Законы и бизнес в России

Решение Верховного суда Чувашской Республики от 16.02.2006 N 3-08-06 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 постановления Кабинета Министров ЧР от 24.01.2002 N 9 “Об установлении размеров платы за землю“>

Определением Верховного Суда РФ от 17.05.2006 N 31-Г06-7 настоящее решение оставлено без изменения.

ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2006 г. N 3-08-06

(извлечение)

Верховный суд Чувашской Республики в составе председательствующего, при секретаре, с участием прокурора, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного суда Чувашской Республики гражданское дело по заявлению ООО “Зерно-Регион“ о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2002 года N 9 “Об установлении размеров платы за землю“,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Зерно-Регион“ обратилось в Верховный суд Чувашской Республики с заявлением и просило признать противоречащим закону и недействующим пункт 1 постановления Кабинета Министров Чувашской
Республики от 24 января 2002 года N 9 “Об установлении размеров платы за землю“ по тем основаниям, что вопрос установления цены на землю относится к компетенции законодательного органа субъекта Российской Федерации, а следовательно, оспариваемое постановление принято Кабинетом Министров Чувашской Республики с превышением полномочий исполнительного органа государственной власти.

В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержала, в то же время суду пояснила, что цену земли в поселениях вправе устанавливать лишь соответствующий орган местного самоуправления. Кроме того, по мнению заявителя, до завершения процесса разграничения государственной собственности на землю на территории субъекта РФ не могли приниматься нормативные акты, регулирующие цены на землю.

Правовую позицию Кабинета Министров Чувашской Республики изложила представитель, пояснив, что в соответствии с федеральным законодательством цену земли устанавливает субъект Российской Федерации, а законодательством Чувашской Республики эти полномочия переданы исполнительному органу государственной власти республики.

Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление оставить без удовлетворения, Верховный суд Чувашской Республики не усматривает оснований удовлетворить заявление ООО “Зерно-Регион“.

В соответствии с пунктом “к“ части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство состоит из Земельного кодекса РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах и законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, на основании и во исполнение Земельного кодекса РФ, федеральных законов, иных нормативных актов РФ, законов субъектов РФ.

В соответствии
со ст. 2 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий и сооружений цену земли в поселениях в зависимости от численности населения в размерах, кратных ставке земельного налога, устанавливает субъект Российской Федерации.

Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения определены статьей 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями).

Так, согласно части 2 названной нормы Закона полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов РФ.

Законом Чувашской Республики “О Кабинете Министров Чувашской Республики“ от 30 апреля 2002 года N 13 (в редакции Закона Чувашской Республики от 12 апреля 2005 года) определены полномочия высшего органа исполнительной власти республики в том числе в области земельных отношений, и согласно статье 14 указанного Закона Кабинет Министров Чувашской Республики устанавливает в соответствии с федеральным законодательством цену земли в поселениях, применяемую при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.

Кабинет Министров Чувашской Республики постановлением от 24 января 2002 года N 9 “Об установлении размеров платы за землю“ определил цену земли в пределах, установленных федеральным законодательством. Эти пределы определены статьей 2 Федерального закона от 25 декабря 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, пунктом 7 статьи 28 Федерального
закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ - для поселений с численностью населения до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

Таким образом, оспариваемое постановление регулирует вопрос, отнесенный к полномочиям исполнительного органа государственной власти Чувашской Республики, по своему содержанию оспариваемый заявителем акт соответствуют нормам, имеющим большую юридическую силу, с учетом соответствия его по содержанию федеральному законодательству, действия нормативного правового акта во времени не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Довод заявителя о том, что цену земли в поселениях вправе устанавливать лишь представительный орган местного самоуправления, не учитывает положений Законов, анализ которых приведен выше, а также того, что оспариваемое постановление не регулирует налоговые правоотношения. С учетом условий, определенных федеральным законодателем для осуществления субъектом Российской Федерации права на установление цены выкупа земли, не могут быть приняты внимание также доводы заявителя о преждевременности нормативного регулирования цены земли самим субъектом РФ.

Согласно статье 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь изложенным, ст. 253 ГПК РФ, Верховный суд Чувашской Республики

решил:

отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью “Зерно-Регион“ о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 января 2002 года N 9 “Об установлении размеров платы за землю“.

С решением суда в окончательной форме лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в помещении Верховного
суда Чувашской Республики.

На решение могут быть поданы кассационные жалоба и представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.