Законы и бизнес в России

Постановление главы г. Чебоксары ЧР от 06.03.2006 N 47 “О муниципальном докладе о занятости населения в г. Чебоксары в 2005 году“

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ

ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 марта 2006 г. N 47

О МУНИЦИПАЛЬНОМ ДОКЛАДЕ

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В Г.ЧЕБОКСАРЫ В 2005 ГОДУ

В целях осуществления государственной политики занятости населения в городе Чебоксары постановляю:

1. Утвердить прилагаемый муниципальный доклад о занятости населения в г. Чебоксары в 2005 году.

2. Главам администраций районов города Чебоксары, начальникам управлений и отделов администрации города Чебоксары принять меры по реализации задач на 2006 год в области занятости населения, изложенные в муниципальном докладе, обеспечив взаимодействие с государственным учреждением Центр занятости населения города Чебоксары.

3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации города Чебоксары Ялуткина В.И.

Глава города Чебоксары

Н.И.ЕМЕЛЬЯНОВ

Утвержден

постановлением

главы города Чебоксары

от 06.03.2006 N 47

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
ДОКЛАД

О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В Г. ЧЕБОКСАРЫ В 2005 ГОДУ

Введение

Подготовка муниципального доклада о занятости населения занимает важное место в общей оценке состояния занятости населения в городе, тенденций развития занятости населения и рынка труда в целом. По материалам представленных докладов совершенствуется политика в сфере содействия занятости, регулируется деятельность органов местного самоуправления, объединений профессиональных союзов, работодателей, предпринимателей.

Муниципальный доклад о состоянии занятости населения в городе Чебоксары за 2005 год подготовлен Чебоксарским городским координационным комитетом содействия занятости населения на основе данных отдела экономики, прогнозирования и социально-экономического развития администрации города Чебоксары, а также результатов работы государственного учреждения Центр занятости населения города Чебоксары, учреждений профессионального образования города и работодателей. В нем проанализированы деятельность органов местного самоуправления, других участников рынка труда по реализации основных мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан на 2005 год, утвержденных постановлением главы администрации города Чебоксары от 22 марта 2005 года N 103.

Настоящий муниципальный доклад состоит из 5 разделов.

Раздел 1 анализирует состояние муниципальной системы управления занятостью населения. В истекшем году продолжена работа по совершенствованию деятельности и эффективности управления кадровых служб в организациях города. Реализовывались основные мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан в городе Чебоксары на 2005 год. Более эффективной стала работа Чебоксарского городского координационного комитета содействия занятости населения. В городе проводились различные мероприятия, способствующие расширению занятости населения: ярмарки вакантных рабочих мест (должностей), совещания с работодателями и учреждениями профессионального образования по реализации активной политики занятости и др.

Раздел 2 отражает состояние регистрируемого рынка труда в городе, которое характеризуется позитивными результатами по ряду показателей. В 2005 году за счет увеличения
общего числа вакантных рабочих мест в организациях города снизился коэффициент напряженности на одну вакансию с 1,2 до 1,0, сократилась численность безработных граждан на 341 чел., соответственно снизился уровень безработицы на 0,13 процентных пункта и составил на конец 2005 года 1,55%.

Раздел 3 информирует о деятельности государственного учреждения Центр занятости населения города Чебоксары (далее центр занятости), работодателей и учреждений профессионального образования по содействию занятости безработного населения в 2005 году. Все мероприятия по содействию занятости населения, намеченные к исполнению в 2005 году, выполнены в полном объеме.

Раздел 4 представляет информацию о выделенных финансовых средствах на реализацию мероприятий по содействию занятости населения из средств федерального и местного бюджетов, направлении их использования. В 2005 году на реализацию активной политики занятости населения города Чебоксары (общественные работы, трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите, временное трудоустройство несовершеннолетних, организация профессиональной ориентации населения и др.) выделено 3135,0 тыс. руб., что составило 99,8% к уровню 2004 года.

В разделе 5 подводятся итоги реализации мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан в городе Чебоксары за 2005 год, определены задачи на 2006 год.

Раздел 1. Развитие системы муниципального управления

занятостью населения

Реализация мер по обеспечению занятости населения предусматривает координацию деятельности государственных и муниципальных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей. Сложившиеся взаимоотношения позволяют обеспечивать равные возможности гражданам в реализации права на труд и выбор занятости, обеспечивать взаимодействие заинтересованных организаций, предупреждать массовую безработицу, оказывать практическую помощь участникам рынка труда.

Регулирование социально-трудовых отношений, включая отношения в области обеспечения занятости работников, осуществлялось коллективными договорами и соглашениями различных уровней. В большинстве организаций, в том числе и в
муниципальных, заключены и выполняются коллективные договоры, в которые включены мероприятия, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, на обеспечение занятости этих работников, льготы и компенсации высвобождаемым работникам, гарантии по оказанию содействия в трудоустройстве отдельных категорий высвобождаемых работников.

В 2005 году администрацией г. Чебоксары были подписаны 45 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с промышленными предприятиями города.

Важное место в системе социального партнерства отводится деятельности городского координационного комитета содействия занятости населения, в состав которого вошли представители профессиональных союзов, работодателей, общественных объединений, представляющих интересы отдельных категорий граждан, администрации г. Чебоксары и центра занятости города.

В соответствии с планом работы в 2005 году были проведены 4 заседания городского координационного комитета содействия занятости населения.

Заседания городского координационного комитета содействия занятости населения проводились с приглашением представителей работодателей, учебных заведений и других заинтересованных организаций. Принимаемые координационным комитетом решения доводились через средства массовой информации до заинтересованных организаций и населения города.

Вопросы занятости населения в 2005 году рассматривались и на заседаниях:

- координационного совета по поддержке малого предпринимательства в г. Чебоксары;

- совета по вопросам социально-экономического развития г. Чебоксары;

- трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.

В целях осуществления государственной политики занятости населения города постановлением главы администрации г. Чебоксары были утверждены Основные мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан на 2005 год. В реализации Основных мероприятий совместно с центром занятости принимали участие отраслевые управления и отделы администрации города и районов. В 2005 году были приняты также постановления главы администрации г. Чебоксары:

1. “Об организации общественных работ в г. Чебоксары на 2005 год“ от 22.03.2005 N 104.

2. “О трудоустройстве граждан, особо нуждающихся в социальной защите
и испытывающих трудности в поиске работы, на 2005 год“ от 20.04.2005 N 132.

Раздел 2. Ситуация на рынке труда г. Чебоксары

Промышленность. На долю промышленной сферы приходится 63,1% общего числа занятых в городском хозяйстве. Отрасли промышленной специализации - машиностроение и металлообработка (43 крупных предприятия города). За 2005 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, обрабатывающих производств крупных и средних организаций составил 116,3% к соответствующему периоду прошлого года в фактических ценах.

Строительство. В городе действуют 88 строительных организаций. За 2005 год объем строительных работ, выполненных крупными и средними организациями, произведен на 4,2% меньше, чем за 2004 год. В то же время в городе введено в действие жилых домов на общую площадь 213,2 тыс. кв. м, что на 15% больше, чем за прошлый год.

Потребительский рынок. Оборот розничной торговли по крупным и средним предприятиям г. Чебоксары за 2005 год по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в сопоставимых ценах увеличился на 2,7%. Объем платных услуг, оказанных населению крупными и средними организациями, увеличился на 8,5%.

Цены и тарифы. Индекс потребительских цен по г. Чебоксары за отчетный период составил 107,52%, в том числе на продовольственные товары (без алкогольных напитков) - 105,78%, непродовольственные товары - 104,34%, платные услуги населению - 117,65%.

Уровень жизни. Среднемесячная заработная плата работников по крупным и средним организациям города за январь - ноябрь 2005 г. составила 6479,9 руб., что на 24,8% выше соответствующего периода 2004 года. В указанном периоде наиболее высокая заработная плата относительно городского уровня сложилась в финансовой деятельности (выше в 2,6 раза), в производстве и распределении электроэнергии, газа и
воды (выше в 1,6 раза).

Заработная плата ниже среднегородского уровня (на 38,3%) сложилась в организациях по обработке древесины и производства изделий из дерева, образования (на 38,2%), предоставления коммунальных услуг, социальных и персональных услуг (на 37,6%)

Среднемесячная заработная плата за 11 месяцев 2005 г. (6479,9 руб.) превышает прожиточный минимум (на 4 квартал 2005 г. прожиточный минимум установлен в размере 2236 руб.) в 2,9 раза и минимальный размер пособия по безработице (с 1 января 2005 г. составляет 720 руб.) в 9,0 раз.

Занятость населения. Численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте по г. Чебоксары увеличилась на 2508 чел. и составила 310723 чел. В январе - ноябре 2005 г. среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) крупных и средних организаций г. Чебоксары составила 166956 человек, что на 2,1% меньше аналогичного периода прошлого года. Наибольший отток рабочей силы произошел в строительных организациях, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года численность работающих уменьшилась на 18,5% и составила 9,4 тыс. чел.

Безработица. В течение января - декабря 2005 года в центр занятости за содействием в трудоустройстве обратились 17787 граждан, что на 2,6% меньше, чем за соответствующий период прошлого года. Численность безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости по состоянию на 01.01.2006, уменьшилась по сравнению с данными на соответствующую дату прошлого года на 341 чел. и составила 4831 чел. Уровень безработицы по отношению к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте соответственно снизился с 1,68% до 1,55%. Средняя продолжительность периода безработицы составила 4,4 месяца.

Большинство состоящих на учете женщины, их удельный вес составил 72,0%. Сохраняется высоким удельный вес молодежи в возрасте 16 - 29 лет (40,3%). Имеет
место тенденция дальнейшего повышения образовательного уровня безработных граждан. Лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование, составляют 58,0%. По причинам увольнения преобладают граждане, уволенные по собственному желанию (49,6%), увеличилась доля безработных граждан, уволившихся по причине высвобождения из организаций (с 18,5% до 20,1%). В числе безработных, испытывающих трудности в поиске работы, увеличился удельный вес инвалидов (с 11,4% до 11,7%), лиц предпенсионного (за 2 года до наступления пенсионного возраста) возраста (с 4,3% до 6,2%).

Совместными усилиями центра занятости, городской и районных администраций, работодателей в обеспечении занятости населения посредством проведения специальных мероприятий в 2005 году были трудоустроены 13056 чел. В рамках осуществления мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы, трудоустроены 487 инвалидов, 2676 несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, 222 чел. из числа многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, и других категорий граждан.

Раздел 3. Реализация мероприятий по содействию

занятости населения

Постановлением главы администрации г. Чебоксары от 22 марта 2005 года N 103 утверждены основные мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан г. Чебоксары на 2005 год.

Итоги реализации основных мероприятий

по содействию занятости населения за 2005 год

--------------------------T-------------------------------T--------------------------------------¬

¦ Наименование мероприятий¦ Мероприятия по содействию ¦ Реализация мероприятий по содействию ¦

¦ ¦ занятости населения ¦ занятости населения в 2005 году ¦

¦ ¦ на 2005 год ¦ ¦

¦ +-------T-----------------------+-------T------------------------------+

¦ ¦Число ¦Затраты на реализацию, ¦Число ¦ Затраты на реализацию, ¦

¦ ¦участ- ¦ тыс. руб. ¦участ- ¦ тыс. руб. ¦

¦ ¦ников, +-------T---------------+ников, +-------T----------------------+

¦ ¦человек¦ всего ¦ в том числе ¦человек¦ всего ¦ в том числе ¦

¦ ¦ ¦ +-------T-------+ ¦ +-------T-------T------+

¦ ¦ ¦ ¦феде- ¦местный¦ ¦ ¦феде- ¦местный¦сред- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ральный¦бюджет ¦ ¦ ¦ральный¦бюджет ¦ства ¦

¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦ ¦ ¦бюджет ¦ ¦рабо- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тода- ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦телей ¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦1. Организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ориентации ¦ 39642 ¦ 71,2¦ 71,2¦ - ¦ 62053¦ 71,2¦ 71,2¦ - ¦ - ¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦2. Организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦подготовки, повышения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦квалификации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦и переподготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦безработных граждан ¦ 1340 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1369¦ 94,3¦ - ¦ - ¦ 94,3¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦3. Организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦общественных работ ¦ 1000 ¦ 942,0¦ 842,0¦ 100,0¦ 1038¦ 1389,3¦ 842,0¦ 100,0¦ 447,3¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦4. Организация временного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦трудоустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦несовершеннолетних ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦граждан в возрасте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦от 14 до 18 лет ¦ 2440 ¦ 1442,8¦ 1142,8¦ 300,0¦ 2465¦ 1929,6¦ 1142,8¦ 201,7¦ 585,1¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦5. Организация временного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦трудоустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦безработных граждан, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦особо нуждающихся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦в социальной защите ¦ 200 ¦ 574,5¦ 574,5¦ - ¦ 224¦ 775,8¦ 574,5¦ - ¦ 201,3¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦6. Организация временного¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦трудоустройства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦граждан в возрасте ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦от 18 до 20 лет из числа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦выпускников ПУ и ССУЗов ¦ 20 ¦ 63,8¦ 63,8¦ - ¦ 27¦ 81,4¦ 63,8¦ - ¦ 17,6¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦7. Оказание содействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦самозанятости населения ¦ ¦ 17,6¦ 17,6¦ - ¦ 45¦ 17,6¦ 17,6¦ - ¦ - ¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦в т.ч. финансовая помощь ¦ 8 ¦ 10,9¦ 10,9¦ ¦ 13¦ 10,9¦ 10,9¦ - ¦ - ¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦8. Социальная адаптация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦безработных граждан ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦на рынке труда ¦ 260 ¦ 2,4¦ 2,4¦ - ¦ 337¦ 7,2¦ 2,4¦ - ¦ 4,8¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦9. Информирование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦населения и работодателей¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦о положении на рынке ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦труда ¦ ¦ 5,0¦ 5,0¦ - ¦ ¦ 5,0¦ 5,0¦ - ¦ - ¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦10. Организация ярмарок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦вакансий и учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦рабочих мест (количество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ярмарок) ¦ 9 ¦ 15,7¦ 15,7¦ - ¦ 9¦ 43,2¦ 14,2¦ - ¦ 29,0¦

+-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+------+

¦Итого затрат: ¦ ¦ 3135,0¦ 2735,0¦ 400,0¦ ¦ 4414,6¦ 2733,5¦ 301,7¦1379,4¦

L-------------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------

3.1. Формирование и использование банка данных вакантных рабочих мест (должностей)

Информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в центр занятости организациями города представлялась в соответствии со ст. 25 Федерального закона “О занятости населения в Российской Федерации“ (далее - Закон о занятости). В течение года зарегистрированы 302 организации, представившие информацию о вакантных рабочих местах (должностях) впервые. На конец года в компьютерном банке данных работодателей, заявивших о потребности в работниках, зарегистрированы 5492 организации различных форм собственности.

За период январь - декабрь 2005 года в центр занятости работодателями заявлены 30262 вакансии, что составило 97,7% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. В среднем за месяц поступали 2522 вакансии от 448 организаций. Наибольший спрос на рабочую силу был зарегистрирован в апреле (3512 вакансий).

На конец года в банке данных потребности в работниках имелись в наличии 4815 свободных рабочих мест (должностей), из них 4271 по профессиям (специальностям) рабочих (88,7%). Основной приток вакансий наблюдался от предприятий промышленности (43,8%), сократилась потребность в работниках со стороны строительных организаций (с 17,5% до 14,9%), увеличилось количество вакансий, заявленных организациями торговли и общественного питания (с 5,4% до 9,8%).

В апреле 2005 года центром занятости совместно с администрацией г. Чебоксары был проведен семинар-совещание с руководителями и специалистами кадровых служб предприятий и организаций города на тему “Ситуация на рынке труда. Современные подходы в работе кадровых служб“. В работе совещания приняли участие представители свыше 100 наиболее крупных предприятий и организаций города.

3.2. Работа в условиях высвобождения рабочей силы

В соответствии со ст. 25 Закона Российской Федерации “О занятости населения в Российской Федерации“ 138 организациями были представлены сведения о высвобождении в январе - декабре 2005 года и последующие три месяца 2006 года на 2207 работников (за соответствующий период прошлого года численность высвобождаемых составила 2435 чел.), в том числе 1255 женщин, 320 молодых людей в возрасте 16 - 29 лет, 320 чел. предпенсионного (за 2 года до пенсионного) возраста.

О предполагаемых массовых высвобождениях работников (увольнение 50 человек и более в течение месяца либо ликвидации организации с численностью работающих 15 человек и более), намеченных на январь - декабрь 2005 года, было сообщено 6 организациями города. На трех предприятиях (ОАО “Чебоксарский электроаппаратный завод“, “Ремонтно-строительное предприятие“ филиал РГУП “Чувашавтотранс“ и ООО “ЭЛПРИ“) причиной массового высвобождения явилась ликвидация подразделений предприятий. Чебоксарский ПАП - филиал РГУП “Чувашавтотранс“, ОАО “Чебоксарский агрегатный завод“, ОАО “Чувашсетьгаз“ причиной массового высвобождения указали “оптимизацию численности работников предприятия, совершенствование структуры управления предприятием“. Общая численность высвобождаемых на этих предприятиях составила 973 чел.: ОАО “ЧАЗ“ - 397 чел., ОАО “ЧЭАЗ“ - 204 чел., ОАО “Чувашсетьгаз“ - 122 чел., Чебоксарский ПАП - 106 чел., ООО “ЭЛПРИ“ - 83 чел., Ремонтно-строительное предприятие РГУП “Чувашавтотранс“ - 61 чел. Из числа высвобождаемых 149 чел. были трудоустроены на тех же предприятиях на другие рабочие места (должности).

3.3. Организация общественных работ

В соответствии с постановлением главы администрации города Чебоксары “Об организации общественных работ в г. Чебоксары на 2005 год“ от 22 марта 2005 года N 104 центром занятости были заключены 58 договоров с предприятиями и организациями города на создание 848 временных рабочих мест.

В 2005 году в общественных работах приняли участие 1038 чел., из них 847 безработных граждан.

Рабочие места для организации общественных работ были созданы на промышленных предприятиях, в муниципальных организациях жилищно-коммунального хозяйства, в военных комиссариатах города и др.

Выполнялись работы по благоустройству и озеленению территорий, улиц, парков и стадионов, курьерские работы, погрузочно-разгрузочные работы, земляные работы, распространялась печатная продукция, выполнялись многие другие виды работ.

На материальную поддержку безработных граждан, участвующих в общественных работах, из федерального бюджета было израсходовано 809,8 тыс. руб., из городского бюджета - 100,0 тыс. руб.

3.4. Организация временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите

В 2005 году с предприятиями и организациями города был заключен 21 договор на создание 150 временных рабочих мест для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

На рабочие места в течение года в рамках указанной программы были трудоустроены 224 чел., в том числе 162 инвалида, 30 несовершеннолетних граждан в возрасте до 18 лет, 7 чел. из числа многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, 17 чел. предпенсионного (за два года до наступления пенсионного) возраста. Трудоустройство инвалидов осуществлялось в строгом соответствии с характеристиками показанных условий труда карт индивидуальных программ реабилитации.

В рамках мероприятий по организации трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, были заключены 9 договоров по трудоустройству безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в соответствии с которыми в течение года были трудоустроены 27 выпускников.

3.5. Социальная адаптация безработных граждан на рынке труда

Социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан проводились в клубах и на тренингах “Ровесник“, “Молодой специалист“, “Я сама“, “Новый старт“, “Планирование карьеры“, “Тренинг лидерства“, “Будь успешным“, “Саморегуляция личности“. Клубы были организованы на базе учебно-методического центра “Аспект“, АНО “Школа технологий бизнеса“, ГУП “Республиканский бизнес-центр“ и центра занятости. В 2005 году участниками клубных программ стали 337 чел.

3.6. Оказание содействия самозанятости населения

Консультационные услуги по организации собственного дела были оказаны 615 чел.

На обучение по профессиям (специальностям), позволяющим создать собственное дело (парикмахер, часовщик, портной, обувщик и др.), направлены 366 чел.

Финансовая помощь в виде компенсации затрат на оплату государственной пошлины за регистрацию предприятия, получение свидетельства на право занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, приобретение бланочной документации оказана 13 безработным гражданам.

Совместно с АНО “Школа технологий бизнеса“ были проведены 2 семинара на тему “Как начать собственное дело“, на которых прошли обучение 32 чел.

3.7. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан

Центром занятости заключены 102 договора на создание 1618 временных рабочих мест, на которые были трудоустроены в течение года 2465 подростков, в том числе:

- дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей, - 20 чел.;

- дети, находящиеся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - 222 чел.;

- дети из неполных, многодетных и неблагополучных семей - 1929 чел.;

- дети, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, - 33 чел.

Временные рабочие места были созданы в ОАО “Текстильмаш“, ОАО “Промтрактор“, ОАО “Корпорация “ЧХБК“, ОАО “ЧАЗ“, ОАО “ЧЭАЗ“, ОАО “Санаторий “Чувашия“, ОАО “Чебоксарская фабрика профессиональной обуви и одежды “Профи“, ООО “Чебоксарыречстрой“ и др.; в общеобразовательных школах и специализированных учреждениях для детей; муниципальных организациях города (МУП “Зеленстрой“, МУП “Инженерная защита“, МУ СК “Спартак“, МУК ЦПКиО “Лакреевский лес“, МУРЭП “Мирный“, МУРЭП “Реформа“, МУРЭП “Коммунальник“, МУРЭП “Новоюжный“, МУК “Чебоксарский городской детский парк им. А.Г.Николаева“ и др.).

В марте - апреле 2005 года по направлению центра занятости и управления образования администрации города 398 несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет приняли участие в работах по подготовке празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов.

Основные виды работ, выполняемые несовершеннолетними гражданами: благоустройство, озеленение и уборка территорий, разнообразные виды подсобных работ, мелкий ремонт, сортировка макулатуры, фасовка, работа в теплице, уход за насаждениями, курьерская работа, неквалифицированная помощь при оказании населению бытовых услуг, помощь при организации досуга детей, работа на ПК и многие другие виды работ.

В 2005 году на организацию трудоустройства несовершеннолетних граждан выделены денежные средства из федерального бюджета 1142,8 тыс. руб., из городского бюджета - 211,7 тыс. руб.).

3.8. Профессиональное обучение безработных граждан

В течение года на профессиональное обучение были направлены 1369 безработных граждан.

Особое внимание уделялось профессиональному обучению граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Так, в течение года были направлены на профессиональное обучение 66 инвалидов, 9 чел., освободившихся из мест лишения свободы, 13 чел., уволенных из рядов Вооруженных Сил, в том числе 2 проходивших службу в зонах вооруженных конфликтов, и др.

Обучение проводилось по 38 профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда. Впервые были организованы группы повышения квалификации инженеров-конструкторов по “САПР Автокад“, по “САПР Компас-график“.

В рамках профессионального обучения центром занятости была организована стажировка 151 выпускника учебных заведений, имеющих высшее, среднее и начальное профессиональное образование из числа безработных граждан на рабочих местах (экономист, бухгалтер, менеджер, финансист, юрист, дизайнер, секретарь-референт, повар, кондитер, пекарь, парикмахер и др.) на предприятиях и в организациях города: Управлении федеральной налоговой службы по Чувашской Республике, Чебоксарском ГОРПО, ОАО “Чебоксарский хлебозавод N 2“, ЧМУППП “Теплосеть“ и др.

Во время стажировки молодые специалисты приобрели опыт практической работы на созданных работодателями рабочих местах (должностях), что помогло им повысить конкурентоспособность на рынке труда.

В целях обеспечения трудоустройства и профессиональной адаптации граждан на рабочих местах после профессионального обучения, оценки эффективности профессионального обучения по направлению центра занятости в течение года осуществлялся мониторинг трудоустройства и закрепляемости на рабочих местах на срок до 3-х, до 6-ти, до 12 месяцев. С начала года завершили профессиональное обучение 1320 безработных граждан, из них нашли работу (доходное занятие) 1254 чел. На рабочих местах закрепились на период до 3-х месяцев 1254 чел., до 6 месяцев - 523 чел., до 12 месяцев - 187 чел.

3.9. Профессиональная ориентация

В течение 2005 года профориентационные услуги получили 62053 человека, из них профинформационные услуги - 52004 чел., профессиональные консультации - 9549 чел., психологическую поддержку - 500 чел.

В течение февраля - мая 2005 года в рамках акции для учащейся молодежи “Я - человек будущего“ центром занятости проводился месячник профессиональной ориентации для учащейся молодежи “Старт в профессию“. Участниками стали учащиеся общеобразовательных школ, студенты учебных заведений. Специалисты центра занятости выступали с информацией о ситуации на рынке труда, рассказывали о востребованных и перспективных специальностях, правилах выбора будущей профессии и учебного заведения, технологии трудоустройства (для студентов выпускных курсов), проводили психологические тренинги “Я и общество“, “Стратегия выбора профессии“. Предлагался раздаточный профориентационный материал (буклеты, профессиограммы, пам“тки и др.). Всего в течение года специалистами центра занятости было охвачено профориентационными услугами 3536 учащихся, из них протестированы 389 школьников.

6 апреля в центре занятости был проведен “круглый стол“ с участием специалистов управления образования администрации г. Чебоксары, социальных педагогов 57 школ города по вопросам профессиональной ориентации учащейся молодежи.

В рамках акции “Я - человек будущего“ центром занятости проводились также дни профориентации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной реабилитации. 19 апреля прошел информационный день “Твой выбор“ для подростков 14 - 16 лет из семей социального риска, состоящих на патронажном контроле в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Московского района. Подобные дни профориентации были проведены и в других районах.

В течение 2005 года проводилась профориентационная работа и с лицами, освобожденными из учреждений, исполняющих наказание. Специалистами центра занятости были даны индивидуальные рекомендации безработным, относящимся к данной категории, по вопросам социальной адаптации, профессиональной ориентации. Профконсультации специалистами были даны и 36 осужденным во время ярмарки вакантных рабочих мест, проведенной в марте в учреждении ЮЛ-34/1 УИН.

3.10. Территориальная мобильность рабочей силы

Одной из форм оказания содействия в трудоустройстве является межтерриториальное перераспределение рабочей силы. В 2005 году направление незанятых и безработных граждан осуществлялось в 6 регионов Российской Федерации:

- Московскую область (сельскохозяйственные и строительные работы);

- Волгоградскую область (сельскохозяйственные работы);

- Нижегородскую область (строительные работы);

- Тюменскую область (строительные работы);

- Республику Саха-Якутия (артель старателей);

- Республику Коми (строительные работы).

Всего за отчетный период за консультацией о возможности трудоустройства в другой местности в центр занятости обратилось 1345 чел. Рабочие места за пределами республики были предложены 785 гражданам, из них были трудоустроены 531 чел., в том числе на сезонную, временную работу 479 чел., вахтовым методом 52 чел.

3.11. Социальная поддержка безработных граждан (выплаты пособий по безработице, стипендий и прочие выплаты)

Социальная поддержка безработных граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимиты которых в 2005 году определены в сумме 48523,5 тыс. руб. Фактическое использование средств по состоянию на 01.01.2006 составило 100% от лимитов.

На выплату пособий по безработице израсходовано 44555,7 тыс. руб., на выплату стипендий, выплачиваемых в период профессионального обучения по направлению центра занятости, - 2433,0 тыс. руб., на досрочную пенсию - 1532,2 тыс. руб., на материальную помощь - 2,6 тыс. руб.

Правительством Российской Федерации на 2005 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 720 руб. и максимальная величина в размере 2880 руб. В отчетном периоде средний размер начисленного пособия по безработице составил 901,56 руб., стипендии - 843,01 руб., за 2004 год соответственно 681,80 руб. и 696,55 руб.

На конец отчетного периода пособие по безработице назначено 4434 чел., или 91,8% от общего числа состоящих на учете. Назначено пособие в минимальном размере 2200 чел. (49,6%), в максимальном размере 787 чел. (17,7%).

Раздел 4. Финансирование мероприятий по содействию

занятости населения

На реализацию мероприятий по содействию занятости в 2005 году выделено 3135,0 тыс. руб., в том числе 2735,0 тыс. руб. из федерального бюджета, 400 тыс. руб. выделено из местного бюджета на организацию общественных работ и временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. В общих затратах на проведение активной политики занятости доля средств федерального бюджета составила 87,2%, местного - 12,8%.

Направления использования этих средств и их удельный вес в общих затратах на реализацию мероприятий по содействию занятости приводятся ниже:

- организация общественных работ - 30,0%;

- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан - 46,0%;

- организация трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поисках работы, - 18,3%;

- организация временного трудоустройства граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, - 2,1%;

- организация профессиональной ориентации - 2,3%;

- социальная адаптация граждан на рынке труда, информирование населения и работодателей о положении на рынке труда, организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, содействие гражданам в организации предпринимательской деятельности - 1,3%.

Фактическое использование средств федерального бюджета составило 100,0%, средств местного бюджета 75,4% от лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на текущий год.

Раздел 5. Задачи по улучшению ситуации на рынке труда

в г. Чебоксары на 2006 год

Представленная в предыдущих разделах информация свидетельствует о позитивных изменениях ситуации на рынке труда по сравнению с 2004 годом. Численность граждан, обратившихся в центр занятости за 2005 год, снизилась и составила 97,4% к уровню предыдущего года; соответственно сократилась численность безработных граждан, состоящих на учете (с 5172 чел. на 01.01.2005 до 4831 чел. на 01.01.2006); уровень безработицы снизился на 0,13 процентных пункта и составил 1,55% на конец 2005 года.

Несмотря на улучшение основных показателей рынка труда, ситуация с отдельными категориями безработных граждан остается напряженной и требует повышенного внимания. Так, остается высоким удельный вес женщин в составе безработных (72,0%), возросла численность безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе инвалидов, лиц предпенсионного (за 2 года до пенсионного) возраста и в их числе имеющих право на досрочную пенсию.

Проблемы с обеспечением занятости населения требуют решения комплексных организационных, социальных, экономических и других задач.

Основными направлениями по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан на 2006 год должны стать мероприятия, которые ориентированы на выполнение следующих задач:

- дальнейшее снижение уровня регистрируемой безработицы;

- повышение эффективности использования финансовых ресурсов, направленных на реализацию мероприятий политики занятости населения;

- активное взаимодействие с работодателями по представлению в центр занятости информации о вакантных рабочих местах (должностях);

- содействие в трудоустройстве на постоянные и временные рабочие места 13100 чел.;

- трудоустройство на общественных работах 1050 чел.;

- трудоустройство граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, в том числе 450 инвалидов, 200 несовершеннолетних в возрасте 16 - 18 лет, 45 чел., освободившихся из учреждений, исполняющих наказание;

- направление на обучение 1315 безработных граждан по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям);

- организация профессиональной ориентации 40100 чел. из числа безработных граждан и незанятого населения;

- временное трудоустройство 2450 несовершеннолетних в возрасте 14 - 17 лет.

Занятость населения требует усиленного внимания как на уровне государственных органов и органов местного самоуправления, так и работодателей и предпринимателей. Социальная защита населения от безработицы, становление социального партнерства, эффективное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и работодателей, реализация законодательства о труде и занятости в конечном счете должны способствовать социально-экономическому развитию города.