Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.02.2006 по делу N А79-1613/2006 <О признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску о привлечении к административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной продукции>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 12.07.2006 по делу N А79-1613/2006 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 февраля 2006 г. по делу N А79-1613/2006

(извлечение)

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи, при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью “Февраль“, г. Чебоксары, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску о признании незаконным постановления N 003 от 09.02.2006, при участии представителей сторон,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Февраль“, г. Чебоксары, обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску о признании незаконным постановления N 003 от 09.02.2006
о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявление мотивирует тем, что представитель налоговой инспекции обнаружил факты отсутствия акцизной марки на вино “Токай“ и ценника на водку “На березовых бруньках“ в отсутствие представителя заявителя, т.е. в то время, когда продавец и заведующая были заняты поиском документов на алкогольную продукцию.

Далее указывает, что уголок потребителя в торговой точке содержит лицензию, заключение санитарно-эпидемиологической службы с приложением. Правила торговли алкогольной продукцией находятся при кассе для удобства продавца и покупателей, поскольку уголок покупателя находится далеко от кассы, и хранение Правил при кассе является вынужденной мерой администрации, чтобы не отвлекать продавца от его рабочего места и не оставлять отдел без присмотра.

Во время проверки Правила были представлены налоговым инспекторам.

Кроме того, по мнению заявителя немаловажным моментом является то, что по требованию налоговой инспекции были представлены все запрашиваемые документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции.

Далее заявитель полагает, что факт отсутствия акцизной марки на вино “Токай“ не установлен с достоверностью, поскольку ее отсутствие обнаружилось в отсутствие представителей заявителя.

Согласно части 1 статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств дела - в течение двух суток.

В данном случае протокол составлен на третий день после выявления совершения административного правонарушения.

Также заявитель считает, что при решении вопроса о привлечении к административной ответственности необходимо руководствоваться статьями 2.1, 26.2 и 27.8 КоАП РФ, т.е. принять решение законно и объективно с учетом всех фактических обстоятельств дела.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном
объеме по изложенным в заявлении основаниям.

Представители налогового органа требования не признали и пояснили, что материалами дела доказаны факты отсутствия во время проверки 30 января 2006 года в магазине “Инесса“, принадлежащем ООО “Февраль“, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Восточная, 22а, ценника на водку “На березовых бруньках“, акцизной марки на вино “Токай“ и в уголке покупателя Правил продажи алкогольной продукции.

Также Романов В.В., непосредственно принимавший участие в проверке, пояснил, что в присутствии продавца Ивановой и заведующей магазином Григорьевой были обнаружены вышеуказанные факты, о чем они дали впоследствии письменные пояснения.

Свидетель Григорьева М.А. пояснила, что она работает заведующей магазином “Инесса“, принадлежащим ООО “Февраль“ и расположенном в г. Новочебоксарске, ул. Восточная, 22а. Проверка была проведена 30 января 2006 года в 14 часов. Вначале зашла девушка, хотела купить алкогольный коктейль, ей в этом было отказано. Через 5 минут продавец Иванова вызвала ее из кабинета, поскольку пришли проверять налоговые инспекторы Васильев и Романов. Васильев попросил пропустить его к витрине, а ее попросили принести документы на водку “Матрица“ и “Марпосадская“, 0,75 л. Она пошла за документами, и в это время за ней прибежала продавец Иванова и попросила взять сертификаты соответствия. На это ушло примерно 2 минуты. В зале она стала показывать документы, и в это время Васильев показал на отсутствие ценника на водку “На березовых бруньках“. Сразу же нашли ценник на полу, предъявили его проверяющим и все подтверждающие документы.

В отношении отсутствия акцизной марки на вино “Токай“ она пояснила, что акцизную марку нашли на полке же и предъявили проверяющим. Впоследствии они с Ивановой написали объяснительные.

Далее пояснила, что она работает
заведующей в этом магазине год. Данная проверка за период ее работы в магазине является третьей. Ранее ее два раза привлекали к административной ответственности: за продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему и за отсутствие ценника, т.е. в одном ценнике на алкогольную продукцию было указано: “в ассортименте“. Также она знает, как должна проходить проверка.

Дополнила, что она ранее на момент проверки не давала аналогичные письменные пояснения, так как растерялась.

Правила продажи алкогольной продукции должны находиться в доступном для покупателя месте, т.е. они должны предъявляться по первому требованию покупателя.

Понятие “в наглядной форме“ она понимает так, что Правила должны быть вывешены в уголке потребителя. В уголке потребителя Правила не были вывешены, они находились у кассира винно-водочного отдела в кассовой зоне.

Судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью “Февраль“, г. Чебоксары, 4 февраля 2004 года включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным номером 3042128004016.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску 30 января 2006 года в 14 часов 18 минут в магазине “Инесса“, принадлежащем ООО “Февраль“, расположенном по адресу: г. Новочебоксарск, ул. Восточная, 22а, была проведена проверка выполнения законодательства о государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В результате проверки обнаружена реализация алкогольной продукции с нарушением Федерального закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.1995 с последующими изменениями и дополнениями и Правил продажи алкогольной продукции.

Так, на момент проверки на витрине отсутствовали:

ценник на водку “На березовых бруньках“ емкостью 0,7 л, крепостью 40%;

акцизная марка на вино “Токай Дъендь Мушкатель“ емкостью 0,5 л, крепостью 9 - 12%, производства Украины, по цене 60 рублей;

Правила продажи алкогольной продукции.

О совершенном административном правонарушении
сотрудниками инспекции составлен протокол N 000250 от 2 февраля 2006 года об административном правонарушении.

Статьей 2 Федерального закона от 7 января 1999 г. N 18-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции“ установлено, что алкогольной продукцией является пищевая продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Аналогичное положение содержится в п. 2 Правил.

Пунктом 6 Правил продажи алкогольной продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987) (с изменениями от 16 ноября 1996 г., 14 июля 1997 г., 13 октября 1999 г., 2 ноября 2000 г.) установлено следующее:

продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.

Информация в обязательном порядке должна содержать на русском языке следующие сведения:

наименование и цена алкогольной продукции;

данные, подтверждающие проведение сертификации алкогольной продукции;

наименование производителя (юридический адрес) и страна происхождения алкогольной продукции;

государственные стандарты, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объем алкогольной продукции в потребительской таре;

наименование основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержание в алкогольной продукции вредных для здоровья веществ (по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов);

противопоказания к применению алкогольной продукции;

дата изготовления и срок годности.

Пунктом 14 Правил установлено, что при продаже алкогольной продукции продавец к образцам имеющегося в продаже товара прикрепляет ценники с наименованием продукции, цены, включающей стоимость посуды и расфасовки.

В статье 2 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции“ (с изменениями от 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г.) дано понятие спиртосодержащей продукции, согласно которой:

спиртосодержащая продукция - спиртосодержащая непищевая и спиртосодержащая пищевая продукция;

спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды непищевой продукции), произведенная с использованием этилового спирта, денатурата или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции;

спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в том числе любые растворы, эмульсии, суспензии и другие виды пищевой продукции, за исключением алкогольной продукции), произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции.

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ предусмотрено, что для производства алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции разрешается использовать этиловый спирт, произведенный только из пищевого сырья.

Пункт 3 этой же статьи предусматривает, что алкогольная продукция, находящаяся в розничной продаже на территории Российской Федерации, сопровождается информацией на русском языке, которая должна содержать сведения о:

наименовании алкогольной продукции;

цене алкогольной продукции;

наименовании производителя (юридическом адресе);

стране происхождения алкогольной продукции;

сертификации алкогольной продукции;

государственных стандартах, требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать;

объеме алкогольной продукции в потребительской таре;

наименованиях основных ингредиентов, влияющих на вкус и аромат алкогольной продукции;

содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями государственных стандартов и о противопоказаниях к ее применению;

дате изготовления и сроке использования или конечном сроке использования.

Указанная информация доводится до потребителей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1999 г. N 1150 в пункт 9 Правил продажи
алкогольной продукции (утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987) (с изменениями от 16 ноября 1996 г., 14 июля 1997 г., 13 октября 1999 г., 2 ноября 2000 г.) (далее - Правила) внесены изменения и указано, что не допускается продажа алкогольной продукции:

1) без подтверждения легальности ее производства и оборота (при отсутствии справки к товарно-транспортной накладной или справки к грузовой таможенной декларации в отношении импортной алкогольной продукции, или их заверенных в установленном порядке копий, марки акцизного сбора или специальной марки, либо при наличии поддельных марок в отношении алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов);

2) без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированной знаком соответствия;

3) некачественной и опасной для здоровья людей (не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов; имеющей явные признаки недоброкачественности; не соответствующей конкретному виду и наименованию алкогольной продукции; с неустановленными сроками годности для продукции, на которую должен быть установлен срок годности, или с истекшим сроком годности; упаковка, тара и маркировка которой не соответствуют требованиям государственных стандартов);

4) с содержанием этилового спирта более 18 процентов объема готовой продукции в полистироловой таре, жестяных банках и упаковках типа “тетрапак“;

5) иностранного производства, маркированной товарными знаками российских изготовителей, без наличия у импортера соответствующей лицензии на использование товарного знака российских изготовителей;

6) лицам, не достигшим возраста 18 лет;

7) в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях.

Согласно пункту 3 Правил продажа алкогольной продукции осуществляется только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что в
момент проверки у заявителя отсутствовали:

ценник на водку “На березовых бруньках“ емкостью 0,7 л, крепостью 40%;

акцизная марка на вино “Токай Дъендь Мушкатель“ емкостью 0,5 л, крепостью 9 - 12%, производства Украины, по цене 60 рублей.

А также в наглядной и доступной форме в уголке покупателя отсутствовали Правила продажи алкогольной продукции.

Поэтому суд считает, что требования заявителя необоснованны и в связи с чем они не подлежат удовлетворению.

Судом не принимаются доводы заявителя о том, что обнаружение фактов отсутствия акцизной марки на вино “Токай“ и ценника на водку “На березовых бруньках“ работниками инспекции произведено без представителя заявителя, т.е. в то время, когда продавец и заведующая были заняты поиском документов на алкогольную продукцию, поскольку на момент проверки как продавец, так и заведующая об этом не говорили. Наоборот, подтвердили эти факты, пояснив, что указанные нарушения допущены по халатности продавца Ивановой.

Также суд критически относится к пояснениям свидетеля Григорьевой М.А., утверждающей о том, что вначале ею были даны письменные пояснения, а затем только ее ознакомили с содержанием акта проверки.

На обороте акта проверки как Григорьева М.А., так и Иванова С.К. в разделе “Объяснения и замечания представителя объекта проверки“ подтвердили своими подписями, что их пояснения приложены на отдельном листе.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

обществу с ограниченной ответственностью “Февраль“, г. Чебоксары, отказать в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления N 003 от 09.02.2006 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в
Арбитражный суд апелляционной инстанции.