Законы и бизнес в России

Постановление Президиума Верховного суда Чувашской Республики от 17.02.2006 N 44-Г-12 <Об отмене определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2005 года и оставлении без изменения решения Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21 июля 2005 года>

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 февраля 2006 г. N 44-Г-12

(извлечение)

Президиум Верховного суда Чувашской Республики в составе председательствующего, членов

рассмотрел гражданское дело по иску Н. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о постановке на учет для получения субсидии, включении в список участников подпрограммы и о предоставлении субсидии, поступившее по надзорной жалобе представителя Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики и переданное для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции на основании определения судьи Верховного суда Чувашской Республики от
1 февраля 2006 года.

Заслушав доклад судьи, объяснения заявителя, представителя истца, президиум

установил:

Н. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о постановке на учет для получения субсидии, включении в список участников подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ и о предоставлении субсидии в размере 153774 руб.

Исковые требования обоснованы тем, что 24 декабря 2003 года между ним и Сберегательным Банком Российской Федерации был заключен кредитный договор на сумму 469000 руб. на приобретение квартиры N 16 в доме N 11 по ул. Ярмарочная г. Чебоксары на срок до 24 декабря 2018 года.

В тот же день в соответствии с Правилами предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“, входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, он подал в Государственный комитет по делам молодежи (ныне - Департамент по делам молодежи и молодежной политике Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики) документы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета.

В указанный период действовало Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики от 21 августа 2003 года N С-24, заключенное в целях реализации указанной подпрограммы, в котором был установлен период рождения (усыновления) ребенка с 28 августа 2002 года по 31 августа 2003 года для молодых семей, имеющих право на получение субсидии.

29 августа 2002 года у него родилась дочь Полина, и он имел право на получение указанной
субсидии. Однако в предоставлении субсидии ему было отказано ввиду распределения выделенных денежных средств другим участникам подпрограммы еще до подачи им документов. В 2004 году ему также было отказано в предоставлении субсидии по Соглашению N 897 от 12 ноября 2004 года, поскольку дата рождения дочери уже не подпадала под установленный данным Соглашением период - с 1 октября 2003 года по 31 декабря 2004 года.

Представители ответчиков заявленные требования не признали.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 21 июля 2005 года в удовлетворении исковых требований Н. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, Министерству финансов Чувашской Республики, Министерству образования и науки Российской Федерации, Министерству образования и молодежной политики Чувашской Республики о постановке на учет его семьи для получения субсидии, как участника подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“, входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, о включении в список участников подпрограммы для предоставления в органы федерального казначейства и о предоставлении субсидии в размере 153777 руб. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2005 года указанное решение отменено и по делу принято новое решение, которым постановлено требования Н. удовлетворить и обязать исполнителя подпрограммы - Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики поставить Н. на учет для получения субсидии за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“, входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, в связи с рождением 29 августа 2002 года дочери Полины.

В надзорной жалобе и определении о передаче
дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции ставится вопрос об отмене определения суда второй инстанции.

Президиум находит подлежащим отмене определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2005 года по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

При разрешении дела судом второй инстанции допущено неправильное применение норм материального права, выразившееся в следующем.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638 утверждена подпрограмма “Обеспечение жильем молодых семей“, входящая в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы (далее - подпрограмма). Определено, что государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться несколькими путями, в т.ч. путем компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка.

Государственным заказчиком подпрограммы названо Министерство образования Российской Федерации.

Участником подпрограммы является молодая семья (в рамках настоящей подпрограммы семья, возраст супругов в которой не превышает 30 лет), признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий и постоянно проживающая на территории субъекта Российской Федерации, участвующего в реализации подпрограммы.

В соответствии с названным постановлением и в целях реализации подпрограммы приказом Министерства образования Российской Федерации от 10 июля 2003 г. N 2975 утверждены Правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“ входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, в случае рождения (усыновления) ребенка“ (далее - Правила). Пунктом 2.3 Правил предусмотрено, что одной
из задач исполнителей подпрограммы является определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей региона.

В целях реализации подпрограммы “Обеспечение жильем молодых семей“, входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы, на основании ФЗ от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ “О федеральном бюджете на 2003 год“, по итогам проведенного конкурса по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета 21 августа 2003 года между Министерством образования Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики заключено Соглашение N С-24 (далее - Соглашение).

Проведя анализ приведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку к моменту его обращения за получением субсидии в 2003 году выделенные для Чувашской Республики из федерального бюджета денежные средства на реализацию подпрограммы уже были исчерпаны (распределены участникам подпрограммы и получены ими).

Отменяя решение, суд второй инстанции сделал вывод о том, что ни постановление, ни Правила не содержат положений о том, что формирование списков участников подпрограммы осуществляется на соответствующий год и в пределах полученной из федерального бюджета суммы. Далее, со ссылкой на те же нормативные акты суд второй инстанции делает вывод о том, что отсутствие финансовых средств на момент обращения с соответствующим заявлением о предоставлении субсидии не предусмотрено в качестве основания для отказа в ее предоставлении. Из смысла этих выводов следует, что список участников подпрограммы должен формироваться по мере поступления документов участников подпрограммы безотносительно периода, в котором реализуется подпрограмма, и независимо от наличия или отсутствия финансирования
на его реализацию.

Однако эти выводы являются ошибочными.

Так, разделами 3, 5 подпрограммы на первом этапе ее реализации (2003 - 2004 годы) предусмотрено проведение экспериментов на территории отдельных субъектов Российской Федерации по отработке механизмов и форм взаимодействия всех исполнителей подпрограммы и предусмотрено, что экспериментальные площадки будут определяться государственным заказчиком на основании конкурсного отбора. Средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, предоставляются субъектам Российской Федерации на конкурсной основе. Порядок проведения конкурса определяется государственным заказчиком. В приложении N 2 к подпрограмме приведены объемы финансирования подпрограммы в 2003 - 2010 годах, в том числе на 2003 год за счет средств федерального бюджета - 35 млн. рублей.

В соответствии с Правилами государственный заказчик обеспечивает предоставление средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы, субъектам Российской Федерации на конкурсной основе и заключение с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашений на реализацию указанной подпрограммы. Перечисление субсидий из федерального бюджета исполнителям подпрограммы осуществляется государственным заказчиком в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, определенных государственным заказчиком по итогам конкурса, и подлежат использованию при реализации региональных (муниципальных) программ. Указанные средства федерального бюджета в установленном порядке перечисляются в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета на основании соглашений между государственным заказчиком и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства образования Российской Федерации N 14 от 8 января 2003 года утвержден Порядок проведения конкурса, который, как правило, проводится один раз в год. Приказом Министерства образования Российской Федерации N 1453 от 7 апреля 2003 года утверждены итоги конкурса по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета,
предусмотренных на реализацию подпрограммы, и согласно приложению к приказу из федерального бюджета в 2003 году Чувашской Республике выделено 5 млн. рублей.

Таким образом, из анализа приведенного следует, что на первом этапе реализации подпрограммы (2003 - 2004 годы) прежде всего следует учитывать именно наличие или отсутствие финансирования на соответствующий год в соответствии с ФЗ “О федеральном бюджете“, в зависимости от чего и решается вопрос о выделении субсидии участнику Подпрограммы.

Из материалов дела следует, что заявление Н. о предоставлении субсидии зафиксировано под N 53 от 24 декабря 2003 года в журнале регистрации, но его семья не смогла получить субсидию, поскольку на момент его обращения выделенные средства федерального бюджета в размере 5 млн. рублей уже были распределены и субсидии были предоставлены другим молодым семьям в порядке очередности подачи документов. Финансирование же производилось в пределах выделенных денежных средств на 2003 год, так как в соответствии с п. 3.10 указанных выше Правил Исполнитель подпрограммы выдает свидетельства участникам подпрограммы в течение пяти рабочих дней с момента поступления средств федерального бюджета. Срок действия свидетельства ограничен рамками текущего финансового года.

Является необоснованным вывод суда второй инстанции о том, что положения Соглашения между Министерством образования Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики в части ограничения предоставления субсидии молодым семьям - участникам подпрограммы в зависимости от даты рождения ребенка ущемляют права истца, поэтому следует руководствоваться указанными выше постановлением и Правилами, которые эти ограничения не содержат.

Как указано выше, в соответствии с пп. 2.2, 3.4 Правил государственный заказчик (Министерство образования Российской Федерации) предоставляет средства федерального бюджета, предусмотренные на реализацию подпрограммы, субъектам Российской Федерации на основании
заключенного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения на реализацию указанной подпрограммы, и обеспечивает координацию деятельности исполнителей подпрограммы в ходе ее реализации. Пунктом 2.3 Правил предусмотрено, что одной из задач исполнителей подпрограммы является определение категорий молодых семей, которым государственная поддержка в обеспечении жильем должна быть оказана в приоритетном порядке, исходя из реальных условий и финансовых возможностей региона.

Поэтому, являясь Государственным заказчиком подпрограммы, Министерство образования Российской Федерации совместно с исполнителем программы в субъекте Российской Федерации вправе в Соглашении в качестве условия для участия в Подпрограмме определять дату рождения ребенка молодой семьи, как одно из условий для реализации подпрограммы и предоставления средств из федерального бюджета на условиях проводимого конкурса. Кроме того, сторонами не оспаривается, что дата рождения у истца дочери Полины подпадает под действие указанного Соглашения, в связи с чем он и обратился с заявлением о выдаче субсидии.

По логике определения суда второй инстанции, выдача субсидии истцу возможна за рамками данного Соглашения в любой период времени и за пределами данного финансового года. Однако при этом не учтено, что в 2004 году принят другой ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“, проводился другой конкурс и составлено другое Соглашение, под действие которого истец для получения субсидии в связи с рождением дочери Полины не подпадает.

В то же время президиум не исключает возможность получения истцом субсидии на период реализации федеральной целевой программы “Жилище“ на 2002 - 2010 годы по другим соглашениям, заключаемым в целях реализации подпрограммы.

Согласно п. 3.11 Правил списки участников подпрограммы предоставляются в органы федерального казначейства в соответствии с номерами уже выданных свидетельств участников подпрограммы. Поскольку
такое свидетельство ввиду отсутствия финансирования истцу не выдавалось, то оснований для удовлетворения заявленных истцом требований о включении его в список участников подпрограммы также не имелось.

Таким образом, оснований для отмены принятого по делу судом первой инстанции решения и удовлетворения заявленных истцом требований у суда второй инстанции не имелось.

Принимая решение, обязывающее Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики поставить истца на учет для получения субсидии за счет средств федерального бюджета в рамках участия Подпрограммы в связи с рождением 29 августа 2002 года дочери Полины, суд второй инстанции не учел, что с момента обращения - 24 декабря 2003 года и до настоящего времени семья истца уже состоит на учете для получения субсидии за счет средств федерального бюджета, и его заявление зафиксировано под N 53 в журнале регистрации и, следовательно, предмет спора по делу отсутствовал, что в настоящее время не оспаривается истцом и его представителем.

В то же время суд второй инстанции в своем определении указывает на то, что остальные требования истца по существу относятся к вопросам исполнения решения суда об удовлетворении вышеуказанного требования, в связи с чем коллегия их не рассматривает в качестве самостоятельных исковых требований, что является неправильным. Отменив решение суда первой инстанции в полном объеме, суд второй инстанции обязан был разрешить и другие заявленные истцом требования, которые в рамках данного дела не могут быть исполнены по принятому судом второй инстанции решению.

Однако, как указано выше, у суда второй инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции, которое президиум считает необходимым оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.
387, 388 и 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

отменить определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от 12 сентября 2005 года, оставив без изменения решение Ленинского районного суда гор. Чебоксары от 21 июля 2005 года.