Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.07.2009 по делу N А79-1136/2009 <Об удовлетворении иска о взыскании за счет казны Российской Федерации в доход бюджета г. Чебоксары Чувашской Республики убытков, понесенных в результате предоставления жилого помещения участковому уполномоченному милиции>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 7 июля 2009 г. по делу N А79-1136/2009

Арбитражный суд в составе судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в заседании суда дело по иску

администрации города Чебоксары Чувашской Республики

о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в бюджет города Чебоксары убытков в размере 12 928 000 рублей,

третьи лица:

Министерство финансов Чувашской Республики, г. Чебоксары,

Министерство внутренних дел по Чувашской Республике, г. Чебоксары,

Министерство внутренних дел Российской Федерации, г. Москва,

при участии:

от истца - Т. по доверенности от 30.12.2008 N 29/01-4945,

от ответчика - К.Г. по доверенности от 19.01.2009 N 21-01/369735,

установил:

Администрация г. Чебоксары Чувашской Республики
(далее - Администрация) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 12 928 000 рублей.

Истец указал, что вступившими в законную силу решениями суда общей юрисдикции на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению жилых помещений семи участковым уполномоченным милиции.

Эта обязанность Администрацией выполнена. Предоставленные квартиры являются муниципальной собственностью.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации “О милиции“ указано, что компенсация расходов, затраченных на приобретение жилых помещений, подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований и при этом не будет нарушаться самостоятельность местного самоуправления, то есть установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить сотрудникам, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникающие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Администрация г. Чебоксары вынуждена предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда, поскольку решения судов обязательны в силу статьи 13 ГПК РФ.

Администрация предоставила участковым уполномоченным милиции и членам их семей семь квартир, общая стоимость
которых согласно отчетам об оценке рыночной стоимости составляет 12 928 000 рублей. Эта сумма является убытками Администрации, подлежащими возмещению за счет казны Российской Федерации.

Заявлением от 30.03.2009 N 29/027-218 Администрация на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнила исковые требования - просила взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в бюджет города Чебоксары в лице администрации города Чебоксары убытки, возникшие в результате предоставления благоустроенных жилых помещений участковым уполномоченным милиции в размере 12 928 000 рублей.

В судебном заседании представитель Администрации иск поддержал.

Представитель ответчика иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Дополнительно пояснил, что в соответствии со статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 “О милиции“ (далее - Закон о милиции) жилые помещения предоставляются участковым уполномоченным милиции без членов семьи, и именно муниципальное образование должно предоставить помещения. Согласно части 3 статьи 30 Закона о милиции бесплатным жильем обеспечиваются только участковые уполномоченные милиции, проживающие в сельской местности. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.10.2006 указал, что при обеспечении жильем следует руководствоваться только нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Как следует из постановлений глав администраций районов города Чебоксары о предоставлении жилых помещений участковые уполномоченные состояли в общей очереди на улучшение жилищных условий и в льготной очереди для сотрудников МВД. После предоставления квартир участковые уполномоченные милиции были исключены из общего списка очередников. То есть квартиры предоставлены в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а не Законом о милиции.

Пять квартир построены за счет государственных средств, муниципальное образование не принимало участие в финансировании строительства.

По мнению ответчика,
Администрация является ненадлежащим истцом, поскольку с иском о взыскании денежных средств в доход бюджета может обратиться финансовое управление, которое является самостоятельным юридическим лицом.

Истец просит взыскать ущерб в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. В этом случае для удовлетворения иска необходимо наличие четырех условий, в том числе незаконность действий (бездействия) органов государственной власти.

Кроме того, возмещение вреда должно быть реальным. Так как из муниципального бюджета на жилье средства не выделялись, реальных убытков нет.

Представитель ответчика также указал на пропуск срока исковой давности в отношении квартиры, переданной Я.Г., так как передача квартиры произведена постановлением главы администрации Ленинского района г. Чебоксары от 30.08.2005 N 809.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия представителей третьих лиц.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 28.06.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения Я.С., являющемуся участковым уполномоченным милиции, на семью из трех человек.

Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 29.12.2006 N 1830 участковому уполномоченному милиции Я.С. и членам его семьи Я.М.А., Я.И. предоставлена квартира N 95 общей площадью 50,1 кв. м в доме <...>.

Данная квартира является муниципальной собственностью.

Согласно отчету N 082.19/08 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 30.07.2008 года стоимость указанной квартиры составляет 2 004 600 рублей.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от
06.05.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения участковому уполномоченному милиции Я.Г. на состав семьи из 4 человек.

Постановлением администрации Ленинского района г. Чебоксары от 30.08.2005 N 809 участковому уполномоченному милиции Я.Г. и членам его семьи Я.Н., Я.О., Я.М.Г. предоставлена квартира N 60 общей площадью 52,4 кв. м в доме <...>.

Данная освободившаяся квартира является муниципальной и числится в реестре муниципальной собственности.

Согласно отчету N 082.14/08 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 30.07.2008 года стоимость указанной квартиры составляет 1 915 200 рублей.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 28.01.2005 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения участковому уполномоченному милиции С.

Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 15.02.2008 N 169 участковому уполномоченному милиции С. предоставлена освободившиеся квартира N 159 площадью 32,0 кв. м в доме <...>.

Данная освободившаяся квартира является муниципальной и включена в реестр муниципальной собственности.

Согласно отчету N 082.4/08 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 30.07.2008 года стоимость указанной квартиры составляет 1 363 500 рублей.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 16.03.2006 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения участковому уполномоченному милиции Н.Ф. на состав семьи из 4 человек.

Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 24.12.2007 N 1376 участковому уполномоченному милиции Н.Ф. и членам его семьи Н.И., Н.А.Ф., Н.Д. предоставлена квартира N 65 общей площадью 68,5 кв. м в доме <...>.

Данная квартира является муниципальной собственностью.

Согласно отчету N 082.13/08 об
оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 30.07.2008 года стоимость указанной квартиры составляет 2 524 900 рублей.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 20.08.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения участковому уполномоченному милиции Н.Э. на состав семьи из 3 человека.

Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 28.12.2006 N 1827 участковому уполномоченному милиции Н.Э. и членам его семьи Н.А.П., Н.М. предоставлена квартира N 149 общей площадью 66,5 кв. м в доме <...>.

Согласно распоряжению администрации города Чебоксары от 12.05.2008 N 1636-р “Об утверждении акта приемки и разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта “10-этажный, многоквартирный жилой дом (квартиры с N 1 по N 152)“ по пр. Тракторостроителей, д. 58, корпус 1, г. Чебоксары“ адрес данного дома пр. Тракторостроителей дом 58 корп. 1.

Указанная квартира является муниципальной собственностью.

Согласно отчету N 082.3/08 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 30.07.2008 года стоимость указанной квартиры составляет 2 239 800 рублей.

Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27.12.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения участковому уполномоченному милиции К.И. на состав семьи из 3 человек.

Постановлением администрации Московского района г. Чебоксары от 10.04.2008 N 376 участковому уполномоченному милиции К.И. и членам его семьи К.О., К.Э. предоставлена квартира N 97 общей площадью 50 кв. м в доме <...>.

Данная квартира в порядке приватизации перешла в собственность К.И. и К.Э.

Согласно отчету N 082.10/08 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 30.07.2008 года
стоимость указанной квартиры составляет 1 332 900 рублей.

Вступившим в законную силу решением Калининского районного суда г. Чебоксары от 12.01.2004 на администрацию г. Чебоксары возложена обязанность по предоставлению по установленным нормам благоустроенного жилого помещения участковому уполномоченному милиции Ж.С. на состав семьи из 3 человек.

Постановлением администрации Калининского района г. Чебоксары от 20.02.2006 N 150 участковому уполномоченному милиции Ж.С. и членам его семьи Ж.В., Ж.Е. предоставлена квартира N 13 общей площадью 42,2 кв. м в доме <...>.

Данная квартира является муниципальной собственностью.

Согласно отчету N 082.09/08 об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 30.07.2008 года стоимость указанной квартиры составляет 1 547 100 рублей.

В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со статьей 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Указанной нормой не определен источник и порядок финансирования расходов, возникающих у перечисленных в ней исполнителей при ее реализации.

Возлагая обязанность на органы местного самоуправления по предоставлению жилых помещений, по смыслу статьи 132 (часть 2) Конституции Российской Федерации предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует
право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в Определениях от 08.07.2004 N 303-О “По жалобе Кунгурской городской управы на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 35 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы“, от 15.02.2005 N 58-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации г. Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона “О милиции“, от 17.10.2006 N 485-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики на нарушение конституционных прав и свобод частью первой статьи 30 Закона “О милиции“ компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.

Правовая позиция, изложенная в вышеназванных определениях Конституционного Суда Российской Федерации в силу статей 6 и 71 Федерального Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Поскольку льгота по предоставлению жилой площади работникам милиции предусмотрена федеральным законодательным актом, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета.

Судом установлено, что на федеральном уровне порядок компенсации расходов органов местного самоуправления, на которых возложена обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан, не разработан.

Однако, поскольку обязанность
предоставления жилых помещений предусмотрена федеральным законодательством, то до надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование данных расходов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

В данном случае денежные средства на рассматриваемые цели из федерального бюджета не выделялись, что подтверждается справкой Финансового управления администрации г. Чебоксары от 22.01.2009 N 029-02/63 (т. 1, л.д. 98).

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Судом установлено, что право муниципальной собственности прекращено только в отношении одной квартиры - N 97 общей площадью 50,0 кв. м в доме <...> участковому уполномоченному милиции Отдела внутренних дел Московского района г. Чебоксары К.И. и членам его семьи. Эта квартира перешла в собственность К.И. в порядке приватизации на основании договора передачи от 24.02.2009 N 05-08-422 (т. 1, л.д. 127). Право собственности К.И. и К.Э. на указанную квартиру зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выписка от 31.03.2009 N 01/062/2009-036, т. 1, л.д. 131).

Согласно отчету N 082.10/08 ООО “Консалтинговый центр “Содействие“ рыночная стоимость недвижимого имущества - квартиры N 97, общей площадью 34,4 кв. м, расположенной по адресу: <...> составляет 1 332 900 рублей.

Остальные квартиры находятся в собственности муниципального образования - города Чебоксары - столицы Чувашской Республики. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Поскольку право муниципальной собственности
квартиру N 97, общей площадью 34,4 кв. м, расположенной по адресу: <...>, прекращено в связи с их передачей в порядке приватизации в личную собственность, то у администрации г. Чебоксары в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации возникло право на возмещение причиненных убытков, а у ответчика обязанность компенсировать стоимость утраченного жилого помещения.

В соответствии со статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы, поэтому ответственность в данном случае должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации как на орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета.

Доказательств выделения Министерству внутренних дел Чувашской Республики либо Министерству финансов Чувашской Республики средств для финансирования расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями участковых уполномоченных, не имеется.

Возмещение стоимости жилого помещения в размере 1 332 900 рублей является равнозначным и полным, как это предусмотрено статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем в качестве подтверждения размера убытков принимается оценка ООО “Консалтинговый центр “Содействие“.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих указанную выше стоимость жилого помещения, ответчиком не представлено.

Довод ответчика о том, что жилые помещения в соответствии со статьей 30 Закона о милиции предоставляются только самим участковым уполномоченным милиции, без учета членов семьи, судом не принимается, так как предоставление квартиры не только участковому уполномоченному милиции К.И., но и членам его семьи, является обязанностью Администрации в силу решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 27.12.2004 по делу N 2-1793/04. Данное решение в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательным.

Не принимается также и довод о том, что Администрация является ненадлежащим истцом, поскольку надлежащим должно выступать Финансовое управление администрации г. Чебоксары. Ленинский районный суд г. Чебоксары именно Администрацию обязал предоставить благоустроенное помещение К.И. и членам его семьи. По договору от 24.02.2009 N 05-08-422 именно Администрация выступала в качестве передающей стороны. Поэтому Администрация является надлежащим истцом по данному делу.

То обстоятельство, что дом N 15 по ул. 50 лет Октября в г. Чебоксары построен за счет государственных, а не муниципальных средств, в данном случае не имеет значения, так как квартира N 15 в этом доме являлась муниципальной собственностью, и ее передача в собственность физического лица повлекла возникновение убытков.

Так как остальные шесть квартир являются муниципальной собственностью, суд пришел к выводу, что у истца не возникло право на возмещение убытков в связи с передачей этого имущества участковым уполномоченным милиции на основании договоров социального найма. Истцу не причинены убытки в смысле, определенном в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как договор социального найма сам по себе не свидетельствует о переходе права собственности на жилые помещения, и реальный ущерб предоставлением квартир не причиняется. При этом суд отмечает, что неисполнение нанимателем обязанностей, предусмотренных жилищным законодательством и договором социального найма жилого помещения, влечет ответственность, в том числе в виде выселения из предоставленного жилого помещения (статьи 68, 90 Жилищного кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению как обоснованные нормами материального права, подтвержденные представленными доказательствами в сумме 1 332 900 рублей.

В остальной части оснований для удовлетворения иска не имеется.

От уплаты государственной пошлины истец и ответчик освобождены в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в доход бюджета г. Чебоксары Чувашской Республики в лице администрации г. Чебоксары убытки в размере 1 332 900 рублей, понесенные в результате предоставления двухкомнатной квартиры N 97 общей площадью 50,0 кв. м в доме <...> участковому уполномоченному милиции отдела внутренних дел Московского района г. Чебоксары К.И. и членам его семьи.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

На решение суда в течение месяца со дня его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.