Решение Шумерлинского районного Собрания депутатов ЧР от 29.01.2008 N 26/3 “О Программе ускоренного внедрения во все сферы экономики Шумерлинского района Чувашской Республики международных стандартов качества на 2008 - 2010 годы (программа “Качество“)“
ШУМЕРЛИНСКОЕ РАЙОННОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РЕШЕНИЕ
от 29 января 2008 г. N 26/3
О ПРОГРАММЕ УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ
ШУМЕРЛИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА НА 2008 - 2010 ГОДЫ
(ПРОГРАММА “КАЧЕСТВО“)
В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 “О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества“ Собрание депутатов Шумерлинского района Чувашской Республики решило:
1. Утвердить прилагаемую программу ускоренного внедрения во все сферы экономики Шумерлинского района Чувашской Республики международных стандартов качества на 2008 - 2010 годы (программа “Качество“).
2. Контроль за выполнением данного решения возложить на постоянные комиссии по социально-культурной деятельности, здравоохранению, образованию, молодежной политике и СМИ; по бюджету и экономике, торговле и общественному питанию, развитию предпринимательства, земельным и имущественным отношениям Собрания депутатов Шумерлинского района.
3. Настоящее решение опубликовать в информационном издании “Вестник Шумерлинского района“.
Глава Шумерлинского района
В.А.МУРАШКИН
Утверждена
решением
Собрания депутатов
Шумерлинского района
Чувашской Республики
от 29.01.2008 N 26/3
ПРОГРАММА
УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ ВО ВСЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ
ШУМЕРЛИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА НА 2008 - 2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - Программа ускоренного внедрения во все сферы экономики
Программы Шумерлинского района Чувашской Республики международных
стандартов качества на 2008 - 2010 годы
Основание - Указ Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005
для разработки г. N 32 “О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской
Программы Республике международных стандартов качества“
Муниципальный - Администрация Шумерлинского района Чувашской Республики
заказчик
Основной - Отдел экономики, имущественных и земельных отношений
разработчик администрации Шумерлинского района Чувашской Республики
Программы
Цели Программы - реализация государственной политики в области качества,
повышение конкурентоспособности Шумерлинского района
Чувашской Республики с помощью внедрения
международно признанных технологий и методов управления
качеством
Задачи Программы - создание правовых, экономических, организационных и
социальных условий, способствующих повышению качества и
конкурентоспособности товаров, работ и услуг,
обеспечивающих динамичное развитие экономики
Шумерлинского района Чувашской Республики;
содействие повышению экспортного потенциала
товаропроизводителей, повышение конкурентоспособности
продукции предприятий на внутреннем и внешнем рынках за
счет внедрения технологий качества;
повышение гарантий качества и имиджа предприятий и
организаций Шумерлинского района Чувашской Республики
через внедрение в них систем менеджмента качества и их
независимое подтверждение сертификационными органами;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации
специалистов в области качества;
внедрение систем менеджмента качества в работу
администрации Шумерлинского района, социальную сферу,
здравоохранение, систему образования;
информационно-методическая поддержка предприятий в
решении проблем качества и делового совершенствования;
формирование обстановки общественной нетерпимости к
низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее
производителям
Сроки реализации - 2008 - 2010 годы
Программы
Перечень - ведущая роль руководства: включает в себя правовой и
приоритетных организационный механизмы;
мероприятий ориентация на потребителя: в условиях современного
Программы рынка все поставщики ориентируются на потребности
потенциальных клиентов, стараясь максимально
удовлетворить выдвигаемые ими требования;
постоянное совершенствование: включает в себя
совершенствование действующих систем менеджмента
качества организаций Шумерлинского района на
соответствие международным стандартам качества ISO
Исполнители - Отделы администрации Шумерлинского района, организации,
мероприятий учреждения, предприятия района, Территориальный отдел
Программы управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Чувашской
Республике в г. Шумерля;
органы по сертификации и испытательные лаборатории г.
Чебоксары, аккредитованные в системе сертификации ГОСТ
Р (по согласованию)
Объемы - общий объем финансирования - 1147,0 тыс. рублей,
и источники в том числе:
финансирования внебюджетные источники - 1147,0 тыс. рублей,
Программы бюджет Шумерлинского района - текущее финансирование
Ожидаемые - повышение конкурентоспособности Шумерлинского района
конечные Чувашской Республики, рейтинга его инвестиционной
результаты привлекательности;
реализации выпуск конкурентоспособной продукции, расширение рынков
Программы ее сбыта, в том числе путем развития сотрудничества со
стратегическими партнерами Чувашской Республики;
рост количества организаций, имеющих сертифицированные
системы менеджмента качества на соответствие
международным стандартам;
внедрение и сертификация систем менеджмента качества в
органах местного самоуправления Шумерлинского района;
развитие районной системы подготовки специалистов в
сфере качества, направленной на соединение
теоретической и практической подготовки
Система - Общее руководство и контроль за ходом реализации
организации Программы осуществляет муниципальный заказчик -
контроля администрация Шумерлинского района. Исполнители
за исполнением программных мероприятий ежегодно до 2011 года к 15
Программы февраля года, следующего за отчетным, представляют
информацию о ходе их реализации в отдел экономики,
имущественных и земельных отношений администрации
Шумерлинского района.
ВВЕДЕНИЕ
Программа ускоренного внедрения во все сферы экономики Шумерлинского района Чувашской Республики международных стандартов качества на 2008 - 2010 годы (программа “Качество“) (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова Государственному Совету Чувашской Республики 2005 года “Великие свершения требуют великих замыслов“, Указом Президента Чувашской Республики от 31 марта 2005 г. N 32 “О мерах по ускоренному внедрению в Чувашской Республике международных стандартов качества“ с использованием основ Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2001 “Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь“.
В Программе используются отдельные термины и определения Международной организации по стандартизации ISO.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Система бездефектного изготовления продукции, система бездефектного труда, комплексная система управления качеством продукции, система менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 - это важнейшие этапы в решении проблемы качества.
Международная сертификация субъектов рынка и их персонала является неотъемлемой составляющей современных инновационных процессов и повышения капитализации, текущей и перспективной конкурентоспособности организаций.
В Чувашской Республике число сертифицированных по ISO 9000 организаций составляет лишь 0,2% от общего количества организаций экономики. Конкурентоспособные производства, соответствующие международному уровню качества, сосредоточены в основном в г. Чебоксары (64% от числа организаций, системы менеджмента качества которых сертифицированы на соответствие международным стандартам ISO 9000). Высокая доля убыточных предприятий подтверждает неконкурентоспособность производства.
Рынок качественной сертификации в России находится в стадии формирования. Поголовная и резкая отмена государственного лицензирования (особенно в жизненно важных секторах - жилищном строительстве, производстве лекарственных средств, продуктов питания и других) ведет к резкому снижению качества производимых товаров и услуг.
Цель международных стандартов - обеспечение заданного качества продукции (услуг) благодаря использованию современных методов расчета рисков, повышению организованности, ответственности персонала и руководства бизнес-структур. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски.
Новые международные стандарты, в том числе ISO 9001, распространяются сегодня на все сферы деятельности: промышленность и инновации, финансовые и иные услуги, сферу управления, включая госаппарат.
Наряду с этим Федеральный закон “О техническом регулировании“ уже обязывает всех производителей и потребителей продукции (услуг) для повышения ответственности за качество и безопасность применять в России технические регламенты, гармонизированные с международными стандартами. В странах с рыночной экономикой подобные регламенты успешно реализуются на основе стандарта ISO 9001, служащего основой прочих регламентов.
Современные системы всеобщего менеджмента качества - это, прежде всего, социальные, а не только технические системы. Они позволят каждой организации самостоятельно решать многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива и окажут положительное воздействие на другие организации и общество в целом. Повсеместное же внедрение и совершенствование таких систем обеспечит достижение главной цели - устойчивого развития, формирования нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике. Экономический рост должен достигаться не просто за счет прироста валового продукта, а за счет увеличения доли качественной продукции, товаров длительного пользования и развития сферы услуг.
I. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ВНЕДРЕНИЯ
СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
1.1. Внедрение систем менеджмента качества (СМК) на предприятиях и в организациях Шумерлинского района
Согласно установленным в 2004 году направлениям социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу, период с 2008 до 2010 года станет временем масштабной структурной перестройки экономики, которая будет стимулироваться полным комплексом социально-экономических факторов: накоплением новых инвестиций, растущей внешней и внутренней конкуренцией, созданием более эффективных механизмов притока капитала и рабочей силы, которые должны привести к росту эффективности факторов производства.
Общепризнано на мировом уровне, что XXI век будет веком качества, так как в условиях глобального рынка уровень качества товаров, услуг и менеджмента становится главным, определяющим фактором конкурентоспособности, а значит, и благополучия любых предприятий, организаций, регионов, стран. В условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке отечественных и зарубежных организаций выжить могут лишь компании, обладающие главным конкурентным преимуществом - высоким качеством менеджмента. Мировая практика показала, что применение принципов международного стандарта ISO серии 9000 на сегодняшний день является надежным инструментом для построения эффективной системы управления, повышения конкурентоспособности и создания благоприятных условий для роста инвестиций. Международные стандарты распространяются сегодня на все сферы деятельности: промышленность и инновации, финансовые и иные услуги, социальную сферу, сферу управления, включая государственное и муниципальное управление.
Цель международных стандартов - обеспечение заданного качества продукции (услуг) с использованием современных методов расчета рисков, повышения организованности, ответственности персонала и руководства бизнес структур.
Комплекс международных стандартов ISO серии 9000 под общим названием “Системы менеджмента качества“ аккумулирует в себе мировой опыт наиболее успешных компаний. Проблема роста безопасности и качества продукции предприятий и услуг может быть решена на основе всеобщей стандартизации и сертификации в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000. Как показала практика стран, входящих во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), чем больше предприятий сертифицировано по ISO 9001:2000, тем выше конкурентоспособность и качество товаров и услуг в стране, тем меньше нужно применять меры для защиты рынков товаров и услуг. Сегодня в России сотни, а в Европе - уже сотни тысяч предприятий внедрили и сертифицировали Систему менеджмента качества на базе ISO 9001, 14000, и с каждым годом их число неуклонно растет. Немалую роль здесь играет то, что стандарты ISO изначально были задуманы как универсальные, и поэтому они в равной степени применимы в деятельности различных предприятий и организаций.
Предприятия, деятельность которых не связана с экспортом и стратегические партнеры которых не предъявляют требований по сертификации системы качества, не имеют достаточной мотивации для проведения этих работ, не чувствуют ощутимых выгод и преимуществ от результатов их реализации в условиях отсутствия определенной конкуренции на отечественном рынке.
По данным Всероссийской организации качества (ВОК) внедрению СМК мешают низкая корпоративная культура (57%), ограниченные ресурсы и финансы (36%), малое число примеров успеха внедрения СМК (34%), недостаточная компетенция персонала (29%).
Сдерживающее влияние оказывают следующие факторы:
- предпочтение большинством предприятий разовой, сиюминутной выгоды долгосрочным гарантиям высокого качества;
- незнание большинством руководителей предприятий методов обеспечения качества, как способа ориентирования на выпуск высококачественной и конкурентоспособной продукции;
- слабое информационное обеспечение и недостаточная научно-техническая поддержка предприятий;
- отсутствие системы образования в области качества.
Противостоять внешним и внутренним конкурентам предприятия смогут только при условии внедрения современных методов менеджмента качества. Вместе с тем, в связи с предстоящим в 2008 году вступлением России в ВТО для предприятий Шумерлинского района ключевое значение приобретает рост уровня ответственности бизнеса перед потребителями продукции и услуг. Все это приводит руководителей предприятий к необходимости проведения сертификации как самой продукции (работу, услуги), так и внедрения СМК и ее сертификации.
Сертифицированные СМК позволят местному предпринимательству встраиваться в мировые процессы оборота финансовых и иных ресурсов, товаров и услуг. Системы менеджмента качества являются той основой, на которой можно и необходимо выстраивать конкурентоспособность предприятия в условиях ВТО. Невысокие показатели конкурентоспособности и немало проблем в области качества, которые необходимо решить, имеет малый и средний бизнес Шумерлинского района. Поэтому, чтобы выжить в условиях ВТО, ему также необходимо внедрение СМК.
Современные системы всеобщего менеджмента качества - это прежде всего социальные, а не только технические системы. Они позволят каждой организации самостоятельно решить многие проблемы качества жизни членов своего трудового коллектива и окажут положительное воздействие на другие организации и на сообщество г. Шумерля в целом. Повсеместное же внедрение и совершенствование таких систем обеспечит достижение главной цели - устойчивого развития Шумерлинского района, формирования нового качества жизни, соответствующего социальной рыночной экономике.
Обеспечение экономического роста должно решаться не просто за счет прироста валового регионального продукта, а за счет увеличения доли качественной продукции, товаров длительного пользования и развития сферы услуг. На основе сертификации производится соответствующее страхование финансовых рисков гражданской и профессиональной ответственности бизнеса перед потребителями товаров и услуг.
В условиях конкуренции производители непрерывно ищут способы убедить заказчиков, клиентов, потребителей приобретать именно их продукцию или услуги. Одним из основных способов является представление различных свидетельств о высоком качестве своей продукции или услуги, полученных прежде всего от независимых экспертных, инспекционных или испытательных организаций.
Одним из главных направлений в решении проблемы качества на районном уровне должно стать всеобщее образование, воспитание и просвещение в вопросах качества. Необходима система непрерывного обучения вопросам качества, которая должна предусматривать: разработку образовательных программ и обучение вопросам качества на всех образовательных уровнях (школьное, профессиональное, высшее, дополнительное) с учетом дифференцированных требований по уровням обучения; популяризацию и пропаганду знаний о качестве через средства массовой информации, рекламу, проведение специальных районных и общереспубликанских мероприятий.
1.2. Принципы международного стандарта ISO 9001:2000 в деятельности органов местного самоуправления
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусматривает разграничения полномочий уровней власти, он изменяет приоритеты и критерии оценки эффективности работы муниципальных администраций. Основной задачей стало достижение экономической устойчивости муниципального образования - Шумерлинского района, повышение эффективности управления в учреждениях муниципальной сферы.
Опыт работы показывает, что несовершенства технологий управления не способны сами по себе создать условия для разрешения социально-экономических проблем общества. Муниципалитеты сталкиваются с большими проблемами при реализации данного закона: им требуется методическая и консультационная помощь в планировании их деятельности, разработки стратегий развития, помощь в освоении современных информационных технологий.
Для решения задач повышения эффективности управления и самоуправления в международной практике сформировались и действуют стандарты ISO 9000:2000, которые определяют базовые наборы правил и процедур, а также рекомендации, в соответствии с которыми выстраивается управление в организациях различных сфер деятельности, в том числе в государственной и муниципальной сферах.
Стандарт ISO 9001:2000 раскрывает в обобщенном и систематизированном виде мировой опыт эффективного управления (менеджмента). Стандарт не имеет ограничения по сферам применения. Нормы стандарта отражают минимальные требования, которые предъявляются во всем мире к органам местного самоуправления.
Целью функционирования любого органа власти должно быть удовлетворение требований и потребностей его потребителей. Поэтому первое, что должен сделать местный орган самоуправления - это выявить и установить требования и потребности своих потребителей: населения и различного рода организаций.
Внедрение системы менеджмента качества в администрации Шумерлинского района включает следующие этапы:
- оценка соответствия деятельности местных органов самоуправления требованиям стандарта ISO 9001:2000;
- разработка плана создания СМК;
- создание СМК в администрации района;
- повышение квалификации сотрудников в области СМК;
- улучшение управленческих процессов;
- сертификация (подтверждение независимым органом) соответствия требования ISO 9001;
- оценка эффективности затрат на муниципальное управление согласно реестру расходных обязательств бюджета Шумерлинского района.
Внедрение системы менеджмента качества в органах местного самоуправления позволит:
1. Развить местное самоуправление в Шумерлинском районе.
2. Создать систему взаимодействия различных уровней власти, ориентированную на планы стратегического развития муниципального образования Шумерлинского района.
3. Повысить прозрачность и доступность информации о результатах деятельности органов местного самоуправления Шумерлинского района.
4. Повысить инвестиционную привлекательность территорий района.
5. Повысить ответственность всех уровней власти перед населением района.
Внедрение и сертификация СМК в администрации Шумерлинского района может служить объективной оценкой ее деятельности.
II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы “Качество“ - реализация государственной политики в области качества, повышение конкурентоспособности Шумерлинского района с помощью внедрения международно признанных технологий и методов управления качеством.
Это внедрение во все сферы жизнедеятельности Шумерлинского района новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, социальной ответственности, здравоохранению, образованию и других;
Основными задачами программы “Качество“ являются:
создание правовых, экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности товаров, работ и услуг, обеспечивающих динамичное развитие экономики Шумерлинского района;
повышение имиджа предприятий и организаций Шумерлинского района через внедрение в них систем менеджмента качества и их независимое подтверждение российскими и зарубежными сертификационными органами;
воспитание у руководителей и специалистов организаций Шумерлинского района осознания экономической целесообразности и выгодности качества через эффективные формы обучения, внедрения международных технологий и методов;
обучение основам менеджмента качества организаций экономики, органов местного самоуправления Шумерлинского района;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в области качества;
внедрение систем менеджмента качества в работу органов местного самоуправления Шумерлинского района, социальную сферу, здравоохранение, систему образования;
улучшение состояния окружающей среды за счет внедрения организациями Шумерлинского района систем экологического менеджмента;
формирование обстановки общественной нетерпимости к низкому качеству продукции (работ, услуг) и ее производителям.
III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Исходя из муниципальной политики Шумерлинского района в области качества мероприятия Программы базируются на 8 принципах всеобщего управления на основе качества (total quality management):
ведущая роль руководства (мотивация качества);
ориентация на потребителя;
вовлечение персонала;
подходы, ориентированные на процессы;
системный подход в управлении;
принятие решений на основе фактов;
взаимовыгодные отношения с поставщиками;
постоянное усовершенствование.
Эти принципы универсальные: они не зависят от рода, вида или характера деятельности, организационной структуры и других факторов.
3.1. Ведущая роль руководства (мотивация качества)
Раздел направлен на создание условий, стимулирующих хозяйствующие субъекты к техническому совершенствованию производств, внедрению современных технологических процессов, выпуску высококачественных изделий.
Мероприятия раздела включают в себя организационный механизм.
Организационный механизм:
Участие организаций Шумерлинского района в республиканских конкурсах в области качества, в том числе утвержденных Указом Президента Чувашской Республики от 9 ноября 1999 г. N 81 “Об учреждении премий Президента Чувашской Республики в области качества“, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 апреля 2002 г. N 120 “О конкурсе “Марка качества Чувашской Республики“.
3.2. Ориентация на потребителя
Ориентируясь на удовлетворение потребностей организаций и населения в вопросах качества, Программа предусматривает:
Участие администрации района, организаций Шумерлинского района в итоговых республиканских конференциях, посвященных Всемирному дню качества, которые позволяют вовлечь в движение за всеобщее качество как можно большее количество организаций, осветить наиболее актуальные проблемы и методы их решения.
Совершенствование инфраструктуры бытового обслуживания населения в муниципальных образованиях Шумерлинского района (создание и развитие комплексных приемных пунктов по оказанию набора качественных социально важных услуг, центров сервисного и социально-культурного обслуживания населения).
3.3. Вовлечение персонала
Воспитание культуры качества является ключевой задачей пропаганды всей системы воспитания начиная со школьной скамьи. В пропаганде этой идеи должны участвовать все органы местного самоуправления, общественные организации, средства массовой информации.
Раздел сориентирован на вовлечение населения, молодежи, образовательных учреждений Шумерлинского района, органов местного самоуправления в активную плодотворную работу по повышению качества.
Раздел предусматривает:
1. Участие в:
постоянно действующих семинарах по проблемам качества для руководителей различного уровня;
учебно-практических семинарах по внедрению систем менеджмента качества в органах муниципального управления;
отраслевых, межотраслевых семинарах, конференциях по менеджменту качества, обмену опытом внедрения и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ISO 9000, условиями работы в рамках ВТО;
республиканских отраслевых конкурсах “Лучший по профессии“, в том числе конкурсах профмастерства “Лучший менеджер по качеству Чувашской Республики“.
2. Формирование и реализацию проекта “Обучение школьников в области качества“.
Предполагается обучение школьников 9 - 10 классов средних общеобразовательных школ в рамках уроков “Экономика“ и “Правоведение“. В программу обучения предполагается включить разъяснение понятия качества и знакомство с его эволюцией для восприятия учащимися качества как национальной идеи в России и за рубежом, изучение основных положений федеральных законов “О защите прав потребителей“ и “О техническом регулировании“, обзор международных стандартов качества.
3.4. Процессный подход
Процессный подход имеет несколько аспектов: процессный подход в организации управления, процессный подход в организации деятельности и процессный подход в развертывании бизнес-цепочек. Условно в разделе Программы процессы разбиты на несколько групп.
Управленческие функции:
1. Формирование механизма государственно-общественного управления качеством общего среднего образования.
2. Формирование системы управления качеством в здравоохранении.
3. Разработка и внедрение систем менеджмента качества в органах местного самоуправления Шумерлинского района.
Предусматриваются обязательное документирование административных процессов, разработка административных регламентов и должностных регламентов, открытых карт взаимодействия и других документов внутренней деятельности. Все перечисленное (цели, показатели, подходы, документы) органично совмещается с международными стандартами по менеджменту качества ISO 9000 и ведет к необходимости подготовки и сертификации муниципальных структур всех уровней на соответствие требованиям международных стандартов ISO 9000.
3.5. Системный подход в управлении
Системный подход в реализации Программы нацелен на реализацию следующих мероприятий:
Внедрение и сертификация в организациях всех сфер экономики Шумерлинского района систем менеджмента качества на соответствие международным стандартам ISO 9000 и 14000, в том числе интегрированных систем менеджмента качества.
3.6. Принятие решений на основе фактов
Решения, принятые на основе фактов, значительно повышают эффективность управленческих решений, позволяют накапливать информацию, которая в дальнейшем превращается в знания. Раздел предусматривает:
Мониторинг качества продуктов путем:
добровольной сертификации и декларирования изготовителем соответствия продукции заявленному качеству, что очень важно для продукции, дефекты которой могут обнаружиться только в процессе эксплуатации.
Создание информационных банков данных (с публикацией информации в СМИ, сети Интернет) о:
качестве и безопасности лекарственных средств, ввозимых на территорию;
правонарушителях, выявленных в сфере незаконного оборота алкогольной продукции;
недобросовестных производителях пищевой продукции.
Анализ ситуации и разработка механизмов адаптации организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Шумерлинского района, к возрастающей импортной конкуренции и работе в условиях вступления России в ВТО.
Анализ и повышение качества начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Шумерлинского района. Разработка и внедрение параметров качества и методики анализа качества начального и общего среднего образования. Составление и опубликование в СМИ рейтинга образовательных учреждений по параметрам качества.
3.7. Взаимовыгодные отношения с поставщиками
В качестве поставщиков ресурсов, технологий, консалтинговых и других услуг рассматриваются организации, осуществляющие свою деятельность в области качества и управления.
3.8. Постоянное совершенствование
Раздел предусматривает мероприятия, направленные на корректировку и улучшение системы качества:
1. Совершенствование действующих систем менеджмента качества организаций Шумерлинского района.
2. Развитие внутрифирменного обучения в организациях Шумерлинского района, корпоративных программ обучения - от руководителей высшего звена до рабочих.
3. Мониторинг настоящей Программы, внесение корректировок и предложений по ее совершенствованию.
IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Источниками реализации мероприятий Программы являются:
Средства местного бюджета Шумерлинского района Чувашской Республики - для финансирования приоритетных направлений муниципальной политики в области качества;
внебюджетные источники, в том числе собственные средства организаций, привлекаемые внешние инвестиционные ресурсы.
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Муниципальным заказчиком-координатором Программы является администрация Шумерлинского района.
Реализация Программы предусматривает взаимодействие органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления Шумерлинского района, промышленных предприятий, общественных и других организаций.
Задачи муниципального заказчика-координатора:
совершенствование нормативных правовых актов в области качества;
контроль за эффективным использованием средств м“стного бюджета Шумерлинского района для реализации Программы;
повышение профессионально-квалификационного уровня управленческого персонала;
оказание содействия в привлечении дополнительных инвестиционных ресурсов для финансирования основных мероприятий Программы;
содействие в создании систем менеджмента качества, соответствующих международным стандартам, в организациях Шумерлинского района;
координация деятельности исполнителей Программы, в том числе их взаимодействия;
организация мониторинга программных мероприятий.
VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ
ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Управление реализацией Программы осуществляет отдел экономики, имущественных и земельных отношений администрации Шумерлинского района, который обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти Чувашской Республики, ответственными за выполнение программных мероприятий, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители программных мероприятий ежегодно до 2011 года к 5 февраля года, следующего за отчетным, информируют отдел экономики о ходе выполнения Программы.
VII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Успешная реализация Программы позволит:
развивать производство конкурентоспособной продукции, расширять рынки ее сбыта, в том числе путем развития сотрудничества со стратегическими партнерами Чувашской Республики;
содействовать подготовке хозяйствующих субъектов Шумерлинского района к работе в условиях членства России в ВТО;
разработать, внедрить и сертифицировать системы менеджмента качества на базе международных стандартов ISO 9000 и 14000, в организациях экономики Шумерлинского района;
внедрить системы менеджмента качества в администрации Шумерлинского района;
провести обучение основам менеджмента качества на всех уровнях - от системы дошкольного образования до повышения квалификации руководителей и специалистов организаций экономики Шумерлинского района.
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
К ПРОГРАММЕ УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ
ВО ВСЕ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ ШУМЕРЛИНСКОГО РАЙОНА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА
НА 2008 - 2010 ГОДЫ (ПРОГРАММА “КАЧЕСТВО“)
-------T----------------------T-----------------T--------T---------------T------T--------------------¬
¦ N ¦ Наименование ¦ Исполнители ¦Сроки ¦ Источники ¦Всего ¦ Объем ¦
¦ п/п ¦ мероприятий ¦ ¦испол- ¦финансирования ¦ ¦ финансирования, ¦
¦ ¦ ¦ ¦нения ¦ ¦ ¦ тыс. рублей ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------T------T------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦
+------+----------------------+-----------------+--------+---------------+------+------+------+------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦
+------+----------------------+-----------------+--------+---------------+------+------+------+------+
¦ Раздел I. ВЕДУЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА (МОТИВАЦИЯ КАЧЕСТВА) ¦
+------T----------------------T-----------------T---------T--------------T------T------T------T------+
¦ 1.1.¦Участие в конкурсе на¦Отдел экономики, ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ 15,0¦ 5,0¦ 5,0¦ 5,0¦
¦ ¦соискание премий¦организации ¦2010 гг. ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Президента Чувашской¦ ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики в области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 1.2.¦Участие в конкурсе¦Отдел экономики, ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ 15,0¦ 5,0¦ 5,0¦ 5,0¦
¦ ¦“Марка качества¦организации ¦2010 гг. ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Чувашской Республики“ ¦ ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ Раздел II. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЯ ¦
+------T----------------------T-----------------T---------T--------------T------T------T------T------+
¦ 2.1.¦Совершенствование ¦Отдел экономики ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ 350,0¦ 50,0¦ 300,0¦ - ¦
¦ ¦инфраструктуры ¦ ¦2010 гг. ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦бытового обслуживания¦ ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ Раздел III. ВОВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ¦
+------T----------------------T-----------------T---------T--------------T------T------T------T------+
¦ 3.1.¦Организация ¦Отдел экономики ¦2008 - ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦консультационного ¦ ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦семинара по проблемам¦ ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества для¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руководителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 3.2.¦Участие в¦Отдел экономики, ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ 17 ¦ 4 ¦ 6 ¦ 7 ¦
¦ ¦республиканских ¦организации ¦2010 гг. ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслевых конкурсах¦ ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦“Лучший по профессии“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 3.3.¦Проведение семинаров¦Отдел ¦2008 - ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦по проблемам¦образования, ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента качества¦культуры и спорта¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 3.4.¦Участие в¦Отдел ¦2008 - ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦республиканском ¦образования, ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекте “Обучение¦культуры и спорта¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦школьников в области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества“ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ Раздел IV. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД ¦
+------T----------------------T-----------------T---------T--------------T------T------T------T------+
¦ 4.1.¦Формирование механизма¦Отдел ¦ 2008 г. ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦государственно- ¦образования, ¦ ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общественного ¦культуры и спорта¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления качеством ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦среднего (полного)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общего образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 4.2.¦Разработка мероприятий¦МУЗ “Шумерлинская¦ 2008 г. ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦по формированию¦ЦРБ“ ¦ ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦системы управления¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеством в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здравоохранении ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 4.3.¦Внедрение систем¦Администрация ¦2008 - ¦текущее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента качества¦района, ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦в органах местного¦подразделения, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦самоуправления ¦структурные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Шумерлинского района ¦сельские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦поселения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 4.4.¦Информационное ¦Отдел ¦2008 ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦сопровождение ¦организационной, ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мероприятий, ¦кадровой работы ¦постоянно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦направленных на ¦и информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализацию ¦правового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦муниципальной ¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦политики в области¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества районными¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами массовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ Раздел V. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ¦
+------T----------------------T-----------------T---------T--------------T------T------T------T------+
¦ 5.1.¦Оказание методической,¦Отделы ¦2008 - ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦организационной помощи¦администрации ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациям ¦района ¦постоянно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Шумерлинского района,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенно субъектам¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦малого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социальной сферы и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сельского хозяйства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по вопросам системного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента качества и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сертификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 5.2.¦Внедрение и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сертификация систем¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента качества в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациях и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦социальной сферы ¦Организации, ¦2008 - ¦текущее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждения, ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦зам. главы ¦постоянно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦по социальным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦агропромышленного ¦Отдел сельского ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ 100,0¦ - ¦ 100 ¦ - ¦
¦ ¦комплекса ¦хозяйства, ¦2010 гг. ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦здравоохранения ¦МУЗ “Шумерлинская¦2008 - ¦текущее ¦ 250,0¦ - ¦ 250,0¦ - ¦
¦ ¦ ¦ЦРБ“, ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦зам. главы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦социальным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦вопросам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦промышленности и др. ¦Организации, ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ 400,0¦ ¦ 400 ¦ ¦
¦ ¦ ¦отдел экономики ¦2010 гг. ¦источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ Раздел VI. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ ФАКТОВ ¦
+------T----------------------T-----------------T---------T--------------T------T------T------T------+
¦ 6.1.¦Проведение ¦Отдел экономики, ¦2008 - ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦систематических ¦организации ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рейтинговых оценок¦ ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качества деятельности¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций в¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Шумерлинском районе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 6.3.¦Создание ¦Отдел ¦2008 - ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦информационных банков¦организационной, ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных: ¦кадровой работы ¦ежегодно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и информационно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦правового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦6.3.1.¦о качестве и¦ ¦ ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦безопасности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лекарственных средств,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ввозимых на территорию¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Шумерлинского района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦6.3.2.¦о правонарушителях,¦ ¦ ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦выявленных в сфере¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦незаконного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и оборота¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦спирта и алкогольной¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦продукции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦6.3.3.¦об организациях¦ ¦ ¦ ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦Чувашской Республики,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производящих и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦некачественные товары ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦народного потребления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 6.7.¦Составление и¦Отдел ¦2008 - ¦текущее ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦
¦ ¦опубликование в¦образования, ¦2010 гг. ¦финансирования¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствах массовой¦культуры и спорта¦постоянно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации Чувашской¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Республики рейтинга¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦параметрам качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ Раздел VIII. ПОСТОЯННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ¦
+------T----------------------T-----------------T---------T--------------T------T------T------T------+
¦ 8.1.¦Совершенствование ¦организации ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦действующих систем¦(по согласованию)¦2010 гг. ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦менеджмента качества¦ ¦постоянно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организаций экономики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Шумерлинского района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 8.2.¦Развитие ¦организации ¦2008 - ¦внебюджетные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦внутрифирменного ¦(по согласованию)¦2010 гг. ¦средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения в¦ ¦постоянно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организациях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Шумерлинского района,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корпоративных программ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦обучения от¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦руководителей высшего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦звена до рабочих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ 8.4.¦Мониторинг настоящей¦Отделы ¦2008 - ¦Текущее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Программы, внесение¦администрации ¦2010 гг. ¦финансирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦корректировок и¦Шумерлинского ¦постоянно¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предложений по¦района ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦совершенствованию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦Всего ¦ ¦ ¦ ¦1147,0¦ 64,0¦1066,0¦ 17,0¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦в том числе из: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦местного бюджета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+------+
¦ ¦ ¦внебюджетных ¦ ¦ ¦1147,0¦ 64,0¦1066,0¦ 17,0¦
¦ ¦ ¦источников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------+----------------------+-----------------+---------+--------------+------+------+------+-------