Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17.05.2007 по делу N А79-3213/2007 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций>

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 мая 2007 г. по делу N А79-3213/2007

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “Когорта“ г. Чебоксары

к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары

о признании незаконным и отмене постановления N 25 от 25.04.2007

при участии:

от общества - М. (копия доверенности в деле), К. (копия доверенности в деле),

от инспекции - М.Е. - юрист (копия доверенности в деле), П. по доверенности N 05-22/126 от 03.04.2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Когорта“ г. Чебоксары (далее - Общество) обратилось в суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по
г. Чебоксары (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 25 от 25.04.2007 года.

В заседании суда представители заявителя требования поддержали и пояснили, что на основании лимита кассы в размере 20000 рублей, установленным на 2007 год обслуживающим Общество банком (филиал ОАО “Внешторгбанк“ г. Чебоксары), Общество имеет право выдавать заработную плату за счет денежных средств, получаемых за счет выручки от продаж. Применительно к аргументам налогового органа, изложенным в постановлении, что “в нарушении пункта 29 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации в организации не оборудована специальным окошком касса организации, которая предназначена для выдачи денег, помещение кассы не закрывается на две двери, внешнюю открывающуюся наружу и внутреннюю, изготовленную в виде стальной решетки, открывающуюся в сторону внутреннего расположения кассы“ и, возражая против этого, Общество поясняет, что согласно пункту 1 приложения N 3 к Порядку, данные требования предъявляются к банкам и их филиалам, почтовым отделениям и узлам связи, к кассам крупных торговых предприятий и организаций независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей. Общество к указанным организациям не относится, более того, представляет собой “малый бизнес“, о чем свидетельствует среднесписочный состав предприятия в количестве 32 человек и обороты денежных средств в месяц и установленный по этой причине лимит кассы в 20000 руб. Само же помещение Общества и помещение кассы оборудовано системой тревожной сигнализации и кнопкой экстренного вызова наряда милиции на основании договора N 44/1 с ЧОП “Централизованная охрана“ для предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений с помощью тревожной сигнализации от 01.02.2007.

Также представители заявителя пояснили, что в другие дни, не связанные с
выдачей заработной платы и аванса, предприятие инкассирует в банк денежную наличность на банковский счет организации по договору на инкассацию.

На вопрос суда представители общества дополнили, что окошко в кассе для выдачи денег не имеется, в кассу имеется только одна бронированная дверь, с внутренней стороны кассы двери не имеется, поскольку касса расположена в очень маленьком помещении. Также в кассе вообще отсутствуют окна и она имеет глухие капитальные стены. Но в то же время в помещении кассы стоит прибор охранной сигнализации и есть тревожная кнопка, что подтверждается договором об охране объектов с применением систем централизованного наблюдения N 44 от 01.02.2007 г. и договором о предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений с помощью тревожной сигнализации N 44/1 от 01.02.2007 г.

Представители налогового органа, считают обжалуемое постановление законным и обоснованным. Также подтвердили, что дни выдачи аванса и заработной платы у общества установлены 20 и 5 числа каждого месяца.

На вопрос суда дополнили, что нарушение лимита остатка денежных средств в кассе общества обнаружено только 5, 6, 20 и 21 марта 2007 года.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Общество с ограниченной ответственностью “Когорта“ зарегистрировано как юридическое лицо 20 сентября 1995 года постановлением администрации Московского района города Чебоксары Чувашской Республики и оно 14 октября 2002 года внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 10221012757001.

Инспекцией ФНС России по г. Чебоксары вынесено постановление от 25.04.2007 N 25 о привлечении ООО “Когорта“ к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Общество не согласилось с вышеуказанным постановлением и обратилось в суд с заявлением о признании
его незаконным и отмене.

Общество привлечено постановлением от 25.04.2007 N 25 к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса в связи с тем, что Инспекцией было установлено, что 27.03.2007 г. в 15 час. 49 мин. при проверке бухгалтерии Общества, расположенного по адресу г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 81/1, было выявлено нарушение пунктов 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок), выразившиеся в накоплении в кассе наличных денег, сверх установленных лимитов. Как видно из акта проверки от 27.03.2007 г. остаток на конец дня составил по состоянию на: 20.03.2007 г. в размере 44137 руб. 52 коп., превышение лимита - 24137 руб. 52 коп.; 21.03.2007 г. в размере 31925 руб. 26 коп., превышение лимита - 11925 руб. 26 коп.; 05.03.2007 г. в размере 28046 руб. 02 коп., превышение лимита - 8048 руб. 02 коп.; 06.03.2007 г. в размере 53293 руб. 03 коп., превышение лимита -33293 руб. 03 коп.

Однако в Обществе лимит кассы на 2007 год согласно расчету филиала ОАО “Внешторгбанк“ г. Чебоксары установлен в размере 20000 руб. Согласно пункту 9 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 г. N 40, предприятие имеет право хранить в своей кассе наличные деньги, сверх установленного лимита для оплаты труда работников, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3-х рабочих дней, включая день получения денег в банке. Согласно статье 136 Трудового кодекса РФ установлены дни, день выдачи аванса 20-е число, окончательный расчет 5-е число каждого месяца.

Согласно постановлению Инспекции превышение лимита Обществом приходится на дни выдачи аванса
и заработной платы (5.03.2007, 6.03.2007, 20.03.2007, 21.03.2007), что не противоречит пункту 9 Порядка. Также отсутствует факт нарушения пункта 7 Порядка, так как согласно решению обслуживающего Общество банка имеется договоренность расходовать выручку на зарплату, выплаты социального характера (при условии ежедневной выручки).

Также представители заявителя пояснили, что в другие дни, не связанные с выдачей заработной платы и аванса, предприятие инкассирует в банк денежную наличность на банковский счет организации по договору на инкассацию, пересчет и зачисление денежной наличности на банковский счет организации в валюте РФ N 36/06 от 01.08.2006 года, что также не противоречит пункту 6 Порядка.

Следовательно, в силу пунктов 5 и 6 Порядка ведения кассовых операций в РФ предусмотрено, что предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.

В соответствии с пунктом 9 вышеуказанного Порядка предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в банке.

Согласно пункту 7 Порядка предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.

Таким образом, в действиях
общества отсутствует состав административного правонарушения по факту хранения в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Относительно факта нарушения пункта 29 Порядка, т.е. необорудования кассы надлежащим образом, суд полагает, что обществом нарушены эти требования, поскольку в данном пункте указано, что в соответствии с пунктом 3 руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законодательством порядке ответственность.

Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2.

Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается.

Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3.

В пункте 1 приложения N 3 к Порядку также указано, что банки и их филиалы, почтовые отделения и узлы связи, кассы предприятий, организаций, учреждений, головные кассы крупных торговых предприятий независимо от разрешенного остатка хранения денежных средств и размещения материальных ценностей в них относятся к объектам и помещениям группы “А“, оборудуемых по высшей категории укрепленности; согласно п. 3 приложения N 3 Порядка помещение кассы должно иметь две двери, внешнюю открывающуюся наружу и внутреннюю изготовленную в виде стальной решетки, открывающуюся в сторону внутреннего расположения кассы, оборудоваться специальным
окошком для выдачи денег.

Следовательно, вышеуказанные требования относятся ко всем предприятиям, организациям и учреждениям и соответственно и к заявителю.

Представители общества по этому аргументу пояснили, что окошко в кассе для выдачи денег не имеется, в кассу имеется только одна бронированная дверь, с внутренней стороны кассы двери не имеется, поскольку касса расположена в очень маленьком помещении. Также в кассе вообще отсутствуют окна и она имеет глухие капитальные стены. Но в то же время в помещении кассы стоит прибор охранной сигнализации и есть тревожная кнопка, что подтверждается договором об охране объектов с применением систем централизованного наблюдения N 44 от 01.02.2007 г. и договором о предупреждении и пресечении правонарушений и преступлений с помощью тревожной сигнализации N 44/1 от 01.02.2007 г.

Таким образом, подтвердили факт необорудования кассового помещения в соответствии с требованиями пункта 29 Порядка.

В соответствии со статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

При таких обстоятельствах суд считает, что спорное постановление является законным и обоснованным и поэтому заявление общества не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью “Когорта“
г. Чебоксары отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления N 25 от 25 апреля 2007 года Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в размере 40000 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.