Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06.08.2009 по делу N А79-6857/2009 <Об удовлетворении иска в части взыскания с индивидуального предпринимателя штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 августа 2009 г. по делу N А79-6857/2009

Резолютивная часть решения объявлена 04.08.2009.

Полный текст решения изготовлен 06.08.2009.

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе:

судьи

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии

к индивидуальному предпринимателю С.

о взыскании 380,00 руб.

при участии:

от заявителя - Ф. по доверенности от 26.02.2008 N 09-20/346,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя С. (далее - предприниматель)
380 руб. штрафа за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, начисленного согласно решению Управления от 05.02.2009 N 89.

Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки установлено несвоевременное представление предпринимателем сведений за 2005, 2006 и 2007 годы, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“. Предпринимателем данные сведения представлены в Управление 20.01.2009. По результатам проверки составлен акт, вынесено решение и направлено предпринимателю требование, которым предложено уплатить штраф в размере 380 руб. Штраф предпринимателем добровольно не уплачен, в связи с чем Управление обратилось с заявлением в суд за его взысканием.

В судебном заседании представитель Управления поддержал позицию, изложенную в заявлении.

Предприниматель, извещенный о времени и месте судебного заседания арбитражного суда первой инстанции, для участия в деле не явился, своего представителя не направил, письменный отзыв на заявление и документальные доказательства не представил.

Надлежаще извещенным предприниматель считается в силу пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой надлежащее извещение имеет место и в том случае, если, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Как следует из отметки на почтовом отправлении в адрес предпринимателя, оно возвращено за истечением срока хранения.

В соответствии со статьями 123, 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление Управления рассмотрено в отсутствие предпринимателя.

Рассмотрев представленные доказательства, выслушав пояснения представителя Управления, суд установил следующее.

С. 20.04.1960 года рождения зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 14.05.1998 администрацией
Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики, о чем 16.02.2004 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Калининскому району г. Чебоксары Чувашской Республике в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись за основным государственным регистрационным номером 304212704700353.

Управлением проведена проверка своевременности представления предпринимателем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в ходе которой установлено, что предприниматель указанные сведения за 2005, 2006 и 2007 годы в Управление представил несвоевременно.

Результаты проверки оформлены актом от 20.01.2009 N 89, который получен предпринимателем 20.01.2009. На основании данного акта заместителем начальника Управления вынесено решение от 05.02.2009 N 89 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, в виде штрафа в размере 380 руб.

Требованием от 05.02.2009 N 21 предпринимателю предложено в срок до 02.03.2009 уплатить штраф в размере 380 руб.

В связи с неуплатой предпринимателем финансовых санкций в добровольном порядке, Управление обратилось в суд с данным заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской
Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно, до 1 марта, в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.

Из указанных положений следует вывод о том, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальный орган сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, ежегодно
до 1 марта. За непредставление этих сведений индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа, несут ответственность, установленную статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предприниматель в установленные законом сроки не позднее 01.03.2006, 01.03.2007 и 03.03.2008 (с учетом выходных дней) не представил в Управление относительно себя сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, за 2005, 2006 и 2007 годы. Данные сведения предпринимателем представлены лишь 20.01.2009.

Таким образом, материалами данного дела подтверждается, что предпринимателем нарушены сроки представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2005, 2006 и 2007 годы.

То есть в действиях предпринимателя содержится состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

При таких обстоятельствах Управление обоснованно привлекло предпринимателя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение правонарушения, арбитражным судом не установлены.

При проверке правильности определения размера штрафа суд пришел к выводу, что Управлением размер штрафа за несвоевременное представление предпринимателем сведений за 2005 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, определен неверно.

Как следует из части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ размер ответственности
индивидуального предпринимателя за непредставление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета напрямую зависит от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

По буквальному смыслу данных нормативных положений, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.

Вместе с тем в определении от 12.04.2005 N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не предполагают возложение на индивидуальных предпринимателей 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше) обязанности уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны в
2005 году уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Поскольку предприниматель родился в 1960 году, на него в силу вышеизложенного не может быть возложена обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа за 2005 год в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Отсутствие обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, соответственно, не предполагает начисление штрафа на указанную часть.

Таким образом, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, подлежащая уплате предпринимателем в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за 2005 год составила 1200 руб. В связи с чем предприниматель неправомерно привлечен к ответственности с суммы страховых взносов в размере 168 руб., подлежащих уплате, по мнению Управления, на накопительную часть трудовой пенсии, в виде штрафа в размере 16 руб. 80 коп.

Размер штрафа, наложенный Управлением на предпринимателя за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за 2006 и 2007 годы, определен правильно.

Проверив порядок и сроки обращения в суд с требованием о взыскании финансовых санкций, суд находит их соблюденными.

Предпринимателем не представлены доказательства добровольной уплаты финансовых санкций в сумме 363 руб. 20 коп.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования Управления о взыскании финансовых санкций подлежат удовлетворению в сумме 363 руб. 20 коп.

Государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований в
соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом суд учитывает, что в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от ее уплаты по данному делу.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя С., 20.04.1960 года рождения, уроженки д. Хвадукасы Красночетайского района Чувашской АССР, проживающей по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Эгерский бульвар, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики 14.05.1998, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары Чувашской Республики - Чувашии, 363 рубля 20 копеек финансовых санкций.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимателя С., 20.04.1960 года рождения, уроженки д. Хвадукасы Красночетайского района Чувашской АССР, проживающей по адресу: Чувашская Республика, г. Чебоксары, Эгерский бульвар, зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя администрацией Калининского района города Чебоксары Чувашской Республики 14.05.1998, в доход федерального бюджета государственную пошлину.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня принятия.