Законы и бизнес в России

Постановление Арбитражного суда Чувашской Республики от 02.02.2006 по делу N А79-10664/2005 <Об оставлении без изменения решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 23.11.2005 по делу N А79-10664/2005>

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 15.05.2006 по делу N А79-10664/2005 данное постановление оставлено без изменения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 2 февраля 2006 г. по делу N А79-10664/2005

(извлечение)

Арбитражный суд Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи, судей, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи, при участии представителей сторон, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года по делу N А79-10664/2005, принятого судьей по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары к открытому акционерному обществу “Автоколонна N 1852“ о взыскании 40370,00
руб.,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с заявлением к открытому акционерному обществу “Автоколонна N 1852“ (далее - ОАО “Автоколонна N 1852“, налогоплательщик) о взыскании 40370,00 руб.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары в удовлетворении заявления к открытому акционерному обществу “Автоколонна N 1852“ о взыскании 40370 руб. отказано.

Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23 ноября 2005 года и принять по делу новый судебный акт.

В ходе судебного заседания представитель Инспекции апелляционную жалобу поддержал. По существу суду пояснил, что ОАО “Автоколонна N 1852“ заявило льготу, как автотранспортное предприятие, выполняющее мобилизационное задание по формированию, содержанию и постановке автоколонн войскового типа. Ссылки налогоплательщика на графу 3 декларации необоснованны, поскольку перечень указанных в ней льгот не является безусловным: налогоплательщик вправе пользоваться льготой и, соответственно, заполнять соответствующие разделы декларации лишь при наличии такой льготы в законе субъекта Российской Федерации. Законом не определено понятие оборонных организаций (имеется только понятие предприятий оборонной промышленности), в связи, с чем отнести налогоплательщика к таковым не представляется возможным. Из письма МНС России от 01.10.2003 следует, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы
по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Кроме того, общество не является организацией, на которой предусмотрена военная служба. Следовательно, ОАО “Автоколонна N 1852“ не является оборонным предприятием. Принимая во внимание то, что льгота носит заявительный характер, налоговый орган правомерно привлек ОАО “Автоколонна N 1852“ к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. На основании изложенного просил отменить решение суда от 23 ноября 2005 года и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ОАО “Автоколонна N 1852“ апелляционную жалобу не признал. По существу суду пояснил, что общество правомерно применило льготу, установленную статьей 33 Закона Чувашской Республики N 38 от 23.07.2001 для оборонных предприятий, поскольку к таковым приравнены организации, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа, к каковым относится налогоплательщик исходя из представленных налоговому органу и суду документов. Пояснил, что предприятие несет обременения, связанные с содержанием транспортных средств мобилизационного назначения, которые привлекаются для участия в учениях и т.п., лишь частично компенсируемые бюджетом, для чего, как полагают, законом и предоставлена соответствующая льгота. Кроме того, налоговая декларация содержит графу, в которой, как указано в пункте 6.2 раздела 6 Инструкции по заполнению декларации по транспортному налогу, утвержденному приказом МНС России, и должны указываться льготы для автотранспортных предприятий, имеющих в своем составе автомобильные колонны войскового типа, автотранспортные предприятия, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа и т.п. На основании изложенного просил оставить решение суда от 23 ноября 2005 года без изменения.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция установила следующее.

ОАО “Автоколонна N 1852“ зарегистрировано Инспекцией Министерства по налогам
и сборам по Калининскому району г. Чебоксары 26.11.2002.

Инспекцией была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 27 мая 2005 года и принято решение от 20 июня 2005 года N 10-09/625-П о привлечении ОАО “Автоколонна N 1852“ к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Неисполнение требования N 677 от 24 июня 2004 года, направленного налогоплательщику 26 июня 2004 года, явилось основанием обращения Инспекции в суд.

Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Чебоксары в удовлетворении заявления к открытому акционерному обществу “Автоколонна N 1852“ о взыскании 40370 руб. отказано.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, апелляционная инстанция пришла к выводу, что оснований для отмены решения суда от 23 ноября 2005 года не имеется.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В пункте 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации ОАО “Автоколонна N 1852“ является плательщиком транспортного налога.

Инспекцией установлено, что согласно представленной декларации по транспортному налогу за 2004 год ОАО “Автоколонна N 1852“ не облагало транспортным налогом 106 транспортных средств, применяя льготу, предусмотренную статьей 33 Закона Чувашской Республики
N 38 от 23.07.2001 “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“ (в строке 080 налоговой декларации указан код льготы 20115 “автотранспортные предприятия, выполняющие мобилизационное задание по формированию, содержанию и поставке автоколонн войскового типа“) (л.д. 20).

Согласно статье 356 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы по транспортному налогу и основания их использования налогоплательщиком устанавливаются соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 33 главы 8 Закона Чувашской Республики от 23.07.2001 N 38 “О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации“ на территории Чувашской Республики от уплаты налога освобождаются:

Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы; инвалиды, в том числе дети-инвалиды, а также лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и их общественные объединения (организации), хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности;

оборонные, спортивно-технические организации (общества) и организации потребительской кооперации.

Налоговое законодательство Российской Федерации и Чувашской Республики, другие отрасли законодательства не содержат понятия “оборонные организации“. Между тем, исходя из смысла указанной льготы, целью ее предоставления является освобождение имущества, предназначенного для целей обороны, от уплаты налога в связи с несением собственниками указанного имущества обременений, связанных с его содержанием.

Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ “Об обороне“ в пункте 3 статьи 1 предусматривает, что
в целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

Подпунктом 7 статьи 2 указанного закона предусмотрено, что организация обороны включает мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 года N 543 “О мобилизационной подготовке автоколонн войскового типа“ в народном хозяйстве на базе ОАО “Автоколонна N 1852“ была создана автоколонна войскового типа.

На основании Закона Российской Федерации “О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации“ от 24 января 1997 года на базе предприятий РГУП “Чувашавтотранс“, в числе которых находится ОАО “Автоколонна N 1852“, был создан мобилизационный резерв автомобилей, что подтверждается сводным нарядом 1/45, выданным военкоматом Калининского района г. Чебоксары 18 августа 2005 года (л.д. 32), число автомобилей - 106.

Кроме того, на основании Инструкции “О порядке создания и содержания автоколонн войскового типа создан специальный список машин и водителей, отобранных для передачи в войска, согласованный руководителями ОАО “Автоколонна N 1852“, войсковой части и военного комиссариата (приложение к наряду, л.д. 35 - 41).

В материалах дела имеется Перечень зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, закрепленных за имуществом мобилизационного назначения ОАО “Автоколонна N 1852“, согласованный с военным комиссариатом (л.д. 43 - 48).

Материалами дела подтверждается факт наличия в составе ОАО “Автоколонна N 1852“ транспортных средств мобилизационного назначения, т.е. предназначенных для использования в
целях обороны, в связи с чем факт их возможного использования в иных, хозяйственных целях, на что ссылается Инспекция, не может служить основанием не распространять на них действие льготы.

На основании изложенного, применение ОАО “Автоколонна N 1852“ льготы по транспортному налогу за 2004 год является правомерным. Следовательно, доначисление налоговым органом транспортного налога за 2004 год в размере 201850 руб. является не обоснованным.

Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействий) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Суд признает не обоснованным привлечение общества к налоговой ответственности по данной норме закона за неуплату транспортного налога за 2004 год в связи с отсутствием суммы налога за данный период к уплате.

На основании изложенного, решение суда от 23 ноября 2005 года является законным и обоснованным.

Расходы по уплате государственной пошлины суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ относит на налоговый орган, который в соответствии с действующим законодательством освобожден от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 23 ноября 2005 года по делу N А79-10664/2005 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.