Законы и бизнес в России

Постановление главы Батыревского района ЧР от 07.04.2006 N 142 “О муниципальном докладе о состоянии условий и охраны труда в Батыревском районе в 2005 году“

АДМИНИСТРАЦИЯ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 апреля 2006 г. N 142

О МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОКЛАДЕ

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА

В БАТЫРЕВСКОМ РАЙОНЕ В 2005 ГОДУ

В соответствии с законами Чувашской Республики “Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике“ и “Об охране труда в Чувашской Республике“ постановляю:

Утвердить муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в Батыревском районе в 2005 году.

Службе охраны труда отдела социальной защиты населения в Батыревском районе обеспечить координацию с органами надзора и контроля в выполнении приоритетных задач по улучшению условий охраны труда в Батыревском районе (по согласованию).

Редакции районной газеты “Авангард“ и местного радиовещания обеспечить освещение основных положений доклада (по согласованию).

Контроль за исполнением
данного постановления возложить на первого заместителя главы Батыревского района Р.В.Селиванова.

Глава Батыревского района

Н.И.ГЛУХОВ

Утвержден

постановлением

главы Батыревского района

от 07.04.2006 N 142

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОКЛАД

О СОСТОЯНИИ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В БАТЫРЕВСКОМ РАЙОНЕ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2005 ГОДУ

Введение

Охрана труда представляет систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, имеет широкий спектр направлений в социально-трудовой сфере и требует усилия муниципального внимания к решению проблем улучшения условий труда, предупреждения производственного травматизма и профзаболеваемости.

Муниципальный доклад о состоянии условий и охраны труда в районе в 2005 году подготовлен службой охраны труда администрации на основе данных представительства статистики по Батыревскому району, представительства соцстраха ЧР по Батыревскому району, а также результатов работы органов надзора и контроля, служб охраны труда организаций и профсоюзов Батыревского района. В нем проанализированы динамика и причины производственного травматизма и профзаболеваемости, деятельность органов надзора и контроля местного самоуправления по реализации требований законодательства в области охраны труда.

Настоящий муниципальный доклад состоит из семи разделов.

Раздел I отражает состояние производственного травматизма в районе, который характеризуется позитивными результатами по ряду показателей. В 2005 году несчастных случаев со смертельным исходом не было.

Раздел II характеризует условия труда и, как следствие, профзаболеваемость. В районе в неблагоприятных условиях труда трудились 5,2% работников, а в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам - 4,7%. Каждый 16-й человек, занятый в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работал при повышенной загазованности, при запыленности воздуха рабочей зоны или воздействия других вредных факторов производственной среды. В 2005 году у 5 работающих впервые установлен диагноз профзаболевания (в 2004 году - у 5 работающих).

Раздел III представляет информацию о затратах по возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профзаболеванием,
а также на мероприятия по охране труда. В 2005 году на финансирование мероприятий по охране труда израсходовали 2410,0 тысяч рублей, на 1 работающего составляет 350 рублей (в 2004 году было 320 рублей).

Раздел IV анализирует состояние муниципальной системы управления, социального партнерства в области охраны труда. В 2005 году регулирование социально-трудовых отношений, включая область охраны труда, осуществлялось коллективными договорами, соглашениями различного уровня. Коллективные договора заключили в 41 организации, зарегистрированы в органах местного самоуправления - 20.

Раздел V информирует о деятельности органов надзора и контроля в области охраны труда - Госинспекции труда в ЧР, Госсанэпиднадзора, Госпожинспекции, Гостехнадзора и других.

Раздел VI посвящен деятельности органов местного самоуправления в области охраны труда. Завершена работа по созданию служб охраны труда в организациях района. В районе разработана целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих на 2005 - 2007 годы.

Раздел VII информирует об обучении по охране труда руководителей, специалистов по охране труда, членов комиссии по охране труда и уполномоченных лиц по охране труда профсоюза. В 2005 году 172 человека, в 2004 году - 178 человек.

Раздел VIII подведены итоги реализации районной программы улучшения условий и охраны труда в 2005 году, поставлены задачи на 2006 и последующие годы.

Раздел I. Производственный травматизм в Батыревском районе

Производственный травматизм характеризуется числом лиц, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более или со смертельным исходом при выполнении ими трудовых обязанностей и подлежащих учету. Наличие вредных и опасных производственных факторов, использование несовершенных машин и оборудования, технологических процессов, не соблюдение требований безопасности приводят к полной или частичной утрате трудоспособности.

В 2005
году несчастных случаев на производстве не зарегистрировано, в 2004 году пострадал от травм и временно утратил трудоспособность 1 человек.

На протяжении ряда лет в районе наблюдается устойчивое снижение производственного травматизма. Если в 1996 году он составил 6,3 пострадавших в расчете на 1000 работающих, то в 2004 году - 1 человек, в 2005 году - несчастных случаев на производстве не было. Динамика производственного травматизма в районе представлена на диаграмме 1 и на таблице 1.

Таблица 1

----T-----------------------T----------------------------------------------------¬

¦ N ¦ Показатели ¦ Годы ¦

¦п/п¦ +------T------T------T------T------T-----T-----T-----+

¦ ¦ ¦ 1996 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦
2002 ¦2003 ¦2004 ¦2005 ¦

+---+-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦1. ¦Число пострадавших при¦ 53¦ 25¦ 17¦ 14¦ 14¦ 8¦ 1¦ 2¦

¦ ¦несчастных случаях на¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦производстве с утратой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудоспособности на 1¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦рабочий день и более,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦чел., всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦ ¦на 1000 работающих ¦ 5,7¦ 2,6¦ 1,8¦ 1,5¦ 1,8¦ 1,2¦ 0,2¦ ¦

¦ +-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦ ¦в т.ч.: женщин, всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦ ¦на 1000 работающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦2. ¦Из общего числа постра-¦ 1¦ 6¦ 2¦ 1¦ 3¦ 2¦ -¦ -¦

¦ ¦давших со смертельным¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦исходом, человек, всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ +-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦ ¦на 1000 работающих ¦ 0,093¦ 0,620¦ 0,212¦ 0,110¦ 0,385¦ 0,2¦ -¦ -¦

¦ +-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦ ¦в том числе женщин ¦ -¦ -¦ -¦ -¦ -¦ -¦ -¦ -¦

¦ +-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦ ¦на 1000 работающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+---+-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+-----+

¦3. ¦Число человеко-дней не-¦ 1819¦ 928¦ 510¦ 432¦ 419¦ 229¦ 49¦ 48¦

¦ ¦трудоспособности у по-¦ 31,9¦ 37,1¦ 30,0¦ 30,9¦ 29,9¦ 150¦ 49¦ 24¦

¦ ¦страдавших с утратой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦трудоспособности на 1¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦рабочий день и более,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---+-----------------------+------+------+------+------+------+-----+-----+------

На предприятиях малого бизнеса и предпринимательства в 2004 и 2005 годах производственного травматизма не зарегистрировано.

Анализ производственного травматизма свидетельствует о том, что в районе отмечается тенденция его снижения. Количество несчастных случаев на производстве с 1996 года снизилось в 5,3 раза, со смертельным исходом в 7 раз. Несмотря на это, производственный травматизм представляет серьезную опасность для здоровья людей, вызывает человеческие и материальные потери. К указанным потерям можно также добавить:

несоблюдение работодателями, ответственными должностными лицами законодательных и нормативных требований по охране труда;

воздействие опасных и вредных производственных факторов на работающих в связи с отсутствием финансовых средств организаций на улучшение условий и реконструкцию рабочих мест и производств;

пренебрежение проблемами охраны труда в сфере малого предпринимательства;

снижение требовательности к контролю за соблюдением норм, правил и инструкций по охране труда;

недооценка человеческого фактора.

Улучшение состояния производственного травматизма требует осуществления комплекса организационных, правовых, социально-экономических, технических мероприятий, побуждающих работодателей соблюдать законодательство и нормативные требования по охране труда.

Раздел II. Условия труда и профессиональная заболеваемость

Производственный травматизм и профессиональная заболеваемость работников напрямую зависят от состояния условий труда. Устранение вредных и опасных производственных факторов или приведение их в соответствие с нормами, модернизация оборудования и технологических процессов, создание таким образом безопасных и безвредных условий труда ведет к снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Основой для получения сведений об условиях труда являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, санитарно-техническая паспортизация производственных или специальных замеров параметров санитарно-гигиенических факторов.

В 2005 году на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, было занято 396 человек, что на уровне 2004 года, из них
в сельском хозяйстве - 280 человек, промышленности - 20 человек, строительстве - 50 человек и в других - 36 человек (см. таблицу 2).

Таблица 2

Удельный вес работников, занятых в условиях,

не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам

(в % к общей численности работников соответствующей отрасли)

---------------------T-------------------------------------------------¬

¦ Работники ¦ в том числе на предприятиях и организациях ¦

¦ +--------------T---------T-------------T----------+

¦ ¦промышленности¦сельского¦строительства¦транспорта¦

¦ ¦ ¦хозяйства¦ ¦ и связи ¦

+--------------------+--------------+---------+-------------+----------+

¦Работали в условиях,¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦не отвечающих сани-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦тарно-гигиеническим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦нормам ¦ 0,15 ¦ 0,14 ¦ 0,14 ¦ 0,01 ¦

+--------------------+--------------+---------+-------------+----------+

¦Работали под воз-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦действием повышен-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ного уровня: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--------------------+--------------+---------+-------------+----------+

¦шума, ультра- и¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦инфразвуков ¦ 9,7 ¦ 1,7 ¦ 7,3 ¦ 3,1 ¦

+--------------------+--------------+---------+-------------+----------+

¦запыленности возду-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ха рабочей зоны ¦ 5,0 ¦ 1,2 ¦ 0,8 ¦ 1,1 ¦

+--------------------+--------------+---------+-------------+----------+

¦загазованности воз-¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦духа рабочей зоны ¦ 4,5 ¦ 1,5 ¦ 1,9 ¦ 1,4 ¦

+--------------------+--------------+---------+-------------+----------+

¦Были заняты тяжелым¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦физическим трудом ¦ 1,9 ¦ 6,1 ¦ 5,0 ¦ 0,5 ¦

L--------------------+--------------+---------+-------------+-----------

Число работающих на травмобезопасном оборудовании осталось на прошлогоднем уровне. На оборудовании, не отвечающем требованиям, работали 20 человек (0,3% от списочной численности работающих), причем большая их часть сосредоточена в сельском хозяйстве - 11 человек (55%). На техническом состоянии оборудования в определенной мере сказывается сокращение финансирования организациями затрат на развитие и совершенствования производства.

Неблагоприятные условия труда, травмоопасное оборудование влекут за собой инвалидизацию и профзаболеваемость трудоспособного населения. В 2005 году вследствие профзаболевания впервые были признаны 5 человек, 2004 году - 5 человек. Все признанные по причинам профзаболевания 5 человек - работники сельского хозяйства.

Чаще всего профзаболевания выявляются среди механизаторов (удельный вес от общего числа профбольных в 2005 году составил 36,5%), водителей (32,0%), животноводов, доярок (23,8%), кузнецы (4,1%) и прочие (3,4%).

По количеству профбольных лидируют ЗАО “Батыревский“ - 18 чел., СХПК “Дуслык“ - 15 чел., СХПК “Тойси“ - 8 чел., ООО “Исток“ - 7 чел., СХПК “Прогресс“ - 8 чел.

На состояние профзаболеваемости работающих влияет и профилактическая работа. В последние годы в районе отмечается некоторое улучшение работы по организации и проведению профилактических медицинских осмотров работающих. В 2005 году охват медосмотром, из числа подлежащих работников, составил 98,0%, в 2004 году - 98,0%.

Необходимо отметить, что в последние годы в районе отмечается некоторое снижение выявляемости профессиональных заболеваний, при этом вновь зарегистрированные случаи являются хроническими заболеваниями.

Раздел III. Затраты на мероприятия по охране труда,

по возмещению вреда здоровью работников,

реабилитация пострадавших на производстве

Состояние условий и охраны труда характеризуются затратами на мероприятия по охране труда и возмещению вреда, причиненного работнику трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Одним из важных социальных направлений является медицинская и профессиональная реабилитация пострадавшего на производстве, которая заключается в системе мероприятий, направленных на восстановление их трудоспособности или, возможно, полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

На мероприятия по охране труда в 2004 году израсходовано 2410,0 тыс. рублей или 95,1% к уровню 2004 года (таблица 3). В среднем на охрану труда в расчете на 1 работника потрачено 350,0 рублей (в 2004 году было 320,0 рублей). Наибольшие вложения на охрану труда в расчете на 1 работника составили в Батыревском лесхозе - 1697 руб., Батыревский ЭТУС - 1153,0 руб., СХПК “Тойси“ - 1250,0 руб., ПУ-7 - 1125 руб., СХПК “Первомайск“ - 750 руб., СХПК “Мир“ - 694 руб., СХПК “Красное Знамя“ - 682 руб. Сохраняются низкие расходы на мероприятия по охране труда на 1 работника по сравнению со среднерайонным показателем в СХПК “Урожай“, СХПК “Бикшики“, СХПК “Пучах“, Сигачинский ДОК.

На низком уровне остаются затраты на мероприятия по охране труда или совсем не планируются на предприятиях малого бизнеса и предпринимательства (Таблица 3 прилагается).

Возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников при исполнении ими трудовых обязанностей, осуществляется за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний путем предоставления всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.

Данные таблицы 3 показывают о соблюдении работодателями законодательного требования по финансированию мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Вместе с тем это финансирование остается в организациях частной собственности и сельского хозяйства.

Раздел IV. Развитие системы муниципального управления

охраной труда и социального партнерства

Правовой основой муниципального управления охраной труда является Закон Чувашской Республики “Об охране труда в Чувашской Республике“. В соответствии со статьей 6 указанного Закона органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах своих полномочий. Предметом ведения органов местного самоуправления является создание безопасных условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на территории муниципального образования.

Анализ показывает, что муниципальное управление охраной труда в районе идет по пути динамичного развития. В районе работает Координационный совет по охране труда и созданы службы охраны труда в организациях. Усилия последних лет позволили сформировать в районе муниципальную систему управления охраной труда, которая позволяет реализовать законодательные требования, обеспечивать взаимодействие заинтересованных органов, оказывать практическую помощь организациям, работодателям, работникам на всех уровнях управления. Координационный совет по охране труда в районе проводит свои заседания ежеквартально, где рассматривались анализы производственного травматизма и профессиональной заболеваемости по кварталам, итоги обучения и проверки знаний по охране труда отдельных категорий застрахованных и использования финансовых средств на мероприятия по охране труда, заслушаны отчеты руководителей и специалистов организаций. На заседании Координационного совета подведены итоги районного смотра-конкурса, месячника по охране труда и принят план работы на 2005 год.

Во всех предприятиях и организациях, где численность работающих более 100 человек, имеются службы охраны труда. В организациях с количеством работающих менее 100 человек обязанности специалиста по охране труда возложены на главных специалистов.

Муниципальная система управления охраной труда способствует развитию социального партнерства в районе. Распоряжением главы администрации создана трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений между администрацией района, объединением работодателей и координационным советом профсоюзов, которая является постоянно действующим органом системы социального партнерства в районе. Имеется также соглашение о взаимодействии в области труда, условий и охраны труда между Министерством социальной политики Чувашской Республики и администрацией Батыревского района. В 2004 году на заседании N 4 от 27.12.2004 трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений принято соглашение между администрацией района, объединением работодателей и координационным советом председателей комитетов профсоюзов на 2005 - 2007 годы.

В 2006 году у многих организаций района истекают сроки действия коллективных договоров. Процент охвата организаций коллективным регулированием от общего количества учтенных в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО) с учетом пролонгирования коллективных договоров составил 18,0%, (в 2004 году - 14).

Анализ процесса заключения коллективных договоров показывает, что договоры не заключаются в организациях частной собственности, малого бизнеса, где отсутствуют профсоюзные организации и не выбраны представители от коллектива.

Важную роль в обеспечении социальной защиты работников играет обновление института общественного контроля за охраной труда.

Законодательство предусматривает решение многих проблемных вопросов через коллективные договоры и соглашения. Профсоюзы остаются из наиболее заинтересованных и последовательных сторон социального партнерства. Именно они явились инициаторами ведения переговоров и соглашений, они осуществляли контроль за их выполнением через уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзов, комиссий по охране труда. Рост количества уполномоченных лиц профсоюзов, комиссий по охране труда призван усилить работу специалистов, способствовать улучшению условий труда на рабочих местах, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Раздел V. Государственный контроль и надзор

в области охраны труда

Государственный контроль и надзор за соблюдением работодателями законодательства об охране труда и безопасной эксплуатации производственных объектов в районе осуществляют прокуратура, ТО ТУ Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Батыревском районе, Госинспекция труда по Чувашской Республике, Чувашское ГТО (горнотехнический отдел), Чувашский ЦСМ.

Инспектора по охране труда Госинспекции труда по Чувашской Республике ведут оперативный мониторинг состояния смертельного, тяжелого и группового производственного травматизма в разрезе организаций района. Ее данные используются при подведении итогов экономического соревнования среди организаций и районов республики.

В 2005 году инспекторы Госинспекции труда по Чувашской Республике в районе провели комплексную проверку соблюдения законодательства о труде и охраны труда. Вместе с инспекторами в проведении проверок принимали участие специалисты управлений сельского хозяйства, социальной защиты населения и профсоюзы. В ходе проверки выявлены нарушения законодательства об охране труда и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. По итогам проверки некоторые руководители и специалисты организаций привлечены к административной ответственности в виде штрафов.

Результаты деятельности Батыревского Роспотребнадзора в 2005 году показывают неблагополучное состояние условий труда, что влечет за собой ухудшение здоровья работающих, высокий уровень профзаболеваемости, несчастных случаев и потери трудоспособности. Проверки выявили низкий уровень санитарной и технологической дисциплины, недостаточное обеспечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей необходимыми документами, слабое знание руководителями и специалистами организаций требований санитарного законодательства и санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, обеспечение санитарно-бытовыми помещениями, не организовано прохождение работниками профилактических медицинских осмотров. Результаты воздействия на работающих неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса является развитие у них профессиональных заболеваний.

В районе зарегистрировано всего 129 профессиональных больных, ведущее место занимают болезни опорно-двигательного аппарата и вибрационная болезнь, удельный вес которых составил 62,9%, на втором месте - заболевания органов дыхания (10,1%), на третьем месте - болезни периферической нервной системы - 20,0%, прочие болезни - 7,0%.

В истекшем году на производственных объектах организаций произошло 4 пожара, ущерб которых составляет 67 тыс. 701 рубль. За нарушения законодательства и правил пожарной безопасности многие руководители и специалисты предупреждены или получили различные суммы штрафов.

Раздел VI. Муниципальное управление охраной труда

Правовой основой муниципального управления охраной труда является Закон Чувашской Республики “Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике“. В организациях района завершилось формирование служб охраны труда. Специалисты организаций совместно со службой охраны труда органа местного самоуправления проводят работу по восстановлению и обеспечению служб охраны труда.

В районе работает Координационный совет по охране труда, куда входят все заинтересованные органы и объединения работодателей и работников. В 2005 году состоялось 3 заседания Координационного совета (в 2004 году - 3). Координационный совет работает по соответствующему плану, в который включают вопросы травматизма, соблюдения законодательства об охране труда, восстановления служб охраны труда, финансирования на мероприятия по охране труда, состояния охраны труда в отраслях экономики, профилактики производственного травматизма, производственной заболеваемости и другие.

В целях анализа состояния условий и охраны труда, ознакомления с новой нормативной базой по охране труда, пропаганды передового опыта в области улучшения условий и охраны труда в районе в 2005 году организовано и проведено 18 совещаний и семинаров (в 2004 году - 16). В 2005 году продолжена практика проведения смотра-конкурса по улучшению условий и охраны труда среди организаций района. В истекшем году районный Координационный совет по охране труда утвердил решение комиссии по подведению итогов смотра-конкурса по охране труда среди организаций района. Эта работа будет продолжаться и в последующие годы. Также каждый год в районе проводится месячник по охране труда, который будет проводиться в наиболее напряженные периоды работ.

В органе местного самоуправления в целях создания безопасных условий труда, предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний, обеспечения совместных действий органа местного самоуправления, работодателей профсоюзных органов разработана Целевая программа улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Батыревском районе на 2005- 2007 годы. Ход выполнения мероприятий программы обсуждается на заседаниях Координационного совета по охране труда. Важной положительной стороной совместной работы по охране труда является соглашение о взаимодействии в области труда и охраны труда между Министерством социальной политики Чувашской Республики и администрацией Батыревского района.

Раздел VII. Обучение по охране труда

Обучение по охране труда играет важную роль в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 2005 году обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных проводилось в соответствии с соглашением между Министерством соцполитики Чувашской Республики и администрацией Батыревского района. В районе в 2005 году обучением по охране труда было охвачено 178 человек (в 2004 году - 172 человека, в 2003 году - 278 человек).

В районе налажено тесное взаимодействие в области обучения охраны труда с ЦНТИ. Обучением были охвачены руководители, специалисты, члены комиссии и уполномоченные лица по охране труда организаций. Ведение бесплатной системы обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных привело не только к значительному росту обучаемых, но и к улучшению качества обучения. За счет средства фонда соцстраха РФ в Чувашской Республике слушатели обеспечивались нормативной, методической, справочной и учебной литературой.

Результаты обучения и проверки знаний по охране труда регулярно освещались в районной газете “Авангард“ и по местному радиовещанию.

Организация активного обучения по охране труда способствует решению главной задачи в области охраны труда в районе - снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Раздел VIII. Задачи по улучшению условий и охраны труда

на 2006 год

Приведенная в настоящем докладе информация свидетельствует о том, что проведенная органом местного самоуправления, объединениями работодателей и профсоюзами совместная работа по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в 2004 и 2005 годах позволила сохранить тенденцию дальнейшего снижения общего числа пострадавших от травм на производстве, количества групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом.

Анализ производственного травматизма позволяет сделать вывод, что большинство несчастных случаев на производстве происходит по организационным причинам, не требующих особых материальных затрат, из-за отсутствия должной организации труда, низкой трудовой и производственной дисциплины, пьянства на производстве, невыполнения должностными лицами и работниками своих прямых обязанностей по соблюдению безопасных условий труда. В сельском хозяйстве района не наблюдается улучшения состояния охраны труда и здоровья работников и сохраняется риск профессиональной патологии.

Анализ состояния охраны труда в районе показывает, что проблемы охраны труда требуют решения комплекса правовых, организационных, социальных, экономических и других задач. Все эти задачи решаются в Целевой программе улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих в Батыревском районе на 2005 - 2007 годы.

Одной из важнейших задач по улучшению условий, охраны труда и здоровья работающих в районе является дальнейшее усиление взаимодействия органов местного самоуправления, надзора и контроля по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в рамках работы районного Координационного совета по охране труда. В 2006 году деятельность совета будет направлена на комплексное рассмотрение условий и охраны труда в организациях района.

Развитию муниципальной системы охраны труда способствует районное соглашение о социальном партнерстве между администрацией района, объединением работодателей и Координационным советом профсоюза на 2005 - 2007 годы. В соглашении определены меры по созданию новых рабочих мест, улучшения условий и охраны труда, здоровья работающих, сокращению административных барьеров на уровне местного самоуправления.

В целях снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, активизации работы по охране труда органов местного самоуправления в районе стало традиционным проведение смотра-конкурса по охране труда среди организаций района. Совершенствование методики проведения смотра-конкурса, учет показателей производственного травматизма в экономическом соревновании являются задачами 2006 года по предупреждению производственного травматизма.

Важное место занимает обучение по охране труда руководителей и отдельных категорий застрахованных.

Необходимо и далее расширить сферу деятельности по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, повышению эффективности аттестации за счет упрощения методики и обеспечению необходимого качества работ по аттестации. Продолжить развитие экономического стимулирования работодателей через механизм скидки и надбавки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и использование сумм страховых взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, профзаболеваний работников.

Основными задачами на 2006 год являются:

Дальнейшее снижение производственного травматизма и профзаболеваемости путем увеличения количества организаций не имеющих несчастных случаев на производстве;

Реализация мероприятий районной Целевой программы улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих на 2005 - 2007 годы;

Совершенствование мониторинга состояния безопасности труда;

Продолжение обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных за счет средств фонда социального страхования повышение его качества и эффективности путем внедрения новых технологий и учебных программ;

Совершенствование муниципального управления охраной труда путем разработки и принятия новых муниципальных программ улучшения условий, охраны труда и здоровья работающих, ежегодных муниципальных докладов о состоянии условий и охраны труда, проведения месячников, Дней охраны “руда, смотров-конкурсов по охране труда между организациями, семинаров, совещаний и круглых столов по охране труда для руководителей и специалистов организаций, а также субъектов малого предпринимательства;

Развитие аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях.

Охрана труда является делом всех и каждого и требует системного подхода на всех уровнях. Муниципальная политика в области охраны труда законодательно устанавливает обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Социальная защита работников от профессиональных рисков, становление социального партнерства, эффективное взаимодействие органов муниципального самоуправления, контроля и надзора, объединений работодателей и работников, реализация законодательства об охране труда в конечном счете способствует социально-экономическому развитию района.