Законы и бизнес в России

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.02.2006 по делу N А79-15216/2005 <Об отказе в удовлетворении иска о признании незаконным решения об отказе согласовать плановый баланс производства и поставки электрической энергии и мощности>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 10.05.2006 по делу N А79-15216/2005 данное решение оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2006 г. по делу N А79-15216/2005

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания судьей, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества “Нижегородская электрическая компания“, г. Нижний Новгород, к Республиканской службе по тарифам Чувашской Республики, г. Чебоксары, о признании решения незаконным,

установил:

закрытое акционерное общество “Нижегородская электрическая компания“ г. Нижний Новгород (далее - заявитель, Общество) обратилось в суд с заявлением к Республиканской службе по тарифам по Чувашской Республике (далее
- ответчик, Республиканская служба по тарифам) о признании незаконным решения об отказе согласовать плановый баланс производства и поставки электрической энергии и мощности ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ на территорию Чувашской Республики на 2006 год, согласовании указанного баланса согласно уточненной заявке и обязании Республиканской службы по тарифам направить данное согласование в ФСТ России для включения в сводный прогнозный баланс производства электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка на 2006 год.

Общество указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793 ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ внесено в перечень коммерческих организаций-субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) 20.11.2003. ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ получило свидетельство о внесении в Реестр оптового рынка электроэнергии под регистрационным номером 1.000151.

14 апреля 2005 года ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ подана в Республиканскую службу по тарифам Чувашской Республики заявка на включение объемов электрической энергии и мощности, которые ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ намеревается приобрести для предприятий Чувашской Республики, в плановый баланс производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы на 2006 год.

Письмом N 02/07.2-462 от 23.05.2005 Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики заверила ЗАО “Нижегородская электрическая компания“, что плановый баланс производства и поставки электрической энергии на 2006 год по Чувашской Республике будет согласован для него в объеме 169,7 млн. кВт/ч. При этом Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики попросила в срок до 25.05.2005 представить ряд документов, требуемых для утверждения сводных прогнозов балансов производства и поставки электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам оптового рынка.

25.05.2005
ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ письмом N 444/12-03 направило в адрес Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики все требуемые документы. Однако 02.06.2005 Республиканская служба по тарифам письмом N 02/7.1-504 дополнительно потребовала представить документы, свидетельствующие о реальности поставки ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ электроэнергии для ООО “Волготрансгаз“ в 2006 году. Также указанным письмом Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики потребовала срочно представить баланс производства и поставки электрической энергии по ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ на территории Чувашской Республики для нужд ООО “Волготрансгаз“ на 2006 год.

ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ направило указанный баланс в адрес Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики 06.06.2005 письмом N 494/12-03. Также 08.06.2005 заявитель письмом N 509/12-03 подтвердил Республиканской службе по тарифам Чувашской Республики, что объем электроэнергии и мощности на 2006 год, который включен в баланс поставки на 2006 год для нужд ООО “Волготрансгаз“ в объеме 169,7 млн. кВт/ч будет закуплен ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ на оптовом рынке электроэнергии.

Несмотря на это, письмом N 02/07.1-715 от 09.08.2005 Республиканская служба по тарифам Чувашской Республики отказалась окончательно согласовать плановый баланс производства и поставки электрической энергии и мощности ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ на территории Чувашской Республики на 2006 год.

ЗАО “Нижегородская электрическая компания“ своевременно представило в Республиканскую службу по тарифам Чувашской Республики все документы и материалы, требуемые для согласования планового баланса производства и поставки электрической энергии и мощности на территории Чувашской Республики на 2006 год. Кроме того, предоставление информации о выполнении требований п. 14 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода носит рекомендательный характер, то есть не является основанием для отказа в согласовании заявителю планового баланса
производства и поставки электрической энергии на территории Чувашской Республики на 2006 год.

Данный отказ существенно нарушает права и охраняемые законом интересы ЗАО “Нижегородская электрическая компания“, как субъекта оптового рынка электроэнергии и противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования электроэнергии, а именно ФЗ “Об электроэнергетике“, Временному положению об основах формирования плановых балансов производства и поставки электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденному Постановлением ФЭК России N 15/2 от 03.04.1998, Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденным постановлением Правительства РФ N 643 от 24.10.2004.

Заявитель просит согласовать указанный баланс и обязать Республиканскую службу по тарифам Чувашской Республики направить данное согласование в ФСТ России для включения в сводный прогнозный баланс производства электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка на 2006 год.

Службой по тарифам был представлен отзыв, из которого следует, что заявление Общества Республиканская служба по тарифам не признает, поскольку Обществом не были своевременно представлены все необходимые документы для согласования заявки Общества в соответствии с действующим законодательством.

В предварительном судебном заседании представитель заявителя уточнил предмет иска и просил признать недействительным письмо N 02/07.1-715 от 09.08.2005 Республиканской службы по тарифам Чувашской Республики в соответствии со статьей 197 АПК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя заявление поддержал по изложенным в нем основаниям. При этом дополнительно пояснил, что заявлением своевременно представлены все документы и материалы, требуемые для согласования планового баланса производства и поставки электрической энергии и мощности на 2006 год. Кроме того, представление информации о выполнении пункта 14 Правил носят рекомендательный характер,
а не обязательный. В случае удовлетворения судом заявления Общества, приказ ФСТ России N 525-э/2 от 17.11.2005 может быть пересмотрен и изменен. 23 января 2006 года Арбитражный суд Чувашской Республики понудил ОАО “Чувашэнерго“ г. Чебоксары заключить с ЗАО “НЭК“ договор на оказание услуг по передаче электрической энергии и мощности с учетом приложения к договору от 30.09.2005.

Представители ответчика заявление не признали по изложенным в отзыве основаниям. При этом дополнительно пояснили, что Обществом необходимые документы в срок не представлены (за 100 дней до даты утверждения баланса электрической (тепловой) энергии и мощности). Такая заявка должна быть представлена не позднее 1 апреля 2005 года, а Обществом направлена в Республиканскую службу по тарифам Чувашской Республики за исходящим номером 326 и 327/12-03 от 14 апреля 2005 года. В нарушение пункта 16 подпункта “в“ Постановления Правительства РФ от 24.10.2003 N 643 “О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода“ договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не имелся и не имеется до настоящего времени. 540 млн. кВт/ч потребления электрической энергии ООО “Волготрансгаз“ включены на основании договора электроснабжения ОАО “Чувашская энергосбытовая компания“ и ООО “Волготрансгаз“ на 2006 год. Этот объем электроэнергии включен приказом ФСТ России N 525-э/2 от 17.11.2005 в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии на 2006 год в общем объеме.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд установил следующее.

Закрытое акционерное общество “Нижегородская электрическая компания“ зарегистрировано комитетом по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Н.Новгорода (Нижегородская регистрационная палата) 11.04.2002 N 7839 и внесено Инспекцией МНС России по Нижегородскому району г. Н.Новгорода
07.02.2003 в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером 1035205389560.

20 ноября 2003 года ЗАО “НЭК“ получено свидетельство о внесении его в Реестр субъектов оптового рынка электроэнергии, регистрационный номер 1.000151.

Из материалов дела следует, что Общество направило в Службу по тарифам письмо от 14.04.2005 N 326/12-03 с приложением заявки Общества на покупку электрической энергии и мощности с ФОРЭМ на 2006 год. Общество просило Службу по тарифам при формировании планового баланса производства и поставок электрической энергии (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы на 2006 год использовать заявку Общества. Из заявки Общества следовало, что оно планировало закупить с ФОРЭМ в 2006 году для ООО “Волготрансгаз“ 588,7 млн. кВт/ч.

Письмом от 23.05.2005 N 02/071.-462 Служба по тарифам сообщила, что по поставке электроэнергии и мощности для ООО “Волготрансгаз“ удовлетворена заявка ОАО “Чувашская энергосбытовая компания“ в объеме 396,2 млн. кВт/ч. Плановый баланс производства и поставки электрической энергии по Обществу на территории Чувашской Республики будет согласован в объеме 169,7 млн. кВтч.

При этом в соответствии с Графиком прохождения документов для утверждения сводных прогнозных балансов производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам оптового рынка, доведенному Федеральной службой по тарифам письмом от 21.03.2005 N СН-1086/12, Обществу было предложено в срок до 25.05.2005 представить в Службу по тарифам балансы электрической (тепловой) энергии и мощности (электроэнергии - по кварталам и месяцам года, мощность - по месяцам года) на 2006 год, а также прогноз основных показателей на 2007 - 2008 годы (электроэнергия, мощность - по годам в целом). В качестве исходных формул для заполнения балансов на 2006
год было предписано использовать форму N 1, N 1.1 и форму N 2, N 2.2, для прогноза основных показателей на 2007 - 2008 годы - форму N 1 и форму N 2 Временного положения об основах формирования плановых балансов, утвержденного постановлением ФЭК России от 03.04.1998 N 15/2.

В соответствии с письмом от 25.05.2005 N 444/12-03 Обществом в Службу по тарифам были представлены копия письма ООО “Волготрансгаз“, “Баланс электроэнергии“ с января по декабрь 2006 года, “Баланс электроэнергии“ на 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года, “Баланс электроэнергии“ на 2006, 2007, 2008 годы, “Расчет баланса стоимости электроэнергии“ на 2006 год, “Баланс электрической мощности“ с января по декабрь 2006 года, “Баланс электрической мощности“ на 2006, 2007, 2008 годы.

Письмом от 02.06.2005 N 02/7.1-504 Республиканская служба по тарифам просила представить Общество информацию в соответствии с пунктом 14 “Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода“, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643. Кроме того, Республиканская служба по тарифам в соответствии с письмом от 23.05.2005 N 02/07.1-462 просила срочно представить баланс производства и поставки электрической энергии по Обществу на территории Чувашской Республики для нужд ООО “Волготрансгаз“ на 2006 год в объеме 169,7 млн. кВт/ч.

Письмом от 06.06.2005 N 494/12-03 Общество представило откорректированную заявку (объем на 2006 год 169,7 млн. кВтч) на покупку электрической энергии и мощности на 2006 год.

Республиканская служба по тарифам письмом от 09.08.2005 N 02/07.1-715 сообщила, что для формирования баланса на 2006 год должны были быть представлены балансы электрической энергии и мощности по формам Временного положения, подтверждения администратора торговой системы оптового рынка выполнения поставщиком (покупателем)
требований, установленных пунктом 14 Правил оптового рынка переходного периода, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.10.2003 N 643. Ответ от Общества на соответствующий запрос Республиканской службы по тарифам не поступил, в связи с чем Обществу было сообщено, что плановый баланс производства и поставок электрической энергии мощности Общества на территории Чувашской Республики на 2006 год не согласован.

По мнению Общества, отказ Республиканской службы по тарифам в согласовании планового баланса производства и поставок электрической энергии и мощности Обществом на территории Чувашской Республики противоречит действующему законодательству.

Однако из материалов дела следует, что отказ Республиканской службы по тарифам в согласовании указанного баланса является обоснованным и соответствует действующему законодательству.

Так, Федеральная служба по тарифам информационным письмом от 21.03.2005 N СН-1086/12 сообщила органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и субъектам ФОРЭМ, что срок утверждения сводного прогнозного баланса на 2006 год переносится на 01.08.2005. В соответствии с Графиком прохождения документов для утверждения сводных прогнозных балансов производства поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам оптового рынка, являющимся приложением к указанному письму, субъекты оптового рынка, поставщики электрической энергии (мощности) регионального рынка, блок-станции должны были представить балансы электрической (тепловой) энергии и мощности на год в орган исполнительной власти субъекта РФ, РДУ - филиал ОАО “СО ЦДУ ЕЭС“ за 120 дней до даты утверждения.

Общество обратилось в Республиканскую службу по тарифам с заявкой от 14.04.2006. При этом Республиканская служба по тарифам указывает, что фактически заявка была зарегистрирована 26.04.2005.

Таким образом, Обществом был пропущен срок представления баланса, предусмотренный Графиком прохождения документов для утверждения сводных прогнозных балансов производства поставок электрической
(тепловой) энергии и мощности в рамках ЕЭС России по субъектам оптового рынка.

Республиканская служба по тарифам сообщила Обществу, что баланс производства и поставки электрической энергии Обществом на территории Чувашской Республики на 2006 год будет согласован в объеме 169,7 млн. кВт/ч. В соответствии с Графиком прохождения документов Обществу было предложено в срок до 25.05.2005 представить в Службу по тарифам Балансы электрической (тепловой) энергии и мощности (электроэнергии - по кварталам и месяцам года, мощность - по месяцам года) на 2006 год, а также прогноз основных показателей на 2007 - 2008 годы (электроэнергия, мощность - по годам в целом). В качестве исходных формул для заполнения балансов на 2006 год было предписано использовать форму N 1, N 1.1 и форму N 2, N 2.2, для прогноза основных показателей на 2007 - 2008 годы - форму N 1 и форму N 2 Временного положения об основах формирования плановых балансов, утвержденного постановлением ФЭК России от 03.04.1998 N 15/2.

Кроме того, в соответствии с Временным положением об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденной Постановлением ФЭК России от 3 апреля 1998 г. N 15/2, энергоснабжающим организациям - субъектам ФОРЭМ для включения в плановые балансы производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка объемов поставки и/или покупки электрической энергии (мощности) на оптовом рынке рекомендуется прилагать к заявке по каждой новой группе точек поставки следующие документы:

- расчеты объемов поставки (покупки) электрической энергии на (с) ФОРЭМ
на предстоящий период (календарный год), согласованные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов;

- подтверждение администратора торговой системы оптового рынка выполнения поставщиком (покупателем) требований, установленных пунктом 14 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643, по форме согласно приложению N 18;

- согласование органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вопроса о возможных социально-экономических последствиях для региона при выводе организации на ФОРЭМ, в том числе в части величины перекрестного субсидирования включенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в тарифы выходящей на ФОРЭМ организации и соответствующей величины выпадающих доходов АО-энерго, а также способов их компенсации;

- схемы электрических сетей (с указанием границ балансовой принадлежности);

- копии договоров по техническому обслуживанию электрических сетей.

На необходимость представления указанных документов также было указано в информационном письме Федеральной службы по тарифам от 21.03.2005 N СН-1086/12.

Обществом в Республиканскую службу по тарифам были представлены только материалы по расчетам объемам покупки электрической энергии с ФОРЭМ. Остальные документы представлены не были.

23 июня 2005 года в Республиканскую службу по тарифам поступило письмо ООО “Волготрансгаз“ о намерении выбрать в качестве энергоснабжающей организации на 1, 2 кварталы 2006 г. - ОАО “Чувашская энергосбытовая компания“ с объемом 285 млн. кВтч, на 3, 4 кварталы 2006 г. - Общество с объемом 304 млн. кВтч.

Объемы заявок Общества не соответствовали объемам, обозначенным ООО “Волготрансгаз“. Заявленный объем потребления ООО “Волготрансгаз“ на 2006 год увеличен относительно заявок на 2005 год на 9%. Увеличение объема услуг заключающееся в увеличения объема поставки электрической энергии и мощности предполагает наличие договора на услуги по передаче электрической энергии потому что, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 “Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям“ потребитель услуг должен не менее чем за 6 месяцев до наступления очередного периода регулирования тарифов уведомить сетевую организацию (ОАО “Чувашэнерго“) о величине заявленной мощности на предстоящий календарный год, которая отражает степень использования мощности электрической сети потребителем услуг.

Величина заявленной мощности определяется в отношении каждой точки присоединения и не может превышать максимальную присоединенную мощность в соответствующей точке присоединения к сети этого потребителя услуг.

Из материалов дела следует, Арбитражный суд Чувашской Республики решением от 23.01.2006 обязал ОАО “Чувашэнерго“ заключить с Обществом договор оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности с учетом приложения к договору от 30.09.2005 в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.

Таким образом, на момент обращения в Республиканскую службу по тарифам Обществом указанный договор заключен не был. В настоящее время указанное решение в законную силу не вступило.

Более того, в соответствии с пунктом 18 Временного положения об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденной Постановлением ФЭК России от 3 апреля 1998 г. N 15/2 утвержденные внутренние балансы являются основой для регулирования тарифов на электрическую (тепловую) энергию и мощность в установленном порядке, а также для заключения договоров на потребительских рынках электрической энергии.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 17.11.2005 N 525-э/2 “Об утверждении сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2006 год“ был утвержден сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии.

Утвержденный прогнозный баланс является основой для расчета предельных средневзвешенных уровней тарифов для потребителей Чувашской Республики, в том числе и населения, который утвержден приказом Федеральной службы по тарифам от 7 сентября 2004 г. N 69-э/4 “О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 - 2006 год“. Постановлением Республиканской службы по тарифам от 18 ноября 2005 г. N 37-19/э “Об установлении тарифов на электрическую энергию ОАО “Чувашская энергосбытовая компания“ в рамках предельных уровней тарифов установлены тарифы на электрическую энергию для потребителей Чувашской Республики, в том числе и населению.

Принятие решения о внесении изменений в утвержденный баланс производства и потребления электрической энергии и мощности приведет к необходимости внесения изменений и в приказ ФСТ о предельных уровнях тарифов на электрическую энергию и соответственно к пересмотру тарифов на электрическую энергию в сторону увеличения для некоторых групп потребителей, включая население.

Решение о принятии тарифов на электрическую энергию не может быть пересмотрено в 2006 году в соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, которым определено, что срок действия тарифов и их предельных уровней не может быть менее одного финансового года и изменение тарифов не допускается без одновременного изменения в бюджет субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и приказом ФСТ от 29 декабря 2005 г. N 853-э/4 “Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги и товары организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год“.

При таких обстоятельствах заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

закрытому акционерному обществу “Нижегородская электрическая компания“ г. Нижний Новгород в удовлетворении заявления отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.