Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 01.12.2008 по делу N А79-6259/2008 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия Администрации города Чебоксары по принятию решения и изданию распоряжения о принятии мер по оценке жилых помещений и домов города Чебоксары, находящихся в муниципальной и частной собственности, о признании многоквартирного дома непригодным для постоянного проживания>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 15.07.2009 по делу N А79-6259/2008 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 оставлены без изменения.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2009 по делу N А79-6259/2008 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 декабря 2008 г. по делу N А79-6259/2008

Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2008.

Полный текст решения изготовлен 01.12.2008.

Арбитражный суд в составе: судьи

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи,

рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

товарищества собственников жилья “Теремок“, г. Чебоксары,

к Администрации города Чебоксары, г. Чебоксары,

третье лицо - государственное унитарное предприятие “Республиканское управление капитального строительства“, г. Чебоксары,

о признании незаконным бездействия,

при участии:

от заявителя -
Ш., председатель правления, Е. по доверенности от 01.10.2008,

от заинтересованного лица - Т. по доверенности N 29/01-1596 от 16.05.2008,

установил:

товарищество собственников жилья “Теремок“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о:

- признании незаконным бездействия Администрации города Чебоксары по принятию решения и изданию распоряжения о принятии мер на основании заключения N 1 от 22.03.2007 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений и домов города Чебоксары, находящихся в муниципальной и частной собственности, о признании многоквартирного дома N 4 по бульвару Миттова города Чебоксары непригодным для постоянного проживания;

- признании многоквартирного дома N 4 по бульвару Миттова города Чебоксары непригодным для постоянного проживания;

- обязании Администрации города Чебоксары в течение 10 дней со дня вынесения решения вынести распоряжение о принятии мер в соответствии с заключением N 1 от 22.03.2007 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений и домов города Чебоксары, находящихся в муниципальной и частной собственности, о признании многоквартирного дома N 4 по бульвару Миттова города Чебоксары непригодным для постоянного проживания.

Заявленные требования мотивированы тем, что по требованию Государственной жилищной инспекции, изложенному в акте N 12/44 от 31.10.2006, межведомственной комиссией по оценке жилых помещений и домов города Чебоксары, находящихся в муниципальной и частной собственности, было проведено обследование и выдано заключение N 1 от 22.03.2007 о признании многоквартирного дома N 4 по бульвару Миттова города Чебоксары непригодным для постоянного проживания. Однако, в нарушение пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 “Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения
непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу“, орган местного самоуправления не принял решение (не издал распоряжение) о дальнейшем использовании помещений, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Определением суда от 06.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено государственное унитарное предприятие “РУКС“, являющееся заказчиком строительства жилого дома N 4 по бульвару Миттова г. Чебоксары.

В судебном заседании представители заявителя поддержали изложенные в заявлении доводы. Пояснили, что в соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья “Теремок“ управляет жилым домом N 4 по бульвару Миттова г. Чебоксары и обеспечивает ее эксплуатацию. В связи с тем, что жилой дом стал трескаться и появилась неустойчивость здания, товарищество обратилось в Государственную жилищную инспекцию Чувашской Республики, которая обследовала дом и составила акт от 31.10.2006 N 12/44 о необходимости обратиться в Администрацию города Чебоксары с просьбой созвать межведомственную комиссию по оценке жилого дома и необходимости признания его непригодным для проживания. Согласно акту N 1 от 22.03.2007 межведомственная комиссия признала многоквартирный дом N 4 по бульвару Миттова непригодным для постоянного проживания. В нарушение пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, Администрация города Чебоксары до настоящего времени не приняла на основе полученного заключения межведомственной комиссии соответствующего распоряжения о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Бездействие Администрации города Чебоксары по принятию соответствующих мер к заказчику
строительства нарушает права товарищества собственников жилья на безопасную эксплуатацию и управление домом, наносит неправомерные убытки в деятельности по содержанию и эксплуатации дома.

Также указали, что на сегодняшний момент дом является не просто непригодным для проживания, а аварийным.

Все собственники жилых помещений, расположенных в доме N 4 по бульвару Миттова г. Чебоксары, являются членами товарищества собственников жилья. Документы о создании товарищества, а также о членстве до настоящего времени не сохранились.

Товарищество собственников жилья “Теремок“ с требованием об устранении недостатков к застройщику не обращалось.

От проведения экспертизы представители заявителя отказались.

Представитель Администрации г. Чебоксары пояснил, что согласно представленной переписке данный вопрос стоит на контроле. Пока государственным унитарным предприятием “РУКС“ не будет представлен план-график расселения жильцов и проведения ремонтно-восстановительных работ, администрация не может вынести соответствующее распоряжение. Полагает, что межведомственная комиссия вышла за пределы своих полномочий. Акт межведомственной комиссии носит рекомендательный характер. Указал, что какой-либо акт, регламентирующий порядок работы межведомственной комиссии, органом местного самоуправления не принимался.

Государственное унитарное предприятие “РУКС“, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание суда не обеспечило.

Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Из материалов дела усматривается, что заявитель является некоммерческой организацией, созданной решением общего собрания домовладельцев от 18.12.1999 для строительства жилого дома по бульвару Миттова, д. 4, и дальнейшего совместного управления и обеспечения эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества. Согласно пункту 1.3 устава местонахождением товарищества является г. Чебоксары, бульвар Миттова, д. 4.

Распоряжением Администрации города Чебоксары N 1362-р от 27.05.2002 утвержден
акт Государственной приемочной комиссии от 24.05.2002 о приемке в эксплуатацию 16-квартирного жилого дома с кладовыми помещениями по бульвару Миттова, д. 4.

Государственной жилищной инспекцией Чувашской Республики в ходе проведенных мероприятий по контролю 31.10.2006 составлен акт N 12/44, согласно которому товариществу собственников жилья “Теремок“ предписано в срок до 01.12.2006 обратиться в Администрацию города Чебоксары с просьбой созвать межведомственную комиссию для оценки жилого дома N 4 по бульвару Миттова и признания его непригодным для проживания.

Согласно указанному акту председатель правления товарищества собственников жилья “Теремок“ обратился 22.02.2007 в Администрацию города Чебоксары с просьбой созвать межведомственную комиссию для оценки жилого дома и признания его непригодным для проживания.

На основе заключения эксперта N 238 по гражданскому делу N 2-1291/05 от 06.06.2006 и фактического обследования объекта межведомственной комиссией, созданной постановлением Администрации города Чебоксары от 10.05.2006 N 101, 22.03.2007 оформлен акт обследования жилого дома. Межведомственной комиссией предложено: в целях недопущения дальнейшей деформации стен под опорами плит перекрытий, лестничных площадок и на откосах в оконных проемах выполнить новое проектное решение с последующим исполнением; произвести смену покрытия парапетов оцинкованной сталью с устройством стыков картин на фальцевых соединениях; устранить протекание воды между утеплителем и стенами 6 этажа; произвести смену водосточных труб; под низом водосточных труб на кровле 5 этажа установить защитные деревянные щиты от размыва кровли; канализационные стояки на кровле поднять по высоте до отметки выше стен вентшахт на 100 мм; протекание кровли к парапетам выполнить в соответствии со СНиП 2-26-76 п. 2.5, 2.21; выполнить ремонт разрушенных участков плит перекрытия над вентиляционными каналами и устройство по ним кровли из рубероида. До выполнения вышеназванных
работ рассмотреть вопрос кардинального изменения кровли.

По результатам обследования помещения межведомственной комиссией принято заключение N 1 от 22.03.2007 о признании многоквартирного дома N 4 по бульвару Миттова непригодным для постоянного проживания; государственному унитарному предприятию “РУКС“ в месячный срок предложено представить в администрацию города Чебоксары план-график проведения ремонтно-восстановительных работ (предусмотреть сроки по изготовлению проекта, сроки по расселению жильцов, сроки окончания работ).

На момент обследования жилого дома N 4 по бульвару Миттова г. Чебоксары и принятия заключения межведомственной комиссией требования к жилому помещению, порядок признания помещения непригодным для проживания, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации N 47 от 28.01.2006 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 6 указанного Положения многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

Согласно Положению непригодными для проживания признаются жилые дома, жилые помещения: имеющие определенный физический износ; находящиеся в аварийном состоянии; в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания (раздел III Положения).

Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) непригодными для проживания решаются межведомственными комиссиями, которые создаются: федеральным органом исполнительной власти для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации; органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ; органом местного самоуправления для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным
данным Положением требованиям определена в разделе IV. Согласно пункту 47 Положения по результатам работы межведомственная комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

На основе заключения, составленного межведомственной комиссией по окончании работы, соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (пункт 49 Положения).

Товарищество собственников жилья “Теремок“, полагая, что непринятие органом местного самоуправления в лице Администрации города Чебоксары решения о принятии мер на основании заключения межведомственной комиссии N 1 от 22.03.2007, нарушает его законные права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу статьи 137 названного Кодекса товарищество собственников жилья вправе, в частности, заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги; передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим товариществу услуги; продавать и передавать во временное пользование, обменивать имущество, принадлежащее товариществу; заключать сделки и совершать иные отвечающие
целям и задачам товарищества действия.

В соответствии с пунктом 8 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в т.ч. в отношениях с третьими лицами, т.е. товарищество собственников жилья является представителем собственников в силу закона.

Право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, исходя из положений статей 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связано с правом собственности на жилое помещение.

Из статей 1 - 4 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилищное законодательство регулирует правоотношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на жилище.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

Статья 134 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома. Данная норма предусматривает, что в случае сноса дома по основаниям, предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации (жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену).

На основании изложенного, оспариваемое бездействие не нарушает прав и законных интересов заявителя,
в данном случае речь может идти лишь о жилищных правах граждан - собственников жилых помещений.

Действующее законодательство не предусматривает право товарищества собственников жилья на обращение в суд от своего имени за защитой интересов собственников.

Как следует из материалов дела, собственники жилых помещений, расположенных в д. 4 по бульвару Миттова г. Чебоксары реализовали свое право, обратившись к государственному унитарному предприятию “РУКС“ в Московский районный суд города Чебоксары, в т.ч. с требованием о признании жилых помещений непригодными для проживания.

Кроме того, согласно пункту 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. Обязанность органа местного самоуправления по принятию соответствующего решения из содержания пункта 8 не следует.

Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов оспариваемым бездействием, лежит на заявителе (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В нарушение указанной нормы заявителем не представлены доказательства того, что бездействие Администрации города Чебоксары по непринятию решения создает какие-либо препятствия в осуществлении товариществом собственников жилья “Теремок“ экономической деятельности.

На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя. При обращении в суд заявителем уплачена государственная пошлина в сумме <...> платежным поручением N 1 от 03.09.2008.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

товариществу собственников жилья “Теремок“, г. Чебоксары, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с товарищества собственников жилья “Теремок“, г. Чебоксары, в доход федерального бюджета <...> государственной пошлины.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.