Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.07.2008 по делу N А79-1292/2008 <Об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике возвратить излишне уплаченные налоги>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 05.12.2008 по делу N А79-1292/2008 постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 в части отказа в возврате из бюджета налога с продаж отменено, данное решение в этой части оставлено в силе.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2008 по делу N А79-1292/2008 данное решение отменено в части возврата налога с продаж. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 июля 2008 г. по делу N А79-1292/2008

Резолютивная часть решения объявлена 26 июня 2008 года. Полный текст решения изготовлен 03 июля 2008 года.

Арбитражный суд в составе судьи,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению

индивидуального предпринимателя К., 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Цветочная

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, 429900, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а

с участием третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428032, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, 40

об обязании возвратить излишне уплаченные налоги в сумме 17646 руб. 70 коп.

при участии:

индивидуального предпринимателя К. (свидетельство о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, серия 21 N 001155769),

от Межрайонной ИФНС России N 7 по ЧР - специалиста первого разряда юридического отдела С. по доверенности N 03-18/3 от 09.01.2008,

от третьего лица - ИФНС России по г. Чебоксары - специалиста первого разряда юридического отдела В. по доверенности N 05-22/011 от 09.01.2008,

установил:

индивидуальный предприниматель К. обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике (далее - Межрайонная ИФНС России N 7 по ЧР), с участием третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее - ИФНС России по г. Чебоксары) об обязании возвратить излишне уплаченные налоги в сумме 17646 руб. 70 коп., в том числе ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 586 руб. 00 коп., ЕСН, зачисляемый в ФФОМС в сумме 12 руб. 00 коп., ЕСН, зачисляемый в ТФОМС в сумме 206 руб. 98 коп., налог с продаж в сумме 16841 руб. 72 коп.

В обоснование заявленных требований указано, что индивидуальный предприниматель К. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 7 по ЧР. Ранее заявитель
состоял на учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары, которая в настоящее время реорганизовано в ИФНС России по г. Чебоксары.

Во время нахождения на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары, заявитель излишне уплатил ЕСН в федеральный бюджет в сумме 586 руб. 00 коп., ЕСН в ФФОМС в сумме 12 руб. 00 коп., ЕСН в ТФОМС в сумме 206 руб. 98 коп., налог с продаж в сумме 16841 руб. 72 коп. Налоговые органы в нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации о наличии указанной переплаты по налогам заявителю не сообщили.

11 апреля 2007 года предпринимателем получена справка ИФНС России по г. Чебоксары о состоянии расчетов по налогам и сборам, в которой была указана переплата по налогам. На основании данной справки и в соответствии с пунктом 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предприниматель обратился в налоговый орган по месту учета - Межрайонную ИФНС России N 7 по ЧР с заявлением о возврате переплаты по налогам. Однако указанное заявление было оставлено без удовлетворения.

30 ноября 2007 года индивидуальный предприниматель К. обратился с заявлением о возврате переплаты по налогам в ИФНС России по г. Чебоксары, которая также отказала в возврате излишне уплаченных налогов.

В соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О трехлетний срок для возврата налога, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации не является пресекательным и установлен для возврата налога налоговыми органами. В случае, если возврат налога осуществляется на основании решения суда необходимо исходить из общих сроков давности - три года со
дня когда истцу стало известно о наличии переплаты. С учетом того, что налоговые органы не извещали предпринимателя о наличии переплаты по налогам, заявитель считает, что трехлетний срок для возврата налога не истек.

Индивидуальный предприниматель К. в судебном заседании от 23.06.2008 поддержал ранее изложенные доводы в полном объеме и просил суд возвратить излишне уплаченные налоги в сумме 17646 руб. 70 коп., пояснив, что узнал о данной переплате 11.04.2007 с момента получения справки налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом от 09.04.2007.

В нарушение части 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция не сообщила предпринимателю ранее о наличии переплаты по вышеуказанным налогам. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О трехгодичный срок для возврата налога, установленный пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не является пресекательным.

Представитель Межрайонной ИФНС России N 7 по ЧР в заседании суда от 23.06.2008 поддержал ранее изложенные доводы в полном объеме.

Представитель третьего лица - ИФНС России по г. Чебоксары в заседании суда от 23.06.2008 поддержал ранее изложенные доводы в полном объеме, пояснив, что предприниматель должен был знать о наличии переплаты по налогам в момент подачи в ИФНС России по г. Чебоксары налоговых деклараций по ЕСН и налогу с продаж, а также в момент уплаты данных налогов.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 13 часов 50 минут 23.06.2008 до 13 часов 30 минут 26.06.2008.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.

К. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 08.08.1994 администрацией Ленинского района города Чебоксары.
С момента регистрации предприниматель состоял на налоговом учете по месту жительства в ИМНС России по Ленинскому району г. Чебоксары.

Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Чувашской Республике 26.12.2004 внесена запись в ЕГРИП об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004. Согласно выписке из ЕГРИП от 22.04.2008 (л.д. 34) индивидуальный предприниматель К. поставлен на налоговый учет 26.12.2004 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике по месту жительства.

11 апреля 2007 года предприниматель обратился в ИФНС России по г. Чебоксары (правопреемник ИФНС России по Ленинскому району г. Чебоксары) с заявлением о выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам (л.д. 8).

Согласно полученной справке ИФНС России по г. Чебоксары о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам индивидуального предпринимателя К. по состоянию на 09.04.2007 (л.д. 10), у предпринимателя числится переплата по ЕСН в ФБ в сумме 586 руб. 00 коп.; по ЕСН в ФФОМС в сумме 12 руб. 00 коп.; по ЕСН в ТФОМС в сумме 206 руб. 98 коп.; по налогу с продаж в сумме 16841 руб. 72 коп.

Узнав об излишне уплаченных суммах налогов, предприниматель обратился в ИФНС России по г. Чебоксары с заявлением, поступившим в данную Инспекцию 18.04.2007 (л.д. 11) о возврате излишне уплаченных: ЕСН в ФБ - 586 руб. 00 коп.; ЕСН в ТФОМС - 206 руб. 00 коп. налога с продаж - 16841 руб. 72 коп.

Решением ИФНС России по г. Чебоксары N 2033 от 08.05.2007 отказано в возврате налогов, поскольку заявление подано предпринимателем по истечении трех лет со дня уплаты налогов
(л.д. 12).

Предприниматель также обратился в Межрайонную ИФНС России N 7 по Чувашской Республике с заявлением от 10.04.2007, поступившим в данную Инспекцию 17.04.2007, о возврате: ЕСН в ФБ - 586 руб. 00 коп.; ЕСН в ТФОМС - 206 руб. 00 коп.; налога с продаж - 16841 руб. 72 коп.

17 октября 2007 года предприниматель обратился в ИФНС России по г. Чебоксары с заявлением о передаче сведений о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по месту учета - в Межрайонную ИФНС России N 7 по Чувашской Республике (л.д. 7).

Индивидуальный предприниматель К. обратился в Межрайонную ИФНС России N 7 по Чувашской Республике с заявлением от 17.10.2007, поступившим в данную Инспекцию 07.11.2007, о возврате предпринимателю на лицевой счет излишне уплаченные: ЕСН в ФБ - 586 руб. 00 коп.; ЕСН в ФФОМС - 12 руб. 00 коп.; ЕСН в ТФОМС - 206 руб. 98 коп.; налог с продаж - 16841 руб. 72 коп. (л.д. 9)

Решениями Межрайонной ИФНС России N 7 по Чувашской Республике N 926 от 13.11.2007, N 927 от 13.11.2007, N 928 от 13.11.2007, N 929 от 13.11.2007 предпринимателю отказано в возврате налога с продаж в сумме 16841 руб. 72 коп., ЕСН в ТФОМС в сумме 206 руб. 98 коп., ЕСН в ФФОМС в сумме 12 руб. 00 коп., ЕСН в ФБ в сумме 586 руб. 00 коп., в связи с отсутствием налоговых обязательств по переплате (л.д. 44 - 47).

Решением ИФНС России по г. Чебоксары N 6204 от 22.12.2007 предпринимателю также отказано в возврате ЕСН в ФБ - 586 руб. 00 коп., ЕСН в
ФФОМС - 12 руб. 00 коп., ЕСН в ТФОМС - 206 руб. 98 коп., налога с продаж - 16841 руб. 72 коп., поскольку заявление подано предпринимателем по истечении трех лет со дня уплаты налогов (л.д. 48).

Не согласившись с отказом Межрайонной ИФНС России N 7 по Чувашской Республике в возврате излишне уплаченных налогов, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд считает, что заявленные требования индивидуального предпринимателя К. подлежат удовлетворению в полном объеме на основании следующего.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.

Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа предусматривает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7). Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (пункт 8).

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О из содержания указанных положений в их взаимосвязи следует, что они направлены не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы
налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяют ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время названные положения не препятствуют гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Общий срок исковой давности в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен в пределах трех лет.

Как видно из материалов дела и не отрицается представителями налоговых органов, предприниматель излишне уплатил по платежным документам в 2003 году и в более ранние периоды ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 586 руб. 00 коп., ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сумме 12 руб. 00 коп., ЕСН, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 206 руб. 98 коп., налог с продаж в сумме 16841 руб. 72 коп.

Как установлено судом, предпринимателю стало известно об излишне уплаченных суммах налогов 11.04.2007, в связи с получением справки ИФНС России по г. Чебоксары о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 09.04.2007.

В силу пункта 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета
налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

С заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов индивидуальный предприниматель К. обратился в Межрайонную ИФНС России N 7 по Чувашской Республике с заявлением от 17.10.2007, поступившим в данную Инспекцию 07.11.2007.

Таким образом, предприниматель на день обращения с заявлением в суд не пропустил трехгодичный срок, в связи с чем требование предпринимателя об обязании Межрайонную ИФНС России N 7 по Чувашской Республике возвратить излишне уплаченные налоги в сумме 17646 руб. 70 коп. является обоснованным.

Суд не принимает довод третьего лица - ИФНС России по г. Чебоксары, что сумма излишне уплаченного налога с продаж не подлежит возврату предпринимателю, поскольку фактическими налогоплательщиками данного налога являлись покупатели товара, а не предприниматели, его реализующие. Вопреки части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Инспекция документально не доказала, что сумма налога с продаж, излишне уплаченная предпринимателем, компенсировалась покупателями.

Доводы третьего лица - ИФНС России по г. Чебоксары о том, что Межрайонная ИФНС России N 7 по Чувашской Республике не могла знать о наличии переплаты по налогам, в связи с тем, что не было запрошено из ИФНС России по г. Чебоксары регистрационное дело предпринимателя суд считает необоснованными на основании следующего.

После перехода предпринимателя на налоговый учет в Межрайонную ИФНС России N 7 по Чувашской Республике обязанность по возврату ему излишне уплаченных налогов, не исполненная ИФНС России по г. Чебоксары, не прекратилась и не изменилась.

В отношениях с налогоплательщиком налоговые инспекции по старому и новому местам его учета должны рассматриваться как одно и то же лицо.

Указанная правовая позиция сформулирована в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
от 30.05.2006 N 1334/06 и от 22.04.2008 N 17520/07.

Таким образом, требование предпринимателя об обязании Межрайонную ИФНС России N 7 по ЧР возвратить излишне уплаченные налоги в сумме 17646 руб. 70 коп., в том числе ЕСН, зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 586 руб. 00 коп., ЕСН, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сумме 12 руб. 00 коп., ЕСН, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 206 руб. 98 коп., налог с продаж в сумме 16841 руб. 72 коп. подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на Инспекцию.

Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в силу статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, Чувашская Республика, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а, возвратить индивидуальному предпринимателю К., Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Цветочная на расчетный счет N 42307810175020629565 в Чувашском отделении Сбербанка России N 8613 излишне уплаченные налоги в сумме 17646 руб. 70 коп., в том числе единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 586 руб. 00 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования сумме 12 руб. 00 коп., единый социальный налог, зачисляемый в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 206 руб. 98 коп., налог с продаж в сумме 16841 руб. 72 коп.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Чувашской Республике, г. Цивильск, ул. Терешковой, 5а в пользу индивидуального предпринимателя К. Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Цветочная, государственную пошлину в сумме, уплаченную по квитанциям N 100 от 13.02.2008 и N 109 от 22.04.2008.

Возвратить индивидуальному предпринимателю К. Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Цветочная, из федерального бюджета излишне уплаченную по квитанции N 109 от 22.04.2008 государственную пошлину.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 статья 180 АПК РФ).

Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу государственная пошлина подлежит уплате ответчиком добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты государственной пошлины ответчик должен представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При непоступлении в арбитражный суд по истечении 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты государственной пошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.