Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 28.12.2006 по делу N А79-11235/2006 <Об удовлетворении иска о взыскании в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики штрафа за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 18.04.2007 по делу N А79-11235/2006 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2006 г. по делу N А79-11235/2006

Арбитражный суд в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары, г. Чебоксары, ул. Калинина, 109/1, к индивидуальному предпринимателю Родионову Владимиру Степановичу, Чувашская Республика, г. Чебоксары, о взыскании 317,00 руб.,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары обратилось в суд с заявлением к индивидуальному предпринимателю Родионову Владимиру Степановичу о взыскании финансовых
санкций в размере 317,00 руб. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального персонифицированного учета.

В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что Управлением ПФР была проведена проверка своевременности представления в ПФР сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Родионов В.С. зарегистрирован в качестве индивидуального предприниматель с 12.01.1999. Проверкой установлено, что Родионов В.С. несвоевременно представил сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 ФЗ от 01.04.1996 N 27-ФЗ; в 2004 году по сроку представления не позднее 1 марта 2005 года - фактически сведения были представлены предпринимателем 01.06.2006; в 2005 году по сроку представления не позднее 1 марта 2006 года - фактически сведения были представлены предпринимателем 01.06.2006. По результатам проверки составлены акты N 1196, 1468 от 01.06.2006, на основании которых вынесены решения N 1196, 1468 от 15.06.2006 о привлечении страхователя к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 180 руб., 137 руб. соответственно, итого в сумме 317 руб.

Индивидуальный предприниматель Родионов В.С. требования не признал. Считает, что в силу законодательства не должен представлять сведения в Пенсионный фонд, так как не является работодателем, а самостоятельно осуществляет предпринимательскую деятельность.

Суду пояснил, что является инвалидом 2 группы, представил в подтверждение справку сер. МСЭ-009 N 518892 об установлении второй группы инвалидности по зрению, вследствие чего он освобождается от уплаты государственной пошлины.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Родионов Владимир Степанович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12 января 1999 года администрацией Ленинского района г. Чебоксары ЧР.

Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Чебоксары проведена проверка своевременности
представления сведений за 2005 год, предусмотренных пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, в ходе которой установлено, что предприниматель указанные сведения в орган Пенсионного фонда представил несвоевременно.

Результаты проверки оформлены актами от 01.06.2006 N 1196, 1468. На основании данных актов начальником Управления вынесены решения от 26.04.2006 N 1196, 1468 о привлечении предпринимателя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, в виде штрафов в размере 180 руб., 137 руб. соответственно, итого в сумме 317 руб.

Указанными решениями Родионову В.С. предложено уплатить суммы штрафов в трехдневный срок со дня получения решений.

В связи с неуплатой предпринимателем суммы штрафов в добровольном порядке, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары обратилось в суд с данным заявлением.

Проанализировав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ физическими лицами, самостоятельно
уплачивающими страховые взносы, являются застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ предусмотрено, что физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Согласно статье 19 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации.

В пункте 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318, установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет ежегодно до 1 марта в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа.

Из вышеуказанного следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять в территориальный орган сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, ежегодно до 1 марта. За непредставление этих сведений индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа, несут ответственность, установленную пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“.

Представленные в дело документы свидетельствуют о том, что предприниматель несвоевременно представил в Пенсионный фонд относительно себя сведения, предусмотренные пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, за 2004, 2005 годы. В силу статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ сумма страховых взносов в виде фиксированного платежа, подлежащая уплате предпринимателем Родионовым В.С. в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, за 2004 год составила 1800 руб., 2005 год - 1368 руб.

Размер ответственности предпринимателя за непредставление сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета напрямую зависит, как было указано выше, от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ в виде фиксированного платежа. Пункт 3 данной статьи устанавливает, что минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Определением от 12.04.2005 N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл указанных выше положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ и места в системе действующего пенсионного законодательства.

Федеральный закон
“О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.

Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“. Так, размер накопительной части трудовой пенсии по старости рассчитывается путем деления суммы пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого назначается данная часть пенсии, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета накопительной части указанной пенсии, определяемого в порядке, установленном федеральным законом (пункт 9 статьи 14).

В силу статей 22 и 33 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали
уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин - 1956 года рождения и старше), и, соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Устанавливая такую дифференциацию применительно к взиманию страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии (в зависимости от возраста застрахованного лица), федеральный законодатель исходил из необходимости обеспечить к моменту достижения пенсионного возраста и назначения пенсии формирование достаточных для выплаты этой части пенсии пенсионных накоплений, для чего требуется соответствующий временной период.

Следовательно, нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, рассматриваемые в системной связи с положениями его статей 22 и 33, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, - обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Поскольку Родионов В.С. родился 1 сентября 1941 года, на него
в силу вышеназванного положения не может быть возложена обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в части, направляемой на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ “О Конституционном Суде Российской Федерации“ является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

Согласно статье 79 названного Федерального конституционного закона определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 N 164-О вступило в силу немедленно после его провозглашения, следовательно, с этой даты подлежит применению при рассмотрении судами данной категории споров независимо от периода, за который орган Пенсионного фонда Российской Федерации произвел начисление страховых взносов.

Отсутствие обязанности по уплате страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, соответственно, не предполагает начисление штрафа на указанную часть.

Таким образом, Пенсионный фонд неправомерно привлек Родионова В.С. к ответственности в виде штрафа в сумме 77 руб. с суммы страховых взносов в размере 770 руб., подлежащих уплате по мнению органа пенсионного фонда на накопительную часть трудовой пенсии за 2004, 2005 годы.

Родионовым В.С. не представлены доказательства добровольной уплаты штрафа, в связи, с чем заявленные Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Чебоксары требования подлежат удовлетворению в части взыскания штрафных санкций в размере 120 руб. за 2004 год и 120 руб. за 2005 год, требования в части взыскания штрафных санкций в сумме 77 руб. подлежат отказу.

Разрешая вопрос о государственной пошлине,
суд установил следующее. Статья 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает льготы при обращении в арбитражные суды. Так, согласно пункту 2 названной статьи от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы - инвалиды 1 и 2 группы. В рамках рассматриваемого дела предприниматель Родионов В.С. является ответчиком и, следовательно, не подпадает под требования данной статьи Кодекса. Таким образом, доводы Родионова В.С. об освобождении его от уплаты государственной пошлины необоснованны.

Расходы по уплате государственной пошлины суд относит на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям, и при этом учитывает, что орган пенсионного фонда в силу действующего законодательства освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление удовлетворить частично.

Взыскать с Родионова Владимира Степановича, проживающего в г. Чебоксары, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары Чувашской Республики штраф в сумме 240 руб., в том числе в размере 120 руб. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2004 год, в размере 120 руб. за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2005 год, а также в доход федерального бюджета государственную пошлину.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.