Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.07.2009 по делу N А79-4112/2009 <Об удовлетворении заявления о признании недействительным решения государственного регистратора Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике об отказе в государственной регистрации права собственности>

Определением ФАС Волго-Вятского округа от 07.12.2009 по делу N А79-4112/2009 прекращено производство по кассационной жалобе на данное решение.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2009 г. по делу N А79-4112/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24.07.2009.

Арбитражный суд в составе судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по иску

Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми, 167981, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. К.Маркса, 197; 428000, ЧР, г. Чебоксары, пр. Московский, д. 19, корп. 5, оф. 53

о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации,

ответчик - Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса,
56

третьи лица

- Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8,

- Министерство финансов Республики Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 8,

при участии:

от заявителя - М. по доверенности N 1 от 18.01.2007, исполнительного директора Б.,

от ответчика - Я. по доверенности от 12.01.2009 N 01-23/5,

от третьих лиц - не явились,

установил:

Республиканский фонд развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми (далее - фонд, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения государственного регистратора Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике (далее - ответчик, Управление) от 25.03.2009 N 01/017/2009-129 об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру N 11 по адресу: г. Чебоксары, ул. Р.Люксембург, 9, указав в обоснование требования следующее.

28.01.2009 заявитель обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру N 11 в доме N 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары. Решением государственного регистратора от 26.02.2009 государственная регистрация права приостановлена. В последующем оспариваемым решением в государственной регистрации права собственности отказано на основании абз. 3, 8, 10 пункта 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ со ссылкой на те, обстоятельства, что с заявлением обратилось ненадлежащее лицо, согласно представленным документам у заявителя отсутствуют права на объект недвижимости, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации права.

Решение об отказе в государственной регистрации права заявитель считает незаконным, указывая, что объект построен им собственными силами и за свой счет, документы, необходимые для государственной регистрации права собственности в регистрирующий орган представлены.

Определением суда от 24.06.2009 к участию в деле в качестве третьих лиц, не
заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми и Министерство финансов Республики Коми.

В заседании суда на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 17.07.2009 до 24.07.2009.

Представители заявителя требования поддержали.

Представитель ответчика требования не признал, указав, что квартира, о регистрации права на которую обратился заявитель, как объект недвижимости создана в период до 15.03.2002. Следовательно, финансирование строительства осуществлено до указанной даты и, как усматривается из договора N 112-1/99-Д на участие в долевом строительстве от 06.10.99 производилось с использованием средств федерального бюджета. Представленное заявителем дополнительное соглашение N 2 от 15.08.2008 к данному договору об исключении положений о передаче построенных квартир гражданам - переселенцам из районов Крайнего Севера и осуществлении строительства за счет средств федерального бюджета не подтверждает строительство объекта без использования бюджетных средств, поскольку заключено по окончании строительства и после исполнения сторонами обязательств по договору.

Третьи лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей не обеспечили.

В письменном отзыве Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми заявление поддержало, указав, что против регистрации права собственности заявителя на указанный им объект не движимости не возражает, обязательства по направлению федеральных средств гражданам в счет выделенных им субсидий заявителем исполнены, основания для принятия квартиры в государственную собственность Республики Коми отсутствуют.

Министерством финансов Республики Коми представлено заявление о рассмотрении дела без участия его представителя, в котором также заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Агентства Республики Коми по управлению имуществом.

Рассмотрев ходатайство, суд в соответствии со
статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что судебный акт по данному делу может повлиять на права или обязанности Агентства Республики Коми по управлению имуществом по отношению к одной из сторон.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

28.01.2009 заявитель обратился в Управление государственной регистрационной службы по Чувашской Республике за регистрацией права собственности на квартиру N 11 в доме N 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары, представив в качестве правоустанавливающих документов договор N 112-1/99-Д от 06.10.1999 и дополнительные соглашения N 1 от 31.01.2000 и N 2 от 15.08.2008.

25.03.2009 ответчиком в адрес заявителя направлено сообщение N 01/017/2009-129 о принятии решения об отказе в государственной регистрации права собственности на основании абз. 3, 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“. В обоснование принятого решения ответчик сослался на неподтвержденность приобретения заявителем права собственности на квартиру по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что договором долевого участия в строительстве N 112-1/99-Д от 06.10.1999 и дополнительным соглашением к нему N 1 от 31.01.2000 предусмотрено финансирование строительства 54 квартир в доме N 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары с использованием средств федерального бюджета и передача квартир непосредственно в собственность граждан.

Представленное фондом дополнительное соглашение N 2 от 15.08.2008 к договору долевого участия в строительстве N 112-1/99-Д от 06.10.1999 ответчиком во внимание не принято по мотиву его заключения по окончании исполнения договора.

Несогласие с отказом
в государственной регистрации права собственности на квартиру явилось причиной обращения заявителя в суд с требованием по настоящему делу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В ином случае суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“
в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, если с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Федеральным законом для государственной регистрации прав.

Из материалов дела следует, что 06.10.1999 фондом с ЗАО “Еванс“ заключен договор N 112-1/99-Д, предусматривающий с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением N 1 от 31.01.2000, участие заявителя в долевом строительстве 54 квартир общей площадью 3323,40 кв. м в жилом доме г. Чебоксары.

Пункт 2.3 договора предусматривал финансирование строительства с использованием средств федерального бюджета, предусмотренных в 1999 году на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера.

Пунктом 2.1.2 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 31.01.2000 стороны согласовали, что в общую стоимость квартир по договору включены средства в размере 136126 руб., используемые заявителем (заказчиком) на сопровождение целевой программы “Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ в пределах средств, предусмотренных в смете на содержание заказчика-застройщика. Указанные средства остаются в распоряжении заказчика.

Заявитель согласно пункту 3.1 договора обязался обеспечить финансирование в соответствии с условиями договора, передать списки заселяемых лиц для подготовки документов, необходимых для оформления права собственности на квартиры, в течение месяца с даты извещения застройщиком о начале заселения квартир направить граждан для заселения и оформления квартир в собственность.

75-квартирный жилой дом N 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары принят в эксплуатацию актом Государственной приемочной комиссии от 12.03.2002, утвержденным распоряжением администрации г. Чебоксары от 15.03.2002 N 679-р.

22.04.2002 подписан
акт приема-передачи квартир заявителю в указанном доме, в том числе квартиры N 11 (л.д. 51).

15.08.2008 между Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми и ЗАО “Еванс“ заключено дополнительное соглашение N 2 к договору N 112-1/99-Д от 06.10.1999, которым из договора исключены условия, предусматривающие финансирование строительства с использованием бюджетных средств и передачу квартир непосредственно в собственность граждан.

Пунктами 8, 9 дополнительного соглашения N 2 от 15.08.2008 стороны предусмотрели обязанность застройщика - ЗАО “Еванс“ подготовить документы для оформления права собственности заказчика на квартиры, после завершения строительства жилого дома и его ввода в эксплуатацию передать заказчику построенные квартиры по акту приемки-передачи со всеми необходимыми для регистрации права собственности документами.

Из материалов дела следует, что Республиканский фонд развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2281 “О разработке и внедрении внебюджетных форм инвестирования жилищной сферы“ и постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми от 10.01.95 N 75-2 в целях обеспечения государственной политики в сфере жилищного строительства и реализации мер государственной поддержки социально незащищенных групп населения в улучшении их жилищных условий (Пункты 1, 2 Устава Фонда, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 17.05.96 N 125, зарегистрированного администрацией г. Сыктывкара за N 157/96 от 21.05.96).

Распоряжением Главы Республики Коми от 19.10.99 N 1246-р денежные средства в сумме 80,5 млн. руб., полученные из федерального бюджета в 1999 году на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, направлены на строительство жилья с привлечением застройщиков, инвесторов, дольщиков в
соответствии с приложением к распоряжению. Республиканскому фонду развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми предписано заключить с застройщиками договоры на строительство (приобретение) жилья согласно приложению, по окончании строительства передать квартиры гражданам, переселяющимся из северных городов (районов) Республики Коми, в установленном порядке.

Данное распоряжение признано утратившим силу распоряжением Правительства Республики Коми от 10.07.2008 N 125-р.

Проверкой использования Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми средств, полученных на исполнение программных мероприятий подпрограммы “Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ федеральной целевой программы “Жилище“ за 1995 - 2001 годы, проведенной Управлением финансово-бюджетного надзора Министерства финансов Республики Коми в период 26.02 - 03.03.2008 (акт от 07.03.2008) установлено наличие остатка неиспользованных Республиканским фондом развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми средств федерального бюджета в сумме 39362453 руб. 15 коп.

На основании распоряжения правительства Республики Коми от 22.04.2008 N 112-р Агентству Республики Коми по управлению имуществом поручено в счет возврата неосвоенных средств в указанной выше сумме принять у Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми в государственную собственность Республики Коми жилые помещения по перечню согласно приложению.

Во исполнение указанного распоряжения 29.04.2008 между Агентством Республики Коми и Республиканским Фондом развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, энергетики и коммунального хозяйства Республики Коми заключен договор, согласно пункту 1.1 которого в счет возврата неосвоенных средств в размере 39362453 руб. 15 коп. по состоянию на 01.02.2008, выделенных фонду в 1995 - 2001 годах на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, фонда передает в государственную собственность Республики
Коми жилые помещение согласно перечню - приложению к договору.

Помещения переданы по акту от 29.04.2008.

Договор зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Коми 04.06.2008.

Принимая во внимание отсутствие у фонда неисполненных обязательств по использованию полученных средств федерального бюджета, на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, суд приходит к выводу о строительстве жилых помещений в доме N 9 по ул. Р.Люксембург г. Чебоксары без использования бюджетных средств, за счет средств заявителя.

Согласно части 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Дополнительным соглашением N 2 от 15.08.2008 стороны в соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации исключили из договора N 112-1/99-Д от 06.10.1999 условие о передаче квартир непосредственно в собственность граждан, предусмотрев их передачу в собственность фонда. В этой части договор на момент его изменения по соглашению сторон не исполнен, поскольку квартиры в собственность граждан не переданы.

При таких обстоятельствах основания для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на объект недвижимого имущества отсутствовали. Оспариваемым отказом нарушены права фонда в отношении указанного объекта.

Согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В связи с признанием оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации права не соответствующим
закону удовлетворению подлежит также требование заявителя о возложении на регистрирующий орган обязанности произвести государственную регистрацию права.

По ходатайству представителя заявителя расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике в государственной регистрации права собственности Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми на квартиру N 11 по адресу: г. Чебоксары, ул. Р.Люксембург, 9, выраженный в сообщении от 25.03.2009 N 01/017/2009-129.

Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике произвести государственную регистрацию права собственности Республиканского фонда развития жилищного строительства при Минархстройэнерго Республики Коми на квартиру N 11 по адресу: г. Чебоксары, ул. Р.Люксембург, 9.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.