Законы и бизнес в России

Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.03.2006 по делу N А79-15572/2005 <Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.01.2006 по делу N А79-15572/2005>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 15.06.2006 по делу N А79-15572/2005 данное постановление отменено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 3 марта 2006 г. по делу N А79-15572/2005

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания секретарем, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 января 2006 года по делу N А79-15572/2005, принятое судьей по иску общества с ограниченной ответственностью “Унитех“ к администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики о признании бездействия незаконным,

установил:

ООО “Унитех“ г. Новочебоксарск Чувашской Республики обратилось в суд с иском к
администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики о признании бездействия незаконным.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 января 2006 года признано бездействие администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики незаконным.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, администрация г. Новочебоксарска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 18 января 2006 года и отказать истцу в удовлетворении его заявления.

В судебном заседании представитель администрации г. Новочебоксарска апелляционную жалобу поддержал. По существу суду пояснил, что из смысла статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде только в рамках их компетенции, то есть такие органы приравнены в гражданском обороте к юридическим лицам. Однако налоговые правоотношения без специального на то указания в законе на органы местного самоуправления не распространяются. Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что администрация является плательщиком налога на добавленную стоимость в связи с признанием органов местного самоуправления юридическими лицами основано на неправильном применении норм материального права. Кроме того, на основании вышеизложенного договор купли-продажи земельного участка от 14 июля 2004 года N 65 в части соглашения об уплате суммы налога на добавленную стоимость за приобретенные земельные участки в силу положения статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожен и, следовательно, применению не подлежит. Однако суд в противоречие статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожной сделке придал юридическое последствие. Кроме того, истек трехмесячный срок для обжалования бездействий администрации г. Новочебоксарска, поскольку на момент уплаты (28.07.2004) суммы по договору купли-продажи земельного участка, передачи имущественных прав на земельный участок (14.07.2004) истцу
было известно об отсутствии счета-фактуры. О рассмотрении данного дела администрация г. Новочебоксарска надлежащим образом не была извещена, что лишило ее возможности реализовать права, предусмотренные статьей 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Тем самым нарушены нормы процессуального права. На основании изложенного просила отменить решение суда от 18 января 2006 года и отказать истцу в удовлетворении его заявления.

Представитель ООО “Унитех“ апелляционную жалобу не признал. По существу суду пояснил, что реализация земельного участка по договору купли-продажи от 14 июля 2004 года N 65 в соответствии со статьями 143, 11, 146 Налогового кодекса Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, что также подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 3 октября 2005 года по делу N А79-7658/2005. Трехмесячный срок для обжалования бездействий администрации г. Новочебоксарска не истек в связи с тем, что о нарушенных правах обществу стало известно со дня вступления в законную силу решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 3 октября 2005 года по делу N А79-7658/2005. Дополнительно пояснили, что земельный участок продан по договору купли-продажи, а не в порядке приватизации. На основании изложенного просили решение суда от 18 января 2006 года оставить в силе.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция установила следующее.

14.07.2004 во исполнение постановления главы администрации г. Новочебоксарск N 197-25 от 14.07.2004 “О прекращении права аренды земельного участка ООО “Унитех“ и предоставлении в собственность на условиях выкупа для содержания и эксплуатации части объекта недвижимости “Сооружение ЖБИ - открытая площадка“ по ул. Промышленная, 73Ф“ заключен договор N 65 купли-продажи земельного участка между администрацией г. Новочебоксарск
Чувашской Республики и ООО “Унитех“ г. Новочебоксарск земельного участка с кадастровым номером 21:02:01 06 14:0042, площадью 1,6182 га, расположенного на землях поселений, предоставленного для сооружения и эксплуатации части объекта недвижимости “Сооружение ЖБИ - открытая площадка“ по улице Промышленная, 73Ф, в VIII территориально-экономической зоне города Новочебоксарск (л.д. 11 - 12).

Стоимость земельного участка по договору составила 1966760 руб. 28 коп., в том числе сумма НДС (налог на добавленную стоимость) 300014 руб. 28 коп. (л.д. 13).

ООО “Унитех“ по договору стоимость земельного участка оплачена платежными поручениями N 346 и 344 от 28.07.2004 полностью в сумме 1966760 руб. 28 коп., в том числе и НДС - 300014 руб. 28 коп. (л.д. 16 - 18).

Однако счет-фактура на сумму 1966760 руб. 28 коп. администрацией г. Новочебоксарска не был выставлен.

ООО “Унитех“ обратилось в суд с иском о признании бездействия незаконным, выразившемся в непредставлении счета-фактуры на сумму 1966760,28 рублей.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 января 2006 года признано бездействие администрации г. Новочебоксарск Чувашской Республики незаконным.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда от 18 января 2006 года не имеется.

Счет-фактура оформляется, как правило, посредством заполнения стандартной формы и выдается продавцом покупателю для расчетов.

В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях Кодекса организациями признаются юридические лица,
образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), каковыми являются и органы местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

В пункте 2 указанной статьи приведен перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения, среди которых в рассматриваемый период (до 01.01.2005 - вступления в действие Федерального закона от 20.08.2004 N 109-ФЗ) операции по реализации земельных участков не были указаны.

Следовательно, реализация земельного участка налогоплательщику является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Реализация земельного участка администрацией г. Новочебоксарска в связи с выполнением возложенных на нее пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ функций в рамках полномочий органа местного самоуправления не меняет существа дела, поскольку в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

Объектом налогообложения являлась реализация земельного участка по договору купли-продажи, а не выполнение работ или оказание услуг.

Согласно подпункту 3 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации? не признается
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, поскольку земельный участок выкуплен ООО “Унитех“ не в порядке приватизации.

В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Счет-фактура, таким образом, призван подтверждать тот факт, что в составе покупной цены поставщику (продавцу) уплачен налог на добавленную стоимость.

Эти обстоятельства были установлены решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 03.10.2005 по делу N А79-7658/2005, которое вступило в законную силу, и согласно части 3 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела.

Заявителем в соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление в арбитражный суд подано в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

Доводы администрации г. Новочебоксарска о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившиеся в рассмотрении спора в отсутствие ответчика, не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, суд апелляционной инстанции считает не обоснованными в связи со следующим.

Частью третьей статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено,
что суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика по делу при условии, что он надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства.

В соответствии с подпунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд.

Из материалов дела следует, что определение от 28 ноября 2005 года о принятии заявления к производству и назначении предварительного судебного заседания на 12 декабря 2005 года на 15 часов 00 минут было отправлено судом 28 ноября 2005 года администрации г. Новочебоксарска и ООО “Унитех“.

Администрация г. Новочебоксарска получила данное определение 30 ноября 2005 года (л.д. 25).

Также представителем администрации г. Новочебоксарска был представлен отзыв от 12 декабря 2005 года (л.д. 49 - 50).

Судом направлено определение от 12 декабря 2005 года о назначении дела к судебному разбирательству на 13 января 2006 года на 13 часов 30 минут сторонам по делу.

Данное определение получено администрацией г. Новочебоксарска 10 января 2006 года (л.д. 55).

Следовательно, суд первой инстанции, в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к началу судебного заседания 13.01.2006 располагал информацией о том, что стороны извещены надлежащим образом о данном судебном заседании, поэтому был вправе рассмотреть спор в отсутствие администрации г. Новочебоксарска.

На основании изложенного решение суда от 18 января 2006 года является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18 января 2006 года по делу N А79-15572/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.