Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 21.07.2006 по делу N А79-1780/2006 <О взыскании за счет средств казны Российской Федерации и республиканского бюджета Чувашской Республики убытков в связи с предоставлением льгот по оплате стоимости проезда>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 19.02.2007 по делу N А79-1780/2006 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2006 г. по делу N А79-1780/2006

Арбитражный суд в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в заседании суда дело по иску открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“, г. Нижний Новгород, к Министерству финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерству финансов Чувашской Республики, г. Чебоксары, Управлению федерального казначейства МФ РФ по ЧР, г. Чебоксары, Министерству здравоохранения и социального развития ЧР, г. Чебоксары, третье лицо - Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 5942995,10 руб.,

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“ (далее - ОАО “РЖД“ в лице филиала “ГЖД“) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации (далее - “Минфин РФ“), Министерству финансов Чувашской Республики (далее - “Минфин ЧР“), Управлению федерального казначейства МФ РФ по ЧР (далее - УФК Минфина РФ по ЧР), третьи лица - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Минздравсоцразвития РФ), Министерство труда, социальной и демографической политики Республики Чувашия (правопреемник - Министерство здравоохранения и социального развития ЧР) о взыскании 5942995 руб. 10 коп. убытков, образовавшихся в связи с предоставлением льгот по оплате проезда на маршрутах дальнего следования в соответствии с Федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ за период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года.

В обоснование иска истец указал, что ФГУП “Горьковская железная дорога“ МПС РФ, а затем его правопреемник ОАО “РЖД“ в лице его филиала Горьковской железной дороги понесло расходы в размере 12078410 руб. 90 коп., выполняя требования по предоставлению льгот в соответствии с вышеуказанными федеральными законами на территории Чувашской Республики. Компенсация истцу Министерством социальной защиты населения ЧР за период с апреля 2003 года по декабрь 2004 года произведена на сумму 6135415 руб. 80 коп. Таким образом, в результате недостаточного финансирования расходов по оплате льгот у истца образовались убытки в сумме 5942995 руб. 10 коп., что подтверждается реестрами оформления проездных документов, содержащимися в
автоматизированной системе учета на железнодорожном транспорте “Экспресс“.

Определением суда от 10.05.2006 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

В судебном заседании представитель истца уточнила исковые требования и просила взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации сумму в размере 5932570,02 руб., за счет средств Чувашской Республики в лице Министерства финансов ЧР на сумму в размере 9825 руб.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства МФ РФ по ЧР иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 137 - 141, том 2). Пояснила, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на транспорте, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минздравсоцразвития на реализацию льгот ветеранами, Минфином РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Истец не представил суду доказательств меньшего выделения бюджетных ассигнований бюджету субъекта по сравнению с бюджетной заявкой. Кроме того, истцом не доказан состав правонарушения. УФК по ЧР не является надлежащим ответчиком по делу.

Представитель Министерства финансов Чувашской Республики иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 37 - 38, том 2). Суду пояснил, что финансирование расходов истца должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Министерство здравоохранения и социального развития РФ иск не признало по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 48 - 59, том 2). Пояснило, что с 2000 года Минтруду России из федерального бюджета средства на финансирование указанных расходов выделяли не в полном объеме относительно заявляемой потребности. Минздравсоцразвития РФ
не является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по финансированию расходов транспортным организациям, понесенных ими в связи с предоставлением соответствующих услуг в соответствии с названными законами. Ответчиками по таким делам должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в иске просило отказать по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 21 - 23, том 3). Пояснила, что Министерство не является надлежащим ответчиком, так как при рассмотрении дел о выделении средств из бюджета государство представляют финансовые органы. Минтрудом Чувашии неоднократно в течение 2004 года направлялись в адрес Минздравсоцразвития России письма о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на погашение долгов перед предприятиями транспорта, однако положительных решений не принималось. При этом долгов по выплате расходов, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не имеется. В отношениях, связанных с реализацией Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, Минтруд Чувашии участия не принимал.

Выслушав представителей явившихся сторон, изучив материалы дела, суд установил.

За период с 01.04.2003 по 31.12.2004 ОАО “РЖД“ в лице филиала “ГЖД“ во исполнение Федеральных законов “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ предоставило за счет собственных средств льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте.

Согласно статье 790 (пункт 5) Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров
и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 14 - 22 Федерального закона “О ветеранах“ инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов войны, ветеранам труда и другим, перечисленным в законе категориям граждан, предоставляются следующие права и льготы: проезд (бесплатный или с оплатой в размере 50 процентов стоимости проезда) вместе с сопровождающим лицом на железнодорожном транспорте (пригородного сообщения, межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: ни в одном из вышеназванных законов нет подпункта “а“ пункта 1 части 1 статьи 10.

Согласно подпункту “а“ пункта 1 части 1 статьи 10 названного Закона за счет средств федерального бюджета возмещаются расходы на оплату проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. При этом порядок возмещения расходов на реализацию льгот ветеранам определяется Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2000 утверждены Правила возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов,
связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов, которыми установлено, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству труда и социального развития Российской Федерации. Данные средства выделяются Министерством финансов Российской Федерации органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по представленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации платежным документам.

Факт предоставления льгот по проезду подтвержден данными автоматизированной системы продажи билетов “Экспресс“, содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира; категории льготы; номера удостоверения, подтверждающего право на льготу; дате поездки, виде льготы; фактически уплаченной пассажиром сумме, общей стоимости проезда, недополученной сумме (л.д. 81 - 166, том 3, л.д. 1 - 73, том 4).

Истцом предъявлено к оплате за период с 01.04.2003 по 31.12.2004 2111728,40 руб. оплата произведена - 1264331,64 руб. Долг за минусом налога на добавленную стоимость составляет 678347,87 руб.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (туда и обратно) в другое время года. Инвалидам 1 и 2 групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия. Указанные льготы распространяются и на лицо, сопровождающее инвалида 1 группы или ребенка-инвалида.

В пункте 19 статьи 4 названного Закона к ведению
федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях граждан, имеющим детей“. Действие Порядка продлено на 2002 - 2004 годы.

Порядком определено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке. Субсидии и субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета субъектов РФ, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Факт предоставления льгот по проезду подтвержден данными автоматизированной системы продажи билетов “Экспресс“, содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира; категории льготы; номера удостоверения, подтверждающего право на льготу; дате поездки, виде льготы; фактически уплаченной пассажиром сумме, общей стоимости проезда, недополученной сумме (л.д. 74 - 150, том 4; том 5 - том 14).

Истцом предъявлено к оплате за период с 01.04.2003 по 31.12.2003 3694156,70 руб., оплата произведена в сумме 2605668,44 руб. За период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предъявлено 6262100,0 руб., оплата произведена 2265415,80 руб. Итого долг за минусом налога на добавленную стоимость составляет 4148072,31 руб., их расчета: 1088488,26 - 217697,65 НДС + 3996685,0 - 719403,30.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ указанные категории граждан
имеют право на бесплатный проезд один раз (туда и обратно) железнодорожным транспортом в двухместном купе спальных вагонов скорых и пассажирских поездов.

В статье 7 названного Закона предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией настоящего Федерального закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 333 утверждены Правила предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию названного Закона (действие Правил продлено на 2003 - 2004 годы). В пункте 1 Правил предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией законов о гарантиях, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций.

Таким образом, вышеназванными актами определен источник финансирования взыскиваемых расходов и механизм компенсационных выплат, поэтому расходы истца по предоставлению льгот в соответствии с ФЗ “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ должны возмещаться за счет казны Чувашской Республики.

Факт предоставления льгот по проезду подтвержден данными автоматизированной системы продажи билетов “Экспресс“, содержащей информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира; категории льготы; номера удостоверения, подтверждающего право на льготу; дате поездки, виде льготы; фактически уплаченной пассажиром сумме, общей стоимости проезда, недополученной сумме (л.д. 73 - 80, том 3).

Истцом предъявлено к оплате за период с 01.04.2003 по 31.12.2003 2333,10 руб., в том числе НДС - 467,02 руб., оплата не произведена. За период с 01.01.2004 по 31.12.2004 предъявлено 7489,90 руб.,
в том числе 1348,18 НДС, оплата не произведена. Итого долг за минусом налога на добавленную стоимость составляет 8009,80 руб.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По правилам статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что убытки истца возникли в связи с исполнением установленных федеральными законами обязанностей, которые подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации и за счет казны Чувашской Республики с Министерства финансов Чувашской Республики.

Федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“ не определен источник финансирования установленных федеральным законодателем льгот.

Механизм компенсации расходов на предоставление льгот также не определен. До надлежащего урегулирования вопроса о распределении расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно осуществляться из федерального бюджета, поскольку льгота предусмотрена федеральным законодательным актом.

Неисполнение Российской Федерацией обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у юридического лица убытков.

Доводы Минфина РФ об отсутствии его вины в причинении истцу убытков несостоятельны. В рассматриваемом случае противоправность поведения заключалась в уклонении (бездействии) Российской Федерации от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с
реализацией федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан. Уклонение от исполнения своих обязательств выражается в том, что в федеральном бюджете определено недостаточно средств для компенсации затрат на реализацию норм федерального законодательства по предоставлению льгот гражданам Российской Федерации.

В пункте 3 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2004 N 173-О указано, что федеральный закон о федеральном бюджете должен создавать надлежащее финансирование условий для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, и не может в качестве последующего закона изменять положения других федеральных законов, лишать их юридической силы.

Утверждение Минфина РФ о том, что истцом не представлены доказательства выделения субъекту бюджетных ассигнований в меньшем объеме по сравнению с бюджетной заявкой не соответствует действительности и не является основанием для отказа в возмещении убытков. Так, бюджетная заявка на 2003 год по ЧР о выделении средств для финансирования расходов, связанных с оплатой проезда ветеранов составила 2200,0 тыс. руб., лимит - 2604,0 тыс. руб., оставшиеся неосвоенными средства в размере 719,2 тыс. руб. возвращены в федеральный бюджет. Бюджетная заявка на 2004 год предусматривала выделение средств в размере 2604,0 тыс. руб., лимит - 903,5 тыс. руб. Минтрудом ЧР (правопреемник - Министерство здравоохранения и социального развития ЧР) неоднократно в адрес Минздравсоцразвития РФ направлялись письма о выделении дополнительных средств из федерального бюджета (л.д. 45 - 55, том 3). Однако ответчиками доказательств дополнительного выделения денежных средств и перечисление их истцу не представлено.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в статье 154 Бюджетного кодекса РФ абзац второй пункта 2 отсутствует.

При изложенных обстоятельствах суд требование истца о возмещении расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, находит правомерным и подлежащим удовлетворению за минусом налога на добавленную стоимость, исключенного судом в соответствии со ст. 146 (подпунктом 1 пункта 1) и 154 (абзацем вторым пункта 2) Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на стороны пропорционально размеру удовлетворенных требований

Руководствуясь статьями 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

иск удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“, г. Нижний Новгород, убытки в связи с предоставлением льгот по оплате стоимости проезда в сумме 4826420,18 руб.

Взыскать с Чувашской Республики в лице Министерства финансов Чувашской Республики за счет средств республиканского бюджета в пользу открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ в лице филиала “Горьковская железная дорога“, г. Нижний Новгород, убытки в связи с предоставлением льгот по оплате стоимости проезда в сумме 8009,80 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В иске к Управлению федерального казначейства МФ РФ по ЧР, г. Чебоксары, Министерству здравоохранения и социального развития ЧР, г. Чебоксары, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.