5¦66 ¦63,5¦ 53¦ 48¦34,5¦33,5¦

+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦ в том числе ¦

¦за счет средств: ¦

+----------------T-----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----+

¦федерального ¦ -¦ - ¦ - ¦ -¦ -¦ - ¦ - ¦ - ¦ -¦ -¦ - ¦ - ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦республиканского¦ 70¦ -¦ 5 ¦ 5¦ 10¦12,5¦12,5¦10 ¦ 5¦ 5¦ 3 ¦ 2 ¦

¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Чувашской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦Республики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦местных бюджетов¦ 30¦ 2,5¦ 2,5¦ 3¦ 3¦ 3 ¦ 3,5¦ 3,5¦ 3¦ 3¦ 1,5¦ 1,5¦

+----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+

¦внебюджетных ¦ 420¦10 ¦30 ¦ 40¦ 45¦50 ¦50 ¦50 ¦ 45¦ 40¦30 ¦30 ¦

¦источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L----------------+-----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+-----

VI. Механизм реализации Программы и контроль

за ходом ее выполнения

Механизм реализации Программы базируется на принципе взаимодействия органов государственной власти Чувашской Республики, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности и ответственности всех участников Программы, которые в конечном счете и реализуют мероприятия повышения энергетической эффективности.

Муниципальным заказчиком - координатором Программы является администрация Алатырского района.

Отдел по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства совместно с отделом по экономике, муниципальному имуществу, земельным ресурсам и лесному хозяйству определяют направления развития энергоснабжения и энергоэффективности в Алатырском районе.

Отдел по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства осуществляет межведомственную координацию работ по энергосбережению и обеспечивает контроль за реализацией организационных и технических проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, организует мониторинг энергетической эффективности по муниципальным предприятиям и организациям, разработку программ энергосбережения совместно с руководителями бюджетных организаций, представляет информацию для объявления конкурсов на проекты повышения энергетической эффективности, организует взаимодействие с координаторами республиканской программы энергосбережения, ставит задачи по энергетической эффективности на местном уровне, контролирует эффективность предоставления коммунальных энергетических услуг и работу муниципальных энергетических компаний и компаний, управляющих жилищным фондом.

Руководители бюджетных организаций организуют составление энергетических паспортов объектов, планирование и учет потребления энергетических ресурсов, а также ежегодную разработку мероприятий энергосбережения.

Отдел образования и молодежной политики администрации Алатырского района организует в рамках образовательного процесса воспитание бережного отношения молодежи к энергетическим ресурсам и получение специалистами в области энергосбережения профессиональных знаний и навыков по энергоэффективности.

Контроль за реализацией Программы осуществляет отдел по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства.

Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства:

ежеквартально до 3 числа месяца, следующего за отчетным;

ежегодно до 5 февраля до 2021 года.

Отдел по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства направляет информацию главе Алатырского района и Минпромэнерго Чувашской Республики:

ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным;

ежегодно до 15 февраля до 2021 года.

По окончании срока реализации Программы отдел по развитию общественной инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства представляет в Минпромэнерго Чувашии до 1 марта 2021 г. доклад о ее выполнении, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

VII. Оценка социально-экономической эффективности

реализации Программы и ее прогнозируемые результаты

За счет реализации мероприятий Программы обеспечивается достижение суммарной экономии затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов.

Учет топливно-энергетических ресурсов, их экономия, нормирование и лимитирование, оптимизация топливно-энергетического баланса и тарифное регулирование в Чувашской Республике позволят снизить неплатежи в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в коммунальной энергетике и бюджетных учреждениях.

Поддержание статуса стратегического направления по эффективному использованию топлива и энергии, внедрение идеологии бережного отношения к энергетическим ресурсам создадут конкурентные преимущества для устойчивого социально-экономического развития Чувашской Республики.

Реализация Программы имеет благоприятные экологические последствия. Благодаря энергосбережению в промышленности и коммунальном хозяйстве достигается значительный экологический эффект за счет экономии природных ресурсов и снижения уровня загрязнения окружающей среды в результате уменьшения объемов переработки первичных энергетических ресурсов.

Социально-экономическая эффективность реализации Программы выражается в повышении качества жизни и улучшении здоровья населения.

Показателем экономической эффективности является достижение индикаторов Программы.

Сводная ведомость мероприятий

по энергосбережению в Алатырском районе

------T---------------------------------T-----T-----T--------T------------¬

¦ N ¦ Наименование мероприятия ¦Ед. ¦Объем¦Объем ¦ Срок ¦

¦ п/п ¦ ¦изме-¦работ¦финанси-¦ выполнения ¦

¦ ¦ ¦рения¦ ¦рования,¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦тыс. ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦руб. ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 1.¦Организационные мероприятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 1.1.¦Проведение энергетических¦ шт. ¦ 105¦ ¦ Не реже 1 ¦

¦ ¦обследований объектов ¦ ¦ ¦ ¦раза в 5 лет¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 1.2.¦Разработка муниципальной¦ шт. ¦ 1¦ ¦ До ¦

¦ ¦программы энергосбережения ¦ ¦ ¦ ¦ 01.07.2010 ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 1.3.¦Проведение энергоаудита ¦ шт. ¦ 105¦ ¦2010 - 2012 ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 1.4.¦Составление энергетических¦ ¦ ¦ ¦2010 - 2012 ¦

¦ ¦паспортов объектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 2.¦Замена ламп накаливания на¦ шт. ¦ ¦ ¦2010 - 2012 ¦

¦ ¦энергосберегающие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 3.¦Газификация котельных ¦ шт. ¦ 10¦ ¦2010 - 2015 ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 4.¦Модернизация котельных ¦ шт. ¦ 22¦ ¦2011 - 2020 ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 4.1.¦Замена “ устаревшего¦ шт. ¦ 22¦ ¦2011 - 2020 ¦

¦ ¦газоиспользующего оборудования¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(нагревательные печи без¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦регулирования и утилизации тепла,¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦котлы типа “Универсал“,¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦“Энергия“) на современное¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦энергоэффективное с высоким КПД¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(не менее 90 процентов) и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦полностью автоматизированное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 4.2.¦Смена насосов ¦ шт. ¦ 65¦ ¦2010 - 2020 ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 4.3.¦Внедрение физико-химических¦ шт. ¦ 65¦ ¦2011 - 2020 ¦

¦ ¦методов водоподготовки для¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦предотвращения накипеобразования¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦в оборудовании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 4.4.¦Внедрение комплексных¦ шт. ¦ 65¦ ¦2011 - 2020 ¦

¦ ¦автоматизированных систем¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦коммерческого и технологического¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦учета энергоносителей (газа,¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦электроэнергии, воды) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 4.5.¦Установка дополнительно к¦ шт. ¦ 65¦ ¦2010 - 2020 ¦

¦ ¦запорной арматуре регулирующей¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦арматуры на ответвлениях и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦отводах к зданиям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 4.6.¦Внедрение автоматизированных¦ шт. ¦ 65¦ ¦2011 - 2020 ¦

¦ ¦систем для поддержания расчетных¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦(проектных) режимов работы¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦теплового оборудования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 5.¦Перевод многоквартирных домов на¦ шт. ¦ 5¦ ¦2015 - 2020 ¦

¦ ¦индивидуальное отопление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 6.¦Монтаж установок автоматического¦ шт. ¦ 9¦ ¦2013 - 2020 ¦

¦ ¦включения освещения мест общего¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦пользования в подъездах¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦многоквартирных домов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 7.¦Утепление ограждающих конструкций¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 7.1.¦Замена оконных блоков на¦ шт. ¦ 1000¦ ¦2010 - 2020 ¦

¦ ¦конструкции из ПВХ профиля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 7.2.¦Замена дверных блоков ¦ шт. ¦ 76¦ ¦2010 - 2020 ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 8.¦Капитальный ремонт теплотрасс с¦ км ¦ 5¦ ¦2010 - 2020 ¦

¦ ¦применением современных¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦утепляющих материалов с высокими¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦теплотехническими ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦характеристиками ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ 9.¦Установка приборов учета на¦ ¦ ¦ ¦ До ¦

¦ ¦существующих объектах ¦ ¦ ¦ ¦ 01.01.2011 ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ ¦Газа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ ¦Воды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ ¦Тепла ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ ¦Электроэнергии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+-----+---------------------------------+-----+-----+--------+------------+

¦ ¦Замена устаревших узлов учета ТЭР¦ ¦ ¦ ¦2011 - 2015 ¦

¦ ¦на современные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L-----+---------------------------------+-----+-----+--------+-------------